Напоминание

"Стиль педагогического общения"


Автор: Егорова Зинаида Егоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №17
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Стиль педагогического общения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Анкета для воспитателей

«Стиль педагогического общения»

Уважаемые коллеги !

Для определения стиля вашего

общения с воспитанниками предлагаю

ответить на вопросы данной анкеты.

Выберите наиболее предпочтительный

вариант ответа.

1.Считаете ли вы, что ребенок должен :

а.

делиться с вами своими мыслями, чувствами;

б.

говорить вам то, что он сам захочет;

в.

оставлять свои мысли и переживания при себе.

2.Если

ребенок без спроса взял у сверстника игрушку,

карандаш, вы:

а. доверительно с ним

поговорите и предоставите возможность самому

принять решение;

б. согласитесь с тем, что дети

сами разберутся в своих проблемах;

в.

известите об этом всех детей, заставите вернуть

взятое и извиниться.

3.Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный

ребенок в ходе образовательной деятельности был сосредоточен,

аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:

а.

похвалите и всем детям покажите его работу;

б. проявите

заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось

сегодня;

в. скажете ему «всегда бы так

занимался».

4. Ребенок

при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

а. заставите его поздороваться;

б. не

обратите на него внимания;

в . сразу же вступите с

ним в общение, не упоминая о его промахе.

5 . Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы

предпочитаете делать:

а. спокойно, не

вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают;

б. помочь, подсказать ,сделать замечание;

в.заниматься своими делами (записями, подготовкой).

6

.Какая точка зрения кажется вам правильной:

а. чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, на

них не стоит обращать внимания;

б. эмоции ребенка, его

переживания- важные факторы, с учетом которых можно эффективно

обучать и воспитывать;

в.чувства ребенка удивительны,

переживания значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим

тактом.

7. Ваша исходная

позиция

в работе с детьми:

а. ребенок

слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить

его воспитать;

б. у ребенка много возможностей

для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность

ребенка;

в. ребенок развивается неуправляемо, находится

под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы

он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8. Как вы отнесетесь к активности

ребенка:

а. положительно- без нее невозможно полноценное

развитие;

б. отрицательно- она часто мешает целенаправленно и

планово вести обучение и воспитание;

в.положительно, но только когда активность контролируется

педагогом.

9.Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже

делал это дома. Ваши действия:

а. скажите «ну и не

надо»;

б. заставите выполнить работу;

в. предложите выполнить задание.

10

. Какая позиция, по-вашему, правильная:

а. ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;

б. если ребенок не осознает заботу взрослых о нем, не ценит, то это

его дело,

когда - нибудь пожалеет;

в. воспитатель

должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Ключ к обработке ответов:

ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

в

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

25-30 очков - тяготеет к демократическому стилю;

20- 24 очка - преобладает авторитарный стиль;

10- 19

очков -

характерен

либеральный стиль.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Взрослые, декларирующие этот тип общения

,уважительно относятся к детям стараются наладить

эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не

подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную

ситуацию, убеждают, почему, в силу каких причин необходимо

выполнить то или иное требование . У таких взрослых в общении с

детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий,

оптимистический стиль .Они воспитывают организованность,

дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя

активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее

продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется

чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не

нарушаются.

АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ

Взрослые добиваются от детей слепого и

беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение

,аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками.

Уровень требований и контроль за поведением детей

сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и

наказание - основные педагогические средства. В итоге

формируется ущербный ребенок. Общие черты детей при

таком воспитании - заниженная самооценка, неуверенность в

себе.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)

Взрослые

почти не контролируют действия детей, все позволяют, не

предъявляют даже элементарных требований, за

исключением случаев, когда возникает угроза жизни ребенка,

причинения физической травмы . Такое внешне

привлекательное отношение на самом деле

свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Подобный

тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и

безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не

задумываться над чувствами других, потому что сам

обделен вниманием.

ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

Взаимодействие воспитателя с детьми

Ответ

Я позволяю детям самостоятельно выбирать

материал и место для работы

Позволяю детям принимать участие в планировании

жизни группы, планировании дня

Помогаю детям строить собственные планы

принимать решения

Помогаю детям улучшить результат их работы, если

только они об этом попросят

Снабжаю детей книгами и материалом для

образовательной деятельности

Даю детям возможность самостоятельно принимать

решения

Регулярно читаю детям

Приучаю детей буквам и цифрам, письму, чтению,

счету с ран- них лет

Не заставляю детей насильно учиться читать, писать,

счи - тать, а снабжаю такими материалами для

чтения, письма, счета, которые вызывают

познавательный интерес и желание научиться

Показываю каждому ребенку, что он любим не только за

его достоинства

Устанавливаю разумные поведенческие правила и

стараюсь, чтобы дети следовали им, понимая их

необходимость

Никогда не говорю ребенку, что он хуже или лучше других

детей

Поддерживаю в каждом ребенке чувство собственного

достоинства

Никогда не сравниваю одного ребенка с другим

Сравниваю ребенка только с ним самим в разные периоды

его развития

Не существует тем, которые я совершенно исключаю

из обсуждения с детьми

Никогда не дразню детей, не корю их за допущенные

ошибки и промахи

Внимательно отношусь к индивидуальным

особенностям каждого ребенка и не стараюсь

подвести его под стандарт

Отвечаю на вопросы детей терпеливо и честно,

насколько это возможно

Серьезные вопросы и высказывания детей я

воспринимаю всерьез

Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы

помочь детям больше узнать

Учу детей свободно общаться со взрослыми

Верю в здравый смысл детей и доверяю ему

Предпочитаю, чтобы каждый ребенок выполнил

самостоятельно ту работу, за которую взялся, даже

если не уверена в позитивном результате

Поощряю в детях независимость от взрослых

Помогаю каждому ребенку быть личностью

Не всегда считаю послушание достоинством

КЛЮЧ К ОБРАБОТКЕ ОТВЕТОВ:

Если на большинство вопросов вы ответили

утвердительно, то вам присуще желание стимулировать

самостоятельность, ответственность, активное

самовосприятие и умственное развитие детей. В вашей

группе идеи гуманизации педагогического процесса

реализуются на практике.

Если вы согласны только с некоторыми

утверждениями, то задумайтесь, не испытываете ли вы

желания вернуться к командно- административной,

репрессивной системе воспитания. Может быть, она для

вас привычнее, легче, удобнее? А для детей?

ТЕСТ «КАКОЙ Я ВОСПИТАТЕЛЬ?»

№ ВОПРОС

Да

Скорее

да, чем

нет

Скорее

да, чем

нет

нет

1.

Довольна ли я собой?

2.

Способна ли я выслушать другую

точку зрения, проявить гибкость,

принимая позицию другого?

3.

Легко ли я принимаю критику,

необходимую для моего

профессионального роста?

4.

Могу ли я взглянуть на себя

глазами моих воспитанников?

5.

Интересуют ли меня люди, их

проблемы, профессиональные дела

и обязанности?

6.

Ищу ли я причины затруднений

детей при обучении,

стараюсь ли менять характер

образовательной

деятельности и заданий, если

не вижу у воспитанников

ожидаемых результатов и

реакций?

7.

Пробуждает ли мой стиль

воспитания интерес

дошкольников к к обучению?

8.

Знаю ли я, как мои

воспитанники видят мир, что

любят, во что верят, чем

интересуются?

9.

Считаю ли я, что причины

невысоких успехов детей

состоят в их неспособности?

КЛЮЧ К ОБРАБОТКЕ ОТВЕТОВ:

Поставьте в 1-м и 9-м вопросах за

ответы:

ДА- 0;

СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ- 3;

СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА- 7;

НЕТ- 10.

В остальных случаях наоборот:

ДА-

10;

СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ- 7;

СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА-3;

НЕТ- 0.

100- 75 очков - вы правильно понимаете требования к

воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в

себе, готовы к изменениям, работе над собой, видите причины

затруднений детей, интересуетесь личностью каждого ребенка, а

не прохождением программы, стремитесь сделать процесс

воспитания и обучения интересным для воспитанников.

75- 55 очков - такие профессиональные

качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребенка,

стремление меняться, развиты у вас чуть ниже необходимого

уровня .Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные

вопросы, выявлять и решать проблемы профессионального роста.

Ниже 55 очков - многое в

профессиональной деятельности воспитателя вы понимаете не

совсем верно. Следует задуматься, проанализировать результаты

работы и вашу удовлетворенность ею.

Спасибо за ответы !



В раздел образования