Напоминание

"В гости к весне"


Автор: Чуйкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Максимовка
Населённый пункт: Стерлитамакский район Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект урока по окружающему миру 2 класс
Тема: "В гости к весне"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа д. Максимовка

муниципального района Стерлитамакский район

Конспект урока

по окружающему миру во 2 классе

«В гости к весне»

Подготовила :

Чуйкова Наталья Алексеевна

учитель начальных классов

2018-2019 уч. год

Тема урока: В гости к весне.

Тип урока: Открытие нового знания.

Цель: Ознакомить обучающихся с характерными признаками весны в живой

и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых

предметов с жизнью.

Задачи:

-

обучающие

познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой

природе;

формирование

целостного

образа

весны

средствами

предметов

окружающего мира, литературного чтения, художественного искусства.

научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять

последовательность событий в природе и их связи;

показать связь изучаемых предметов с жизнью;

обогащать и расширять словарный запас.

-развивающие

способствовать

развитию

практических

навыков

по

использованию

полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях; развивать

умение анализировать, обобщать, делать выводы;

-

воспитательные

воспитывать

интерес

к

предмету,

уважительное

отношение

к

мнению

одноклассников. чувство радости от наблюдения за жизнью растений и

животных; воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

УУД, формируемые на уроке:

Коммуникативные:

-вступать

в

диалог

(отвечать

на

вопросы,

задавать

вопросы,

уточнять

непонятное);

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней

речи;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать

и

соблюдать

очерёдность

действий,

корректно

сообщать

товарищу

об

ошибках; формировать

коммуникативные

навыки:

выслушивать

мнения

других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы.

Познавательные:

-выполнять универсальные логические действия: анализ, выбирать основания

для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений;

-

развивать

познавательную

активность

детей,

умение

наблюдать,

сравнивать, обобщать и делать выводы;

-стимулировать интерес к познанию мира живой природы;

-применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через

общеклассную,

групповую

и

индивидуальную

формы

организации

познавательной деятельности;

Регулятивные:

-развивать навыки контроля и самоконтроля;

- принимать и сохранять учебную задачу;

создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной

информации;

-учиться

выполнять

действия

по

заданному

алгоритму; учиться

отличать верно выполненное задание от неверного;

-формировать эмоционально-положительное отношение к предмету

Оборудование:

средства обучения:

учебник;

иллюстрации птиц и растений;

карточки с заданием для работы в парах;

видео запись А.Плещеев «Весна»;

репродукция картины И.Левитана «Весна. Большая вода»;

аудиозапись с голосами птиц;

технические средства:

компьютер, видеопроектор.

Ход урока.

1.

Организационный момент.

Доброе утро, ребята!

Послушайте стихотворение Алексея Плещеева.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье, впереди

И унесла зима заботы!

2. Актуализация знаний и формирование проблемы урока.

- О чем написал поэт? (Весна. Именно так поэт назвал свое стихотворение)

-Какие

чувства

пробудило

это

стихотворение

в

ваших

душах? (Счастья,

радости, веселья от приближения весны)

-Какие признаки весны назвал поэт?

-Почему наш урок я начала этим стихотворением?

(Дети высказывают предположение о теме урока.)

-Сегодня на уроке мы отправимся в гости к весне.

(На доске запись темы урока В ГОСТИ К ВЕСНЕ)

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?

(Узнаем,

какие

изменения

происходят

в

неживой

и

живой

природе

с

приходом весны.)

Главный вопрос урока:

КАК

ВЗАИМОСВЯЗАНЫ

ИЗМЕНЕНИЯ

В

НЕЖИВОЙ

И

ЖИВОЙ

ПРИРОДЕ.

Что относится к неживой природе? К живой природе?

3. Реализация построенного проекта.

- Давайте заполним Листок погоды. Он лежит у вас на столах.

(Работа в парах)

ДАТА

ТЕМПЕРАТУРА

ВОЗДУХА

ОСАДКИ

СОСТОЯНИЕ НЕБА

СИЛА

ВЕТРА

Условные обозначения

- А как узнать температуру воздуха? (Посмотреть на термометр.)

-А если его нет? (Посмотреть в Интернете, спросить у присутствующих,

позвонить родителям)

-Соответствуют ли показания в таблице весеннему дню?

-А как вы думаете, где пригодятся знания условных обозначений погоды?

(Если мы захотим узнать прогноз погоды, например, в Интернете, в газете,

по телевизору)

-Зачем люди интересуются прогнозом погоды?

(Когда человек планирует какую-то работу в саду, огороде или поездку в

другой город, путешествие.)

4.Первичное закрепление.

1)Весенние изменения в неживой природе.

-Назовите весенние месяцы.

-Что вы знаете об этих месяцах?

-А какой месяц самый холодный? Самый теплый?

- Прочитайте предложения. Давайте оставим те из них, которые относятся к

весне.

А теперь друг за другом, передавая эстафету-веточку своему однокласснику,

удалим ненужное.

Стало холоднее. Солнце светит ярче и теплее.

Образовались проталины. Земля покрылась снегом.

День становится короче. День становится длиннее.

Река замерзает. Лёд на реке тает.

Листья распускаются. Листья желтеют.

Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

Начинается ледоход.

-Что такое ЛЕДОХОД (на доске)?

Найдите описание этого явления природы в текстах, которые лежат перед

вами. Сравним с вашими предположениями.

(Находят и зачитывают вслух)

-Помните: во время оттепели лед на реках становится темным и хрупким.

Подтаявший лед может проломиться, по нему опасно ходить!

- Сформулируйте самый главный признак прихода весны. (День становится

длиннее. Ярче и теплее светит солнце.)

(На доске появляется первое звено цепи: картинка весны)

- А как потепление связано с осадками? (Вместо снега идёт дождь)

-Художник Исаак Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода». Как

вы думаете, почему?

(Художник изобразил весенний разлив реки, затопивший пологие берега.)

-Широко, привольно и бескрайне разлилась вода. Она повсюду. «Большая

вода»

затопила

селение,

прибрежные

луга. Такое

бывает

после

снежной

зимы, когда с приходом весны снег быстро тает.Какое-то время вода стоит

очень

высоко,

а

потом

постепенно

начинает

спадать,

уходить,

река

возвращается в свое русло.

Найдите название этого явления природы в тексте.

ПОЛОВОДЬЕ (на доске)

ФИЗМИНУТКА

Дети по лесу гуляли

Дети по лесу гуляли,

(Дети маршируют на месте.)

За природой наблюдали.

(Ладонь прикладывают к глазам.)

Вверх

на

солнце

посмотрели

(Поднимают

головы

кверху,

«тянутся

к

солнышку.)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

(Машут руками.)

Дружно хлопаем,

(Хлопают в ладоши.)

Ногами топаем!

(Топают ногами.)

Хорошо мы погуляли,

(Маршируют, делают вдох-выдох.)

И немножечко устали!

(Дети садятся на свои места.)

2)Весенние изменения в жизни растений.

-Кто смотрел по сторонам сегодня, когда шёл в школу? А под ноги? Что вы

заметили? Расскажите? (Лужи, грязь, травка кое-где зеленеет и т.д.)

- Как изменилась почва с приходом тепла? (Почва оттаивает, начинается

сокодвижение

в

растениях,

поэтому

они

начинают

расти,

на

деревьях

набухают почки, расцветают цветы на земле и в воздухе (на ветках))

(На доске появляется второе звено цепи: картинка первоцветы)

-

Действительно,

уже

в

марте-апреле

можно

увидеть

первоцветы.

Это

раннецветущие растения, т. к. цветы появляются раньше, чем листья.

Работа в группах.

- Среди множества названий растений выберите те, которые относятся к

раннецветущим растениям нашего края.

(У каждой группы на столе имеется набор картинок с изображенными на

них растениями, в т.ч. и раннецветущими)

- Выберите одного из группы, кому вы доверяете, чтобы он ответил.

(Представитель каждой группы по очереди называет по одному растению.

Учитель вывешивает картинку этого растения на доску)

-

Мать-и-мачеха У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а

позже

листья,

верхняя

сторона

которых

холодная

(как

злая

мачеха),

а

нижняя – тёплая и нежная (как мать).

Подснежник –

«галантус» пробивается

из

земли

с

первыми

теплыми

лучами, как только начинается сход снега. Растение занесено в Красную

книгу России.

-Медуница

лекарственная (Сначала

растение

зацветает

ярко-красными

цветками, которые постепенно становятся синеватыми или фиолетовыми. В

Англии листья медуницы добавляют в салат.)

Ландыш майский (Цветы используют для приготовления духов. Ядовито.

Опасно для скота. Растение занесено в Красную книгу.)

А что такое Красная книга? Уже два раза нам встретилось это название?

Правильно. В неё заносятся растения, которых осталось очень мало на Земле.

- Что МЫ можем сделать, чтобы сохранить растения?

В лесу передвигаться так, чтобы не наступать на растения.

Не рвать цветы, которые растут в лесу, в поле. А вдруг это исчезающий

вид.

-Стало теплее, появились первые растения и насекомые, а значит следующее

звено нашей цепи-….. (дети дают ответы)

(На доске появляется третье звено цепи- картинка птицы)

3)Весенние изменения в жизни птиц.

-Не только растения реагируют на теплое весеннее солнышко.

С появлением насекомых с зимовок летят птицы. Переселение на родину

идет в строгом порядке, отрядами, каждый отряд в свою очередь.

-Каких птиц нашего края вы знаете?

-Определите

по

голосу,

какая

птица

прилетает

в

наши

к р а я

первой. (Правильно, это грач.)

- А кто же прилетает сразу после грача? (скворец)

- Узнайте эту птицу. (Жаворонок)

-А это? (Синица)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 6)

- А какую пользу приносят птицы?

(Зачитывают с места тексты, заранее подготовленные учителем)

Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых;

грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц;

ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров;

Таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений

от вредителей и приносят большую пользу человеку). А ещё они очень

красивые. Если внимательно понаблюдать за птицами, то можно увидеть

красивое оперение птиц их повадки. Это красота, которая находится вокруг

нас

каждый день. Мы к ней привыкли и уже её не замечаем. А Это радует душу и

делает человека добрее.

- А весной о птицах заботится нужно? А как?

5. Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Все события весной наступают в определённом порядке.

Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в

весеннем периоде (расставить цифры от 1 до 8 возле каждого предложения

так, чтобы был правильный порядок).

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

Ледоход.

Половодье.

-

Проверка

по

слайду.

Посмотрите

на

образец

правильного

выполнения

задания, сравните со своей. Поставьте соответствующий смайлик на своей

карточке.

7. Рефлексия учебной деятельности.

-Понравился вам урок?

- Над чем мы сегодня работали? Удалось ли ответить на поставленный

вопрос?

( Изменения в неживой природе влияют на изменения в живой природе.)

А знания, которые мы открыли на сегодняшнем уроке, где могут пригодиться

в жизни?

8.Домашнее задание.

Подготовить пословицы и поговорки о весне, весенние приметы.

Спасибо за урок!



В раздел образования