Автор: Поротова Альбина Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Нелькан
Населённый пункт: с.Нелькан Хабаровский край Аяно-Майский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по географии 6 класс "Реки"
Раздел: среднее образование
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
УРОКА
ГЕОГРАФИИ
6
КЛАСС
.
ТЕМА
УРОКА
«
РЕКИ
»
1.
ФИО
учителя
(
полностью
)
Поротова
Альбина
Васильевна
2.
Место
работы
Муниципальное
казенное
образовательное
учреждение
средняя
общеобразовательная
школа
с
.
Нелькан
Аяно
-
Майского
муниципального
района
Хабаровского
края
.
3.
Должность
учитель
4.
Предмет
география
5.
Класс
6
6.
Тема
и
номер
урока
в
теме
Реки
.
Урок
№6
в
теме
«
Гидросфера
(10
часов
)»
Практическая
работа
№ 7. «
Определение
по
картам
географического
положения
одной
из
крупнейших
рек
Земли
:
направления
и
характера
ее
течения
,
использования
человеком
».
7.
Тип
урока
Урок
изучения
и
первичного
закрепления
нового
учебного
материала
8.
Базовый
учебник
Т
.
П
.
Герасимова
,
Н
.
П
.
Неклюкова
.
Начальный
курс
географии
. 6
класс
.
–
М
.:
Дрофа
, 2014.
Цели
урока
:
сформировать
представление
о
реке
,
её
частях
,
частях
речной
системы
и
долины
.
выявить
взаимосвязь
характера
течения
и
направления
течения
рек
и
рельефа
;
режима
рек
и
питания
от
климата
;
воспитывать
любовь
и
красоту
к
рекам
,
бережное
отношение
к
воде
,
к
чистоте
;
развивать
умение
называть
,
показывать
реки
мира
,
России
,
области
;
развивать
информационную
компетентность
учащихся
на
основе
работы
с
текстом
учебника
,
картами
атласа
.
Задачи
:
сформировать
представление
о
реке
,
её
частях
,
частях
речной
системы
и
долины
.
выявить
взаимосвязь
характера
течения
и
направления
течения
рек
и
1
рельефа
;
режима
рек
и
питания
от
климата
;
воспитывать
любовь
и
красоту
к
рекам
,
бережное
отношение
к
воде
,
к
чистоте
;
развивать
умение
называть
,
показывать
реки
мира
,
России
,
области
;
развивать
информационную
компетентность
учащихся
на
основе
работы
с
текстом
учебника
,
картами
атласа
.
Планируемые
образовательны
е
результаты
:
А
)
предметные
–
Сформировать
представление
о
реке
,
ее
составных
частях
,
частях
речной
системы
,
видах
рек
относительно
рельефа
.
Б
)
мета
предметные
–
формирование
компетенции
в
ходе
выполнения
практической
работы
по
определению
местоположения
географических
объектов
на
картах
.
Создать
условия
для
развития
универсальных
учебных
действий
:
А
)
Личностных
–
осознать
,
что
география
–
наука
,
позволяющая
людям
ориентироваться
в
мире
и
давать
ответы
на
сложные
вопросы
взаимоотношения
человека
,
природы
и
общества
в
целом
.
Б
)
Познавательных
-
поиск
и
выделение
необходимой
информации
.
Структурирование
знаний
;
осознанное
и
произвольное
построение
речевого
высказывания
в
устной
форме
;
анализ
объектов
;
выбор
оснований
и
критериев
для
сравнения
.
В
)
Регулятивных
–
предвосхищение
результата
и
уровня
усвоения
знаний
,
его
временных
характеристик
;
внесение
необходимых
корретив
в
план
и
способ
действий
.
Осознание
качества
и
уровня
усвоения
,
само
регуляция
.
Г
)
Коммуникативных
-
умение
выслушивать
собеседника
и
общаться
на
заданную
тему
Методы
обучения
:
Беседа
,
наглядные
методы
обучения
,
практические
методы
обучения
,
дедуктивный
метод
обучения
,
проблемно
-
поисковый
метод
обучения
.
Формы
организации
познавательной
деятельности
обучающихся
:
Фронтальная
,
индивидуальная
,
парная
,
групповая
.
Средства
обучения
:
мульМультимедийное
сопровождение
,
учебник
,
тетрадь
,
ручка
,
атлас
.
Ход
Урока
Этапы
Уроков
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Орг
.
Момент
.
Лобно
-
затылочная
коррекция
:
левая
рука
на
затылок
,
правая
–
на
лоб
,
глаза
закрыты
Глаза
закрываем
,
здесь
и
сейчас
себя
представляем
.
Что
было
вчера
,
мы
забываем
,
что
будет
потом
,
мы
не
знаем
.
Думаем
только
о
том
,
что
сейчас
.
Хороший
и
умный
каждый
из
вас
.
Вы
самое
Готовятся
к
уроку
,
приветствуют
учителя
.
Вспоминают
материал
по
курсу
природоведения
5
класса
2
лучшее
,
что
есть
на
свете
.
Глаза
открываем
–
здравствуйте
дети
!
Сегодня НА УРОКЕ
мы с вами
п р од о л ж а е м
и зу ч е н и е
т е м ы
Гидросфера. А для начала проверим
домашнее задание.
Откройте рабочие тетради.
Проведем тест по пройденной теме.
Внимание на доску
.Вам нужно установить
соответствие, для этого на вопросы
находящиеся в левой колонке найти
ответ в правой колонке и поставить
соответствующую букву.
Темой
нашего
урока
будет
географический
объект,
о
котором
сложено немало загадок. Отгадайте
их:
Течёт, течёт – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. (река)
Сегодня на уроке мы поговорим о
реках.
- А что вы знаете о реках? (у реки
имеется исток, устье, течение)
- А что бы вы хотели еще узнать о
реках? (познакомиться с понятием
река,
узнать
какие
реки
бывают,
от чего они зависят)
Я
думаю
в
течении
урока
мы
попытаемся
получить
ответы
на
интересующие
вас
вопросы
.
Ц е л ь
–
н а ш е го
у р о к а :
сформировать представления о реке
и
ее
частях,
познакомиться
с
новыми понятиями и
рассмотреть
зависимость
рек
от
рельефа
и
климата.
Откройте тетради и запишите
число и тему урока.
-
Я
вам
предлагаю
посмотреть
репродукции великих художников
и фотографии рек России и мира.
Вспоминают
пройденный
материл
.
Взаимопроверка
(
ченики
в
парах
меняются
тетрадями
,
проверяют
работу
и
выставляют
оценки
.
Все
верно
–
«5», 1-3
ошибки
–«4». 4-5
ошибок
–«3».
Актуализация
знаний
по
теме
«
Реки
».
Работа
обучающихся
под
руководством
педагога
по
алгоритму
«
Что
я
знаю
по
теме
и
что
я
еще
хотел
бы
узнать
».
(
проблемная
беседа
Работа
над
определениями
(
проблемно
-
поисковая
работа
)
Настраиваются
на
урок
.
Записывают
в
тетрадь
число
и
тему
урока
(
Одновременно
появляется
на
3
На Земле почти 20 млн. рек, но 53
из них имеют длину более 1000 км.
А в России насчитывается более 200
тысяч, больших и малых рек.
Слайд №7 Одни плавно несут свои
воды
среди
низменно стей
и
возвышенностей,
а
другие
бурно
спускаются с высоких гор, придавая
местности живописный вид. Слайд
№ 8 –
Разные
чувства
вызывали
р е к и
у
п о э т о в ,
п и с а т е л е й ,
художников.
Речка
,
синяя
вода
!
Ты
скажи
,
бежишь
куда
?
И
зачем
ты
так
спешишь
,
Плещешь
пеною
,
шумишь
?
Отвечала
нам
река
:
Я
бегу
издалека
,
Я
спешу
,
я
тороплюсь
,
В
океан
большой
вольюсь
,
Растворюсь
там
в
глубине
,
На
просторе
вольно
мне
!
Потому
так
и
желанна
Бесконечность
океана
.
А мы попробуем в прозе сказать,
что такое река
Каждая
река,
где
бы
она
не
находилась,
имеет
свое
начало.
Дайте
определения
терминам
исток, приток, устье.
- А откуда река может брать свое
начало?
.
Как
мы
определим
,
какой
приток
левый
,
а
какой
правый
?
Правило определения правого и
левого притоков:
1.
Встать лицом к устью реки
(вниз по течению).
2.
Если река впадает справа –
это правый приток.
3.
Если река впадает слева – это
левый приток.
слайде
презентации
)
Делают
предположение
,
Дети
отвечают
,
дают
свои
определения
,
при
этом
работают
в
паре
,
советуются
,
находят
компромисс
.
Запись
определения
в
тетради
.
4
4.
На каком берегу реки Мая
расположен п.Нелькан.
5.
Чуйка, – это какой приток
реки Мая?
Задание: Найдите в атласе на карте
России с.16, 17 реки и назовите их
притоки.
1. Каким притоком у Волги является
река Кама? Кама - левый приток
Волги.
Назовите притоки реки Волги.
Главная река со всеми ее
притоками образует речную
систему.
Слайд №
12 Граница,
разделяющая речные системы
называется водоразделом.
В о д о р а з д е л
–
г р а н и ц а ,
разделяющая
речные
системы.
Запись определения в тетрадь.
По одну сторону водораздела вода
стекает в одну реку, а по другую – в
другую.
В
горах
в од о р а зд е л
проходит по гребным хребтам, на
р а в н и н а х
–
п о
н а и б о л е е
возвышенной их части. Иногда на
равнинах
водоразделы
определить
трудно.
Участок суши, с которой вся вода
стекает в одну реку, называется
речным бассейном.
Речной
бассейн
–
это
участок
суши, с которого вся вода стекает
в
реку.
Запись
определения
в
тетрадь.
У Амазонки самый большой
бассейн и составляет 7 млн. км
2
-
чуть меньше площади Австралии.
- А сейчас заполним схему реки и
укажем все ее части. У каждого на
парте лежит схема реки, которую
нужно заполнить самостоятельно.
Запись
определения
в
тетради
.
Запись
определения
в
тетради
.
Запись
определения
в
тетради
.
5
-
Давайте ее проверим.
Проверка
(Исток
–
2,
речной
бассейн – 5, устье – 1, водораздел –
4, приток – 3)
Оцените свою работу:
5 правильных ответов –
отлично
4 правильных ответа – очень
хорошо
3 правильных ответа – стоит
обратиться за помощью
1-2 правильных ответа – нужно
обратиться к определениям.
Зарядка для глаз. Закрыли глаза
посмотрели вправо, влево, вверх
вниз – повторить 4 раза. А -
теперь глазами нарисуйте 8 – 3
РАЗА.
ПРОДОЛЖАЕМ УРОК.
Постановка проблемного вопроса
и его разрешение под
руководством педагога..
Чем реки отличаются друг от друга?
Слайд
№
Слайд №17 Часто на горных реках
можно увидеть пороги.
Пороги – выходы твердых пород в
русле реки.
Иногда
в
русле
реки
чередуются
полосы твердых и мягких горных
пород.
Река
размывает
более
мягкие
п о р о д ы ,
а
в ы х о д ы
т р у д н о
размываемых
твердых
п о р од
образуют пороги.
Пороги
бывают
Дети
предполагают
(
длиной
,
шириной
местом
расположения
,
характером
течения
)
Запись
определения
в
тетради
.
6
Исток
2
Речной бассейн
5
Устье
1
Водораздел
4
Приток
3
очень красивые, но сильно мешают
судоходству.
Слайд
№1 8 При
горизонтальном
залегании твердых и мягких пород в
русле
река
размывает
мягкие
п о р о д ы ,
в
р е з ул ь т а т е
ч е г о
образуется
ступень
из
твердой
породы. Если ступень высокая, река
низвергается с нее в виде
водопада.
- Что такое водопад?
Водопад
–
крутой
уступ,
с
которого вода реки падает вниз.
Как
называется
самый
высокий
в о д о п а д
в
м и р е ,
е с л и
е г о
координаты 5
0
с.ш. и
63
0
з.д.? Самый
высокий
водопад
на
Земле
–
Анхель,
который
находится
в
Южной
Америке.
Он
назван
по
имени
летчика
Анхеля,
который
открыл
его
в
1935
г.
с
самолета.
Поток
воды
с
шумом
падает
с
высоты
1054
м
на
дно
глубокого
ущелья.
Слайд №20
.
С а м ы й
м о щ н ы й
в о д о п а д
Ниагарский,
расположенный
в
Северной Америке.
Наибольшая высота водопада – 51
м.,
ширина
1200
м.
Расположен
в о д о п а д
н а
р е к е
Н и а г а р а ,
соединяющей озёра Эри и Онтарио
в Северной Америке.
Таким образом, мы выяснили, как
рельеф влияет на реки.
А
река
изменяет
рельеф?
Где-то
размывает, где-то создает. Куда мы
любим, выезжать в жаркую погоду?
Рассмотрим влияние климата на
питание рек.
Постановка проблемного вопроса -
З а
с ч е т
ч е г о ,
ПОВЫШАЕТСЯ
УРОВЕНЬ ВОДЫ В РЕКЕ?
Наша
река
Мая
какое
им еет
питание? Смешанное.
Слайд №21-25
Питание реки – поступление воды
в реку от различных источников
Работа
по
карте
атласа
.
?
(за
счет
дождей,
снега, подземных вод)
7
питания.
Рассмотрим, какое питание бывает у
рек. Записываем в тетради питание
рек по середине
Питание рек:
1.
Дождевое
2.
Снеговое
3.
Подземное
4.
Смешанное
Значение рек !!!!!!!!!!!!
IV. Закрепление
Слайд
№26
Практическая
работа в группах.
Задание: Описание реки Обь
по плану.
1. Материк, на котором находится река.
2. Исток, направление течения, устье.
3. Характер течения реки.
4. Тип питания реки.
5. Самый крупный приток реки.
6. К бассейну, какого океана относится?
-
Кто
правильно
или
практически
без
ошибок
заполнил
таблицу,
поднимите руки.
V. Итог
- Что нового вы узнали о реках?
- На доске показаны знаки, с
помощью которых, оцените, как вы
поняли тему урока:
! – понятно все
?- есть вопросы
…. – ничего не понял
Я показываю знак, а вы поднимите
руки.
8
Вижу, что большинство поняли
тему урока.
Выставление оценок
VI. Домашнее задание
Слайд №28 П. 30, составить
синквейны на понятия пороги,
водопад.
окружают
нас
в
реальной
жизни
.
Подготовка
к
основному
этапу
занятия
Усвоение
новых
знаний
и
способов
действий
Первичная
проверка
понимания
знаний
и
способов
действий
Подведение
итогов
занятий
9
Рефлексия
Информация
о
домашнем
задании
Параграф
30,
конспект
,
сочинить
стих
о
реке
.
Записывают
домашнее
задание
10