Напоминание

«Конкурсное движение как фактор мотивации для саморазвития и профессионального роста молодых специалистов ДОУ»


Автор: Воробьева Ирина Михайловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий район, п.Степной
Наименование материала: творческая разработка
Тема: «Конкурсное движение как фактор мотивации для саморазвития и профессионального роста молодых специалистов ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конкурсное движение как фактор мотивации для саморазвития

и профессионального роста молодых специалистов ДОУ

Воробьева Ирина Михайловна, старший воспитатель

МБ ДОУ «Степновский детский сад» комбинированного вида,

Кемеровская область, Новокузнецкий район, п.Степной

Работа с молодыми специалистами – одно из приоритетных направлений в деятельности

любого

образовательного

учреждения. Одной

из

эффективных

форм

обучения

молодых

педагогов,

формирующих

творческо

-

деятельностную

позицию,

развивающую

педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для

самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии

профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах

позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы

своей педагогической деятельности

Процесс становления профессиональных умений происходит в системе целью

которой является

рисунок 1 "Процесс становления профессиональных умений педагога"

Развитие мастерства педагога, его профессиональной компетентности находится в руках

самого

педагога,

и

именно

он

становится

тем,

кто

осмысленно

регулирует

свое

самообразование.

Главным

ориентиром

для

педагогов

в

этом

случае

становится

способность

к

самоорганизации,

активное

участие

в

общественной

деятельности

и

презентация собственных достижений.

Осознание своего опыта на уровне теории и практики, понимание различных подходов

к образованию и выбор методов, требуют от педагога собственной педагогической позиции,

то есть методологической компетентности.

Подготовить

участников

к

конкурсам

-

это

значит

сформировать

высокую

коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адек-

ватно

передавать

информацию,

оценивать

ее

реалистичность,

способности

налаживать

1

знание

умение

навык

профессиональная

готовность

профессиональная

деятельность

конструктивный

диалог

с

коллегами

при

искреннем

уважении

их

личностных

особенностей.

В своей работе мы отбирали наиболее результативные и востребованные педагогами

формы взаимодействия, пересматривали основы взаимоотношений с коллегами, стремились

сделать так, чтобы они стали более конструктивными.

Поэтому мы выбрали интерактивные формы сотрудничества, позволяющие вовлечь всех в

процесс обучения, развития и познания . Слово «интерактив» пришло к нам из английского

языка

от

слова

«interact»,

где

«inter»-

это

взаимный,

«act»-

действовать.

Отсюда,

интерактивные

формы

взаимодействия

-

это,

прежде

всего,

диалог,

в

ходе

которого

осуществляется взаимодействие, где

каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность

обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое

мнение других;

исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

формируется

умение

критически

мыслить,

рассуждать,

решать

противоречивые

проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

формируется

уважение

к

чужому

мнению,

умение

выслушивать,

делать

обоснованные заключения и выводы;

участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав

доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно

изменить ее;

участники

учатся

взвешивать

альтернативные

мнения,

принимать

продуманные

решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, общаться;

Совместная деятельность в команде позволяет:

увидеть проблемы и найти способы их решения на следующем этапе;

более реально представить предстоящую деятельность

(получить не прожекты, а

программы);

действовать

каждому

в

пределах

своей

компетенции

исходя

из

общих

представлений;

влиять на представления других людей, тем самым управлять своим будущим (т.к.

наше будущее задается представлениями других людей).

Опыт свидетельствует, что конкурс помогает не только передовым, но и начинающим

педагогам дошкольного образования выйти на более высокий уровень профессионального

мастерства, ведь в конкурсах развиваются профессиональные способности педагогов, а

также те качества, которые способствуют успехам в профессии и помогают самореализации

личности.

2

Конкурсы в дошкольной организации - это интересное, творческое состязание,

очередная ступень к вершине. Планируем конкурсы с учетом годовых задач. Данная

форма методической работы может быть связана с разработкой конспектов или сценариев

образовательной деятельности педагогов с детьми. Конкурсные задания формулируем

так, чтобы они помогли вам выявить профессиональные знания и умения педагогов,

их творческий потенциал. Четко определяем критерии оценки участников конкурса.

С их помощью мы можем объективно оценить педагогов и избегать спорных ситуаций.

Алгоритм подготовки и проведения конкурса

1.

Сформулируйте тему конкурса.

2.

Разработайте положение о конкурсе (цель, задачи, сроки, место и условия

проведения);

3.

Определите состава жюри, подготовьте благодарности, дипломы, сувениры.

4.

Подготовьте рекомендации участникам.

5.

Подведите итоги конкурса с учетом оценок членов жюри.

КОНКУРС «Я — МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ»

Общие положения

1.1 Конкурс «Я — молодой специалист» в 2020 учебном году (далее — конкурс)

проводится в целях выявления, поддержки и поощрения творчески работающих молодых

специалистов, повышения престижа воспитательского труда, распространения

педагогического опыта лучших воспитателей дошкольного учреждения.

1.2. В конкурсе принимают участие педагогические работники дошкольного

образовательного учреждения, имеющие педагогический стаж до 5 лет. Участие в

конкурсе является добровольным.

1.3. Конкурс проводится Администрацией МБ ДОУ «Степновский детский сад»

комбинированного вида

Для проведения конкурса создается организационный комитет (далее — оргкомитет),

который формируется приказом заведующего ДОУ.

2.Организация и проведение конкурса

2.1 Конкурс проводится в период с 13.03.2020 — 31.05.2020 г.

2.2. Конкурс состоит из пяти конкурсных заданий:

3

2.3. Педагоги сами выбирают время проведения мероприятий, в рамках определённого

настоящим положением, тему мероприятия.

3.Итоги конкурса и поощрение победителей

3.1 Итоги конкурса подводятся на итоговом педсовете.

3.2 Победителю присваивается звание «Лучший молодой специалист МБ ДОУ

«Степновский детский сад» и педагоги награждаются денежной премией .

Критерии оценки заданий конкурса «Воспитатель года - 2020»

Конкурсное задание № 1

Конкурсное задание

Критерии оценивания

Баллы

Самопрезентация

«Визитная

карточка»

1.

Лидерские способности:

Способность «завоевать»

аудиторию.

Способность воздействовать на

волю, эмоции и поведение.

Максимальное количество

баллов — 10

1.

Ораторское искусство:

Идеология речи.

Композиционное построение

выступления.

Личный имидж.

1.

Оригинальность:

Новизна и оригинальность

Максимальное количество за конкурс — 20 баллов

Конкурсное задание № 2

Конкурсное задание

Критерии оценивания

Баллы

Тест

Знание возрастных

особенностей детей раннего и

дошкольного возраста, основ

детской психологии и

дошкольной педагогики.

Максимальное количество

баллов — 15

Максимальное количество за конкурс — 15 баллов

Конкурсное задание № 3

Конкурсное задание

Критерии оценивания

Баллы

Непосредственно

образовательная

деятельность с детьми

1. Соответствие

программного содержания

возрасту ребенка

Максимальное количество

баллов -3

2. Среда НОД (группа,

специальное помещение)

Максимальное количество

баллов -3

3. Соотношение

традиционного и

Максимальное количество

баллов -3

4

инновационного обучения

4. Эстетика НОД (внешний

вид воспитателя, детей,

группы, оборудования)

Максимальное количество

баллов -3

5. Этапы занятия, их

взаимосвязь

Максимальное количество

баллов -3

6. Необходимость,

разнообразие, качество

наглядных пособий

Максимальное количество

баллов -3

7. Разнообразие методов и

приемов, их взаимосвязь

Максимальное количество

баллов -3

8. Доступность. Логичность,

эмоциональность и

красочность речи воспитателя

Максимальное количество

баллов -3

9. Личностно-

ориентированный подход в

работе с детьми

Максимальное количество

баллов -3

10. Индивидуальная работа с

детьми

Максимальное количество

баллов -3

11. Активность детей

Максимальное количество

баллов -3

12. Приемы привлечения и

сосредоточения внимания

детей (имеются или нет)

Максимальное количество

баллов -3

13. Длительность занятия с

учетом возраста

Максимальное количество

баллов -3

14. Рефлексия

Максимальное количество

баллов -3

15. Самоанализ НОД

Максимальное количество

баллов -3

Максимальное количество за конкурс

45 баллов

5

Конкурсное задание № 4

Конкурсное задание № 5

Конкурсное

задание

Критерии оценивания

Баллы

Мастер- класс

Мастер – класс по изготовлению наглядного, раздаточного или

другого материала к методическому пособию:

1.Степень готовности к

распространению

педагогического опыта.

Максимальное количество

баллов -5

2.Стиль общения

Максимальное количество

баллов -5

3.Степень воздействия на

аудиторию.

Максимальное количество

баллов -5

4.Способность к импровизации.

Максимальное количество

баллов -5

5.Степень соответствия

поставленным проблемам и

вопросам в работе

Максимальное количество

баллов -5

6.Оригинальность

Максимальное количество

баллов -5

7.Целостность

Максимальное количество

баллов -5

Максимальное количество за 4 конкурс — 35 баллов

Конкурс

является

для

педагога

не

только

формой

соревнования

в

профессиональном

мастерстве и способом продемонстрировать свои способности в достижении качественного

результата,

но

и

условием

обнаружения

собственных

затруднений,

дефицита

профессионализма, что, в свою очередь, служит стимулом формирования потребности в

профессиональном совершенствовании. Изначально вынужденная работа в конечном итоге

приносит удовлетворение и осознание того, что накоплен и систематизирован определенный

педагогический опыт и намечены пути для дальнейшего роста педагогического мастерства.

Конкурс

профессионального

мастерства

является

сильным

источником

стимулирования

мотивации для саморазвития и профессионального роста молодых специалистов ДОУ.

Литература

6

Конкурсное задание

Критерии оценивания

Баллы

«Педагогическая находка»:

Представление

методического пособия

1.Актуальность выбранной темы

Максимальное

количество

баллов -10

2.Новизна, оригинальность,

практическая значимость,

возможность использования опыта в

практике другими педагогами

Максимальное

количество

баллов -10

3.Полнота выполнения

поставленных задач

Максимальное

количество

баллов -10

4.Эффективность, предлагаемых

автором способов решения

проблемы

Максимальное

количество

баллов -10

5.Обоснованность предлагаемых

материалов

Максимальное

количество

баллов -10

6.Логичность, последовательность,

грамотность, научность изложения

Максимальное

количество

баллов -10

7.Структура, качество оформления

Максимальное

количество

баллов -10

Максимальное количество за конкурс — 70 баллов

1. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития

профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного

учреждения. Дис.на соиск. степ. канд. пед. наук. Екатеринбург.-2006.-177 с.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно – воспитательного процесса/ Ю. К. Бабанский.-

М.: Просвещение.- 1982.- 192 с.

3. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном дошкольном

образовательном учреждении // Управление дошкольным образовательным учреждением.

– 2004. – № 3. – С. 21.

4. Беляева И.В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами / И.

В. Беляева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2008. —

№12. —С. 6-15.

5. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л. М. Волобуева –

М.: ТЦ Сфера, 2003. – 231 с.

6. Кузнецова Е. А. Создание условий для самореализации молодого педагога / Е. А.

Кузнецова, В. В. Кухлинская // Методист. - 2009.- N 7. - С. 63-65.

7. Майер А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ:

методическое пособие / А. А. Майер. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 128с.

8. Сазонова С. Е. Наставничество в детском саду / С. Е. Сазонова// Справочник

руководителя дошкольного учреждения. – 2010. – N 5. – С.58 – 64.

9. Федосова Л. П. Методическая служба как фактор повышения качества

профессионального образования/ Л. П. Федосова.- М.: Оренбург.-Изд-во ООИПКРО.-

1999.- 211 с.

7



В раздел образования