Автор: Шокин Алексей Юрьевич
Должность: учитель начальных классов, учитель-логопед
Учебное заведение: ОГКОУ
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Т]-[Д]
Раздел: начальное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА № 3»
Некрасова ул., д.51А , г.Иваново,153022 Тел. (4932) 23-03-45
ОГРН 1033700059810 ОКПО 44751670 ОКАТО 24401370000 ИНН/КПП 3731038870/370201001
Конспект занятия
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Т]-[Д].
Подготовил: Шокин А.Ю.
Конспект урока коррекции нарушений речи,
2 класс.
Тема: «Дифференциация звуков [Т] - [Д]».
Цель: учить детей различать звуки [Т] - [Д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать
их на письме.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, сукцессивные функции, мелкую моторику,
межполушарные взаимодействия, глазодвигательные мышцы; учить правильно обозначать мягкость согласного на письме;
формировать навыки языкового анализа и синтеза:
а) звукобуквенного анализа и синтеза слов;
б) анализа и синтеза предложений; расширять сенсомоторный репертуар.
Оборудование: игрушки: кошка Тоша и домовой, таблица «Характеристика звуков», слоговые таблицы, индивидуальные
карточки с буквами д и т, вырезанные из бархатной бумаги и приклеенные на картон, предметные картинки, в названии
которых есть звуки [Т] - [Д], карточки с текстами с пропущенными буквами д и т.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационны
й момент и
повторение
пройденного
материала
- Итак, давайте начнем наш урок с артикуляционной гимнастики. Всё внимание на доску,
повторяем упражнения за логопедом, следим за собой.
-Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Все встанем со своих мест. Первым сядет тот, кто
назовет 2 слова, в начале которых есть звук [Д].
Видеогимнастика.
Знакомство с
новым
материалом
1.Дифференциация изолированных звуков [т] - [д]
- К нам пришли….
(слайд 2)
-Тема нашего занятия…..
История, про наших героев (слайд 3,4,5) рассказываю историю.
- Дайте характеристику звука [т]
- Дайте характеристику звука [д]
- Найдите сходство и различие звуков [т] - [д] с опорой на таблицу (слайд 6)
- В чем сходство?
- В чём различие?
(Обратить внимание на артикуляционные признаки этих звуков. Звонкость – глухость
[т]
-
[д] проверяется двумя способами – одну руку на горло; второй закрыть уши,
произносить звуки).
2.Дифференциация звуков [т] - [д] в слогах.
1)Работа со слоговой таблицей.
- Вспомните песенку Тоши.(слайд 7)
-Кошка Тоша и Домовой
-Различение звуков [т] - [д]
Ей по клавишам рояля
Разрешает прыгать Валя!
Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ! (последние строчку потом все вместе проговаривают)
-А теперь песенку домового. (слайд 8)
А у дятла – ой! – ой! – ой!
Поселился домовой!
Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ! (последние строчку потом все вместе проговаривают)
2) Игра «Повтори, не торопись, да смотри не ошибись»
(Слайд 9)
Сначала дети повторяют слоги с наглядной опорой
ТА-ДА-ТА, ДО-ТО-ДО
Затем без наглядной опоры
ДУ-ДУ-ТУ, ТЫ-ТЫ-ДЫ.
3)Чтение слогов
(Слайд 10)
тла – дла
тмо – дмо
тву – дву
тры – дры
3.Дифференциация звуков [т] - [д] в словах.
1)Игра «Молчуны».
- Как-то раз Тоша и Данилыч сидели в кабинете географии и изучали реки по карте.
Теперь они предлагают вам послушать понравившиеся им названия. Если вы услышите в
слове звук [т], обводите пальцем букву т так, если бы вы писали её ручкой в воздухе.
Если вы услышите звук [д], обводите пальцем букву д.
Тургай, Хатанга, Сырдарья, Амударья, Вятка, Камчатка, Кострома, Днестр, Салехард,
Лабытнанги,
Доси,
Дува,
Ондава,
Ветлуга,
Брда,
Алдан,
Пектымельф,
Джейхан,
Чондон,Туртас,Тэс, Катунь.
Физкультминутка
Вставьте пропущенные буквы т и д и составьте предложения с полученными
словами. (Работа ведется устно). (СЛАЙД 11-12 )
У … ОЧКА … РЕЛЬ
2) Игра «Подарки» (слайд 13-19)
-Тоше и Данилычу нравится рассматривать картинки, в названии которых есть любимые
звуки. Какие же картинки мы подарим Тоше? ( Тоше мы подарим картинки, в названии
которых есть звук [т]).
- А Данилычу? (Данилычу мы подарим картинки, в названии которых есть звук [д]).
Дети сортируют картинки, комментируя свой выбор.
Дети. В слове «дыня» звонкий звук [д], поэтому нужно её подарить Данилычу…
а) Расширение сенсомоторного репертуара.
Речь с движениями (слайд 20).
Шла Матрёна с огорода.
Под кустом нашла удода.
А удод ей: «Ду – ту –ду!
Я с тобою не пойду!
К бабе Дуне убегу,
Даст она мне творогу!»
б) Пальчиковая гимнастика
«Этот пальчик…», «Осьминожка». (выполняем стоя)
- Добавьте слог да или та.
Лопа
…(та),
приро
…(да),
ребя…(та),
воро…(та),
горо…(да),
боро…(да),конфе…(та),
темно…(та),
посу…(да),
свобо…(да),
просту…(да),
звез…(да),
холо…(да),
забо…(та),
бесе…(да), каре..(та), рабо…(та),котле…(та), коме…(та), побе…(да), защи…(та).
3. Дифференциация звуков [т] - [д] в предложениях.
1) Анализ и синтез предложений(если успеем)
Работа на карточках.
Вставьте пропущенные буквы т и д в предложениях.
Ан...рей шёл на пасеку к …анилычу. Нас…упил вечер. Ви…и … Ан…рей, что-то …
емнее… под …убом. Он по…умал, ч…о э…о ме…ведь, а это был кус…. Смешно с…ало
Андрею.
Письменная работа на листах
Итог занятия
Выдаются такие значки в конце
Игра «Кто больше назовет слов».
Припоминание слов со звуками [т] и [д].
-Какие звуки мы сравнивали сегодня на занятии?
-Чем они похожи и чем отличаются?