Автор: Воробьева Ирина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, п.Степной
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Конкурсное движение как фактор мотивации для саморазвития и профессионального роста молодых специалистов ДОУ»
Раздел: дошкольное образование
Конкурсное движение как фактор мотивации для саморазвития
и профессионального роста молодых специалистов ДОУ
Воробьева Ирина Михайловна, старший воспитатель
МБ ДОУ «Степновский детский сад» комбинированного вида,
Кемеровская область, Новокузнецкий район, п.Степной
Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности
любого
образовательного
учреждения. Одной
из
эффективных
форм
обучения
молодых
педагогов,
формирующих
творческо
-
деятельностную
позицию,
развивающую
педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для
самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии
профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах
позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы
своей педагогической деятельности
Процесс становления профессиональных умений происходит в системе целью
которой является
рисунок 1 "Процесс становления профессиональных умений педагога"
Развитие мастерства педагога, его профессиональной компетентности находится в руках
самого
педагога,
и
именно
он
становится
тем,
кто
осмысленно
регулирует
свое
самообразование.
Главным
ориентиром
для
педагогов
в
этом
случае
становится
способность
к
самоорганизации,
активное
участие
в
общественной
деятельности
и
презентация собственных достижений.
Осознание своего опыта на уровне теории и практики, понимание различных подходов
к образованию и выбор методов, требуют от педагога собственной педагогической позиции,
то есть методологической компетентности.
Подготовить
участников
к
конкурсам
-
это
значит
сформировать
высокую
коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адек-
ватно
передавать
информацию,
оценивать
ее
реалистичность,
способности
налаживать
1
знание
умение
навык
профессиональная
готовность
профессиональная
деятельность
конструктивный
диалог
с
коллегами
при
искреннем
уважении
их
личностных
особенностей.
В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные педагогами
формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с коллегами, стремились
сделать так, чтобы они стали более конструктивными.
Поэтому мы выбрали интерактивные формы сотрудничества, позволяющие вовлечь всех в
процесс обучения, развития и познания . Слово «интерактив» пришло к нам из английского
языка
от
слова
«interact»,
где
«inter»-
это
взаимный,
«act»-
действовать.
Отсюда,
интерактивные
формы
взаимодействия
-
это,
прежде
всего,
диалог,
в
ходе
которого
осуществляется взаимодействие, где
каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность
обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое
мнение других;
исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
формируется
умение
критически
мыслить,
рассуждать,
решать
противоречивые
проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
формируется
уважение
к
чужому
мнению,
умение
выслушивать,
делать
обоснованные заключения и выводы;
участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав
доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно
изменить ее;
участники
учатся
взвешивать
альтернативные
мнения,
принимать
продуманные
решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, общаться;
Совместная деятельность в команде позволяет:
увидеть проблемы и найти способы их решения на следующем этапе;
более реально представить предстоящую деятельность
(получить не прожекты, а
программы);
действовать
каждому
в
пределах
своей
компетенции
исходя
из
общих
представлений;
влиять на представления других людей, тем самым управлять своим будущим (т.к.
наше будущее задается представлениями других людей).
Опыт свидетельствует, что конкурс помогает не только передовым, но и начинающим
педагогам дошкольного образования выйти на более высокий уровень профессионального
мастерства, ведь в конкурсах развиваются профессиональные способности педагогов, а
также те качества, которые способствуют успехам в профессии и помогают самореализации
личности.
2
Конкурсы в дошкольной организации - это интересное, творческое состязание,
очередная ступень к вершине. Планируем конкурсы с учетом годовых задач. Данная
форма методической работы может быть связана с разработкой конспектов или сценариев
образовательной деятельности педагогов с детьми. Конкурсные задания формулируем
так, чтобы они помогли вам выявить профессиональные знания и умения педагогов,
их творческий потенциал. Четко определяем критерии оценки участников конкурса.
С их помощью мы можем объективно оценить педагогов и избегать спорных ситуаций.
Алгоритм подготовки и проведения конкурса
1.
Сформулируйте тему конкурса.
2.
Разработайте положение о конкурсе (цель, задачи, сроки, место и условия
проведения);
3.
Определите состава жюри, подготовьте благодарности, дипломы, сувениры.
4.
Подготовьте рекомендации участникам.
5.
Подведите итоги конкурса с учетом оценок членов жюри.
КОНКУРС «Я — МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ»
Общие положения
1.1 Конкурс «Я — молодой специалист» в 2020 учебном году (далее — конкурс)
проводится в целях выявления, поддержки и поощрения творчески работающих молодых
специалистов, повышения престижа воспитательского труда, распространения
педагогического опыта лучших воспитателей дошкольного учреждения.
1.2. В конкурсе принимают участие педагогические работники дошкольного
образовательного учреждения, имеющие педагогический стаж до 5 лет. Участие в
конкурсе является добровольным.
1.3. Конкурс проводится Администрацией МБ ДОУ «Степновский детский сад»
комбинированного вида
Для проведения конкурса создается организационный комитет (далее — оргкомитет),
который формируется приказом заведующего ДОУ.
2.Организация и проведение конкурса
2.1 Конкурс проводится в период с 13.03.2020 — 31.05.2020 г.
2.2. Конкурс состоит из пяти конкурсных заданий:
3
2.3. Педагоги сами выбирают время проведения мероприятий, в рамках определённого
настоящим положением, тему мероприятия.
3.Итоги конкурса и поощрение победителей
3.1 Итоги конкурса подводятся на итоговом педсовете.
3.2 Победителю присваивается звание «Лучший молодой специалист МБ ДОУ
«Степновский детский сад» и педагоги награждаются денежной премией .
Критерии оценки заданий конкурса «Воспитатель года - 2020»
Конкурсное задание № 1
Конкурсное задание
Критерии оценивания
Баллы
Самопрезентация
«Визитная
карточка»
1.
Лидерские способности:
Способность «завоевать»
аудиторию.
Способность воздействовать на
волю, эмоции и поведение.
Максимальное количество
баллов — 10
1.
Ораторское искусство:
Идеология речи.
Композиционное построение
выступления.
Личный имидж.
1.
Оригинальность:
Новизна и оригинальность
Максимальное количество за конкурс — 20 баллов
Конкурсное задание № 2
Конкурсное задание
Критерии оценивания
Баллы
Тест
Знание возрастных
особенностей детей раннего и
дошкольного возраста, основ
детской психологии и
дошкольной педагогики.
Максимальное количество
баллов — 15
Максимальное количество за конкурс — 15 баллов
Конкурсное задание № 3
Конкурсное задание
Критерии оценивания
Баллы
Непосредственно
образовательная
деятельность с детьми
1. Соответствие
программного содержания
возрасту ребенка
Максимальное количество
баллов -3
2. Среда НОД (группа,
специальное помещение)
Максимальное количество
баллов -3
3. Соотношение
традиционного и
Максимальное количество
баллов -3
4
инновационного обучения
4. Эстетика НОД (внешний
вид воспитателя, детей,
группы, оборудования)
Максимальное количество
баллов -3
5. Этапы занятия, их
взаимосвязь
Максимальное количество
баллов -3
6. Необходимость,
разнообразие, качество
наглядных пособий
Максимальное количество
баллов -3
7. Разнообразие методов и
приемов, их взаимосвязь
Максимальное количество
баллов -3
8. Доступность. Логичность,
эмоциональность и
красочность речи воспитателя
Максимальное количество
баллов -3
9. Личностно-
ориентированный подход в
работе с детьми
Максимальное количество
баллов -3
10. Индивидуальная работа с
детьми
Максимальное количество
баллов -3
11. Активность детей
Максимальное количество
баллов -3
12. Приемы привлечения и
сосредоточения внимания
детей (имеются или нет)
Максимальное количество
баллов -3
13. Длительность занятия с
учетом возраста
Максимальное количество
баллов -3
14. Рефлексия
Максимальное количество
баллов -3
15. Самоанализ НОД
Максимальное количество
баллов -3
Максимальное количество за конкурс
45 баллов
5
Конкурсное задание № 4
Конкурсное задание № 5
Конкурсное
задание
Критерии оценивания
Баллы
Мастер- класс
Мастер – класс по изготовлению наглядного, раздаточного или
другого материала к методическому пособию:
1.Степень готовности к
распространению
педагогического опыта.
Максимальное количество
баллов -5
2.Стиль общения
Максимальное количество
баллов -5
3.Степень воздействия на
аудиторию.
Максимальное количество
баллов -5
4.Способность к импровизации.
Максимальное количество
баллов -5
5.Степень соответствия
поставленным проблемам и
вопросам в работе
Максимальное количество
баллов -5
6.Оригинальность
Максимальное количество
баллов -5
7.Целостность
Максимальное количество
баллов -5
Максимальное количество за 4 конкурс — 35 баллов
Конкурс
является
для
педагога
не
только
формой
соревнования
в
профессиональном
мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного
результата,
но
и
условием
обнаружения
собственных
затруднений,
дефицита
профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в
профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге
приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный
педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства.
Конкурс
профессионального
мастерства
является
сильным
источником
стимулирования
мотивации для саморазвития и профессионального роста молодых специалистов ДОУ.
Литература
6
Конкурсное задание
Критерии оценивания
Баллы
«Педагогическая находка»:
Представление
методического пособия
1.Актуальность выбранной темы
Максимальное
количество
баллов -10
2.Новизна, оригинальность,
практическая значимость,
возможность использования опыта в
практике другими педагогами
Максимальное
количество
баллов -10
3.Полнота выполнения
поставленных задач
Максимальное
количество
баллов -10
4.Эффективность, предлагаемых
автором способов решения
проблемы
Максимальное
количество
баллов -10
5.Обоснованность предлагаемых
материалов
Максимальное
количество
баллов -10
6.Логичность, последовательность,
грамотность, научность изложения
Максимальное
количество
баллов -10
7.Структура, качество оформления
Максимальное
количество
баллов -10
Максимальное количество за конкурс — 70 баллов
1. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития
профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного
учреждения. Дис.на соиск. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург.-2006.-177 с.
2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса/ Ю. К. Бабанский.-
М.: Просвещение.- 1982.- 192 с.
3. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном дошкольном
образовательном учреждении // Управление дошкольным образовательным учреждением.
– 2004. – № 3. – С. 21.
4. Беляева И.В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами / И.
В. Беляева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2008. —
№12. —С. 6-15.
5. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. М. Волобуева –
М.: ТЦ Сфера, 2003. – 231 с.
6. Кузнецова Е. А. Создание условий для самореализации молодого педагога / Е. А.
Кузнецова, В. В. Кухлинская // Методист. - 2009.- N 7. - С. 63-65.
7. Майер А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ:
методическое пособие / А. А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128с.
8. Сазонова С. Е. Наставничество в детском саду / С. Е. Сазонова// Справочник
руководителя дошкольного учреждения. – 2010. – N 5. – С.58 – 64.
9. Федосова Л. П. Методическая служба как фактор повышения качества
профессионального образования/ Л. П. Федосова.- М.: Оренбург.-Изд-во ООИПКРО.-
1999.- 211 с.
7