Автор: Коробицына Елена Витальевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ №18
Населённый пункт: г. Богданович
Наименование материала: Технологическая карта
Тема: Прямая образовательная ситуация (НОД) «Путешествие в страну эмоций»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18»
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического
развития воспитанников
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Прямая образовательная ситуация (НОД)
«Путешествие в страну эмоций»
Выполнила:
Коробицына Е.В.,
музыкальный руководитель
высшей кв. категории;
Богданович
2020
Тема. Путешествие в мир эмоций
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Форма организации ОД: прямая образовательная ситуация (НОД) , технология
развивающего обучения, ролевая игра «Путешествие на паровозике», видеопрезентация
Вид: раздел программы: Музыкальное искусство, дополнительное занятие к программе «
Камертон»
Программа: авторская разработка музыкального руководителя.
Тип:
по типу освоения материала – закрепление и расширение знаний.
по виду деятельности – развивающее, познавательное, музыкально - игровое
Форма организации детей: подгруппа из 6 человек
Возраст: подготовительная группа (6-7 лет).
Место проведения: музыкальный зал.
Цель: Способствовать проявлению эмоциональной активности детей старшего
дошкольного возраста через передачу в мимике, играх, слушание, танце чувства радости,
грусти, злости.
Задачи:
Образовательные Развивающие Воспитательные
Формировать эмоциональную
отзывчивость на музыку в
эмоциях через восприятие
музыкальной
выразительности, пение,
движение;
- Продолжать формировать
музыкально - слуховые,
певческие представления,
- Закреплять знания о
музыкальных произведениях
классиков: П. Чайковского и
их музыкальных
произведениях.
- Продолжать знакомить детей
с эмоциями человека: радость,
грусть, злость..
- Закреплять представления
детей о мимике лица человека
при ощущении чувства
радости, злости, грусти
- Продолжить развивать
творческое воображение, через
создание игровой ситуации
«Путешествие в страну Эмоций».
- Развивать тембровый слух при
слушании.
- Стимулировать способность
элементарно анализировать
музыкальные произведения.
- Закреплять навык
использования знакомых
плясовых движений в пляске.
- Продолжать формировать
певческие умения через
исполнение упражнение на
дыхание, вокально-
интонационное, артикуляционную
гимнастику.
- Развить способность
эмоционально откликаться на
музыку контрастного характера и
передачи выражения в эмоциях.
- Развивать умение детей
передавать эмоциональное
состояние через мимику.
- Закреплять умение соотносить
эмоции: злость, радость с их
- Воспитывать
желание у детей
слушать
музыкальные
произведения,
прививать любовь к
музыке.
- Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость
(удивление, радость)
через создание
игровой ситуации.
- Поощрять
самостоятельность
детей,
- доброжелательное
отношение к друг
другу при
совместный
действиях.
схематичным изображением.
Формы, методы, приемы реализации поставленных задач
- слушание фрагмента из
мультфильма «Крошка Енот»
(песня «Улыбка),
фрагмента из произведения
П. Чайковского «Баба Яга»;
- проверка и повторение
чистого интонирования
распевки;
- беседа о характере
произведения;
- диалоговое общение об
эмоциях;
- рассматривание
фотоальбома с эмоциями;
- музыкально-ритмическая
игра «Паровозик»;
- распевка «Эхо»;
- пальчиковая гимнастика
«Здравствуй»;
- беседа о характере
произведения,
- уточняющая беседа о
природных звуках осенью;
- упражнение «Осенние
листочки» на развитие
певческого дыхания с
артикуляцией гласных:
А,И,О,У;
- упражнение «Осенний
ветерок» на развитие
певческого дыхания;
- исполнение песни
«Листопад»;
- двигательная гимнастика.
- загадка об эмоциях;
- беседа о пиктограммах;
- игра «Третий лишний».
- диалоговое общение;
- физкультминутка: игра
«Топни, хлопни, повтори».
-исполнение песни «Улыбка».
определение эмоции,
пиктограммы.
- слушание фрагмента из
произведения П.
Чайковского «Баба Яга»;
- игра «Скажи наоборот».
- беседа о мимике,
пантомиме;
- ситуация выбора:
определение пары для игры.
- музыкально –
дидактическая игра «Кубик
настроений».
- побуждение слушать
произведения разного
характера;
- поощрение проявления
самостоятельности в
дидактических играх,
активности, словесного
творчества;
- коммуникативная игра
«Поссорились -
помирились»;
- оценка педагогом
деятельности детей;
- создание ситуации успеха;
- повторение правила
поведения при слушании
музыкального произведения;
Планируемый результат:
Планируемый результат:
- дети смогут различать различные эмоции (радость, грусть, злость..) через мимические
выражения лица;
- дети смогут соотнести эмоции, с их схематическим изображением;
- дети проявляют творческую активность при согласовании музыки и движения;
- дети смогут объяснить состояние своих эмоций;
- дети смогут правильно назвать пиктограммы;
- дети смогут высказать свое мнение о прослушанном произведении;
- дети продемонстрируют умение использовать элементарные движения пантомимы;
Предварительная работа:
– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений
Структура занятия
Вводная часть.
- Приветствие детей.
- Эмоциональное вхождение в занятие.
- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
- Загадка об осени.
- Видеопросмотр картины Левитана И.И. «Осень».
- Уточняющая беседа о природных звуках осенью.
- Упражнение «Осенние листочки» на развитие певческого дыхания с артикуляцией
гласных: А,И,О,У.
- Упражнение «Осенний ветерок» на развитие певческого дыхания.
- Распевка «Эхо».
- Песня «Листопад».
- Двигательная гимнастика.
- Сообщение темы, цели занятия.
- Загадка об эмоциях.
Основная часть.
- Музыкально-ритмическая игра «Паровозик».
- Выполнение первого задания: Определение эмоций по фотографиям.
- Беседа о пиктограммах.
- Музыкально-ритмическая игра «Паровозик».
- Выполнение второго задания: видео - игра «Третий лишний».
- Диалоговое общение.
- Физкультминутка: игра «Топни, хлопни, повтори».
- Музыкально-ритмическая игра «Паровозик.
- Выполнение третьего задания: Слушание фрагмента из
мультфильма «Крошка Енот»
(песня «Улыбка).
- Песня «Улыбка».
- Беседа о характере произведения, определение эмоции, пиктограммы.
- Слушание фрагмента из произведения П. Чайковского «Баба Яга».
- Беседа о характере произведения, определение эмоции, пиктограммы.
- Музыкально-ритмическая игра «Паровозик».
- Выполнение четвертого задания: игра «Скажи наоборот».
- Беседа о мимике, пантомиме.
- Коммуникативная игра «Поссорились - помирились».
- Ситуация выбора: определение пары для игры.
- Музыкально-ритмическая игра «Паровозик».
- Выполнение пятого задания: музыкально – дидактическая игра «Кубик настроений».
Заключительная часть.
- Подведение итогов занятия.
- Самооценка занятия детьми.
- Оценка деятельности детей педагогом.
- Сюрпризный момент.
Структура занятия
Содержание
Вводная часть:
Приветствие детей
Эмоциональное
вхождение в занятие:
Пальчиковая
гимнастика
«Здравствуй»
Организационный
момент
Загадка об осени
Диалогическое общение
Упражнение «Осенние
листочки» на развитие
певческого дыхания с
Дети под музыку П.И. Чайковского «Песенка без слов»
спокойным шагом заходят в зал.
- Что за гости в зал спешат?
Восемь маленьких ребят!
Становитесь вот сюда. Все на месте?
Дети. Да.
М.р.: Скажите, ребята, с каким настроением вы пришли
сегодня в наш красивый светлый зал? (Ответы детей). Я и сама
вижу, что у вас хорошее, весёлое настроение. Как у нашего
Солнышка (показывает детям).
Оно согревает всех, дарит своё тепло и хорошее настроение в
этот (холодный, дождливый , …) день. Давайте, улыбнёмся
друг другу и поздороваемся с ним.
М.р. Здравствуй, солнце озорное! /правая рука в сторону, вверх/
Здравствуй, небо голубое! /левая рука в сторону, вверх/
Здравствуй, легкий ветерок! /Качание вытянутых рук/
Здравствуй, тоненький дубок! /Руки сложить цветком/
Здравствуй, утро!/ /Правая рука в сторону/
Здравствуй, день! /Левая рука в сторону/
Нам здороваться не лень! /Сложить руки на груди/
М. р.: Отлично, все постарались! Я предлагаю вам присесть на
стульчики, успокоиться! Спинку держите прямо!
Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы должны будете ее
отгадать. Слушайте внимательно.
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья,
Она птиц к югу отправляет, она же и деревья раздевает,
Ребята, когда это бывает?
Дети: (Осенью!)
М.р.
Ребята,
посмотрите
на
картину
«Золотая
осень»
её
написал русский художник И.И Левитан. «Золотая осень»
Давайте подумаем, какие звуки можно услышать осенью.
Ответ детей.(шорох листьев, дождь…)
М.р. Верно! А теперь, представим, как листочки поют на
артикуляцией гласных:
А,И,О,У
Упражнение «Осенний
ветерок» на развитие
певческого дыхания
Распевка «Эхо»
Беседа о характере
песни
Исполнение песни
«Листопад»
Импровизация
движений:
двигательная
гимнастика с осенними
листочками
Основная часть:
Сообщение темы и цели
занятия
Слушание стихотворе-
ния «Азбука настрое-
ния»
веточках!
Упражнение на развитие певческого дыхания
Осенние листочки
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый — а-а-а…
Рябиновый — и-и-и…
Березовый — о-о-о…
Дубовый — у-у-у…
М. Картушина
М.р. Осенний ветерок принес нам эти осенние листочки,
давайте возьмем по одному и подуем на них.
Упражнение «Осенний ветерок»
Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья
или листья из бумаги.
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 —
плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При
правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в
сторону. Повторить 4—5 раз.
(Художественный материал)
М.Р. Отлично! Ребята, что еще мы можем услышать в лесу?
Дети: Эхо.
М.р. Верно. Я предлагаю поиграть в игру -распевку «Эхо».
Вы – ЭХО: поете чуть тише, и точно повторяете за мной
мелодию!
Распевка «Эхо» (повторить 2 раза).
М.р. Ребята, посмотрите, как осенние листья радуются,
кружатся, как будто куда - то собираются. Ребята, подумайте и
скажите, какую песню вы бы спели об осени глядя на эту
картину.
Дети: Песня « Листопад».
М.р.: Какое настроение у этого музыкального произведения?
Дети: Веселое, радостное, светлое, игривое.
М.р. Давайте и мы её споём
Исполнение песни «Листопад»
М.р. Ребята, а вы умеете так же легко и изящно лететь как
осенние листочки?
Задание: дети импровизируют движения листочков
Двигательная гимнастика:
И снова листочки по ветру летят /легкий бег,
У деток под ножками тихо шуршат/
И плавно качаясь, ведут хоровод/ покачивание на месте,
листочки над головой,
А ветер осенний путешествовать зовет!/ кружатся на месте.
М.р. А теперь самое время узнать, по какой же Сказочной
стране мы с вами будем путешествовать на занятии.
Послушайте внимательно стихотворение:
Беседа об эмоциях
Музыкально-
ритмическая игра
«Паровозик»
Видеопрезентация:
Определение эмоций по
фотографиям
Беседа об эмоциях,
пиктограммах
Музыкально-
ритмическая игра
«Паровозик»
Диалоговое общение об
эмоциях
Дидактическая игра
«Третий лишний»
Азбука настроения»
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения,
На всех нас – настроение.
Кто веселится,
Кто грустит,
Кто испугался,
Кто сердит.
Развеет без сомнения
Азбука настроения.
М.р.: О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: об эмоциях, о настроении.
М.р.. Ребята, нам предстоит сегодня необычное путешествие
в «Страну эмоций»!
На чем же нам туда поехать?
Дети предлагают свои варианты.
М.р.. Слышите? Паровозик нас уже ждет, занимайте места в
вагонах.
М.р.: В страну эмоций направляемся мы
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
Под музыку из мультфильма «Паровозик» дети двигаются по
залу.
М.р.. Остановка – «Фотовыставка».
М.р. Ребята, посмотрите на фотографии. Расскажите, какие
эмоции они вызывают. ( Ответы детей)
М.р. Ребята, существует слово – пиктограмма. Пиктограмма –
это схематическое изображение эмоции.
М.р. Посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы
им соответствуют.
Слайд 4. Радость.
Слайд 5. Грусть.
Слайд 6. Удивление.
Слайд 7. Испуг.
Слайд 8. Злость.
Слайд 9. Спокойствие.
Педагог объясняет, чем пиктограмма отличается от
фотографии.
М.р. В путь – дорогу нам пора
Занимай свои места! (дети имитируют поездку на
паровозике).
2 остановка – Станция «Игровая».
М.р. Здесь, ребята, есть пиктограмма и три картинки с
эмоциями
Дети рассматривают картинки и рассуждают.
М.р. Как вы думаете, какие картинки не соответствуют
пиктограмме? Почему?
Дидактическая игра «Третий лишний»
Физкультминутка - игра
«Топни, хлопни,
повернись»
Музыкально-
ритмическая игра
«Паровозик»
Диалог о влиянии музыки
на настроение
Просмотр, слушание
фрагмента мультика
«Крошка Енот»
Беседа о характере
песни
Исполнение песни
«Улыбка»
Оценка исполнения
Диалоговое общение
Определение эмоции,
пиктограммы
Просмотр фрагмента
мультика «Баба Яга»
Слушание
произведения
П.Чайковского «Баба
Яга»
Беседа о характере
произведения
Диалоговое общение
Определение
пиктограммы к данной
эмоции
Ответ детей.
Слайд. Пиктограмма «Веселый».
Слайд 11. Пиктограмма «Удивленный».
Слайд 12. Пиктограмма «Злой».
М.р: Да, у человека много разных чувств, мы можем
радоваться, сердиться, грустить…
Но мы можем и управлять своими чувствами. Давайте
поиграем и научимся создавать настроение. Игра называется
«Топни, хлопни, повернись» (физкультминутка).
- Буду с вами я играть и команды вам давать: Топни, хлопни,
повернись, и сердитым покажись!
- Ух, ты! Получилось! Топни, хлопни, повернись, и веселым
покажись! –Здорово! Топни, хлопни, повернись, и удивленным
покажись!- Получается! Топни, хлопни, повернись, и
спокойным покажись! – Хорошо! Топни, хлопни, повернись, и
печальным покажись! –Вот так! Топни, хлопни, повернись,
добрым снова покажись!
- Молодцы, дети! Как хорошо, что вы умеете создавать разное
настроение!
М.р. В путь – дорогу нам пора
Занимай свои места!
3 остановка « Музыкальная».
М.р: Как вы думаете, что нам поможет при распознавании
настроений сказочных героев?
Дети: Музыка.
М.р: Конечно, музыка. Ведь она очень хорошо умеет
передавать радость и грусть, злость и спокойствие.
Вот и первый сказочный герой встречает нас со своей
музыкой.
Фрагмент мультфильма «Крошка Енот» (песня «Улыбка).
М.р. Кого вы видите на экране? Из какого мультфильма этот
персонаж? Какой у нее характер?
М.р. Какой у песни характер? Какое настроение у вас
появляется, когда вы её слышите?
Дети: веселое, радостное…
М.р: Давайте и мы её споём.
Песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского
М.р. Как радостно вы её спели! Расскажите, когда человек
радуется? (Когда здоров сам, когда получает подарки, когда
солнышко на улице…) С какой эмоцией мы повстречались на
этой станции? (Радость)
Попробуйте выбрать из пиктограмм то выражение, которое
больше всего подходит к настроению музыки
М.р: Вот другой сказочный герой встречает нас со своей
музыкой.
Слайд 15. Фрагмент из мультфильма «Баба Яга» П.И.
Чайковского
М.р. Кого мы увидели на экране? Ребята, вы послушали
Музыкально-
ритмическая игра
«Паровозик»
Беседа -объяснение, что
такое мимика
Дидактическая игра
«Скажи наоборот»
Оценка качества
исполнения
Беседа что такое
пантомима.
Коммуникативная игра
«Поссорились –
помирились»
Музыкально-
ритмическая игра
«Паровозик»
Музыкально-
дидактическая игра
«Кубик настроения»
отрывок из музыкального произведения П.И. Чайковского
«Баба Яга». Как вы думаете, какой характер у этой музыки?
(беседа с детьми).
Дети: это страшная музыка, грозная…
М.р: Правильно! Были ли в вашей жизни ситуации, когда вы
чего-то боялись?
Дети отвечают.
Попробуйте выбрать из пиктограмм то выражение, которое
больше всего подходит к настроению музыки
М.р. В путь – дорогу нам пора
Занимай свои места!
4 остановка «Угадай –ка».
М.р. Мы с вами видим на лице мимику - это смена выражения
нашего лица, для выражения наших чувств.
«Скажи наоборот».
Педагог предлагает назвать противоположные эмоции,
показать мимику
Веселый – грустный
Печальный - веселый
Удивленный – спокойный
Хмурый - задумчивый
Испуганный – спокойный
Спокойный – сердитый
М.р. Справились отлично! Если мы к мимике добавим и
выразительные движения (это жесты), то увидим
пантомиму, которую часто используют актеры, для передачи
информации без слов.
А сейчас мы с вами будем настоящими актерами.
«Поссорились-помирились»
(дети делятся на пары, пара встает напротив друг друга.
Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Педагог
говорит: Двое друзей встретились, обрадовались друг другу
(дети изображают), потом они что-то не поделили и
поссорились. Как это было, покажите? Они обиделись и даже
отвернулись друг от друга. Но разве друзья могут обижаться
долго? Они повернулись друг другу и помирились).
Подведение итогов.
М.р. В путь – дорогу нам пора! Занимай свои места!
5 Станция «Игровая»
М.р. Сейчас мы с вами поиграем.
Музыкально-дидактическая игра «Кубик настроения»
Цель: обучение детей чисто интонировать мелодию, определяя
эмоцию и устанавливая причинно-следственные связи.
Ход игры
На сторонах кубика наклеены пиктограммы эмоций (радость,
злость, удивление, страх, грусть, восторг). Дети передают его
по кругу и поют:
Кубик, кубик передай.
Настроение выбирай.
Заключительная
часть:
Подведение итогов
занятия
Самооценка занятия
детьми
Оценка деятельности
детей педагогом
Сюрпризный момент
Тот, у кого остался кубик после пропевания слов, бросает его в
центр круга и смотрит, какая пиктограмма на кубике выпадает
сверху. Называет эмоцию и заканчивает соответствующей
фразой.
Например: «Радость (грусть, страх и т.д.). Мне радостно
(грустно, страшно и т.д.), потому что…».
М.Р. Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно
вам? С какими эмоциями мы повстречались? (Грусть, радость,
злость, восторг, страх, удивление.) Что было трудно
выполнить? Что запомнилось больше всего?
Какое у вас настроение? (Ответы детей.) Возьмите себе
смайлик, отражающий ваше настроение, и расскажите, что вы
чувствуете. (Дети описывают свои ощущения.) Нам пора
прощаться. Паровозик ждёт вас.
А чтобы наше настроение осталось таким на долго
приготовила подарки. (воздушные шары с нарисованными
улыбками)
- Спасибо за занятие, до новых встреч