Автор: Михайлова Светлана Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДС№3 ОВ с. Чугуевка
Населённый пункт: с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края
Наименование материала: Конспект занятия по исследовательской деятельности (методика А.И.Савенкова)
Тема: «Тайны картофеля»
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по исследовательской деятельности
(методика А.И.Савенкова)
на тему:
«Тайны картофеля» в подготовительной группе.
Цель: овладение детьми навыками исследовательской деятельности.
Задачи:
1.
Способствовать
формированию
умения
самостоятельно
проверять
правильность выдвинутых гипотез с использованием разнообразных
методов
исследования:
«подумать
самостоятельно»,
«спросить
у
взрослого»,
«посмотреть
в
книгах»,
«посмотреть
в
компьютере»,
«провести эксперимент», «понаблюдать».
2.
Продолжать учить фиксировать результат и делать самостоятельные
умозаключения.
3.
Создавать
ситуации
общения,
позволяющие
детям
проявлять
инициативу, самостоятельность.
Ход:
I. Мотивация. Выбор темы.
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сегодня одна из них – в этой
коробке. Хотите отгадать, что в ней? Вам поможет игра «Да-нет». Вы задаете
вопросы, а я на них отвечаю «да» или «нет».
(Варианты
вопросов
детей:
Этот
предмет
квадратной
формы?
Прямоугольной? Овальной? Он твѐрдый? Это игрушка? Он из железа? Его
едят? Это растет на дереве? Это растет в земле? Это овощ? и т.д.)
-
Верно,
это
–
всем
известный
картофель! (карточка
с
изображением
картофеля вывешивается на магнитную доску)
Проблема. Выбор темы.
Ребята вы многое уже знаете о картофеле. А что бы вы хотели ещё узнать о
нём?
(выслушать все ответы детей: «Какой бывает картофель? Что из него
можно приготовить? Из чего состоит картофель? и др.)
Давайте с вами выберем тему исследования с помощью игры. Встаньте
справа от меня те , кто хочет узнать «Какой бывает картофель?», слева от
меня кому интересно «Что из него можно приготовить?» и впереди меня те
кто хочет узнать «Из чего состоит картофель?»
В какой группе окажется большее количество детей – это и будет тема
нашего занятия.
(мы предположили, что ребята выберут тему «Из чего состоит картофель?»
II. Постановка практической задачи
Выдвижение гипотезы
- Как вы думаете из чего же состоит картофель? (ответы детей)
- Вы дали разные ответы, это - ваши предположения. Ученые называют их
гипотезами, которые необходимо проверять.
- Хотите узнать чья гипотеза оказалась верной?
- А для этого нам необходимо провести исследования.
-
Как
вы
думаете,
с
чего
начинает
исследования
учёный?
(думает,
спрашивает
у
товарищей
учёных,
смотрит
инциклопедии,
наблюдает,
проводит опыты и делает выводы. При этом он не забывает записывать то о
чём он узнал,но так как вы ещё писать не умеете вы можете его зарисовать.
IV. Планирование деятельности
Составление плана исследования
- Посмотрите на доску. У нас получился план нашей исследовательской
деятельности, по которому мы и будем работать.
V. Осуществление деятельности
Сбор материала
-
Предлагаю
по
нашему
плану
собрать
информацию
о
картофеле
и его
составе.
1.
Метод «Подумать самостоятельно»
- Какой
первый
метод
исследования
мы
выбра ли? («подумать
самостоятельно»)
- Подумайте и зарисуйте, что вы знаете о картофеле? (ответы детей)
(Далее дети добывают информацию самостоятельно)
2.
Метод «Посмотреть в книгах»
3.
Метод «Спросить у того, кто знает»
4.
Метод «Узнать в интернете»
5.
Метод «Экспериментирование» Дети заинтересовавшись подходят к
столу. (на столах тёрки, ножи ,клеёнка, полотенце, марля, тарелки,
стакан).
- Как вы думаете, что можно сделать с картофелем с помощью этих
предметов? (Натереть сырой картофель на тёрке)
- Что получилась? (жидкая кашица)
-Соберём её в марлю и отожмём в стакан. Что мы видим? (из неё вытекает
жидкость)
- Значит, какой можно сделать вывод? (в картофеле есть жидкость, её
называют «картофельный сок»)
- Зарисуйте эту информацию.
- А теперь давайте понаблюдаем за картофельным соком.
-Что вы о нём можете сказать? (появилось какое-то белое вещество)
- Как вы думаете, что это может быть?
- Это снова ваши гипотезы, предположения. Где мы можем найти нужную
информацию? («узнать в интернете»)
Слайд
«Если на картофельный осадок капнуть каплю йода, и он изменит свой
цвет, значит, это – крахмал»
Информация:
Крахмал - это сухое вещество, которое образуется в некоторых растениях.
Особенно много его в картофеле. Перерабатывая картофель специальными
машинами, получают крахмал. Крахмал рассыпчатый. Имеет белый цвет.
Крахмал,
соединяясь
с
водой,
делает
ее
густой,
вязкой.
Поэтому
его
используют при приготовлении киселя.
- А давайте проверим, крахмал ли у вас в стаканах?
- Аккуратно слейте сок в тарелочку. Возьмите пипетку и капните на осадок в
стакане.
- Что произошло? Значит, какой можно сделать вывод? («на дне стакана –
крахмал»)
- Чтобы не забыть и эту информацию, что мы сделаем? («зарисуем»)
А
теперь
пройдите
к
столам,
достаньте
свои
зарисовки,
посовещайтесь
между собой и выступите с докладом на тему « Из чего состоит картофель?»
(ребенок выступает с докладом, используя таблицу с зарисовками своих
выводов. Остальные дети выступают с докладами перед родителями дома)