Автор: Забара Надежда Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ №26 с.Новопокровка
Населённый пункт: с. Новопокровка Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Практикум для воспитателей "Система работы по формированию у дошкольников навыков правильного произношения шипящих звуков"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Центр развития
ребёнка детский сад №26» с. Новопокровка приморского края Красноармейского района
Практикум
Система работы по формированию у дошкольников
навыков правильного произношения шипящих
звуков
Учитель логопед Забара Надежда Викторовна
К 5-6 годам дети овладевают произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’],
Этапы работы по формированию навыков правильного произношения шипящих
звуков:
I. Подготовительный этап
.II. Этап постановки звука
III. Этап автоматизации звука.
IV. Этап дифференциации звуков речи.
V. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Работа начинается с подготовительного этапа.
На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики,
фонематического слуха. Проводится работа и над правильным речевым дыханием,
над формированием длительного плавного выдоха.
Фонематический слух
Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей
последовательности:
1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в
рассказах).
2. Различение изолированных звуков; в слогах
3. Различение звука в слове.
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции
(свистящие – шипящие).
6. Придумывание слов на определённый звук.
Развитие фонематического восприятия
Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляционным
признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла,
ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.
Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным
признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са,
за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук,
шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук
[ш].
Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш].
(Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик.)
Определение позиции звука [ш] в словах шарик, мишка, малыш.
Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение
позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.
Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии которых звук
слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю — те, в
названиях которых звук в середине, на нижнюю — те, в названиях которых звук в
конце.
Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, крепыш, коротыш,
глупыш, голыш.
Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в
названиях которых — [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает
картинки, в названиях которых есть звук [ш].
Игры «Хлопушка», «Подними флажок», «Положи фишку», «Где живёт звук?»,
«Светофор» и т.д.
Развитие дыхания
Для произнесения шипящих (ш, ж, щ, ч) звуков характерна широкая, направленная
по центру языка вверх, тёплая сильная воздушная струя.
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики
или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании
воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха.
«Подуем на султанчики», «Вертушки», «Сдуй снежинку», «Шторм в стакане» и т.д.
Затем вырабатываем сильную направленную воздушную струю «Футбол»,
«Фокус».
Упражнение для выработки продолжительного выдоха «Погреем ручки». Сделать
глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна
ощущаться теплая воздушная струя.
При этом следим за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали
мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным,
длительным, вдох делался через нос.
Упражнения повторяются не более 3-4 раз.
Уклад органов артикуляции.
При произнесении звука [ш] губы вытянуты вперед и округлены. Расстояние
между зубами 4-5 мм. Широкий кончик языка поднят и находится за верхними
резцами, на уровне альвеол (бугорков за верхними зубами), но не касается их.
Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Язык имеет форму
ковша.
При образовании звонкого [ж] та же артикуляция, что и при образовании звука
[ш]; она дополняется работой сомкнутых и колеблющихся голосовых складок,
производящих голос. Выдыхаемая струя воздуха несколько слабее и щель между
кончиком языка и твердым небом меньше, чем при образовании звука [ш].
Основные виды нарушений шипящих звуков встречающихся у детей дошкольного
возраста: искажение, замена и пропуск звуков.
Для того чтобы выработать правильную артикуляцию шипящих звуков, надо
научить ребёнка выдвигать вперёд губы, а широкий кончик языка поднимать вверх,
размещая его за верхними зубами. Кроме того, надо учиться придавать языку
форму ковша или чашечки.
Комплекс упражнений для формирования правильного звукопроизношения
шипящих звуков: [ш], [ж], [ч], [щ].
1. Заборчик – улыбнуться весело, без напряжения, так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы. Удержать в таком положении губы под счет от 1-5-10.
2. Рупор – губы выдвигаются вперед и округляются. Зубы сомкнуты.
3. Трубочка - вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, зубы сомкнуты.
Удержать в таком положении губы под счет от 1-5-10.
4. Открывание – закрывание рта – широко открывать и закрывать рот. Удерживать
кончик языка в основании верхних зубов.
5. Наказать непослушный язычок – немного приоткрыть рот, спокойно положить
язык на нижнюю губу и, пошлепывая ее губами, произносить звуки: «пя-пя-пя»…
Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1-
5-10.
6. Блинчик – широкий язык высунуть, расслабить, положить широкий передний
край языка на нижнюю губу. Удержать ее в таком положении под счет от 1-5-10.
7. Грибок – раскрыть рот, присосать широкий язык всей плоскостью к небу. Не
отрывая язык от неба, оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделывать 10-15 раз.
Язык не должен отрываться от неба (язык напоминает тонкую шляпку грибка, а
растянутая подъязычная связка – его ножку).
8. Гармонь – удерживать «грибок», а рот широко открывать и закрывать, при
повторении стараясь открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в
верхнем положении.
9. Почистить верхние зубы - приоткрыть рот и кончиком языка, почистить верхние
зубы, с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
10. Вкусное варенье – слегка приоткрывать рот и широким передним краем языка
облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху, вниз, но не из стороны в
сторону. Язык широкий, боковые его края касаются углов рта.
11. Парус – положить широкий, распластанный язык на нижнюю губу и затем
поднять кверху, прижавшись передним краем языка изнутри к краешкам зубов.
12. Чашечка – рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к
верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении под счет от
1-5-10.
13. Рот спокойный – рот закрыт, язык и губы в спокойном состоянии.
14. Змея шипит – губы «рупором», но между зубами щель в 1 мм., язык в виде
чашечки поднят за верхние зубы, краешком приближаясь к передней части твердого
неба. Боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам. Воздушная
струя идет посередине языка, оставляя ощущения тепла на ладони.
После отработки изолированных элементов, движения объединяются, включаются
в единый артикуляционный уклад. Для устранения недостатков произношения
звуков необходимо знать не только правильную, но и не правильную артикуляцию
этих звуков.
Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным,
ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами,
как бы произнося звукосочетания пя-пя-пя.
Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме чашечки. Для
этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать как его передний край
может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, можно
подложить ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижать к верхней
губе.
Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте,
постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не
прикасаясь кончиком к нёбу.
После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх,
взрослый предлагает ему: "Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы,
как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?" (Воздух, проходя
через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует щум,
напинающий щипящий звук).
Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается
нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: "Подуй на кончик языка,
как бы произнося звук с, но язык при этом держи наверху".
Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и
использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит змея, выходит
воздух из лопнувшего шарика и т. п.). Игровая форма в сочетании с объяснением
быстро сосредотачивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем взрослого
он начинает выполнять требуемые движения (округлять губы и слегка выдвигать их
вперед) и правильно произносить звук ш.
Нужно помнить, что ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не
вызвать у него привычное неправильное произношение.
Приемы постановки шипящих звуков.
Сначала ставится звук [ш], а затем на его базе ставится [ж].
Приемы работы по постановке звука [ш]
Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки».
Звукоподражания
Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев;
шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание
мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого
шарика, паровоза, спускающего пар.
Формирование зрительного образа звука [ш]
Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка.
Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек.
Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.
Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на
положение губ, зубов и языка.
Пластическое изображение формы языка кистями рук
Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой — небо.
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя
воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы,
перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и
вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1—2 мм и выдохнуть. Должен
получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2—3 секунды. Затем дается
установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т]
произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва
примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые
края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-
тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего
звука [т].
Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу
выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При
повторных упражнениях звук [ш] получается без предшествующего произнесения
глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней поверхности
языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с].
Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой
руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно
получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса,
асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться
теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.
Звук [ж] ставится от звука [ш] включением голоса при его произнесении, но он
может быть поставлен и от звука [з], как при [ш] от [с].
Для постановки звука [щ] можно воспользоваться звуком [с]. Ребенок несколько раз
произносит слог -с`и- или -с`а- с протяженным свистящим элементом: с`и, с`и….
Затем вводится шпатель или зонд под язык и в момент произнесения слогов слегка
приподнимается, несколько отодвигается назад.
Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько
отодвигая его назад прикосновением шпателя.
Если правильно произносится звук [ч], то от него легко получить звук [щ],
протянув завершающий звук [ч] фрикативный элемент. Слышится долгий звук [щ],
который в дальнейшем без труда определяется от взрывного элемента. Звук сразу
же вводится в слоги, а затем в слова.
Звук [ч] можно поставить от [т`], произносимого в прямом слоге (т`и) или обратном
(ат`). Ребенок произносит несколько раз какой-нибудь из этих слогов с некоторым
усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения с помощью
шпателя или зонда слегка отодвигается назад кончик языка (как для артикуляции
[щ]). Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под
язык. В момент произнесения слегка приподнимается язык и одновременно
несколько отодвигается назад. Звук [ч] легче вызывается в обратных слогах.
В процессе закрепления произношения изолированного звука постепенно
осуществляется переход от полимодальных подкреплений нормальной артикуляции
звука к опоре лишь на кинестетические и слуховые ощущения, а в дальнейшем
только на слуховой образ звука.
Когда звук поставлен и произносится ребенком правильно, можно переходить к его
автоматизации в слогах, словах и предложениях.