Напоминание

Типология и структура логопедического занятия


Автор: Ольга Юрьевна Блитова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Типология и структура логопедического занятия
Раздел: дополнительное образование





Назад




Типология и структура логопедического занятия

В соответствии с Письмом Министерства образования России от 14

декабря

2000

года

«Об

организации

работы

логопедического

пункта

общеобразовательного

учреждения»

основной

формой

организации

логопедической работы являются групповые занятия.

В каждом занятии можно выделить его основные элементы (звенья,

этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя-

логопеда и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях

и

определяют,

таким

образом,

построение

занятия,

взаимосвязь

между

этапами занятия, т.е. его структуру.

В

зависимости

от

этапа

обучения

структура

занятий

может

быть

различной.

Так, из общего количества занятий I этапа выделяются первые 10-15

занятий, основными задачами которых является развитие фонематических

представлений и полноценных психологических предпосылок к полноценной

учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:

15

минут

фронтальная

часть

занятий,

направленная

на

формирование фонематического слуха детей, развития внимания

на

звуковую

сторону

речи

(работа

строится

на

правильно

произносимых

звуках)

и

на

восполнение

пробелов

в

формировании

психологических

предпосылок

к

полноценному

обучению.

5

минут

подготовка

артикуляционного

аппарата

(комплекс

упражнений определяется конкретным составом группы).

20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно

произносимых

звуков

индивидуально

и

в

подгруппах

в

зависимости от этапа работы над звуком.

По мере устранения нарушения звукопроизношеня фронтальная

работа занимает все больше времени.

Структура последующих занятий зависит от типа занятия:

-

занятия

по

формированию

определенных

представлений,

умений

и

навыков; - занятия по восполнению пробелов в развитии средств языка;

- занятия по закреплению умений и навыков;

- обобщающие занятия;

- занятия проверки знаний, умений и навыков.

Занятия по формированию определенных представлений, умений и

навыков, восполнению пробелов в развитии средств языка могут иметь

следующую структуру:

Оргмомент.

Повторение

предыдущего

материала,

являющегося

основой

для

изучения нового.

Введение, погружение в тему, т.е. сообщение темы занятия.

Этот этап занятия может быть представлен в форме проблемной ситуации,

которая нацелит детей на поиск решения, позволит каждому ребенку проявить

личное участие в решении проблемы.

Основная часть, в процессе которой решается поставленная проблема,

формируются определенные представления, умения и навыки.

Большое значение имеет подбор учебно-дидактического материала и самих

коррекционных упражнений. Дело в том, что все упражнения, имеющие

целью восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, лексических

средств и грамматического строя речи, помимо изначальной заданности в них

коррекционной

и

коммуникативной

направленности,

с

необходимостью

должны способствовать самостоятельному овладению учащимися новыми

знаниями,

умениями

и

навыками.

А

это

значит,

что

коррекционные

упражнения

должны

служить

активизации

мыслительной

деятельности

учащихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации

принципа взаимосвязи знаний школьников с умениями и навыками. И, кроме

того,

они

должны

обеспечить

повторяемость

практических

действий

и

применение усваиваемого материала

в процессе коррекционно-учебной и

практической деятельности. Таким образом, в качестве оптимально варианта

логопедического упражнения следует признать такое, выполнение которого

позволяет решать одновременно несколько коррекционных задач.

Кроме того, эти упражнения должны содержать коммуникативный и

творческий потенциал для организации мыслительной и речевой активности

детей. Необходимо также, чтобы форма и способ выполнения упражнений

способствовали восполнению пробелов в формировании психологических

предпосылок к обучению.

Задания даются в порядке нарастания сложности.

Таким образом, в процессе

данного этапа занятия должна решаться

главная коррекционная задача данного занятия, готовиться база для будущей

целенаправленной работы над другими компонентами речевой системы.

Физкультминутка.

В целях предупреждения переутомления детей в середине

логопедического

занятия

необходимо

проводить

физкультминутку,

содержание которой также может быть подчинено решению основной задачи

данного занятия.

Проверка

понимания

и

первичное

закрепление

знаний,

умений

и

навыков,

полученных в процессе занятия.

Итог занятия.

Итог занятия проводится совместно с детьми. Отмечаются успехи каждого

ребенка,

что

позволит

усилить

общий

положительный

настрой.

Дается

оценка занятию в целом, его удачным и неудачным моментам.

Занятия по закреплению умений и навыков.

Основным содержанием коррекционной работы на этих занятиях является

вторичное осмысление ранее усвоенных знаний, умений и навыков с целью

их

упрочения.

Процесс

закрепления

умений

и

навыков

может

идти

на

нескольких

занятиях

подряд.

От

занятия

к

занятию

материал

должен

усложняться, чтобы действительно было видно, что учащиеся справляются с

данной учебной задачей все успешнее и успешнее.

Структура этих занятий предполагает прохождение следующих этапов:

Оргмомент.

Воспроизведение теоретических знаний.

Выполнение практических заданий, устных и письменных упражнений.

Проверка

выполнения

самостоятельных

работ

(контроль

и

самоконтроль).

В

зависимости

от

индивидуальных

особенностей

и

этапа

коррекционной работы, контроль может осуществляться по-разному:

- роль контролера выполняет логопед;

- контроль по развернутому плану осуществляет один из детей (или

каждый по очереди);

- роль контролера играет каждый из детей, осуществляя контроль во

внутреннем плане (самопроверка или взаимопроверка), производя подробный

анализ только в случае ошибки.

Итог занятия.

На обобщающих занятиях систематизируются и воспроизводятся

наиболее

существенные

вопросы

из

ранее

пройдено

материала,

восполняются

имеющиеся

пробелы

в

знаниях

учащихся.

Такие

занятия

проводятся в конце изучения отдельных тем. Все этапы занятия могут быть

объединены единым сюжетом и представлены в форме игры, викторины,

конкурса.

Занятия

проверки

знаний,

умений

и

навыков

(контрольные)

позволяют

учителю-логопеду

выявить

уровень

усвоения

пройденного

материала по данной теме, установить недостатки в овладении материалом,

помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные занятия требуют

от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме.

На

итоговых,

контрольно-проверочных

занятиях

д о п у с ка е т с я

преимущественное преобладание какой либо одной формы – письма или

чтения. Проверка может осуществляться, например, в форме теста, диктанта,

изложения, сочинения и т.д.

Список используемой литературы

1.

О б

о р г а н и з а ц и и

р а б о т ы

л о г о п е д и ч е с к о г о

п у н к т а

общеобразовательного

учреждения.

-

Письмо

Министерства

образования России от 14 декабря 2000 года.

2.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо

о

работе

учителя-логопеда

при

общеобразовательной

школе.

(Основные

направления

формирования

предпо сылок

к

продуктивному усвоению программы обучения родному языку у

детей с речевой патологией). – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 1996. – 47 с.

3.

Ястребова

А.В.

Коррекция

нарушений

речи

у

учащихся

общеобразовательной школы. – М.: «Просвещение», 1984. – 159 с.

4.

Педагогика: учебное пособие для студентов пдагогических учебных

заведений

/

В.А.

Сластенин,

И.Ф.

Исаев,

А.И.

Мищенко,

.Н.

Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.

5.

Ханышева Г.В. Повышение эффективности логопедической работы.

Методические

рекомендации.

Ростов-на-Дону:

Научно-

методический центр образования. – 1995. – 34 с.

6.

Садовникова

И.Н.

Коррекционное

обучение

школьников

с

нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей,

психологов дошкольных учреждений и школ различных типов.

М.:АРКТИ, 2005. – 400 с.



В раздел образования