Автор: Ольга Юрьевна Блитова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУ Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Типология и структура логопедического занятия
Раздел: дополнительное образование
Типология и структура логопедического занятия
В соответствии с Письмом Министерства образования России от 14
декабря
2000
года
«Об
организации
работы
логопедического
пункта
общеобразовательного
учреждения»
основной
формой
организации
логопедической работы являются групповые занятия.
В каждом занятии можно выделить его основные элементы (звенья,
этапы), которые характеризуются различными видами деятельности учителя-
логопеда и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях
и
определяют,
таким
образом,
построение
занятия,
взаимосвязь
между
этапами занятия, т.е. его структуру.
В
зависимости
от
этапа
обучения
структура
занятий
может
быть
различной.
Так, из общего количества занятий I этапа выделяются первые 10-15
занятий, основными задачами которых является развитие фонематических
представлений и полноценных психологических предпосылок к полноценной
учебной деятельности. Эти занятия могут иметь следующую структуру:
15
минут
–
фронтальная
часть
занятий,
направленная
на
формирование фонематического слуха детей, развития внимания
на
звуковую
сторону
речи
(работа
строится
на
правильно
произносимых
звуках)
и
на
восполнение
пробелов
в
формировании
психологических
предпосылок
к
полноценному
обучению.
5
минут
–
подготовка
артикуляционного
аппарата
(комплекс
упражнений определяется конкретным составом группы).
20 минут – уточнение и постановка (вызывание) неправильно
произносимых
звуков
индивидуально
и
в
подгруппах
в
зависимости от этапа работы над звуком.
По мере устранения нарушения звукопроизношеня фронтальная
работа занимает все больше времени.
Структура последующих занятий зависит от типа занятия:
-
занятия
по
формированию
определенных
представлений,
умений
и
навыков; - занятия по восполнению пробелов в развитии средств языка;
- занятия по закреплению умений и навыков;
- обобщающие занятия;
- занятия проверки знаний, умений и навыков.
Занятия по формированию определенных представлений, умений и
навыков, восполнению пробелов в развитии средств языка могут иметь
следующую структуру:
Оргмомент.
Повторение
предыдущего
материала,
являющегося
основой
для
изучения нового.
Введение, погружение в тему, т.е. сообщение темы занятия.
Этот этап занятия может быть представлен в форме проблемной ситуации,
которая нацелит детей на поиск решения, позволит каждому ребенку проявить
личное участие в решении проблемы.
Основная часть, в процессе которой решается поставленная проблема,
формируются определенные представления, умения и навыки.
Большое значение имеет подбор учебно-дидактического материала и самих
коррекционных упражнений. Дело в том, что все упражнения, имеющие
целью восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, лексических
средств и грамматического строя речи, помимо изначальной заданности в них
коррекционной
и
коммуникативной
направленности,
с
необходимостью
должны способствовать самостоятельному овладению учащимися новыми
знаниями,
умениями
и
навыками.
А
это
значит,
что
коррекционные
упражнения
должны
служить
активизации
мыслительной
деятельности
учащихся, сокращению малоэффективной механической работы, реализации
принципа взаимосвязи знаний школьников с умениями и навыками. И, кроме
того,
они
должны
обеспечить
повторяемость
практических
действий
и
применение усваиваемого материала
в процессе коррекционно-учебной и
практической деятельности. Таким образом, в качестве оптимально варианта
логопедического упражнения следует признать такое, выполнение которого
позволяет решать одновременно несколько коррекционных задач.
Кроме того, эти упражнения должны содержать коммуникативный и
творческий потенциал для организации мыслительной и речевой активности
детей. Необходимо также, чтобы форма и способ выполнения упражнений
способствовали восполнению пробелов в формировании психологических
предпосылок к обучению.
Задания даются в порядке нарастания сложности.
Таким образом, в процессе
данного этапа занятия должна решаться
главная коррекционная задача данного занятия, готовиться база для будущей
целенаправленной работы над другими компонентами речевой системы.
Физкультминутка.
В целях предупреждения переутомления детей в середине
логопедического
занятия
необходимо
проводить
физкультминутку,
содержание которой также может быть подчинено решению основной задачи
данного занятия.
Проверка
понимания
и
первичное
закрепление
знаний,
умений
и
навыков,
полученных в процессе занятия.
Итог занятия.
Итог занятия проводится совместно с детьми. Отмечаются успехи каждого
ребенка,
что
позволит
усилить
общий
положительный
настрой.
Дается
оценка занятию в целом, его удачным и неудачным моментам.
Занятия по закреплению умений и навыков.
Основным содержанием коррекционной работы на этих занятиях является
вторичное осмысление ранее усвоенных знаний, умений и навыков с целью
их
упрочения.
Процесс
закрепления
умений
и
навыков
может
идти
на
нескольких
занятиях
подряд.
От
занятия
к
занятию
материал
должен
усложняться, чтобы действительно было видно, что учащиеся справляются с
данной учебной задачей все успешнее и успешнее.
Структура этих занятий предполагает прохождение следующих этапов:
Оргмомент.
Воспроизведение теоретических знаний.
Выполнение практических заданий, устных и письменных упражнений.
Проверка
выполнения
самостоятельных
работ
(контроль
и
самоконтроль).
В
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
и
этапа
коррекционной работы, контроль может осуществляться по-разному:
- роль контролера выполняет логопед;
- контроль по развернутому плану осуществляет один из детей (или
каждый по очереди);
- роль контролера играет каждый из детей, осуществляя контроль во
внутреннем плане (самопроверка или взаимопроверка), производя подробный
анализ только в случае ошибки.
Итог занятия.
На обобщающих занятиях систематизируются и воспроизводятся
наиболее
существенные
вопросы
из
ранее
пройдено
материала,
восполняются
имеющиеся
пробелы
в
знаниях
учащихся.
Такие
занятия
проводятся в конце изучения отдельных тем. Все этапы занятия могут быть
объединены единым сюжетом и представлены в форме игры, викторины,
конкурса.
Занятия
проверки
знаний,
умений
и
навыков
(контрольные)
позволяют
учителю-логопеду
выявить
уровень
усвоения
пройденного
материала по данной теме, установить недостатки в овладении материалом,
помогают наметить пути дальнейшей работы. Контрольные занятия требуют
от учащегося применения всех его знаний, умений и навыков по данной теме.
На
итоговых,
контрольно-проверочных
занятиях
д о п у с ка е т с я
преимущественное преобладание какой либо одной формы – письма или
чтения. Проверка может осуществляться, например, в форме теста, диктанта,
изложения, сочинения и т.д.
Список используемой литературы
1.
О б
о р г а н и з а ц и и
р а б о т ы
л о г о п е д и ч е с к о г о
п у н к т а
общеобразовательного
учреждения.
-
Письмо
Министерства
образования России от 14 декабря 2000 года.
2.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо
о
работе
учителя-логопеда
при
общеобразовательной
школе.
(Основные
направления
формирования
предпо сылок
к
продуктивному усвоению программы обучения родному языку у
детей с речевой патологией). – М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 1996. – 47 с.
3.
Ястребова
А.В.
Коррекция
нарушений
речи
у
учащихся
общеобразовательной школы. – М.: «Просвещение», 1984. – 159 с.
4.
Педагогика: учебное пособие для студентов пдагогических учебных
заведений
/
В.А.
Сластенин,
И.Ф.
Исаев,
А.И.
Мищенко,
.Н.
Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.
5.
Ханышева Г.В. Повышение эффективности логопедической работы.
Методические
рекомендации.
–
Ростов-на-Дону:
Научно-
методический центр образования. – 1995. – 34 с.
6.
Садовникова
И.Н.
Коррекционное
обучение
школьников
с
нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей,
психологов дошкольных учреждений и школ различных типов.
–
М.:АРКТИ, 2005. – 400 с.