Автор: Поротова Альбина Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Нелькан
Населённый пункт: с.Нелькан Хабаровский край Аяно-Майский район
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по географии 6 класс
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Нелькан Аяно-Майский район
Хабаровский край
«Рассмотрено»
Руководитель МО Агеева К.С
Протокол №___________от
«___»______________2020г
«Согласовано»
Заместитель директора
По УВР Петрова Е.А
«___»______________2020г
«Утверждаю»
Директор
Пахомова Т.С
«___»______________2020г
Рабочая
программа
Учителя
географии
и
биологии
Поротовой
Альбины
Васильевны
География
.
Начальный
курс
6
класс
базовый
уровень
(1
час
в
неделю
, 35
уроков
)
Авторы
учебника
:
Т
.
П
.
Герасимова
,
Н
.
П
.
Неклюкова
2019-2020
Рабочая программа по географии 6 класса включает следующие разделы:
1.
Пояснительная записка.
2.
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса по географии.
3.
Учебно-тематический план.
4.
Содержание начального курса географии 6 класса.
5.
Календарно-тематический план.
6.
Учебно-методическое обеспечение по географии 6 класса.
7.
Перечень оценочных практических работ.
Пояснительная записка
1. Цели и задачи курса.
Получение учащимися школы образовательных результатов в соответствии с
требованиями ФГОС ООО через развитие образовательного пространства школы.
Личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное
развитие личности через изучение курса географии.
Общие цели и задачи изучения географии 6 класса:
Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем
человечества и путях их решения; о методах изучения географического прост-
ранства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умением сочетать глобальный, региональный и локальный подход для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических
процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомлением с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение
и
применение географической
информации,
включая
карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и Интернет - ресурсы,
для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов междуна-
родной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других
странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
понимание географических специфики крупных регионов и стран
мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха
2. Нормативно-правовая база.
Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего
образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и
примерными
программами
основного
общего
образования
по
географии
«География
Земли» (VI-VII классы).
Рабочая
программа
ориентирована
на
использование
учебника
Т.
П.
Герасимовой, Н. П. Неклюковой «география. Начальный курс. 6 класс (М.:Дрофа, 2017), рабочей
тетради - География. Начальный курс. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П.
Неклюковой «География.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
ответственное отношение к учению;
готовность
и
способность
к
саморазвитию
и
самообразованию
на
основе
мотивации к обучению и познанию;
постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;
приобретение опыта участия в социально значимом труде;
развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-
исследовательской, творческой деятельности;
осознание ценности здорового образа жизни;
понимание основ экологической культуры.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);
планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);
работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
работать в соответствии с предложенным планом;
сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
владение основами самоконтроля и самооценки;
осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;
оценивать работу одноклассников;
в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;
осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
критичное отношение к своему мнению.
Познавательные УУД:
выделять главное, существенные признаки понятий;
устанавливать причинно-следственные связи;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
классифицировать информацию по заданным признакам;
решать проблемные задачи;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами;
создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).
Предметные результаты:
объяснять значение ключевых понятий курса;
объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;
называть и объяснять географические закономерности природных процессов;
называть и показывать основные географические объекты;
работать с основными источниками географической информации (глобусом, планом местности
и географическими картами);
работать с контурной картой;
производить простейшую съемку местности;
пользоваться приборами для проведения наблюдений и простейших исследований;
ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса
по плану;
приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;
приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
называть меры по охране природы.
3. Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География»
на этапе основного общего образования. В VI классе - 34 часа, то есть один час в неделю.
География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в
формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная
школьная
дисциплина.
Уникальность
ее
места
и
роли
заключается
в
том,
что
она
представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные
(социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая
составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических
наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.
Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться
сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и
закономерности.
География
давно
уже
перестала
быть
«землеописательной»
и
«поисково-
открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в
школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область
знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки.
Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных
взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до
глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и
общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных
естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности.
В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и
концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа
2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера,
формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете
людей.
4. Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные
уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования
умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала,
обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические
работы на местности, экскурсии.
5. Механизмы формирования компетентности обучения.
Важнейшим
механизмом
формирования
компетентности
обучения
является
словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя
(рассказ,
объяснение,
лекция,
разъяснение
способов
деятельности,
приемов
работы
с
каким-либо
источником
географической
информации),
работа
учащихся
с
текстом
учебника
и
другой
дополнительной
литературой.
Часто
используется
диалогическая
форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные
пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в
природе
и
на
производстве,
методы
работы
с
картами,
схемами,
профилями,
статистическими показателями.
На
уроках
географии
сами
школьники
создают
модели:
вычерчивают
план
местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают
с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
6. Форма контроля.
Тестовый
контроль,
проверочные
работы,
топографические
и
географические
диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа,
заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
Продолжительность учебного года – 34 недели. Продолжительность урока – 45
минут при 6-дневной учебной недели.
В конце учебного года в тематическом плане делается запись:
по календарно-тематическому плану 34 часа, дано – 34 часа. Программный материал
пройден.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы
Количество часов
Раздел 1. Введение. Земля как планета.
2
Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли.
Тема 2.1. План местности
Тема 2.2. Географическая карта
6
3
3
Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки
Тема 3.1. Литосфера
Тема 3.2. Гидросфера
Тема 3.3. Атмосфера
Тема 3.4. Биосфера
24
8
8
7
1
Раздел 4. Население Земли
1
Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека
1
СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ.
VI КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА (3 часа)
Практические работы
Раздел 1. Введение
Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению за погодой,
фенологическими явлениями
Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли.
Тема 2.1. План местности
Топографический диктант;
Ориентирование на местности;
Тема 2.2. Географическая карта
Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических
координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и
расстояний;
Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки
Тема 3.1. Литосфера
Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет,
твердость, плотность).
Описание по карте географического положения гор и равнин,
Нанесение на контурную карту вулканов, гор и равнин.
Тема 3.2. Гидросфера
Нанесение на контурную карту океанов, морей, озер, рек.
Тема 3.3. Атмосфера
Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью
приборов (термометра, барометра).
Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение
преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач
на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой,
влажности.
Тема 3.4. Биосфера
Раздел 4. Население Земли.
Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Шарообразная форма Земли
и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты.
Земля — одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые
представления о форме и размерах Земли.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- предмет изучения географии;
- основные этапы познания планеты;
- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона
земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;
Уметь:
Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…, сравнивать…,
обосновывать
РАЗДЕЛ II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (6 часов)
Тема 1. План местности (3 часа)
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение
направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане.
Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота.
Изображение на плане
местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение
планов местности в практической деятельности человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов
изображения местности;
Уметь:
- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану,
Солнцу;
- распознавать условные знаки на плане местности;
- называть элементы легенды на плане местности
- определять направления, расстояния;
- читать план местности.
Тема 2. Географическая карта (3 часа)
Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.
Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте,
основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах
неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.
Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и
географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые
виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- форму и размеры Земли;
- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;
Уметь:
- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;
- называть элементы легенды на географической карте, глобусе;
- уметь выбирать карты необходимого масштаба для решения учебной задачи
- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и
России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;
- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;
- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины
точек земной поверхности.
РА ЗД Е Л III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (24часа)
Тема 1. Литосфера
(8 часов)
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть
литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их исполь-
зование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверх ность Земли. Виды движения земной
коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру
залегания
пород.
Внешние
процессы,
изменяющие поверхность Земли: выветривание,
деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.
Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в
экстремальных
ситуациях.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:
- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара,
правильно подписывать их на контурной карте;
Объяснять понятия:
- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;
Объяснять:
- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Уметь:
- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;
- работать с контурной картой
Тема 2. Гидросфера
(8 часов)
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря,
заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового
океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир
океана. Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние
рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и
водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок,
межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное зна-
чение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники — источник
пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей
водных объектов в произведениях искусства.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового
океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер,
подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь:
- определять географическое положение объектов гидросферы,
- определять по карте глубины океанов и морей,
-устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа,
- определять по форме озерной котловины ее происхождении.
Называть и показывать:
- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.
Тема 3. Атмосфера (7 часов)
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха.
Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты
Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы,
муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее
изменений, предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в
зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их
главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость
климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение
особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:
- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на
климат (климатообразующие факторы);
Уметь:
- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен
года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;
- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность,
основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды
температур;
- описывать погоду и климат своей местности.
Тема 4. Биосфера
(1часов)
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие
животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность
организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов.
Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль
деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость
удовлетворения потребностей человечества.
Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный,
животный мир и человек в своей местности.
В з а и м о с в я з ь
и
в з а и м о в л и я н и е
з е м н ы х
о б о л о ч е к :
л и т о с ф е р ы ,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества.
Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности
человека.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь:
- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить
примеры;
- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.
РАЗДЕЛ IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1 час
)
Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли,
изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в
нашей местности. Язык, обычаи.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- численность населения Земли, основные расы.
Уметь:
- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее
распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
РАЗДЕЛ V. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ
ЧЕЛОВЕКА (1 час)
Стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и
природные комплексы;
Называть меры по охране природы;
- приводить примеры позитивных и негативных влияний в системе природа-человек
Учебно-методическое обеспечение по географии
6 класс
(по учебнику Т.П. Герасимовой, Неклюковой Н.П.)
Основная литература:
1. Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений.
6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.
2. Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2007.
3. Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом
контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.
4.
География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.
5.
Авторская программа по географии. 6 – 10 классы. / Под редакцией И.В.Душиной.
– М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература:
1. Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
2. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
3. Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии –
М.: Просвещение, 1954.
4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
5. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? –
М.: Граф-пресс, 2003.
6. Губарев В.К. – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
7. Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.
8. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.-
М.: Илекса, 2008.
9. Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. –
М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
10. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.
11. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.
12. Майорова Т.С. География: справочник - школьника – М.: Слово, АСТ, 1996.
13. Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.
14. Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь –
М.: Русские словари, 1998.
15. Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.
16. Пятунин В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие) – М.: Дрофа, 2005.
17. Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.
18. Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.
19. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах –
М.: Астрель, АСТ, 2007.
Методическая литература:
1. Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 6 класс. –
М.: Экзамен, 2009.
2. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008
3. Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) ,
6 класс.– М.: Дрофа, 2007.
4. Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
5. Иванова Т.В. - Тематическое и поурочное планирование , 6 класс.-
М.: Экзамен, 2006
6. Крылова О.В. – Практические работы, 6 класс. – М.: Вита- Пресс, 2006.
7. Летягин А.А. – Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. 6 класс.
– М.: Вентана-Граф, 2008.
8. Лобжанидзе А.А., Корниенко Е.В. – Рабочая тетрадь: География. Земля –
АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.
9. Нагорная И.И. – Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, 6 класс. –
Волгоград: Учитель, 2005.
10. Нагорная И.И.. География. 6 класс. Поурочные планы к учебнику Т.П. Герасимовой,
Н.П. Неклюдовой “Начальный курс географии. 6 класс”: Метод. пособие. –
Волгоград: Учитель, 2004.
11. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2006.
12. Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.
13. Петрова Н.Н. – Темы шк. курса: Земля – планета Солнечной системы –
М.: Дрофа, 2004
14. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.
15. Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: План и карта – М.: Дрофа. 2004.
16. Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. –
М.: Дрофа, 2007.
17. Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения – СПб.: Литера, 2000