Напоминание

Технологическая карта урока по географии 6 класс "Реки"


Автор: Поротова Альбина Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Нелькан
Населённый пункт: с.Нелькан Хабаровский край Аяно-Майский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока по географии 6 класс "Реки"
Раздел: среднее образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ

КАРТА

УРОКА

ГЕОГРАФИИ

6

КЛАСС

.

ТЕМА

УРОКА

«

РЕКИ

»

1.

ФИО

учителя

(

полностью

)

Поротова

Альбина

Васильевна

2.

Место

работы

Муниципальное

казенное

образовательное

учреждение

средняя

общеобразовательная

школа

с

.

Нелькан

Аяно

-

Майского

муниципального

района

Хабаровского

края

.

3.

Должность

учитель

4.

Предмет

география

5.

Класс

6

6.

Тема

и

номер

урока

в

теме

Реки

.

Урок

№6

в

теме

«

Гидросфера

(10

часов

Практическая

работа

№ 7. «

Определение

по

картам

географического

положения

одной

из

крупнейших

рек

Земли

:

направления

и

характера

ее

течения

,

использования

человеком

».

7.

Тип

урока

Урок

изучения

и

первичного

закрепления

нового

учебного

материала

8.

Базовый

учебник

Т

.

П

.

Герасимова

,

Н

.

П

.

Неклюкова

.

Начальный

курс

географии

. 6

класс

.

М

.:

Дрофа

, 2014.

Цели

урока

:

сформировать

представление

о

реке

,

её

частях

,

частях

речной

системы

и

долины

.

выявить

взаимосвязь

характера

течения

и

направления

течения

рек

и

рельефа

;

режима

рек

и

питания

от

климата

;

воспитывать

любовь

и

красоту

к

рекам

,

бережное

отношение

к

воде

,

к

чистоте

;

развивать

умение

называть

,

показывать

реки

мира

,

России

,

области

;

развивать

информационную

компетентность

учащихся

на

основе

работы

с

текстом

учебника

,

картами

атласа

.

Задачи

:

сформировать

представление

о

реке

,

её

частях

,

частях

речной

системы

и

долины

.

выявить

взаимосвязь

характера

течения

и

направления

течения

рек

и

1

рельефа

;

режима

рек

и

питания

от

климата

;

воспитывать

любовь

и

красоту

к

рекам

,

бережное

отношение

к

воде

,

к

чистоте

;

развивать

умение

называть

,

показывать

реки

мира

,

России

,

области

;

развивать

информационную

компетентность

учащихся

на

основе

работы

с

текстом

учебника

,

картами

атласа

.

Планируемые

образовательны

е

результаты

:

А

)

предметные

Сформировать

представление

о

реке

,

ее

составных

частях

,

частях

речной

системы

,

видах

рек

относительно

рельефа

.

Б

)

мета

предметные

формирование

компетенции

в

ходе

выполнения

практической

работы

по

определению

местоположения

географических

объектов

на

картах

.

Создать

условия

для

развития

универсальных

учебных

действий

:

А

)

Личностных

осознать

,

что

география

наука

,

позволяющая

людям

ориентироваться

в

мире

и

давать

ответы

на

сложные

вопросы

взаимоотношения

человека

,

природы

и

общества

в

целом

.

Б

)

Познавательных

-

поиск

и

выделение

необходимой

информации

.

Структурирование

знаний

;

осознанное

и

произвольное

построение

речевого

высказывания

в

устной

форме

;

анализ

объектов

;

выбор

оснований

и

критериев

для

сравнения

.

В

)

Регулятивных

предвосхищение

результата

и

уровня

усвоения

знаний

,

его

временных

характеристик

;

внесение

необходимых

корретив

в

план

и

способ

действий

.

Осознание

качества

и

уровня

усвоения

,

само

регуляция

.

Г

)

Коммуникативных

-

умение

выслушивать

собеседника

и

общаться

на

заданную

тему

Методы

обучения

:

Беседа

,

наглядные

методы

обучения

,

практические

методы

обучения

,

дедуктивный

метод

обучения

,

проблемно

-

поисковый

метод

обучения

.

Формы

организации

познавательной

деятельности

обучающихся

:

Фронтальная

,

индивидуальная

,

парная

,

групповая

.

Средства

обучения

:

мульМультимедийное

сопровождение

,

учебник

,

тетрадь

,

ручка

,

атлас

.

Ход

Урока

Этапы

Уроков

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Орг

.

Момент

.

Лобно

-

затылочная

коррекция

:

левая

рука

на

затылок

,

правая

на

лоб

,

глаза

закрыты

Глаза

закрываем

,

здесь

и

сейчас

себя

представляем

.

Что

было

вчера

,

мы

забываем

,

что

будет

потом

,

мы

не

знаем

.

Думаем

только

о

том

,

что

сейчас

.

Хороший

и

умный

каждый

из

вас

.

Вы

самое

Готовятся

к

уроку

,

приветствуют

учителя

.

Вспоминают

материал

по

курсу

природоведения

5

класса

2

лучшее

,

что

есть

на

свете

.

Глаза

открываем

здравствуйте

дети

!

Сегодня НА УРОКЕ

мы с вами

п р од о л ж а е м

и зу ч е н и е

т е м ы

Гидросфера. А для начала проверим

домашнее задание.

Откройте рабочие тетради.

Проведем тест по пройденной теме.

Внимание на доску

.Вам нужно установить

соответствие, для этого на вопросы

находящиеся в левой колонке найти

ответ в правой колонке и поставить

соответствующую букву.

Темой

нашего

урока

будет

географический

объект,

о

котором

сложено немало загадок. Отгадайте

их:

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит. (река)

Сегодня на уроке мы поговорим о

реках.

- А что вы знаете о реках? (у реки

имеется исток, устье, течение)

- А что бы вы хотели еще узнать о

реках? (познакомиться с понятием

река,

узнать

какие

реки

бывают,

от чего они зависят)

Я

думаю

в

течении

урока

мы

попытаемся

получить

ответы

на

интересующие

вас

вопросы

.

Ц е л ь

н а ш е го

у р о к а :

сформировать представления о реке

и

ее

частях,

познакомиться

с

новыми понятиями и

рассмотреть

зависимость

рек

от

рельефа

и

климата.

Откройте тетради и запишите

число и тему урока.

-

Я

вам

предлагаю

посмотреть

репродукции великих художников

и фотографии рек России и мира.

Вспоминают

пройденный

материл

.

Взаимопроверка

(

ченики

в

парах

меняются

тетрадями

,

проверяют

работу

и

выставляют

оценки

.

Все

верно

«5», 1-3

ошибки

–«4». 4-5

ошибок

–«3».

Актуализация

знаний

по

теме

«

Реки

».

Работа

обучающихся

под

руководством

педагога

по

алгоритму

«

Что

я

знаю

по

теме

и

что

я

еще

хотел

бы

узнать

».

(

проблемная

беседа

Работа

над

определениями

(

проблемно

-

поисковая

работа

)

Настраиваются

на

урок

.

Записывают

в

тетрадь

число

и

тему

урока

(

Одновременно

появляется

на

3

На Земле почти 20 млн. рек, но 53

из них имеют длину более 1000 км.

А в России насчитывается более 200

тысяч, больших и малых рек.

Слайд №7 Одни плавно несут свои

воды

среди

низменно стей

и

возвышенностей,

а

другие

бурно

спускаются с высоких гор, придавая

местности живописный вид. Слайд

№ 8

Разные

чувства

вызывали

р е к и

у

п о э т о в ,

п и с а т е л е й ,

художников.

Речка

,

синяя

вода

!

Ты

скажи

,

бежишь

куда

?

И

зачем

ты

так

спешишь

,

Плещешь

пеною

,

шумишь

?

Отвечала

нам

река

:

Я

бегу

издалека

,

Я

спешу

,

я

тороплюсь

,

В

океан

большой

вольюсь

,

Растворюсь

там

в

глубине

,

На

просторе

вольно

мне

!

Потому

так

и

желанна

Бесконечность

океана

.

А мы попробуем в прозе сказать,

что такое река

Каждая

река,

где

бы

она

не

находилась,

имеет

свое

начало.

Дайте

определения

терминам

исток, приток, устье.

- А откуда река может брать свое

начало?

.

Как

мы

определим

,

какой

приток

левый

,

а

какой

правый

?

Правило определения правого и

левого притоков:

1.

Встать лицом к устью реки

(вниз по течению).

2.

Если река впадает справа –

это правый приток.

3.

Если река впадает слева – это

левый приток.

слайде

презентации

)

Делают

предположение

,

Дети

отвечают

,

дают

свои

определения

,

при

этом

работают

в

паре

,

советуются

,

находят

компромисс

.

Запись

определения

в

тетради

.

4

4.

На каком берегу реки Мая

расположен п.Нелькан.

5.

Чуйка, – это какой приток

реки Мая?

Задание: Найдите в атласе на карте

России с.16, 17 реки и назовите их

притоки.

1. Каким притоком у Волги является

река Кама? Кама - левый приток

Волги.

Назовите притоки реки Волги.

Главная река со всеми ее

притоками образует речную

систему.

Слайд №

12 Граница,

разделяющая речные системы

называется водоразделом.

В о д о р а з д е л

г р а н и ц а ,

разделяющая

речные

системы.

Запись определения в тетрадь.

По одну сторону водораздела вода

стекает в одну реку, а по другую – в

другую.

В

горах

в од о р а зд е л

проходит по гребным хребтам, на

р а в н и н а х

п о

н а и б о л е е

возвышенной их части. Иногда на

равнинах

водоразделы

определить

трудно.

Участок суши, с которой вся вода

стекает в одну реку, называется

речным бассейном.

Речной

бассейн

это

участок

суши, с которого вся вода стекает

в

реку.

Запись

определения

в

тетрадь.

У Амазонки самый большой

бассейн и составляет 7 млн. км

2

-

чуть меньше площади Австралии.

- А сейчас заполним схему реки и

укажем все ее части. У каждого на

парте лежит схема реки, которую

нужно заполнить самостоятельно.

Запись

определения

в

тетради

.

Запись

определения

в

тетради

.

Запись

определения

в

тетради

.

5

-

Давайте ее проверим.

Проверка

(Исток

2,

речной

бассейн – 5, устье – 1, водораздел –

4, приток – 3)

Оцените свою работу:

5 правильных ответов –

отлично

4 правильных ответа – очень

хорошо

3 правильных ответа – стоит

обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно

обратиться к определениям.

Зарядка для глаз. Закрыли глаза

посмотрели вправо, влево, вверх

вниз – повторить 4 раза. А -

теперь глазами нарисуйте 8 – 3

РАЗА.

ПРОДОЛЖАЕМ УРОК.

Постановка проблемного вопроса

и его разрешение под

руководством педагога..

Чем реки отличаются друг от друга?

Слайд

Слайд №17 Часто на горных реках

можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в

русле реки.

Иногда

в

русле

реки

чередуются

полосы твердых и мягких горных

пород.

Река

размывает

более

мягкие

п о р о д ы ,

а

в ы х о д ы

т р у д н о

размываемых

твердых

п о р од

образуют пороги.

Пороги

бывают

Дети

предполагают

(

длиной

,

шириной

местом

расположения

,

характером

течения

)

Запись

определения

в

тетради

.

6

Исток

2

Речной бассейн

5

Устье

1

Водораздел

4

Приток

3

очень красивые, но сильно мешают

судоходству.

Слайд

№1 8 При

горизонтальном

залегании твердых и мягких пород в

русле

река

размывает

мягкие

п о р о д ы ,

в

р е з ул ь т а т е

ч е г о

образуется

ступень

из

твердой

породы. Если ступень высокая, река

низвергается с нее в виде

водопада.

- Что такое водопад?

Водопад

крутой

уступ,

с

которого вода реки падает вниз.

Как

называется

самый

высокий

в о д о п а д

в

м и р е ,

е с л и

е г о

координаты 5

0

с.ш. и

63

0

з.д.? Самый

высокий

водопад

на

Земле

Анхель,

который

находится

в

Южной

Америке.

Он

назван

по

имени

летчика

Анхеля,

который

открыл

его

в

1935

г.

с

самолета.

Поток

воды

с

шумом

падает

с

высоты

1054

м

на

дно

глубокого

ущелья.

Слайд №20

.

С а м ы й

м о щ н ы й

в о д о п а д

Ниагарский,

расположенный

в

Северной Америке.

Наибольшая высота водопада – 51

м.,

ширина

1200

м.

Расположен

в о д о п а д

н а

р е к е

Н и а г а р а ,

соединяющей озёра Эри и Онтарио

в Северной Америке.

Таким образом, мы выяснили, как

рельеф влияет на реки.

А

река

изменяет

рельеф?

Где-то

размывает, где-то создает. Куда мы

любим, выезжать в жаркую погоду?

Рассмотрим влияние климата на

питание рек.

Постановка проблемного вопроса -

З а

с ч е т

ч е г о ,

ПОВЫШАЕТСЯ

УРОВЕНЬ ВОДЫ В РЕКЕ?

Наша

река

Мая

какое

им еет

питание? Смешанное.

Слайд №21-25

Питание реки – поступление воды

в реку от различных источников

Работа

по

карте

атласа

.

?

(за

счет

дождей,

снега, подземных вод)

7

питания.

Рассмотрим, какое питание бывает у

рек. Записываем в тетради питание

рек по середине

Питание рек:

1.

Дождевое

2.

Снеговое

3.

Подземное

4.

Смешанное

Значение рек !!!!!!!!!!!!

IV. Закрепление

Слайд

№26

Практическая

работа в группах.

Задание: Описание реки Обь

по плану.

1. Материк, на котором находится река.

2. Исток, направление течения, устье.

3. Характер течения реки.

4. Тип питания реки.

5. Самый крупный приток реки.

6. К бассейну, какого океана относится?

-

Кто

правильно

или

практически

без

ошибок

заполнил

таблицу,

поднимите руки.

V. Итог

- Что нового вы узнали о реках?

- На доске показаны знаки, с

помощью которых, оцените, как вы

поняли тему урока:

! – понятно все

?- есть вопросы

…. – ничего не понял

Я показываю знак, а вы поднимите

руки.

8

Вижу, что большинство поняли

тему урока.

Выставление оценок

VI. Домашнее задание

Слайд №28 П. 30, составить

синквейны на понятия пороги,

водопад.

окружают

нас

в

реальной

жизни

.

Подготовка

к

основному

этапу

занятия

Усвоение

новых

знаний

и

способов

действий

Первичная

проверка

понимания

знаний

и

способов

действий

Подведение

итогов

занятий

9

Рефлексия

Информация

о

домашнем

задании

Параграф

30,

конспект

,

сочинить

стих

о

реке

.

Записывают

домашнее

задание

10



В раздел образования