Напоминание

Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе


Автор: Удникова Анна Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №102"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Проектная деятельность в первой младшей группе
Тема: Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новокузнецк

«Детский сад № 19»

Проект

в первой младшей группе

«Сюжетно-ролевые игры в первой младшей

группе»

г. Новокузнецк

2020 г.

Проект для детей 1 младшей группы «Сюжетно-ролевые игры в первой

младшей группе».

Тип проекта: долгорочный (ноябрь-декабрь)

Вид проекта: Познавательно-игровой.

Возраст детей: 1,5-2,10 лет.

Участники: педагоги, дети, родители.

Автор проекта: Удникова А.Г.

Актуальность:

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-

ролевая игра. Некоторые дети требуют значительно большего участия взрослых

в их игровой деятельности. Так как они неуступчивы, поэтому не могут играть

коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В

ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее,

подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у

ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить

взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает

детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом,

в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой

форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они

комментируют свои действия: "Мама наливает чай"; "Шофер едет на машине".

Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот

или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. "Я

буду мама, а ты моя дочка",— говорит девочка, определяя свою роль и роль

подруги. "Это у нас шофер",— решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.

Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер,

так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других

играющих.

Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с

дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные

действия: "Уложим куклу спать"; "Напоим куклу чаем". Усвоив их, ребенок в

состоянии играть самостоятельно.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о

содержании действий: "Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю?

Спать надо на кровати?" Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной

речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой

цель воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет

речь в игре.

Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет

активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и

одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее

название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия

обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы

он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы

словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля

качает Катю. Юля качает Катеньку".

Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку

действию ("Я легко глажу волосы"; "Кукла прыгает высоко"), обращает

внимание детей на порядок выполнения ("Развязываю пояс на платье,

расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати"). Когда ребенок

наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их

словом, у него развивается чувство языка.

Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он мог сразу же выполнять действия

в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить,

что он часто укладывает куклу спать, не сняв с нее платье и даже пальто.

Поэтому сначала необходимо показать порядок игровых действий и только

потом давать задания типа: "Уложи куклу спать".

Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой: "Я глажу Катю.

Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя. Жалею Катю. Обнимаю Катю.

Катя не плачет. Смеется Катя!"

Если игра проводится впервые, то необходимо "проиграть" весь речевой сюжет

на глазах у детей. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, сделать

замечания детям или привлекать их к участию в игре, так как в этом случае

теряется целостность восприятия сюжета.

Когда речевой сюжет или его фрагмент "проигран" полностью, его можно

повторить уже с участием детей, побуждая их к выполнению игровых действий:

“Погладь Катю. Вот так погладь Катю. Пожалей. Скажи: не плачь, Катя!”

(сравните с первым образцом речи). Таким образом, воспитатель одновременно

демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.

В ходе игры воспитатель должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо,

чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на

себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в

собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой

игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов

посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако

наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде

реальные предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и

т.д.). По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует

показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а

кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед

необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим

играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями

взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование

совместных действий.

Принимая во внимание характер игровой деятельности в младшем дошкольном

возрасте, им нужно давать такое количество игрушек, которое могло бы

удовлетворять их индивидуальные запросы, так как первоначально

коллективное использование игрушек таким детям недоступно.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все

дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: "День рождения

куклы", где все дети танцуют и поют; "Поезд", где все дети—пассажиры и на

остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре "Магазин игрушек"

дети, "купив" игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто

правильно попросит ее у "продавца". В указанные игры дети вовлекаются

постепенно.

Сюжетно-ролевые игры организует воспитатель. Обучение детей практическим

действиям (через игры с дидактической куклой) проводится воспитателем в

форме занятия.

Проблема: Детям трудно организовать сюжетно-ролевую игру, осуществить

ролевое взаимодействие.

Цель проекта: создание основы самостоятельной игровой деятельности детей

раннего возраста, обогащение и активизирование речевого словаря детей.

Задачи проекта:

1. Обогащение жизненного опыта детей.

2. Обогащение игрового опыта детей.

3.

Создание

игровых

ситуаций,

в

которых

дети

смогут

выполнять

взаимосвязанные игровые задачи.

4. Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

5. Развивать познавательные способности детей.

6. Стимулировать речевое развитие детей.

Подготовительный этап проекта:

перед

тем,

как

проводить

сюжетно-ролевую

игру

дети

обучаются

игровым

ситуациям.

Игровые

ситуации:

«Кукла

Катя

хочет

кушать»,

«Катенька

проснулась», «Выздоровление куклы Кати, «Кукла Катя ждёт гостей».

Работа с родителями: проведение консультация для родителей; изготовление

атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив одежды для кукол, дополнение

предметов к игре «Больница», «Транспорт», «Строитель»)

Действия педагога с куклой Катей: педагог должен обращаться с куклами, как

с

живыми

существами.

Так,

если

куклу

роняют,

воспитатель

жалеет

ее,

успокаивает, чтобы не плакала, просит детей приласкать, успокоить и пожалеть

куклу. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу.

Воспитатель включает кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни.

Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто

быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с

детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются.

Основной этап. Взаимодействие с детьми.

Игра-ситуация «Знакомство с куклами»

Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит

сидящим куклам, вызывал любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте,

куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней

познакомиться?« Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель

предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой.

Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить

куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом дети

запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы

педагога: »Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?»

ФОТО ФОТО ФОТО

«Куклы на прогулке»

Цели: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным

материалом; учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении

несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться игровым

материалом; развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в

игре, обогащать словарный запас; воспитывать интерес и уважение к друг другу,

желание соблюдать нормы поведения; закреплять умение распределять роли;

поощрять самостоятельность детей.

Оборудование: набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики,

призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины, образные

игрушки: матрёшки, зайцы, мишки.

ФОТО ФОТО ФОТО

«Купание куклы»

Цели: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть,

выкупать, одеть, уложить спать, правильно называть предметы и их назначение;

закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и

навыки; обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к

друг другу и бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все

предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки).

Ход игры:

Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:

Ах ты, девочка чумазая,

Где ты руки так измазала?

Затем говорит детям.

-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?

Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её

полотенцем.

-Кукла стала чистой.

Затем куклу одевают и укладывают спать.

Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий

уровень игровых умений и навыков.

«Уложим кукол спать»

Цели: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте

приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.

Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула

разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.

Ход игры:

В гости к детям приходят две куклы. Дети знакомятся с ними, играют, угощают

их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть

куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо

правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя

выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло,

сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать.

Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они

правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире –

уже»; «длиннее – короче».

На заключительном этапе проекта были проведены:

- анализ подготовительного этапа проекта: как можно разнообразить игры, чего

не хватило для проведения сюжетно – ролевых игр;

- анализ основного этапа проекта: проявляли ли дети желание участвовать в

играх, их инициатива в ходе игры;

- беседы с детьми по проведенным сюжетно – ролевым играм: какие игры

показались наиболее интересными и будут ли они в эти игры играть

самостоятельно;

- наблюдение за самостоятельными сюжетно – ролевыми играми детей для

определения заинтересованности предложенными сюжетами игр;

- подготовка презентации к проекту.

Вывод: Многие дети охотно принимали участие в сюжетно – ролевых играх,

предложенных воспитателем. Они получили представление о том, как можно

организовать игру, используя полученные знания, как можно разнообразить

сюжет любой игры. В свободной деятельности некоторые дети развивают

предложенный сюжет, часть детей строит игру по-своему. Следует развивать

интерес к сюжетно – ролевым играм, предлагать новые варианты игры,

расширять предметно – развивающую среду.



В раздел образования