Автор: Егорова Зинаида Егоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №17
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Стиль педагогического общения"
Раздел: дошкольное образование
Анкета для воспитателей
«Стиль педагогического общения»
Уважаемые коллеги !
Для определения стиля вашего
общения с воспитанниками предлагаю
ответить на вопросы данной анкеты.
Выберите наиболее предпочтительный
вариант ответа.
1.Считаете ли вы, что ребенок должен :
а.
делиться с вами своими мыслями, чувствами;
б.
говорить вам то, что он сам захочет;
в.
оставлять свои мысли и переживания при себе.
2.Если
ребенок без спроса взял у сверстника игрушку,
карандаш, вы:
а. доверительно с ним
поговорите и предоставите возможность самому
принять решение;
б. согласитесь с тем, что дети
сами разберутся в своих проблемах;
в.
известите об этом всех детей, заставите вернуть
взятое и извиниться.
3.Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный
ребенок в ходе образовательной деятельности был сосредоточен,
аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:
а.
похвалите и всем детям покажите его работу;
б. проявите
заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось
сегодня;
в. скажете ему «всегда бы так
занимался».
4. Ребенок
при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:
а. заставите его поздороваться;
б. не
обратите на него внимания;
в . сразу же вступите с
ним в общение, не упоминая о его промахе.
5 . Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы
предпочитаете делать:
а. спокойно, не
вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают;
б. помочь, подсказать ,сделать замечание;
в.заниматься своими делами (записями, подготовкой).
6
.Какая точка зрения кажется вам правильной:
а. чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, на
них не стоит обращать внимания;
б. эмоции ребенка, его
переживания- важные факторы, с учетом которых можно эффективно
обучать и воспитывать;
в.чувства ребенка удивительны,
переживания значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим
тактом.
7. Ваша исходная
позиция
в работе с детьми:
а. ребенок
слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить
его воспитать;
б. у ребенка много возможностей
для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность
ребенка;
в. ребенок развивается неуправляемо, находится
под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы
он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.
8. Как вы отнесетесь к активности
ребенка:
а. положительно- без нее невозможно полноценное
развитие;
б. отрицательно- она часто мешает целенаправленно и
планово вести обучение и воспитание;
в.положительно, но только когда активность контролируется
педагогом.
9.Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже
делал это дома. Ваши действия:
а. скажите «ну и не
надо»;
б. заставите выполнить работу;
в. предложите выполнить задание.
10
. Какая позиция, по-вашему, правильная:
а. ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
б. если ребенок не осознает заботу взрослых о нем, не ценит, то это
его дело,
когда - нибудь пожалеет;
в. воспитатель
должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.
Ключ к обработке ответов:
ответ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
2
3
2
2
3
1
2
3
1
2
б
3
1
3
1
2
2
3
1
2
1
в
1
2
1
3
1
3
1
2
3
3
25-30 очков - тяготеет к демократическому стилю;
20- 24 очка - преобладает авторитарный стиль;
10- 19
очков -
характерен
либеральный стиль.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Взрослые, декларирующие этот тип общения
,уважительно относятся к детям стараются наладить
эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не
подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную
ситуацию, убеждают, почему, в силу каких причин необходимо
выполнить то или иное требование . У таких взрослых в общении с
детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий,
оптимистический стиль .Они воспитывают организованность,
дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя
активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее
продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется
чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не
нарушаются.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ
Взрослые добиваются от детей слепого и
беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение
,аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками.
Уровень требований и контроль за поведением детей
сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и
наказание - основные педагогические средства. В итоге
формируется ущербный ребенок. Общие черты детей при
таком воспитании - заниженная самооценка, неуверенность в
себе.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ ТИП ВОСПИТАНИЯ (ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ)
Взрослые
почти не контролируют действия детей, все позволяют, не
предъявляют даже элементарных требований, за
исключением случаев, когда возникает угроза жизни ребенка,
причинения физической травмы . Такое внешне
привлекательное отношение на самом деле
свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Подобный
тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и
безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не
задумываться над чувствами других, потому что сам
обделен вниманием.
ТЕСТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ
Взаимодействие воспитателя с детьми
Ответ
Я позволяю детям самостоятельно выбирать
материал и место для работы
Позволяю детям принимать участие в планировании
жизни группы, планировании дня
Помогаю детям строить собственные планы
принимать решения
Помогаю детям улучшить результат их работы, если
только они об этом попросят
Снабжаю детей книгами и материалом для
образовательной деятельности
Даю детям возможность самостоятельно принимать
решения
Регулярно читаю детям
Приучаю детей буквам и цифрам, письму, чтению,
счету с ран- них лет
Не заставляю детей насильно учиться читать, писать,
счи - тать, а снабжаю такими материалами для
чтения, письма, счета, которые вызывают
познавательный интерес и желание научиться
Показываю каждому ребенку, что он любим не только за
его достоинства
Устанавливаю разумные поведенческие правила и
стараюсь, чтобы дети следовали им, понимая их
необходимость
Никогда не говорю ребенку, что он хуже или лучше других
детей
Поддерживаю в каждом ребенке чувство собственного
достоинства
Никогда не сравниваю одного ребенка с другим
Сравниваю ребенка только с ним самим в разные периоды
его развития
Не существует тем, которые я совершенно исключаю
из обсуждения с детьми
Никогда не дразню детей, не корю их за допущенные
ошибки и промахи
Внимательно отношусь к индивидуальным
особенностям каждого ребенка и не стараюсь
подвести его под стандарт
Отвечаю на вопросы детей терпеливо и честно,
насколько это возможно
Серьезные вопросы и высказывания детей я
воспринимаю всерьез
Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы
помочь детям больше узнать
Учу детей свободно общаться со взрослыми
Верю в здравый смысл детей и доверяю ему
Предпочитаю, чтобы каждый ребенок выполнил
самостоятельно ту работу, за которую взялся, даже
если не уверена в позитивном результате
Поощряю в детях независимость от взрослых
Помогаю каждому ребенку быть личностью
Не всегда считаю послушание достоинством
КЛЮЧ К ОБРАБОТКЕ ОТВЕТОВ:
Если на большинство вопросов вы ответили
утвердительно, то вам присуще желание стимулировать
самостоятельность, ответственность, активное
самовосприятие и умственное развитие детей. В вашей
группе идеи гуманизации педагогического процесса
реализуются на практике.
Если вы согласны только с некоторыми
утверждениями, то задумайтесь, не испытываете ли вы
желания вернуться к командно- административной,
репрессивной системе воспитания. Может быть, она для
вас привычнее, легче, удобнее? А для детей?
ТЕСТ «КАКОЙ Я ВОСПИТАТЕЛЬ?»
№ ВОПРОС
Да
Скорее
да, чем
нет
Скорее
да, чем
нет
нет
1.
Довольна ли я собой?
2.
Способна ли я выслушать другую
точку зрения, проявить гибкость,
принимая позицию другого?
3.
Легко ли я принимаю критику,
необходимую для моего
профессионального роста?
4.
Могу ли я взглянуть на себя
глазами моих воспитанников?
5.
Интересуют ли меня люди, их
проблемы, профессиональные дела
и обязанности?
6.
Ищу ли я причины затруднений
детей при обучении,
стараюсь ли менять характер
образовательной
деятельности и заданий, если
не вижу у воспитанников
ожидаемых результатов и
реакций?
7.
Пробуждает ли мой стиль
воспитания интерес
дошкольников к к обучению?
8.
Знаю ли я, как мои
воспитанники видят мир, что
любят, во что верят, чем
интересуются?
9.
Считаю ли я, что причины
невысоких успехов детей
состоят в их неспособности?
КЛЮЧ К ОБРАБОТКЕ ОТВЕТОВ:
Поставьте в 1-м и 9-м вопросах за
ответы:
ДА- 0;
СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ- 3;
СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА- 7;
НЕТ- 10.
В остальных случаях наоборот:
ДА-
10;
СКОРЕЕ ДА, ЧЕМ НЕТ- 7;
СКОРЕЕ НЕТ, ЧЕМ ДА-3;
НЕТ- 0.
100- 75 очков - вы правильно понимаете требования к
воспитателю и работаете согласно этим требованиям: уверены в
себе, готовы к изменениям, работе над собой, видите причины
затруднений детей, интересуетесь личностью каждого ребенка, а
не прохождением программы, стремитесь сделать процесс
воспитания и обучения интересным для воспитанников.
75- 55 очков - такие профессиональные
качества, как терпимость, интерес к внутреннему миру ребенка,
стремление меняться, развиты у вас чуть ниже необходимого
уровня .Вам, вероятно, следует чаще задавать себе подобные
вопросы, выявлять и решать проблемы профессионального роста.
Ниже 55 очков - многое в
профессиональной деятельности воспитателя вы понимаете не
совсем верно. Следует задуматься, проанализировать результаты
работы и вашу удовлетворенность ею.
Спасибо за ответы !