Напоминание

«Тайны картофеля»


Автор: Михайлова Светлана Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДС№3 ОВ с. Чугуевка
Населённый пункт: с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края
Наименование материала: Конспект занятия по исследовательской деятельности (методика А.И.Савенкова)
Тема: «Тайны картофеля»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по исследовательской деятельности

(методика А.И.Савенкова)

на тему:

«Тайны картофеля» в подготовительной группе.

Цель: овладение детьми навыками исследовательской деятельности.

Задачи:

1.

Способствовать

формированию

умения

самостоятельно

проверять

правильность выдвинутых гипотез с использованием разнообразных

методов

исследования:

«подумать

самостоятельно»,

«спросить

у

взрослого»,

«посмотреть

в

книгах»,

«посмотреть

в

компьютере»,

«провести эксперимент», «понаблюдать».

2.

Продолжать учить фиксировать результат и делать самостоятельные

умозаключения.

3.

Создавать

ситуации

общения,

позволяющие

детям

проявлять

инициативу, самостоятельность.

Ход:

I. Мотивация. Выбор темы.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Сегодня одна из них – в этой

коробке. Хотите отгадать, что в ней? Вам поможет игра «Да-нет». Вы задаете

вопросы, а я на них отвечаю «да» или «нет».

(Варианты

вопросов

детей:

Этот

предмет

квадратной

формы?

Прямоугольной? Овальной? Он твѐрдый? Это игрушка? Он из железа? Его

едят? Это растет на дереве? Это растет в земле? Это овощ? и т.д.)

-

Верно,

это

всем

известный

картофель! (карточка

с

изображением

картофеля вывешивается на магнитную доску)

Проблема. Выбор темы.

Ребята вы многое уже знаете о картофеле. А что бы вы хотели ещё узнать о

нём?

(выслушать все ответы детей: «Какой бывает картофель? Что из него

можно приготовить? Из чего состоит картофель? и др.)

Давайте с вами выберем тему исследования с помощью игры. Встаньте

справа от меня те , кто хочет узнать «Какой бывает картофель?», слева от

меня кому интересно «Что из него можно приготовить?» и впереди меня те

кто хочет узнать «Из чего состоит картофель?»

В какой группе окажется большее количество детей – это и будет тема

нашего занятия.

(мы предположили, что ребята выберут тему «Из чего состоит картофель?»

II. Постановка практической задачи

Выдвижение гипотезы

- Как вы думаете из чего же состоит картофель? (ответы детей)

- Вы дали разные ответы, это - ваши предположения. Ученые называют их

гипотезами, которые необходимо проверять.

- Хотите узнать чья гипотеза оказалась верной?

- А для этого нам необходимо провести исследования.

-

Как

вы

думаете,

с

чего

начинает

исследования

учёный?

(думает,

спрашивает

у

товарищей

учёных,

смотрит

инциклопедии,

наблюдает,

проводит опыты и делает выводы. При этом он не забывает записывать то о

чём он узнал,но так как вы ещё писать не умеете вы можете его зарисовать.

IV. Планирование деятельности

Составление плана исследования

- Посмотрите на доску. У нас получился план нашей исследовательской

деятельности, по которому мы и будем работать.

V. Осуществление деятельности

Сбор материала

-

Предлагаю

по

нашему

плану

собрать

информацию

о

картофеле

и его

составе.

1.

Метод «Подумать самостоятельно»

- Какой

первый

метод

исследования

мы

выбра ли? («подумать

самостоятельно»)

- Подумайте и зарисуйте, что вы знаете о картофеле? (ответы детей)

(Далее дети добывают информацию самостоятельно)

2.

Метод «Посмотреть в книгах»

3.

Метод «Спросить у того, кто знает»

4.

Метод «Узнать в интернете»

5.

Метод «Экспериментирование» Дети заинтересовавшись подходят к

столу. (на столах тёрки, ножи ,клеёнка, полотенце, марля, тарелки,

стакан).

- Как вы думаете, что можно сделать с картофелем с помощью этих

предметов? (Натереть сырой картофель на тёрке)

- Что получилась? (жидкая кашица)

-Соберём её в марлю и отожмём в стакан. Что мы видим? (из неё вытекает

жидкость)

- Значит, какой можно сделать вывод? (в картофеле есть жидкость, её

называют «картофельный сок»)

- Зарисуйте эту информацию.

- А теперь давайте понаблюдаем за картофельным соком.

-Что вы о нём можете сказать? (появилось какое-то белое вещество)

- Как вы думаете, что это может быть?

- Это снова ваши гипотезы, предположения. Где мы можем найти нужную

информацию? («узнать в интернете»)

Слайд

«Если на картофельный осадок капнуть каплю йода, и он изменит свой

цвет, значит, это – крахмал»

Информация:

Крахмал - это сухое вещество, которое образуется в некоторых растениях.

Особенно много его в картофеле. Перерабатывая картофель специальными

машинами, получают крахмал. Крахмал рассыпчатый. Имеет белый цвет.

Крахмал,

соединяясь

с

водой,

делает

ее

густой,

вязкой.

Поэтому

его

используют при приготовлении киселя.

- А давайте проверим, крахмал ли у вас в стаканах?

- Аккуратно слейте сок в тарелочку. Возьмите пипетку и капните на осадок в

стакане.

- Что произошло? Значит, какой можно сделать вывод? («на дне стакана –

крахмал»)

- Чтобы не забыть и эту информацию, что мы сделаем? («зарисуем»)

А

теперь

пройдите

к

столам,

достаньте

свои

зарисовки,

посовещайтесь

между собой и выступите с докладом на тему « Из чего состоит картофель?»

(ребенок выступает с докладом, используя таблицу с зарисовками своих

выводов. Остальные дети выступают с докладами перед родителями дома)



В раздел образования