Автор: Троцкая Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 78
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Комплекс музыкально-речевых игр для детей младшего возраста в период адаптации"
Раздел: дошкольное образование
Комплекс музыкально-речевых игр для детей раннего возраста
Подготовила Троцкая Л.А.
Музык
а
льны
е
игры, п
е
ни
е
и движения
под музыку з
а
ним
а
ют о
с
обо
е
м
ес
то в
р
а
звитии и во
с
пит
а
нии д
е
т
е
й р
а
нн
е
г о возр
ас
т
а
. Это
с
в
я
з
а
н о
с
т
е
м, что музык
а
возд
е
й
с
тву
е
т в п
е
рвую оч
е
р
е
дь н
а
эмоцион
а
льную
с
ф
е
р у р
е
б
е
нк
а
. А им
е
нно н
а
положит
е
льных р
еа
кци
я
х д
е
ти лучш
е
и бы
с
тр
е е
адаптируются к новым условиям
проживания в ДОУ.
В н
ас
то
я
щ
е е
вр
е
м
я
о
с
об
е
нн о
а
кту
а
льной
я
вл
яе
т
с я
пробл
е
м
а
музык
а
л ь н о г о
и
р
е
ч
е
вого
р
а
звити
я
д
е
т
е
й
р
а
нн
е
г о
возр
ас
т
а
.
Музык
а
льн
а я
п
е
д
а
гогик
а
р
асс
м
а
трив
ае
т
п
е
риод
р
а
нн
е
го возр
ас
т
а
,
к
а
к
н
а
ибол
ее
бл
а
гопри
я
тный
се
н
с
итивный п
е
риод в р
а
звити и музык
а
льно
с
ти д
е
т
е
й, в р
а
звитии
поним
а
ни
я
музыки, когд
а
з
а
кл
а
дыв
а
ют
с я
п
е
рвон
а
ч
а
льны
е
о
с
новы,
с
по
с
обно
с
ти,
обу
с
л
а
влив
а
ющи
е
возможно
с
т
ь приобщ
е
ни
я
р
е
б
е
нк
а
к
р
а
зличным
вид
а
м
музык
а
льной д
ея
т
е
льно
с
ти.
Им
е
нно в р
а
нн
е
м возр
ас
т
е с
озд
а
ны в
с е
бл
а
гопри
я
тны
е
у
с
лови
я
дл
я
«з
а
кл
а
дки
прочного
фунд
а
м
е
нт
а
»
д
а
льн
е
йш
е
го
у
с
п
е
шного
музык
а
льног о р
а
звити
я
р
е
б
е
нк
а
.
С другой
с
тороны,
п
е
риод
р
а
нн
е
го
д
е
т
с
тв
а
н
а
ибол
ее
бл
а
гопри
я
тный п
е
риод и в р
а
звитии р
е
чи д
е
т
е
й. Этот п
е
риод оптим
а
льных
возможно
с
т
е
й, когд
а
р
е
ч
е
во
е
р
а
звити
е
прот
е
к
ае
т н
а
ибол
е е
инт
е
н
с
ивно. Слишком
поздн
е е
н
а
ч
а
ло обуч
е
ни
я
р
е
ч и уж
е
н
е
игр
ае
т той роли
в р
а
звитии, которую оно
игр
ае
т
тогд
а
,
когд
а
прои
с
ходит
в
оптим
а
льны
е
с
роки.
М
е
жду
музык
а
льным
во
с
пит
а
ни
е
м м
а
лыш
а
и
е
го р
е
ч
е
вым р
а
звити
е
м
с
ущ
ес
тву
е
т много общ
е
го в пл
а
н
е
р
е
ш
е
ни
я е
диных ц
е
л
е
й и з
а
д
а
ч.
-
Музык
а
льно
е
и
с
ку
сс
тво воплощ
ае
т эмоцион
а
льно-
с
мы
с
лово
е содержание
музыки
подобно тому, к
а
к внутр
е
нн
ее с
о
с
то
я
ни
е
ч
е
лов
е
к
а
воплощ
ае
т
ся
в интон
а
ци
я
х
р
е
чи.
Музык
а
льн
ая
интон
а
ци
я
, к
а
к и р
е
ч
е
в
ая
, выр
а
ж
ае
т, пр
е
жд
е
в
се
го, чув
с
тв
а
,
н
ас
тро
е
ни
я
, мы
с
ли говор
я
щ
е
го.
-
В р
е
чи, к
а
к и в музык
е
, в
се
гд
а с
од
е
ржит
ся
опр
е
д
е
л
е
нный тону
с
звуч
а
ни
я
.
Это
с
о
с
то
я
ни
е
тонового н
а
пр
я
ж
е
ни
я
объ
е
дин
яе
т музык
а
льную и р
е
ч
е
вую
интон
а
цию.
-
Музык
а
и р
е
чь им
е
ют общи
е
выр
а
зит
е
льны
е
возможно
с
ти
:
интон
а
ционн
ая
окр
ас
к
а
в р
е
чи и музык
е
п
е
р
е
д
ае
т
ся
с
помощью один
а
ковых
с
р
е
д
с
тв
вы
с
оты, т
е
мбр
а
,
с
илы голо
с а
и звук
а
, т
е
мп
а
прот
е
к
а
ни
я
,
опр
е
д
е
л
е
нного
ритм
а
, и
с
пользов
а
ни
я а
кц
е
нтов, п
а
уз движ
е
ни
я
.
В
сё
это говорит о т
ес
ной вз
а
имо
с
в
я
зи музык
а
льной р
а
боты
с
р
е
ч
е
вой и
я
вл
яе
т
ся
обо
с
нов
а
ни
е
м н
е
обходимо
с
ти и возможно
с
ти компл
е
к
с
ного подход
а
к пробл
е
м
а
м
музык
а
льного и р
е
ч
е
вого р
а
звити
я
м
а
лыш
а
.
При помощи музыкально-речевых игр с детьми раннего возраста происходит легкая и
быстрая адаптация к условиям ДОУ, а так же идет наиболее интенсивное развитие
личности ребенка, всех его сторон в комплексе. Комплекс музыкально-речевых игр
включает в себя: детские песенки, пальчиковые игры, логоритмические упражнения,
голосовые распевки, упражнения на согласование речи с движениями, мимические
упражнения.
Логоритмические игры и упражнения
Цель
логоритмических
упражнений
-
преодоление
речевого,
моторного,
двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции
двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
«Муравьиная зарядка»
Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),
Потянулись (встают, потягиваются).
Встали прямо (опускают руки вниз)
Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки)
Новый начался денек!
Вместе весело живем –
Хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
*****
«Дождик: кап!»
Птица: кар, кар, кар! (крылья)
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши)
Дождик: Кап, кап, кап (хлопки по коленям)
Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! (топают ногами)
Дети: ха-ха-ха! (вытягивают руки вперед
ладонями вверх)
Мама: Ах, ах, ах! (качают головой, держась
за нее руками)
Дождик: кап, кап, кап! (хлопки по коленям)
Туча: бах, бах, бах! (топают ногами)
«Шарик»
Надувают шарик быстро, (пальцы обеих руксобраны в одну щепотку)
Он становится большой (медленно развести руки в стороны)
Вдруг шар лопнул, (хлопок в ладоши)
Воздух вышел, (подуть на ладони)
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку)
*****
«Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять,(прыжки)
Вышел дождик погулять!(марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением
головы)
«По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие - на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
*****
«Правая и левая»
Эта ручка – правая! Эта ручка – левая! (вытягивать руки поочередно вперед ладонями
вверх)
Я на мячик нажимаю, я зарядку делаю! (сжимать – разжимать кулачки)
Будет сильной правая! Будет сильной левая! (Вытягивать вперед кулачки правой и
левой руки поочередно)
Будут ручки у меня ловкие! Умелые! («мотаем клубочки»)
*****
Листья
Листья осенние тихо кружатся,(Дети кружатся, руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся(Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят,(Движения руками)
Будто опять закружиться хотят.(Снова кружатся)
*****
Это я
Это глазки. Вот. Вот.(показ - глаза поочередно)
Это ушки. Вот. Вот.(показ -уши поочередно)
Это нос. Это рот.
(показ - нос, рот)
Там спинка. Тут живот.(ладошку кладут на спину, другую на живот)
Это ручки. Хлоп, хлоп.(руки вперед два хлопка)
Это ножки. Топ, топ.(два раза топают ногами)
Ох, устали. Вытрем лоб.(правой ладонью проводят по лбу)
*****
Мячик
Раз, два, прыгай, мячик.(Взмахи правой ладонью, имитирующие удары по мячу)
Раз, два, и мы поскачем.(Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе)
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
*****
Гном
Дождик, дождик за окном.(Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на
поясе)
Под дождем остался гном.
(
Приседают)
Поскорей кончайся, дождик, (Встают, смотрят вверх, тянут вверх руки)
Мы гулять идти не можем.(Идут по кругу, за руки)
*****
Строим дом
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют
повороты влево-вправо)
Будем строить и играть.(Ритмично приседают)
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем.(прыжки на месте)
Вот какой красивый дом !(показывают)
Будет жить в нем старый гном. (приседают)
*****
Колобок
Колобок, колобок,
(
Идут в полуприсядь, руки на
поясе)
Колобок — румяный бок.
По дорожке покатился (Бегут на носочках, руки на поясе)
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку,(Изображают медведя, волка, зайца)
Всем играл на балалайке.
(
Изображают игру на балалайке)
У лисы спел на носу, — (Пляшут вприсядку)
Больше нет его в лесу.
(
Разводят руками)
*****
Платье
Это платье для Наташки (Четыре ритмичных поворота вправо-влево, руки на
поясе)
Красные горошки. (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах)
А на платье два кармашка,
(«Рисуют» на животик два кармашка)
Спрячем в них ладошки. («Прячут ладошки»)
*****
Тапки
Это тапки для Антошки, (ритмично топают ногой)
Чтобы в них не мерзли ножки.(ритмичные прыжка)
Топ-топ-топотушки. (ритмично топают каждой ногой)
Что за тапки! Как игрушки!
(поочередно выставляют ноги на пятку)
*****
Ботинки
Вот ботинки для Маринки, (ритмично топают ногой)
Не ботинки, а картинки.(ритмичные прыжки)
Чтобы в них гулять ходить,(ходьба по кругу)
Бегать, прыгать и играть.(бег, прыжки, топотушки)
Зарядка (по методике Е.С. Железновой) (с музыкальным сопровождением)
«Утром солнышко встает»
Утром петушок встаёт,
Кукареку нам поёт:
"Просыпайтесь, рассвело,
Солнце на небо взошло!"
Воробьёв весёлый крик
Будит нас: "Чирик, чирик!"
И, заснуть нам помешав,
Лает пёс: "Ав, ав, ав, ав!".
*****
«Головами покиваем»
Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
(2)И немножко помолчим
(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём
(6) Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
(7) И с начала всё начнём…
Упражнения на согласование речи с движениями (по методике Е.С. Железновой)
(с музыкальным сопровождением)
Цель: Развитие координации слов и движений, работа на темпом и ритмом.
«Автобус»
Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим,
И из окошечка глядим,
Все глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
Вот так вот, вот так вот.
Ну чтож автобус не идет, не идет?
Колеса закрутились,
Вот так вот, вот так вот,
Вперед мы по катились
вот так вот.
А щетки по стеклу шуршат,
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят,
Вжик-вжик-вжик.
И мы не просто так сидим,
бим-бим-бим, бим-бим-бим,
мы громко громко все гудим,
Бим-бим-бим (Крутим рули и бибикаем)
Пускай автобус наш трясет,
вот так вот, вот так вот,
Мы едим-едим все вперед,
Все вперед.
*****
«Все на ножки становитесь»
И в кружочек соберитесь (дети идут по кругу)
Вместе ручками помашем, вместе мы споем и спляшем.
Все мы Наде очень рады,
Нам похлопать Наде надо
Нас без Нади было мало, Нади
Очень не хватало
*****
«Где же наши детки»
Где же, где же наши ручки,
Где же наши ручки?
Вот, вот, наши ручки,
Вот наши ручки!
Пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут наши ручки.
Где же, где же наши ножки,
Где же наши ножки?
Вот, вот наши ножки, вот наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки,
Пляшут наши ножки.
Где же, где же наши детки,
Где же наши детки?
Вот, вот наши детки,
Вот наши детки!
Пляшут, пляшут наши детки,
Пляшут наши детки.
*****
«Мы ногами топ топ топ»
Мы ногами топ топ топ
Мы руками хлоп хлоп хлоп
И туда и сюда повернемся без труда
Мы головками кивнем
Дружно ручками махнем
И туда и сюда повернемся без труда
Мы подпрыгнем высоко
Прыгать вместе так легко
И туда и сюда повернемся без труда
*****
«Зайка серенький сидит»
И ушами шевелит.
Вот так и вот так
Он ушами шевелит.
Зайка серенький сидит
Хвостик зайка шевелит
(припев)
Зайка маленький устал,
Зайка маленький поспал
(припев)
Зайка маленький поспал,
Зайка лапоньки размял.
(припев)
Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть
(припев)
Зайке холодно стоять
Зайке надо поскакать
(припев)
*****
«Вот так холод, вот мороз»,
Больно щиплет нос.-2р.
Чтоб согреть его скорей,
Надо потереть сильней.
Чтоб согреть его скорей
Потереть сильней.
Будем ножки согревать,
Прыгать и скакать.-2р.
Очень холодно стоять,
Ножки стали замерзать.
Очень холодно стоять
Стали замерзать.
Крепче стал мороз, никак,
Мерзнем стоя так.-2р
Нам пора бежать бегом,
Нам нельзя идти пешком.
Нам пора бежать пешком,
Нельзя идти пешком
Чтобы ручки согревать,
Будем мы махать.-2р.
И в ладошки будем бить,
И локтями шевелить.
В ладошки будем бить,
Локтями шевелить.
Мы на месте не стоим
Мы бежим, бежим-2р.
Чтоб согреться побыстрей.
Надо нам бежать быстрей
Чтоб согреться побыстрей
Побежим быстрей.
*****
«У жирафов»
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
(Хлопаем по всему телу ладонями.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
(Щипаем себя, как бы собирая складки.)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки))
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.)
*****
«Упрямая мышь»
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",
(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются" на пол.)
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
(Два хлопка.)
И так далее...
*****
«На лошадке»
Едем - едем на лошадке,
Но, но, но!
Рады-рады все ребятки,
Но, но, но!
Рады-рады прокатиться,
Но, но, но!
Звонко цокают копытца:
Но, но, но!
*****
«Большие ноги, шли по дороге»
Большие ноги
Шли по дороге
Большие ноги
Шли по дороге.
Топ топ топ 4р
А маленькие ножки
Бежали по дорожке
А маленькие ножки
Бежали по дорожке.
Топ топ топ топ топ топ 4р
«Ежик»
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы ни ножек,
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда,
Мне щекотно, да, да, да!
Уходи, колючий ёж,
В тёмный лес, где ты живёшь!
*****
«Шарики»
Наши шарики берём
И трясём, трясём, трясём,
Ведь каждый шарик не простой -
С горохом, рисом и крупой.
Поднимите шарик свой
Высоко над головой,
На носик можно положить,
Но только, чур, не уронить.
Наши шарики берём и т.д.
Шар перед собой кладём,
И вокруг него идём
И даже можно проскакать,
Но только шар не задевать.
Наши шарики берём и т. д.
Прыгай, прыгай высоко,
Прыгать с шариком легко,
Так прыгай, прыгай веселей
И даже ножек не жалей.
Наши шарики несём и т.д.
На ладошке шар несём
И другой ладошкой бьём,
И дружно говорим слова
«И раз и два и раз и два».
*****
«Медвежата»
Три медвежонка прыгали в саду
И один сказал: «Я упаду!»
И, конечно, он упал вниз головой
Медвежонка увели домой
Два медвежонка, Вот медвежонок…
1 - подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).
2 - наклоняемся, голову опускаем вниз.
3 - переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте. Показываем домик (сложив руки над
головой).
Пальчиковые игры для детей раннего возраста
«Пальчик, мальчик»
Все пальцы, кроме большого, зажаты в кулак. Большой палец оттопырен.
- Пальчик, мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем – в лес ходил.
(Показать указательный палец.)
- С этим братцем - щи варил.
(Показать средний палец.)
- С этим братцем - кашу ел.
(Показать безымянный палец.)
- С этим братцем - песни пел.
(Показать мизинец.)
*****
«В гости к пальчику большому»
Все пальцы сжаты в кулак.
В гости к пальчику большому (оттопырить большой палец)
Приходили прямо к дому:
Указательный (показать указательный палец)
И средний, (показать средний палец)
Безымянный (показать безымянный палец)
И последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог. (Показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в кулачки и
постучать кулачками перед собой.)
Пальцы все друзья, (сжать обе руки в замок)
Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук.)
*****
«Червячки»
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь
(движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами
(остальные пальцы поджаты к ладони).).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз.)
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх.)
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди.)
*****
«Ветер»
(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями,
пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь
не поднимать локти.)
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
(Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук
согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.)
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
(Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в
стороны (крылья); "машем" ими в воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены;
выполняем волнообразные движения.)
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
(Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной
стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила. Перевернув руки на
другую сторону, повторяем движения.)
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
*****
«Улитка»
Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы
полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой,
средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец
вытянуты вперёд (рога улитки). "Улитка" раскачивается из стороны в сторону.)
В домике она сидит,
Рожки высунув, молчит.
(Ползёт вперёд по столу.)
Вот улиточка ползёт
Потихонечку вперёд.
("Улитка" заползает на "цветочек".)
На цветочек заползёт,
("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").)
Лепесточки погрызёт.
(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").)
Рожки в голову втянула,
(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне".)
В домик спряталась, заснула.
*****
«Котята»
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.)
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их.)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).)
*****
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают,
(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).)
Эти пальчики гуляют,
(Указательный и средний "идут" по другой руке.)
Эти - любят поболтать,
(Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).)
Эти - тихо подремать,
(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
(Крутим большим пальцем вокруг мизинца.)
*****
«Кролик»
Маленький кролик с большими ушами,
(Кисти прижать к голове, как ушки.)
Розовым носом,
(Указательными пальцами дотронуться до носа.)
Смешными усами
(Указательные пальцы прижаты к губам.)
Норку глубокую роет себе
Сильными лапками в мягкой земле.
(Роем норку (колени).)
Чистит он шёрстку себе
("Чистим шёрстку".)
Или спит.
(Руки складываем, кладём под щёку.)
Кролик ушами всегда шевелит.
(Шевелим "ушами".)
Слышит шаги и лисиц, и волкОв,
Прячется в норку свою от врагов.
(Сжаться в комочек или спрятаться в коленки.)
*****
«Черепашка»
(Рука сжата в кулак. Большой палец сверху.)
Моя черепашка в коробке живёт,
(Рука лежит на другой ладони (или на ладони партнёра по игре).)
Купается в ванне,
(Волнообразные движение кулаком в воздухе.)
По полу ползёт.
("Черепашка" ползёт по другой руке (своей или партнёра по игре).)
Её на ладошке я буду носить,
(Руки возвращаются в исходное положение.)
Она не захочет меня укусить.
(Отрицательный жест головой.)
Пальчиковые игры (по методике Е.С. Железновой)
(с музыкальным сопровождением)
«Пальчик, где твой домик, как тебя зовут»
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я большой пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я указательный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я средний пальчик, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я безымянный, а дом мой тут!
Пальчик, где твой домик?
Как тебя зовут?
Я мизинчик, а дом мой тут!
*****
«Мы делили апельсин»
Мы делили апельсин,
Мы делили апельсин,
Ведь много нас, а он один.
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для ужа,
А эта долька – для ежа,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Все разбегайтесь кто-куда
*****
Где же, где же наши ручки наши ручки, наши ручки? (2 раза)
(Прячут руки за спиной)
Вот ручки, наши ручки, (Выполняют движение "фонарики")
пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки. Сжимают и разжимают кулачки.
Поплясали, стоп!
Где же, где же наши ножки, (приседая, закрывают ножки) наши ножки, наши ножки?
(2 раза) руками
Вот ножки, наши ножки, Выставляют ножки на каблучок
пляшут, пляшут наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки,
поплясали, стоп!
Где же, где же наши детки... Закрывают лицо ладонями
Вот детки, наши детки... Раскидывают руки в стороны
Пляшут, пляшут наши детки... Качаются на месте (пружинка)
Поплясали, стоп
*****
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью
А за ним ходили детки. а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил, Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее
движение
Паучков на землю смыл. Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать, Ладони боковыми сторонами прижаты друг к
другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным
А за ним ползут все детки, «Паучки» ползают на голове.
Чтобы погулять на ветке.
Мимические упражнения для детей раннего возраста
Я удивляюсь (поднять брови высоко).
Я сержусь (малыш хмурит брови, не включая в движение губы).
Я испугался (ребенок широко раскрывает глаза).
Скупая улыбка (ребенок растягивает в улыбке только сомкнутые губы, глаза не
участвуют).
Кривая улыбка (участвует только один уголок рта, двигаясь к уху). Повторить в
другую сторону, затем чередовать.
Рыба. Открыть рот, задержать до счета 5, закрыть.
Пила. Рука лежит на подбородке, малыш двигает нижней челюстью в стороны, не
поворачивая
головы.
Жвачное животное. Ребенок двигает нижней челюстью по очереди во всех
направлениях (вверх и вниз, вперед и назад).
Я нюхаю. Малыш раздувает ноздри, вдыхая.
Хитрюга. Нужно сузить глаза, как щелочки.
Жмурки. Малышу необходимо с силой зажмурить и раскрыть глаза. Засыпаю.
Ребенок медленно закрывает и открывает глаза.