Напоминание

Рабочая программа по географии 6 класс


Автор: Поротова Альбина Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Нелькан
Населённый пункт: с.Нелькан Хабаровский край Аяно-Майский район
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программа по географии 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа с. Нелькан Аяно-Майский район

Хабаровский край

«Рассмотрено»

Руководитель МО Агеева К.С

Протокол №___________от

«___»______________2020г

«Согласовано»

Заместитель директора

По УВР Петрова Е.А

«___»______________2020г

«Утверждаю»

Директор

Пахомова Т.С

«___»______________2020г

Рабочая

программа

Учителя

географии

и

биологии

Поротовой

Альбины

Васильевны

География

.

Начальный

курс

6

класс

базовый

уровень

(1

час

в

неделю

, 35

уроков

)

Авторы

учебника

:

Т

.

П

.

Герасимова

,

Н

.

П

.

Неклюкова

2019-2020

Рабочая программа по географии 6 класса включает следующие разделы:

1.

Пояснительная записка.

2.

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса по географии.

3.

Учебно-тематический план.

4.

Содержание начального курса географии 6 класса.

5.

Календарно-тематический план.

6.

Учебно-методическое обеспечение по географии 6 класса.

7.

Перечень оценочных практических работ.

Пояснительная записка

1. Цели и задачи курса.

Получение учащимися школы образовательных результатов в соответствии с

требованиями ФГОС ООО через развитие образовательного пространства школы.

Личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное

развитие личности через изучение курса географии.

Общие цели и задачи изучения географии 6 класса:

Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и

динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на

всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем

человечества и путях их решения; о методах изучения географического прост-

ранства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умением сочетать глобальный, региональный и локальный подход для

описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических

процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

способностей посредством ознакомлением с важнейшими географическими

особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,

бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных

географических методов, знаний и умений, а также географической информации;

нахождение

и

применение географической

информации,

включая

карты,

статистические материалы, геоинформационные системы и Интернет - ресурсы,

для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов междуна-

родной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других

странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;

понимание географических специфики крупных регионов и стран

мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха

2. Нормативно-правовая база.

Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего

образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и

примерными

программами

основного

общего

образования

по

географии

«География

Земли» (VI-VII классы).

Рабочая

программа

ориентирована

на

использование

учебника

Т.

П.

Герасимовой, Н. П. Неклюковой «география. Начальный курс. 6 класс (М.:Дрофа, 2017), рабочей

тетради - География. Начальный курс. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П.

Неклюковой «География.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Личностные результаты:

ответственное отношение к учению;

готовность

и

способность

к

саморазвитию

и

самообразованию

на

основе

мотивации к обучению и познанию;

постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

приобретение опыта участия в социально значимом труде;

развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-

исследовательской, творческой деятельности;

осознание ценности здорового образа жизни;

понимание основ экологической культуры.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

ставить учебную задачу (самостоятельно и под руководством учителя);

планировать свою деятельность (самостоятельно, в группе или под руководством учителя);

работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

работать в соответствии с предложенным планом;

сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;

владение основами самоконтроля и самооценки;

осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

участвовать в совместной деятельности, организовывать сотрудничество;

оценивать работу одноклассников;

в дискуссии высказывать суждения, подтверждая их фактами;

осознание уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;

критичное отношение к своему мнению.

Познавательные УУД:

выделять главное, существенные признаки понятий;

устанавливать причинно-следственные связи;

определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

классифицировать информацию по заданным признакам;

решать проблемные задачи;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные).

Предметные результаты:

объяснять значение ключевых понятий курса;

объяснять особенности строения и развития основных оболочек Земли;

называть и объяснять географические закономерности природных процессов;

называть и показывать основные географические объекты;

работать с основными источниками географической информации (глобусом, планом местности

и географическими картами);

работать с контурной картой;

производить простейшую съемку местности;

пользоваться приборами для проведения наблюдений и простейших исследований;

ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

составлять описания (характеристики) отдельных объектов природы и природного комплекса

по плану;

приводить примеры единства и взаимосвязей компонентов природы;

приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.

называть меры по охране природы.

3. Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской

Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География»

на этапе основного общего образования. В VI классе - 34 часа, то есть один час в неделю.

География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в

формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная

школьная

дисциплина.

Уникальность

ее

места

и

роли

заключается

в

том,

что

она

представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные

(социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая

составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических

наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.

Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться

сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и

закономерности.

География

давно

уже

перестала

быть

«землеописательной»

и

«поисково-

открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в

школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область

знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки.

Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных

взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до

глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и

общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных

естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности.

В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и

концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа

2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера,

формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете

людей.

4. Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные

уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования

умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала,

обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические

работы на местности, экскурсии.

5. Механизмы формирования компетентности обучения.

Важнейшим

механизмом

формирования

компетентности

обучения

является

словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя

(рассказ,

объяснение,

лекция,

разъяснение

способов

деятельности,

приемов

работы

с

каким-либо

источником

географической

информации),

работа

учащихся

с

текстом

учебника

и

другой

дополнительной

литературой.

Часто

используется

диалогическая

форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.

Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные

пособия, педагогический рисунок, карты.

В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в

природе

и

на

производстве,

методы

работы

с

картами,

схемами,

профилями,

статистическими показателями.

На

уроках

географии

сами

школьники

создают

модели:

вычерчивают

план

местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают

с контурными картами, вычерчивают схемы связей.

6. Форма контроля.

Тестовый

контроль,

проверочные

работы,

топографические

и

географические

диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа,

заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.

Продолжительность учебного года – 34 недели. Продолжительность урока – 45

минут при 6-дневной учебной недели.

В конце учебного года в тематическом плане делается запись:

по календарно-тематическому плану 34 часа, дано – 34 часа. Программный материал

пройден.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Раздел 1. Введение. Земля как планета.

2

Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли.

Тема 2.1. План местности

Тема 2.2. Географическая карта

6

3

3

Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки

Тема 3.1. Литосфера

Тема 3.2. Гидросфера

Тема 3.3. Атмосфера

Тема 3.4. Биосфера

24

8

8

7

1

Раздел 4. Население Земли

1

Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека

1

СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО КУРСА ГЕОГРАФИИ.

VI КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА (3 часа)

Практические работы

Раздел 1. Введение

Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению за погодой,

фенологическими явлениями

Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли.

Тема 2.1. План местности

Топографический диктант;

Ориентирование на местности;

Тема 2.2. Географическая карта

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических

координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и

расстояний;

Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки

Тема 3.1. Литосфера

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет,

твердость, плотность).

Описание по карте географического положения гор и равнин,

Нанесение на контурную карту вулканов, гор и равнин.

Тема 3.2. Гидросфера

Нанесение на контурную карту океанов, морей, озер, рек.

Тема 3.3. Атмосфера

Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью

приборов (термометра, барометра).

Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение

преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач

на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой,

влажности.

Тема 3.4. Биосфера

Раздел 4. Население Земли.

Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека.

Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Шарообразная форма Земли

и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты.

Земля — одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые

представления о форме и размерах Земли.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- предмет изучения географии;

- основные этапы познания планеты;

- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона

земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;

Уметь:

Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.

Например, в конце учебного курса учащиеся смогут: различать…, сравнивать…,

обосновывать

РАЗДЕЛ II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (6 часов)

Тема 1. План местности (3 часа)

Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение

направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане.

Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота.

Изображение на плане

местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение

планов местности в практической деятельности человека.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов

изображения местности;

Уметь:

- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану,

Солнцу;

- распознавать условные знаки на плане местности;

- называть элементы легенды на плане местности

- определять направления, расстояния;

- читать план местности.

Тема 2. Географическая карта (3 часа)

Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.

Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте,

основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах

неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.

Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и

географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые

виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- форму и размеры Земли;

- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;

Уметь:

- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;

- называть элементы легенды на географической карте, глобусе;

- уметь выбирать карты необходимого масштаба для решения учебной задачи

- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и

России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;

- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;

- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины

точек земной поверхности.

РА ЗД Е Л III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (24часа)

Тема 1. Литосфера

(8 часов)

Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть

литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их исполь-

зование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверх ность Земли. Виды движения земной

коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.

Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру

залегания

пород.

Внешние

процессы,

изменяющие поверхность Земли: выветривание,

деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.

Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в

экстремальных

ситуациях.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара,

правильно подписывать их на контурной карте;

Объяснять понятия:

- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;

Объяснять:

- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Уметь:

- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;

- работать с контурной картой

Тема 2. Гидросфера

(8 часов)

Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря,

заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового

океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир

океана. Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние

рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и

водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок,

межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное зна-

чение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники — источник

пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей

водных объектов в произведениях искусства.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового

океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер,

подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь:

- определять географическое положение объектов гидросферы,

- определять по карте глубины океанов и морей,

-устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа,

- определять по форме озерной котловины ее происхождении.

Называть и показывать:

- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.

Тема 3. Атмосфера (7 часов)

Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха.

Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты

Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы,

муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее

изменений, предсказание погоды, народные приметы.

Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в

зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их

главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость

климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.

Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение

особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Называть и показывать:

- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на

климат (климатообразующие факторы);

Уметь:

- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен

года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;

- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность,

основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды

температур;

- описывать погоду и климат своей местности.

Тема 4. Биосфера

(1часов)

Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие

животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность

организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов.

Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль

деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость

удовлетворения потребностей человечества.

Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный,

животный мир и человек в своей местности.

В з а и м о с в я з ь

и

в з а и м о в л и я н и е

з е м н ы х

о б о л о ч е к :

л и т о с ф е р ы ,

гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества.

Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности

человека.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.

Уметь:

- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить

примеры;

- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.

РАЗДЕЛ IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1 час

)

Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли,

изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в

нашей местности. Язык, обычаи.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- численность населения Земли, основные расы.

Уметь:

- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее

распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

РАЗДЕЛ V. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ

ЧЕЛОВЕКА (1 час)

Стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения темы ученик должен

Знать:

- влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и

природные комплексы;

Называть меры по охране природы;

- приводить примеры позитивных и негативных влияний в системе природа-человек

Учебно-методическое обеспечение по географии

6 класс

(по учебнику Т.П. Герасимовой, Неклюковой Н.П.)

Основная литература:

1. Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений.

6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

2. Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2007.

3. Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом

контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.

4.

География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2008.

5.

Авторская программа по географии. 6 – 10 классы. / Под редакцией И.В.Душиной.

– М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная литература:

1. Яворовская И. – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

2. Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.

3. Баркоа А.С. – Словарь-справочник по физической географии –

М.: Просвещение, 1954.

4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

5. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? –

М.: Граф-пресс, 2003.

6. Губарев В.К. – Тайны географических названий – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

7. Гумилевкая М. Как открывали мир – М.: Детская литература, 1977.

8. Еремина В.А., Притула Т.Ю. – Физическая география. Интересные факты.-

М.: Илекса, 2008.

9. Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. –

М.: Школа-ПРЕСС, 1993.

10. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) – М.: Дрофа, 2008.

11. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели – М.: Муравей, 1996.

12. Майорова Т.С. География: справочник - школьника – М.: Слово, АСТ, 1996.

13. Перлов Л.Е. – География в литературных произведениях – М.: Дрофа, 2005.

14. Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь –

М.: Русские словари, 1998.

15. Постникова М.В. – Тематические кроссворды – М: НЦ ЭНАС, 2006.

16. Пятунин В.Б. – Гимназия на дому (учебное пособие) – М.: Дрофа, 2005.

17. Томилин А.М. – Как люди открывали мир – М.: Просвещение, 2008.

18. Ушакова О.Д. – Великие путешественники – С-ПБ: Литера,2006.

19. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. – география в таблицах и диаграммах –

М.: Астрель, АСТ, 2007.

Методическая литература:

1. Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 6 класс. –

М.: Экзамен, 2009.

2. Болотникова Н.В. – Рабочие программы по географии. 6-9кл. – М.: Глобус, 2008

3. Дмитриева Л.М. – Уроки географии: методическое пособие (мастер-класс) ,

6 класс.– М.: Дрофа, 2007.

4. Зотова А.М. – Игры на уроках географии – 6-7 кл. – М.: Дрофа, 2004.

5. Иванова Т.В. - Тематическое и поурочное планирование , 6 класс.-

М.: Экзамен, 2006

6. Крылова О.В. – Практические работы, 6 класс. – М.: Вита- Пресс, 2006.

7. Летягин А.А. – Примерное поурочное планирование: Методическое пособие. 6 класс.

– М.: Вентана-Граф, 2008.

8. Лобжанидзе А.А., Корниенко Е.В. – Рабочая тетрадь: География. Земля –

АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.

9. Нагорная И.И. – Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, 6 класс. –

Волгоград: Учитель, 2005.

10. Нагорная И.И.. География. 6 класс. Поурочные планы к учебнику Т.П. Герасимовой,

Н.П. Неклюдовой “Начальный курс географии. 6 класс”: Метод. пособие. –

Волгоград: Учитель, 2004.

11. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: “ВАКО”, 2006.

12. Перепечева Н.Н. – Нестандартные уроки: 6-7 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

13. Петрова Н.Н. – Темы шк. курса: Земля – планета Солнечной системы –

М.: Дрофа, 2004

14. Петрова Н.Н. – Настольная книга учителя географии.6-11 кл. – М.: Эксмо, 2008.

15. Петрова Н.Н. – Темы школьного курса: План и карта – М.: Дрофа. 2004.

16. Савельева Л.Е., Дронов В.П. – Землеведение. Методическое пособие. –

М.: Дрофа, 2007.

17. Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения – СПб.: Литера, 2000



В раздел образования