Автор: Шабловская Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №53
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные формы сотрудничества с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование
Шабловская
Анастасия
Викторовна
воспитатель
МАДОУ
№53
г
.
Томск
Инновационные
формы
сотрудничества
с
родителями
воспитанников
в
дошкольной
образовательной
организации
Аннотация
.
В
работе
приведено
описание
форм
и
инновационных
методов
работы
с
социумом
(
семьями
воспитанников
ДОУ
).
Ключевые
слова
:
формы
,
методы
,
взаимодействие
,
сотрудничество
.
Опыт
детства
определяет
взрослую
жизнь
человека
.
Именно
в
детстве
происходят
формирование
здоровья
и
становление
личности
.
В
начале
жизненного
пути
рядом
с
малышом
находятся
самые
главнее
люди
в
его
жизни
–
родители
,
бабушки
,
дедушки
.
Благодаря
их
любви
,
заботе
,
эмоциональной
близости
и
поддержке
ребенок
растет
,
развивается
.
На
определенном
этапе
своей
жизни
ребенок
поступает
в
детский
сад
.
Теперь
его
окружают
новые
люди
:
взрослые
и
дети
,
которых
он
увидел
впервые
и
не
знал
раньше
.
Если
воспитатели
и
родители
объединят
свои
усилия
и
обеспечат
малышу
эмоциональный
комфорт
,
защиту
,
интересную
и
увлекательную
жизнь
дома
и
в
детском
саду
,
ребенок
будет
продолжать
успешно
развиваться
и
в
дошкольном
учреждении
,
приобретет
новый
опыт
общения
со
сверстниками
.
А
воспитатели
помогут
подготовить
ребенка
к
вступлению
в
новую
школьную
жизнь
.
Родители
должны
принимать
активное
участие
в
жизнедеятельности
ДОУ
,
так
как
по
Закону
РФ
«
Об
образовании
»
родители
являются
первыми
педагогами
своего
ребенка
[2,
с
.196].
К
сожалению
,
не
все
родители
об
этом
знают
и
исполняют
свои
обязанности
,
перекладывая
их
на
воспитателей
,
а
далее
и
учителей
.
Участие
родителей
в
жизни
малыша
не
только
дома
,
но
и
в
детском
саду
поможет
им
:
преодолеть
авторитаризм
и
увидеть
мир
с
позиции
ребенка
(
смотрю
на
мир
твоими
глазами
);
относиться
к
ребенку
как
к
равному
партнеру
(
допускать
его
во
взрослую
жизнь
);
понять
,
что
недопустимо
сравнивать
его
с
другими
детьми
,
ведь
каждый
ребенок
уникален
и
он
–
будущая
личность
;
знать
сильные
и
слабые
стороны
ребенка
и
учитывать
их
при
воспитании
(
со
стороны
педагогу
виднее
,
он
специалист
);
проявлять
искреннюю
заинтересованность
в
его
действиях
и
быть
готовыми
к
эмоциональной
поддержке
,
совместному
переживанию
его
радостей
и
горестей
;
установить
хорошие
доверительные
отношения
с
ребенком
.
«
Концепция
дошкольного
воспитания
» (
В
.
Давыдов
,
В
.
Петровский
)
положила
начало
реформе
дошкольного
образования
.
В
ней
было
зафиксировано
,
что
семья
и
детский
сад
,
имея
свои
особые
функции
,
не
могут
заменить
друг
друга
.
Поэтому
очень
важно
установить
доверительный
контакт
между
родителями
и
сотрудниками
ДОУ
. [2,
с
.196 - 197].
Вовлечение
родителей
в
образовательный
процесс
важно
не
потому
,
что
этого
хочет
воспитатель
,
а
потому
,
что
это
необходимо
для
развития
собственного
ребенка
.
В
связи
с
вышеизложенным
работа
с
родителями
в
ДОУ
строится
по
следующим
направлениям
:
1.
Оказание
помощи
семье
в
воспитании
.
2.
Вовлечение
семьи
в
образовательный
процесс
.
3.
Культурно
-
просветительская
работа
.
4.
Создание
совместно
с
родителями
условий
для
реализации
личности
ребенка
.
2
5.
Изучение
запросов
семьи
и
их
удовлетворение
через
совершенствование
образовательного
процесса
[2,
с
.197].
Цель
взаимодействия
с
семьёй
—
сделать
родителей
активными
участниками
образовательного
процесса
,
оказав
им
помощь
в
реализации
ответственности
за
воспитание
и
обучение
детей
[5,
с
.142].
Задачи
дошкольной
образовательной
организации
по
работе
с
семьёй
:
постоянно
изучать
запросы
и
потребности
в
дошкольном
образовании
семей
,
находящихся
в
сфере
деятельности
дошкольной
образовательной
организации
;
повышать
психологическую
компетентность
родителей
.
Учить
родителей
общаться
с
детьми
в
формах
,
адекватных
их
возрасту
;
нетравмирующим
приёмам
управления
поведением
детей
;
убеждать
родителей
в
необходимости
соблюдения
единого
с
организацией
режима
дня
для
ребёнка
дошкольного
возраста
;
учить
родителей
разнообразным
формам
организации
досуга
с
детьми
в
семье
;
создавать
ситуации
приятного
совместного
досуга
детей
и
родителей
в
дошкольной
образовательной
организации
;
условия
для
доверительного
,
неформального
общения
педагогов
с
родителями
;
помогать
родителям
правильно
выбрать
школу
для
ребёнка
в
соответствии
с
его
индивидуальными
возможностями
и
способностями
;
постоянно
вести
работу
по
профилактике
нарушений
и
по
защите
прав
и
достоинства
ребёнка
в
дошкольной
организации
и
в
семье
.
Современный
родитель
стремится
к
диалогу
,
он
хочет
,
чтобы
его
пожелания
по
воспитанию
ребёнка
учитывались
,
его
мнение
было
услышано
,
его
взгляды
были
учтены
в
работе
воспитателей
.
Сделать
это
нелегко
.
Построение
гармоничного
,
адекватного
взаимодействия
с
родителями
требует
много
терпения
,
такта
,
мудрости
.
3
Как
показывают
исследования
,
наиболее
сложными
являются
следующие
области
построения
детско
-
родительских
отношений
:
проблема
свободы
воли
ребёнка
и
границ
необходимого
контроля
его
поведения
со
стороны
взрослого
;
способы
воздействия
на
поведение
ребёнка
(
проблема
поощрений
и
наказаний
);
проблема
самоконтроля
взрослого
,
управления
своими
эмоциями
и
рефлексии
своего
родительского
поведения
.
В
связи
с
этим
можно
выделить
следующие
основные
направления
взаимодействия
дошкольной
организации
с
семьями
детей
:
—
подбор
иллюстративного
материала
к
занятиям
и
для
оформления
стендов
,
группы
,
кабинетов
;
—
подбор
дополнительного
познавательного
материала
к
открытым
занятиям
,
знакомство
со
сценариями
праздников
и
других
мероприятий
;
—
создание
презентаций
в
программе
Р
ower
Р
oint
для
повышения
эффективности
образовательных
занятий
с
детьми
и
педагогической
компетенции
у
родителей
в
процессе
проведения
родительских
собраний
;
-
оформление
наглядных
консультаций
,
буклетов
,
визитных
карточек
,
анкет
и
других
диагностических
бланков
для
родителей
,
«
родительских
уголков
»
и
информационных
стендов
;
—
обмен
опытом
,
знакомство
с
периодикой
,
наработками
других
педагогов
России
и
зарубежья
;
—
оформление
документации
,
отчетов
.
Благодаря
комплексу
данных
технологий
у
родителей
формируется
целостное
представление
о
деятельности
детского
сада
:
—
о
нормативной
правовой
базе
системы
дошкольного
образования
;
4
—
возрастных
и
психологических
особенностях
развития
ребенка
дошкольного
возраста
;
—
педагогической
деятельности
в
целом
;
—
особенностях
образовательного
процесса
в
детском
саду
;
—
предполагаемых
и
реальных
результатах
развития
детей
дошкольного
возраста
[3,
с
. 152 - 153].
Инновационные
формы
сотрудничества
с
родителями
воспитанников
дошкольной
организации
:
общая
лекция
об
особенностях
ребёнка
соответствующего
возраста
с
общими
рекомендациями
по
созданию
дома
развивающей
среды
;
выдача
каждой
семье
печатной
памятки
,
в
которой
содержится
краткое
резюме
положений
лекции
;
подбор
и
размещение
соответствующего
справочного
материала
на
стенде
для
родителей
;
создание
библиотечки
для
родителей
,
в
том
числе
периодических
изданий
—
методических
и
познавательных
;
индивидуальные
консультации
с
учётом
особенностей
каждого
ребёнка
(
подвижность
,
темперамент
,
интересы
и
т
.
п
.);
семинар
-
практикум
;
мастер
-
класс
;
дискуссионный
клуб
;
круглый
стол
.
Наиболее
эффективными
формами
взаимодействия
и
сотрудничества
с
семьями
воспитанников
с
точки
зрения
повышения
родительской
компетентности
являются
:
ролевая
игра
,
направленная
на
поиск
нестандартных
и
эффективных
способов
воздействия
на
ребёнка
в
различных
ситуациях
;
психологический
тренинг
общения
,
обучение
умению
видеть
реакцию
партнёра
по
общению
и
учитывать
её
,
меняя
собственный
стиль
общения
;
обучение
умению
понимать
и
осознанно
использовать
невербальные
компоненты
коммуникации
;
5
тренинг
самоконтроля
и
психоэмоциональной
саморегуляции
;
рефлексия
собственного
стиля
родительского
поведения
формирование
осознанных
установок
на
желаемое
поведение
.
Опыт
показывает
,
что
современные
родители
в
наибольшей
степени
заинтересованы
в
активных
формах
обучения
,
таких
,
как
практические
занятия
и
тренинги
.
Содержание
работы
по
данным
направлениям
с
учётом
предлагаемых
инновационных
методов
взаимодействия
можно
представить
следующим
образом
:
в
части
обеспечения
комфортной
адаптации
ребёнка
и
семьи
к
детскому
саду
:
формировать
доверие
родителей
и
детей
к
воспитателям
группы
;
помогать
ребёнку
и
родителям
осваивать
новое
пространство
;
помогать
родителям
осваивать
осуществление
всех
основных
режимных
моментов
—
приёма
пищи
,
сна
,
посещения
туалета
,
прогулки
(
одевание
и
раздевание
),
игры
в
дошкольной
организации
с
целью
синхронизации
организации
жизни
ребёнка
в
семье
и
в
детском
саду
;
обеспечивать
установление
контактов
со
сверстниками
;
обеспечивать
снижение
общей
тревожности
родителей
;
реализовывать
заочное
знакомство
с
группой
в
семье
по
фотографиям
и
в
иной
форме
;
создавать
и
реализовывать
традицию
приёма
нового
ребёнка
при
его
первом
приходе
;
обеспечивать
поддержку
инициатив
ребёнка
и
оказывать
ему
необходимую
помощь
в
режимных
моментах
по
его
инициативе
;
предоставлять
детям
возможность
привыкать
к
детскому
саду
,
постепенно
увеличивая
продолжительность
пребывания
;
создавать
условия
для
совместного
пребывания
малыша
с
родителями
;
составлять
план
приёма
детей
в
группу
;
помогать
родителям
выбрать
правильную
линию
поведения
с
ребёнком
на
период
адаптации
;
в
части формирования
здоровья
детей
,
построения
индивидуальных
программ
укрепления
здоровья
ребёнка
:
6
проводить
регулярные
профилактические
медицинские
осмотры
детей
и
формировать
рекомендации
врачей
-
специалистов
для
сохранения
и
укрепления
здоровья
детей
;
организовывать
индивидуальное
консультирование
родителей
по
вопросам
охраны
и
укрепления
здоровья
детей
с
привлечением
специалистов
детской
поликлиники
,
медицинских
работников
и
педагогов
дошкольной
организации
;
формировать
индивидуальные
информационные
листки
для
родителей
с
рекомендациями
по
вопросам
физического
развития
детей
;
синхронизировать
режим
дня
в
дошкольной
организации
и
в
семье
ребёнка
,
согласовывать
режим
питания
,
с
тем
чтобы
сохранить
здоровье
ребёнка
;
привлекать
родителей
к
участию
в
спортивных
праздниках
,
днях
здоровья
,
побуждая
их
поддерживать
двигательную
активность
детей
;
в
части
установления
контакта
с
родителями
и
согласования
целей
и
ценностей
образовательной
деятельности
:
рассказывать
об
образовательной
организации
и
программе
её
деятельности
(
руководитель
дошкольной
образовательной
организации
);
использовать
наглядную
информацию
на
стенах
организации
;
создавать
печатную
информацию
об
образовательной
организации
,
выдаваемую
на
руки
родителям
;
проводить
анкетирование
родителей
с
целью
определения
их
потребностей
в
повышении
педагогической
компетенции
;
в
части
обеспечения
постоянной
содержательной
информации
о
жизни
детей
в
группе
:
создавать
информационные
стенды
(
информационные
папки
),
обеспечивая
сменяемость
материалов
на
них
.
При
отборе
содержания
стендов
учитывать
родительские
интересы
;
проводить
выставки
детских
работ
;
рассказывать
родителям
о
жизни
детей
в
группе
и
отвечать
на
вопросы
в
рамках
временного
регламента
и
равноправия
;
создавать
фотоальбомы
,
посвящённые
детским
праздникам
,
ежедневной
работе
с
детьми
,
организации
прогулок
,
иных
7
интересных
мероприятий
(
конкурсов
,
викторин
,
встреч
детей
с
интересными
людьми
,
экскурсий
и
т
.
д
.);
в
части
предоставления
родителям
возможности
повысить
педагогическую
компетентность
,
узнать
больше
о
возрастных
особенностях
детей
,
обособенностях
развития
ребёнка
в
дошкольном
возрасте
:
проводить родительский
лекторий
.
Примерные
темы
лекций
,
которые
проводятся
,
как
правило
,
в
сентябре
—
октябре
:
«
Адаптация
ребёнка
и
семьи
к
детскому
саду
»,
«
Психологические
особенности
ребёнка
2—3
лет
», «
Кризис
3
лет
.
Психологические
особенности
ребёнка
3 — 4
лет
» ,
«
Психологические
особенности
ребёнка
4—5(5—6, 6—8)
лет
»;
организовывать семинары
-
практикумы
,
ориентированные
не
только
на
сообщение
родителям
определённой
информации
,
но
и
на
формирование
у
них
определённых
навыков
(
общения
с
детьми
,
организации
совместной
с
ребёнком
продуктивной
деятельности
,
организации
двигательной
активности
детей
и
т
.
д
.),
на
обмен
опытом
.
Примерные
темы
для
семинаров
-
практикумов
:
«
Как
вырастить
помощника
»,
«
Интерьер
детской
и
жизненное
пространство
ребёнка
дома
»,
«
Праздник
в
семье
»,
«
Как
развивать
речь
ребёнка
» ,
«
Как
организовать
домашний
театр
» ,
«
Как
привлечь
ребёнка
к
художественному
творчеству
»,
«
Как
привить
ребёнку
любовь
к
чтению
»,
«
Что
такое
школьная
готовность
и
как
её
сформировать
у
ребёнка
»,
«
Подготовка
к
обучению
грамоте
»,
«
Дошкольник
и
мир
природы
», «
Развитие
эмоций
:
почему
это
важно
для
ребёнка
»,
«
Чем
заниматься
с
ребёнком
летом
»;
проводить дискуссионные
клубы
,
на
которых
родители
могут
задать
интересующие
их
вопросы
,
высказать
своё
мнение
.
Примерные
темы
для
проведения
дискуссионных
клубов
: «
Можно
»
и
«
нельзя
»
дома
и
в
детском
саду
», «
Какую
музыку
мы
слушаем
с
ребёнком
» ,
«
Телевизор
,
кино
,
компьютер
», «
Есть
ли
Дед
Мороз
?», «
Выбираем
школу
»;
организовывать круглые
столы
с
обязательным
участием
специалистов
детского
сада
,
а
также
приглашённых
консультантов
(
психологов
,
врачей
-
педиатров
,
учителей
-
логопедов
,
научных
сотрудников
и
преподавателей
педагогических
колледжей
и
вузов
) .
Примерные
темы
круглых
столов
: «
Сказка
в
жизни
ребёнка
», «
Игрушка
в
жизни
ребёнка
», «
Мальчики
и
девочки
», «
Познавательная
активность
и
информационное
пространство
ребёнка
» ,
«
Сюжетно
-
8
ролевая
игра
и
развитие
дошкольника
» ,
«
Одарённый
ребёнок
:
как
поддержать
и
развивать
детские
таланты
»,
«
Агрессивный
ребёнок
:
мифы
и
реальность
»;
Организовывать
ролевые
игры
,
направленные
на
поиск
нестандартных
и
эффективных
способов
воздействия
на
ребёнка
в
различных
ситуациях
.
Примеры
разыгрываемых
ситуаций
:
«
Мы
в
магазине
игрушек
.
Как
избежать
детских
капризов
»,
«
Как
успокоить
гиперактивного
ребёнка
»,
«
Как
помочь
ребёнку
преодолеть
детские
страхи
», «
Как
наше
слово
делом
отзовётся
:
что
и
как
мы
говорим
в
присутствии
ребёнка
»,
«
Как
правильно
наказать
шалуна
»,
«
Наказание
и
поощрение
»,
«
Как
создать
для
ребёнка
ситуацию
успеха
и
почему
она
важна
для
него
»;
организовывать
психологические
тренинги
родительско
-
детского
общения
,
тренинги
самоконтроля
и
психоэмоциональной
саморегуляции
в
разных
ситуациях
;
в
части
создания ситуаций
приятного
совместного
досуга
с
участием
семей
детей
обеспечивать
условия
для
привлечения
родителей
к
организации
детских
праздников
,
досуга
,
театральных
спектаклей
,
заседаний
«
Клубов
выходного
дня
»
в
качестве
не
только
зрителей
или
спонсоров
,
но
и
активных
участников
,
инициаторов
.
Поводы
для
организации
совместного
досуга
:
дни
рождения
детей
,
Новый
год
,
День
защитника
Отечества
,
Международный
женский
день
,
сезонные
праздники
на
основе
фольклора
,
профессиональные
праздники
,
международные
праздники
культурологической
направленности
—
Международный
день
музыки
,
Международный
день
театра
,
Международный
день
детской
книги
,
Всемирный
день
поэзии
,
Всемирный
день
улыбки
,
День
славянской
письменности
и
культуры
,
сезонные
праздники
в
культурах
разных
стран
и
т
.
п
.;
в
части
создания условий
для
реализации
творческого
потенциала
семьи
:
осуществлять
постановку
кукольных
и
драматических
спектаклей
,
в
которых
роли
исполняют
родители
,
и
показывать
их
детям
;
проводить
для
родителей
мастер
-
классы
по
прикладному
творчеству
,
декоративно
-
прикладному
искусству
:
организовывать
выставки
совместного
творчества
детей
и
родителей
,
педагогов
дошкольной
организации
;
семейных
коллекций
;
9
осуществлять
творческие
проекты
с
участием
семей
(
театральный
,
концертный
и
т
.
п
.);
осуществлять
семейные
исследовательские
проекты
[5,
с
.143 - 146].
Таким
образом
,
сотрудничество
с
семьёй
осуществляется
в
организации
на
уровне
:
участия
в
жизни
группы
(
помощь
в
подготовке
материалов
для
занятий
,
проведении
каких
-
то
занятий
,
мастер
-
классов
,
бесед
с
детьми
;
участие
в
праздниках
;
посещение
мероприятий
группы
в
качестве
зрителей
;
помощь
в
организации
праздничного
чаепития
и
застолья
,
решении
хозяйственно
-
бытовых
проблем
,
создании
материальной
базы
и
развивающей
среды
;
финансовая
помощь
и
др
.);
тематических
творческих
проектов
,
совместных
с
детьми
(
например
,
проект
семейного
книгоиздания
);
творческих
проектов
самостоятельных
(
например
,
постановка
спектакля
для
детей
силами
родителей
);
родительских
собраний
организационных
(
совместно
с
руководством
организации
для
решения
вопросов
управления
образовательной
организацией
);
родительских
коллегий
проблемных
(
для
разрешения
проблемных
и
конфликтных
ситуаций
с
участием
детей
и
педагогов
);
общесадовских
культурных
мероприятий
(
фестивали
,
театральная
неделя
,
неделя
книги
,
выставки
личных
коллекций
и
т
.
п
.).
Ссылки
на
источники
:
1.
Агавелян
М
.
Г
.,
Данилова
Е
.
Ю
.,
Чечулина
О
.
Г
.
Взаимодействие
педагогов
ДОУ
с
родителями
. –
М
.:
ТЦ
Сфера
, 2009.
2.
Елжова
Н
.
В
.
Работа
с
детьми
и
родителями
в
дошкольном
образовательном
учреждении
/
Н
.
В
.
Елжова
. –
Ростов
н
/
Д
:
Феникс
,
2008.
3.
На
крыльях
детства
:
примерная
образовательная
программа
дошкольного
образования
/
Под
ред
.
Н
.
В
.
Микляевой
. —
М
.:
ИД
Карапуз
, 2014.
10
4.
Осипова
Л
.
Е
.
Работа
детского
сада
с
семьей
. –
М
.:
Издательство
«
Скрипторий
2003», 2008.
5.
Радуга
.
Примерная
основная
образовательная
Программа
дошкольного
образования
. –
М
.: «
Просвещение
», 2014.
6.
Родительские
собрания
в
детском
саду
/
Авт
.-
сост
.
С
.
В
.
Чиркова
. –
М
.:
ВАКО
, 2009.
11