Напоминание

Инновационные формы сотрудничества с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации


Автор: Шабловская Анастасия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №53
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационные формы сотрудничества с родителями воспитанников в дошкольной образовательной организации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Шабловская

Анастасия

Викторовна

воспитатель

МАДОУ

№53

г

.

Томск

Инновационные

формы

сотрудничества

с

родителями

воспитанников

в

дошкольной

образовательной

организации

Аннотация

.

В

работе

приведено

описание

форм

и

инновационных

методов

работы

с

социумом

(

семьями

воспитанников

ДОУ

).

Ключевые

слова

:

формы

,

методы

,

взаимодействие

,

сотрудничество

.

Опыт

детства

определяет

взрослую

жизнь

человека

.

Именно

в

детстве

происходят

формирование

здоровья

и

становление

личности

.

В

начале

жизненного

пути

рядом

с

малышом

находятся

самые

главнее

люди

в

его

жизни

родители

,

бабушки

,

дедушки

.

Благодаря

их

любви

,

заботе

,

эмоциональной

близости

и

поддержке

ребенок

растет

,

развивается

.

На

определенном

этапе

своей

жизни

ребенок

поступает

в

детский

сад

.

Теперь

его

окружают

новые

люди

:

взрослые

и

дети

,

которых

он

увидел

впервые

и

не

знал

раньше

.

Если

воспитатели

и

родители

объединят

свои

усилия

и

обеспечат

малышу

эмоциональный

комфорт

,

защиту

,

интересную

и

увлекательную

жизнь

дома

и

в

детском

саду

,

ребенок

будет

продолжать

успешно

развиваться

и

в

дошкольном

учреждении

,

приобретет

новый

опыт

общения

со

сверстниками

.

А

воспитатели

помогут

подготовить

ребенка

к

вступлению

в

новую

школьную

жизнь

.

Родители

должны

принимать

активное

участие

в

жизнедеятельности

ДОУ

,

так

как

по

Закону

РФ

«

Об

образовании

»

родители

являются

первыми

педагогами

своего

ребенка

[2,

с

.196].

К

сожалению

,

не

все

родители

об

этом

знают

и

исполняют

свои

обязанности

,

перекладывая

их

на

воспитателей

,

а

далее

и

учителей

.

Участие

родителей

в

жизни

малыша

не

только

дома

,

но

и

в

детском

саду

поможет

им

:

преодолеть

авторитаризм

и

увидеть

мир

с

позиции

ребенка

(

смотрю

на

мир

твоими

глазами

);

относиться

к

ребенку

как

к

равному

партнеру

(

допускать

его

во

взрослую

жизнь

);

понять

,

что

недопустимо

сравнивать

его

с

другими

детьми

,

ведь

каждый

ребенок

уникален

и

он

будущая

личность

;

знать

сильные

и

слабые

стороны

ребенка

и

учитывать

их

при

воспитании

(

со

стороны

педагогу

виднее

,

он

специалист

);

проявлять

искреннюю

заинтересованность

в

его

действиях

и

быть

готовыми

к

эмоциональной

поддержке

,

совместному

переживанию

его

радостей

и

горестей

;

установить

хорошие

доверительные

отношения

с

ребенком

.

«

Концепция

дошкольного

воспитания

» (

В

.

Давыдов

,

В

.

Петровский

)

положила

начало

реформе

дошкольного

образования

.

В

ней

было

зафиксировано

,

что

семья

и

детский

сад

,

имея

свои

особые

функции

,

не

могут

заменить

друг

друга

.

Поэтому

очень

важно

установить

доверительный

контакт

между

родителями

и

сотрудниками

ДОУ

. [2,

с

.196 - 197].

Вовлечение

родителей

в

образовательный

процесс

важно

не

потому

,

что

этого

хочет

воспитатель

,

а

потому

,

что

это

необходимо

для

развития

собственного

ребенка

.

В

связи

с

вышеизложенным

работа

с

родителями

в

ДОУ

строится

по

следующим

направлениям

:

1.

Оказание

помощи

семье

в

воспитании

.

2.

Вовлечение

семьи

в

образовательный

процесс

.

3.

Культурно

-

просветительская

работа

.

4.

Создание

совместно

с

родителями

условий

для

реализации

личности

ребенка

.

2

5.

Изучение

запросов

семьи

и

их

удовлетворение

через

совершенствование

образовательного

процесса

[2,

с

.197].

Цель

взаимодействия

с

семьёй

сделать

родителей

активными

участниками

образовательного

процесса

,

оказав

им

помощь

в

реализации

ответственности

за

воспитание

и

обучение

детей

[5,

с

.142].

Задачи

дошкольной

образовательной

организации

по

работе

с

семьёй

:

постоянно

изучать

запросы

и

потребности

в

дошкольном

образовании

семей

,

находящихся

в

сфере

деятельности

дошкольной

образовательной

организации

;

повышать

психологическую

компетентность

родителей

.

Учить

родителей

общаться

с

детьми

в

формах

,

адекватных

их

возрасту

;

нетравмирующим

приёмам

управления

поведением

детей

;

убеждать

родителей

в

необходимости

соблюдения

единого

с

организацией

режима

дня

для

ребёнка

дошкольного

возраста

;

учить

родителей

разнообразным

формам

организации

досуга

с

детьми

в

семье

;

создавать

ситуации

приятного

совместного

досуга

детей

и

родителей

в

дошкольной

образовательной

организации

;

условия

для

доверительного

,

неформального

общения

педагогов

с

родителями

;

помогать

родителям

правильно

выбрать

школу

для

ребёнка

в

соответствии

с

его

индивидуальными

возможностями

и

способностями

;

постоянно

вести

работу

по

профилактике

нарушений

и

по

защите

прав

и

достоинства

ребёнка

в

дошкольной

организации

и

в

семье

.

Современный

родитель

стремится

к

диалогу

,

он

хочет

,

чтобы

его

пожелания

по

воспитанию

ребёнка

учитывались

,

его

мнение

было

услышано

,

его

взгляды

были

учтены

в

работе

воспитателей

.

Сделать

это

нелегко

.

Построение

гармоничного

,

адекватного

взаимодействия

с

родителями

требует

много

терпения

,

такта

,

мудрости

.

3

Как

показывают

исследования

,

наиболее

сложными

являются

следующие

области

построения

детско

-

родительских

отношений

:

проблема

свободы

воли

ребёнка

и

границ

необходимого

контроля

его

поведения

со

стороны

взрослого

;

способы

воздействия

на

поведение

ребёнка

(

проблема

поощрений

и

наказаний

);

проблема

самоконтроля

взрослого

,

управления

своими

эмоциями

и

рефлексии

своего

родительского

поведения

.

В

связи

с

этим

можно

выделить

следующие

основные

направления

взаимодействия

дошкольной

организации

с

семьями

детей

:

подбор

иллюстративного

материала

к

занятиям

и

для

оформления

стендов

,

группы

,

кабинетов

;

подбор

дополнительного

познавательного

материала

к

открытым

занятиям

,

знакомство

со

сценариями

праздников

и

других

мероприятий

;

создание

презентаций

в

программе

Р

ower

Р

oint

для

повышения

эффективности

образовательных

занятий

с

детьми

и

педагогической

компетенции

у

родителей

в

процессе

проведения

родительских

собраний

;

-

оформление

наглядных

консультаций

,

буклетов

,

визитных

карточек

,

анкет

и

других

диагностических

бланков

для

родителей

,

«

родительских

уголков

»

и

информационных

стендов

;

обмен

опытом

,

знакомство

с

периодикой

,

наработками

других

педагогов

России

и

зарубежья

;

оформление

документации

,

отчетов

.

Благодаря

комплексу

данных

технологий

у

родителей

формируется

целостное

представление

о

деятельности

детского

сада

:

о

нормативной

правовой

базе

системы

дошкольного

образования

;

4

возрастных

и

психологических

особенностях

развития

ребенка

дошкольного

возраста

;

педагогической

деятельности

в

целом

;

особенностях

образовательного

процесса

в

детском

саду

;

предполагаемых

и

реальных

результатах

развития

детей

дошкольного

возраста

[3,

с

. 152 - 153].

Инновационные

формы

сотрудничества

с

родителями

воспитанников

дошкольной

организации

:

общая

лекция

об

особенностях

ребёнка

соответствующего

возраста

с

общими

рекомендациями

по

созданию

дома

развивающей

среды

;

выдача

каждой

семье

печатной

памятки

,

в

которой

содержится

краткое

резюме

положений

лекции

;

подбор

и

размещение

соответствующего

справочного

материала

на

стенде

для

родителей

;

создание

библиотечки

для

родителей

,

в

том

числе

периодических

изданий

методических

и

познавательных

;

индивидуальные

консультации

с

учётом

особенностей

каждого

ребёнка

(

подвижность

,

темперамент

,

интересы

и

т

.

п

.);

семинар

-

практикум

;

мастер

-

класс

;

дискуссионный

клуб

;

круглый

стол

.

Наиболее

эффективными

формами

взаимодействия

и

сотрудничества

с

семьями

воспитанников

с

точки

зрения

повышения

родительской

компетентности

являются

:

ролевая

игра

,

направленная

на

поиск

нестандартных

и

эффективных

способов

воздействия

на

ребёнка

в

различных

ситуациях

;

психологический

тренинг

общения

,

обучение

умению

видеть

реакцию

партнёра

по

общению

и

учитывать

её

,

меняя

собственный

стиль

общения

;

обучение

умению

понимать

и

осознанно

использовать

невербальные

компоненты

коммуникации

;

5

тренинг

самоконтроля

и

психоэмоциональной

саморегуляции

;

рефлексия

собственного

стиля

родительского

поведения

формирование

осознанных

установок

на

желаемое

поведение

.

Опыт

показывает

,

что

современные

родители

в

наибольшей

степени

заинтересованы

в

активных

формах

обучения

,

таких

,

как

практические

занятия

и

тренинги

.

Содержание

работы

по

данным

направлениям

с

учётом

предлагаемых

инновационных

методов

взаимодействия

можно

представить

следующим

образом

:

в

части

обеспечения

комфортной

адаптации

ребёнка

и

семьи

к

детскому

саду

:

формировать

доверие

родителей

и

детей

к

воспитателям

группы

;

помогать

ребёнку

и

родителям

осваивать

новое

пространство

;

помогать

родителям

осваивать

осуществление

всех

основных

режимных

моментов

приёма

пищи

,

сна

,

посещения

туалета

,

прогулки

(

одевание

и

раздевание

),

игры

в

дошкольной

организации

с

целью

синхронизации

организации

жизни

ребёнка

в

семье

и

в

детском

саду

;

обеспечивать

установление

контактов

со

сверстниками

;

обеспечивать

снижение

общей

тревожности

родителей

;

реализовывать

заочное

знакомство

с

группой

в

семье

по

фотографиям

и

в

иной

форме

;

создавать

и

реализовывать

традицию

приёма

нового

ребёнка

при

его

первом

приходе

;

обеспечивать

поддержку

инициатив

ребёнка

и

оказывать

ему

необходимую

помощь

в

режимных

моментах

по

его

инициативе

;

предоставлять

детям

возможность

привыкать

к

детскому

саду

,

постепенно

увеличивая

продолжительность

пребывания

;

создавать

условия

для

совместного

пребывания

малыша

с

родителями

;

составлять

план

приёма

детей

в

группу

;

помогать

родителям

выбрать

правильную

линию

поведения

с

ребёнком

на

период

адаптации

;

в

части формирования

здоровья

детей

,

построения

индивидуальных

программ

укрепления

здоровья

ребёнка

:

6

проводить

регулярные

профилактические

медицинские

осмотры

детей

и

формировать

рекомендации

врачей

-

специалистов

для

сохранения

и

укрепления

здоровья

детей

;

организовывать

индивидуальное

консультирование

родителей

по

вопросам

охраны

и

укрепления

здоровья

детей

с

привлечением

специалистов

детской

поликлиники

,

медицинских

работников

и

педагогов

дошкольной

организации

;

формировать

индивидуальные

информационные

листки

для

родителей

с

рекомендациями

по

вопросам

физического

развития

детей

;

синхронизировать

режим

дня

в

дошкольной

организации

и

в

семье

ребёнка

,

согласовывать

режим

питания

,

с

тем

чтобы

сохранить

здоровье

ребёнка

;

привлекать

родителей

к

участию

в

спортивных

праздниках

,

днях

здоровья

,

побуждая

их

поддерживать

двигательную

активность

детей

;

в

части

установления

контакта

с

родителями

и

согласования

целей

и

ценностей

образовательной

деятельности

:

рассказывать

об

образовательной

организации

и

программе

её

деятельности

(

руководитель

дошкольной

образовательной

организации

);

использовать

наглядную

информацию

на

стенах

организации

;

создавать

печатную

информацию

об

образовательной

организации

,

выдаваемую

на

руки

родителям

;

проводить

анкетирование

родителей

с

целью

определения

их

потребностей

в

повышении

педагогической

компетенции

;

в

части

обеспечения

постоянной

содержательной

информации

о

жизни

детей

в

группе

:

создавать

информационные

стенды

(

информационные

папки

),

обеспечивая

сменяемость

материалов

на

них

.

При

отборе

содержания

стендов

учитывать

родительские

интересы

;

проводить

выставки

детских

работ

;

рассказывать

родителям

о

жизни

детей

в

группе

и

отвечать

на

вопросы

в

рамках

временного

регламента

и

равноправия

;

создавать

фотоальбомы

,

посвящённые

детским

праздникам

,

ежедневной

работе

с

детьми

,

организации

прогулок

,

иных

7

интересных

мероприятий

(

конкурсов

,

викторин

,

встреч

детей

с

интересными

людьми

,

экскурсий

и

т

.

д

.);

в

части

предоставления

родителям

возможности

повысить

педагогическую

компетентность

,

узнать

больше

о

возрастных

особенностях

детей

,

обособенностях

развития

ребёнка

в

дошкольном

возрасте

:

проводить родительский

лекторий

.

Примерные

темы

лекций

,

которые

проводятся

,

как

правило

,

в

сентябре

октябре

:

«

Адаптация

ребёнка

и

семьи

к

детскому

саду

»,

«

Психологические

особенности

ребёнка

2—3

лет

», «

Кризис

3

лет

.

Психологические

особенности

ребёнка

3 — 4

лет

» ,

«

Психологические

особенности

ребёнка

4—5(5—6, 6—8)

лет

»;

организовывать семинары

-

практикумы

,

ориентированные

не

только

на

сообщение

родителям

определённой

информации

,

но

и

на

формирование

у

них

определённых

навыков

(

общения

с

детьми

,

организации

совместной

с

ребёнком

продуктивной

деятельности

,

организации

двигательной

активности

детей

и

т

.

д

.),

на

обмен

опытом

.

Примерные

темы

для

семинаров

-

практикумов

:

«

Как

вырастить

помощника

»,

«

Интерьер

детской

и

жизненное

пространство

ребёнка

дома

»,

«

Праздник

в

семье

»,

«

Как

развивать

речь

ребёнка

» ,

«

Как

организовать

домашний

театр

» ,

«

Как

привлечь

ребёнка

к

художественному

творчеству

»,

«

Как

привить

ребёнку

любовь

к

чтению

»,

«

Что

такое

школьная

готовность

и

как

её

сформировать

у

ребёнка

»,

«

Подготовка

к

обучению

грамоте

»,

«

Дошкольник

и

мир

природы

», «

Развитие

эмоций

:

почему

это

важно

для

ребёнка

»,

«

Чем

заниматься

с

ребёнком

летом

»;

проводить дискуссионные

клубы

,

на

которых

родители

могут

задать

интересующие

их

вопросы

,

высказать

своё

мнение

.

Примерные

темы

для

проведения

дискуссионных

клубов

: «

Можно

»

и

«

нельзя

»

дома

и

в

детском

саду

», «

Какую

музыку

мы

слушаем

с

ребёнком

» ,

«

Телевизор

,

кино

,

компьютер

», «

Есть

ли

Дед

Мороз

?», «

Выбираем

школу

»;

организовывать круглые

столы

с

обязательным

участием

специалистов

детского

сада

,

а

также

приглашённых

консультантов

(

психологов

,

врачей

-

педиатров

,

учителей

-

логопедов

,

научных

сотрудников

и

преподавателей

педагогических

колледжей

и

вузов

) .

Примерные

темы

круглых

столов

: «

Сказка

в

жизни

ребёнка

», «

Игрушка

в

жизни

ребёнка

», «

Мальчики

и

девочки

», «

Познавательная

активность

и

информационное

пространство

ребёнка

» ,

«

Сюжетно

-

8

ролевая

игра

и

развитие

дошкольника

» ,

«

Одарённый

ребёнок

:

как

поддержать

и

развивать

детские

таланты

»,

«

Агрессивный

ребёнок

:

мифы

и

реальность

»;

Организовывать

ролевые

игры

,

направленные

на

поиск

нестандартных

и

эффективных

способов

воздействия

на

ребёнка

в

различных

ситуациях

.

Примеры

разыгрываемых

ситуаций

:

«

Мы

в

магазине

игрушек

.

Как

избежать

детских

капризов

»,

«

Как

успокоить

гиперактивного

ребёнка

»,

«

Как

помочь

ребёнку

преодолеть

детские

страхи

», «

Как

наше

слово

делом

отзовётся

:

что

и

как

мы

говорим

в

присутствии

ребёнка

»,

«

Как

правильно

наказать

шалуна

»,

«

Наказание

и

поощрение

»,

«

Как

создать

для

ребёнка

ситуацию

успеха

и

почему

она

важна

для

него

»;

организовывать

психологические

тренинги

родительско

-

детского

общения

,

тренинги

самоконтроля

и

психоэмоциональной

саморегуляции

в

разных

ситуациях

;

в

части

создания ситуаций

приятного

совместного

досуга

с

участием

семей

детей

обеспечивать

условия

для

привлечения

родителей

к

организации

детских

праздников

,

досуга

,

театральных

спектаклей

,

заседаний

«

Клубов

выходного

дня

»

в

качестве

не

только

зрителей

или

спонсоров

,

но

и

активных

участников

,

инициаторов

.

Поводы

для

организации

совместного

досуга

:

дни

рождения

детей

,

Новый

год

,

День

защитника

Отечества

,

Международный

женский

день

,

сезонные

праздники

на

основе

фольклора

,

профессиональные

праздники

,

международные

праздники

культурологической

направленности

Международный

день

музыки

,

Международный

день

театра

,

Международный

день

детской

книги

,

Всемирный

день

поэзии

,

Всемирный

день

улыбки

,

День

славянской

письменности

и

культуры

,

сезонные

праздники

в

культурах

разных

стран

и

т

.

п

.;

в

части

создания условий

для

реализации

творческого

потенциала

семьи

:

осуществлять

постановку

кукольных

и

драматических

спектаклей

,

в

которых

роли

исполняют

родители

,

и

показывать

их

детям

;

проводить

для

родителей

мастер

-

классы

по

прикладному

творчеству

,

декоративно

-

прикладному

искусству

:

организовывать

выставки

совместного

творчества

детей

и

родителей

,

педагогов

дошкольной

организации

;

семейных

коллекций

;

9

осуществлять

творческие

проекты

с

участием

семей

(

театральный

,

концертный

и

т

.

п

.);

осуществлять

семейные

исследовательские

проекты

[5,

с

.143 - 146].

Таким

образом

,

сотрудничество

с

семьёй

осуществляется

в

организации

на

уровне

:

участия

в

жизни

группы

(

помощь

в

подготовке

материалов

для

занятий

,

проведении

каких

-

то

занятий

,

мастер

-

классов

,

бесед

с

детьми

;

участие

в

праздниках

;

посещение

мероприятий

группы

в

качестве

зрителей

;

помощь

в

организации

праздничного

чаепития

и

застолья

,

решении

хозяйственно

-

бытовых

проблем

,

создании

материальной

базы

и

развивающей

среды

;

финансовая

помощь

и

др

.);

тематических

творческих

проектов

,

совместных

с

детьми

(

например

,

проект

семейного

книгоиздания

);

творческих

проектов

самостоятельных

(

например

,

постановка

спектакля

для

детей

силами

родителей

);

родительских

собраний

организационных

(

совместно

с

руководством

организации

для

решения

вопросов

управления

образовательной

организацией

);

родительских

коллегий

проблемных

(

для

разрешения

проблемных

и

конфликтных

ситуаций

с

участием

детей

и

педагогов

);

общесадовских

культурных

мероприятий

(

фестивали

,

театральная

неделя

,

неделя

книги

,

выставки

личных

коллекций

и

т

.

п

.).

Ссылки

на

источники

:

1.

Агавелян

М

.

Г

.,

Данилова

Е

.

Ю

.,

Чечулина

О

.

Г

.

Взаимодействие

педагогов

ДОУ

с

родителями

. –

М

.:

ТЦ

Сфера

, 2009.

2.

Елжова

Н

.

В

.

Работа

с

детьми

и

родителями

в

дошкольном

образовательном

учреждении

/

Н

.

В

.

Елжова

. –

Ростов

н

/

Д

:

Феникс

,

2008.

3.

На

крыльях

детства

:

примерная

образовательная

программа

дошкольного

образования

/

Под

ред

.

Н

.

В

.

Микляевой

. —

М

.:

ИД

Карапуз

, 2014.

10

4.

Осипова

Л

.

Е

.

Работа

детского

сада

с

семьей

. –

М

.:

Издательство

«

Скрипторий

2003», 2008.

5.

Радуга

.

Примерная

основная

образовательная

Программа

дошкольного

образования

. –

М

.: «

Просвещение

», 2014.

6.

Родительские

собрания

в

детском

саду

/

Авт

.-

сост

.

С

.

В

.

Чиркова

. –

М

.:

ВАКО

, 2009.

11



В раздел образования