Автор: Удникова Анна Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №102"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Проектная деятельность в первой младшей группе
Тема: Сюжетно-ролевые игры в первой младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Новокузнецк
«Детский сад № 19»
Проект
в первой младшей группе
«Сюжетно-ролевые игры в первой младшей
группе»
г. Новокузнецк
2020 г.
Проект для детей 1 младшей группы «Сюжетно-ролевые игры в первой
младшей группе».
Тип проекта: долгорочный (ноябрь-декабрь)
Вид проекта: Познавательно-игровой.
Возраст детей: 1,5-2,10 лет.
Участники: педагоги, дети, родители.
Автор проекта: Удникова А.Г.
Актуальность:
Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-
ролевая игра. Некоторые дети требуют значительно большего участия взрослых
в их игровой деятельности. Так как они неуступчивы, поэтому не могут играть
коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.
Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В
ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее,
подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.
В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у
ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить
взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает
детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом,
в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.
В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой
форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они
комментируют свои действия: "Мама наливает чай"; "Шофер едет на машине".
Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот
или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. "Я
буду мама, а ты моя дочка",— говорит девочка, определяя свою роль и роль
подруги. "Это у нас шофер",— решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.
Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер,
так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других
играющих.
Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с
дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные
действия: "Уложим куклу спать"; "Напоим куклу чаем". Усвоив их, ребенок в
состоянии играть самостоятельно.
Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом о
содержании действий: "Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю?
Спать надо на кровати?" Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной
речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой
цель воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет
речь в игре.
Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет
активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и
одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее
название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия
обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы
он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы
словом не только свои действия, но и действия ребенка: "Я качаю Катю. Оля
качает Катю. Юля качает Катеньку".
Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку
действию ("Я легко глажу волосы"; "Кукла прыгает высоко"), обращает
внимание детей на порядок выполнения ("Развязываю пояс на платье,
расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати"). Когда ребенок
наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их
словом, у него развивается чувство языка.
Игровой опыт ребенка слишком мал, чтобы он мог сразу же выполнять действия
в правильной последовательности. Наблюдая за игрой ребенка, можно заметить,
что он часто укладывает куклу спать, не сняв с нее платье и даже пальто.
Поэтому сначала необходимо показать порядок игровых действий и только
потом давать задания типа: "Уложи куклу спать".
Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой: "Я глажу Катю.
Вот так: по головке глажу Катю. Не плачь, Катя. Жалею Катю. Обнимаю Катю.
Катя не плачет. Смеется Катя!"
Если игра проводится впервые, то необходимо "проиграть" весь речевой сюжет
на глазах у детей. Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, сделать
замечания детям или привлекать их к участию в игре, так как в этом случае
теряется целостность восприятия сюжета.
Когда речевой сюжет или его фрагмент "проигран" полностью, его можно
повторить уже с участием детей, побуждая их к выполнению игровых действий:
“Погладь Катю. Вот так погладь Катю. Пожалей. Скажи: не плачь, Катя!”
(сравните с первым образцом речи). Таким образом, воспитатель одновременно
демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.
В ходе игры воспитатель должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо,
чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на
себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в
собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи.
Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой
игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов
посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и т. д. Однако
наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде
реальные предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики и
т.д.). По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует
показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а
кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед
необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим
играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями
взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование
совместных действий.
Принимая во внимание характер игровой деятельности в младшем дошкольном
возрасте, им нужно давать такое количество игрушек, которое могло бы
удовлетворять их индивидуальные запросы, так как первоначально
коллективное использование игрушек таким детям недоступно.
Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все
дети группы. Примерами таких игр могут быть следующие: "День рождения
куклы", где все дети танцуют и поют; "Поезд", где все дети—пассажиры и на
остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре "Магазин игрушек"
дети, "купив" игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто
правильно попросит ее у "продавца". В указанные игры дети вовлекаются
постепенно.
Сюжетно-ролевые игры организует воспитатель. Обучение детей практическим
действиям (через игры с дидактической куклой) проводится воспитателем в
форме занятия.
Проблема: Детям трудно организовать сюжетно-ролевую игру, осуществить
ролевое взаимодействие.
Цель проекта: создание основы самостоятельной игровой деятельности детей
раннего возраста, обогащение и активизирование речевого словаря детей.
Задачи проекта:
1. Обогащение жизненного опыта детей.
2. Обогащение игрового опыта детей.
3.
Создание
игровых
ситуаций,
в
которых
дети
смогут
выполнять
взаимосвязанные игровые задачи.
4. Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
5. Развивать познавательные способности детей.
6. Стимулировать речевое развитие детей.
Подготовительный этап проекта:
перед
тем,
как
проводить
сюжетно-ролевую
игру
дети
обучаются
игровым
ситуациям.
Игровые
ситуации:
«Кукла
Катя
хочет
кушать»,
«Катенька
проснулась», «Выздоровление куклы Кати, «Кукла Катя ждёт гостей».
Работа с родителями: проведение консультация для родителей; изготовление
атрибутов к сюжетно-ролевым играм (пошив одежды для кукол, дополнение
предметов к игре «Больница», «Транспорт», «Строитель»)
Действия педагога с куклой Катей: педагог должен обращаться с куклами, как
с
живыми
существами.
Так,
если
куклу
роняют,
воспитатель
жалеет
ее,
успокаивает, чтобы не плакала, просит детей приласкать, успокоить и пожалеть
куклу. Во время кормления следит за тем, чтобы ее не обжечь: остужает пищу.
Воспитатель включает кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни.
Так, кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто
быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с
детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются.
Основной этап. Взаимодействие с детьми.
Игра-ситуация «Знакомство с куклами»
Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит
сидящим куклам, вызывал любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте,
куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней
познакомиться?« Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель
предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой.
Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить
куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом дети
запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы
педагога: »Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?»
ФОТО ФОТО ФОТО
«Куклы на прогулке»
Цели: продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным
материалом; учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении
несложных построек; закреплять умение играть вместе, делиться игровым
материалом; развивать стремление детей устанавливать взаимоотношения в
игре, обогащать словарный запас; воспитывать интерес и уважение к друг другу,
желание соблюдать нормы поведения; закреплять умение распределять роли;
поощрять самостоятельность детей.
Оборудование: набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики,
призмы, пластины, куклы разных размеров, машины разной величины, образные
игрушки: матрёшки, зайцы, мишки.
ФОТО ФОТО ФОТО
«Купание куклы»
Цели: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть,
выкупать, одеть, уложить спать, правильно называть предметы и их назначение;
закреплять разнообразные игровые действия; развивать игровые умения и
навыки; обогащать словарный запас; воспитывать уважительное отношение к
друг другу и бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: ванночка, мыло (кирпичик), мыльница, полотенце, ковшик (все
предметы в 2-3 экземплярах); кукла Катя (у неё «испачканы» руки).
Ход игры:
Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Затем говорит детям.
-Кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам для этого нужно?
Когда мытьё куклы закончено, воспитатель предлагает Эле вытереть её
полотенцем.
-Кукла стала чистой.
Затем куклу одевают и укладывают спать.
Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий
уровень игровых умений и навыков.
«Уложим кукол спать»
Цели: закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте
приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.
Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула
разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.
Ход игры:
В гости к детям приходят две куклы. Дети знакомятся с ними, играют, угощают
их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть
куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо
правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя
выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло,
сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать.
Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они
правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире –
уже»; «длиннее – короче».
На заключительном этапе проекта были проведены:
- анализ подготовительного этапа проекта: как можно разнообразить игры, чего
не хватило для проведения сюжетно – ролевых игр;
- анализ основного этапа проекта: проявляли ли дети желание участвовать в
играх, их инициатива в ходе игры;
- беседы с детьми по проведенным сюжетно – ролевым играм: какие игры
показались наиболее интересными и будут ли они в эти игры играть
самостоятельно;
- наблюдение за самостоятельными сюжетно – ролевыми играми детей для
определения заинтересованности предложенными сюжетами игр;
- подготовка презентации к проекту.
Вывод: Многие дети охотно принимали участие в сюжетно – ролевых играх,
предложенных воспитателем. Они получили представление о том, как можно
организовать игру, используя полученные знания, как можно разнообразить
сюжет любой игры. В свободной деятельности некоторые дети развивают
предложенный сюжет, часть детей строит игру по-своему. Следует развивать
интерес к сюжетно – ролевым играм, предлагать новые варианты игры,
расширять предметно – развивающую среду.