Автор: Чуйкова Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ д. Максимовка
Населённый пункт: Стерлитамакский район Республика Башкортостан
Наименование материала: конспект урока по окружающему миру 2 класс
Тема: "В гости к весне"
Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Максимовка
муниципального района Стерлитамакский район
Конспект урока
по окружающему миру во 2 классе
«В гости к весне»
Подготовила :
Чуйкова Наталья Алексеевна
учитель начальных классов
2018-2019 уч. год
Тема урока: В гости к весне.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цель: Ознакомить обучающихся с характерными признаками весны в живой
и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых
предметов с жизнью.
Задачи:
-
обучающие
познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой
природе;
формирование
целостного
образа
весны
средствами
предметов
окружающего мира, литературного чтения, художественного искусства.
научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять
последовательность событий в природе и их связи;
показать связь изучаемых предметов с жизнью;
обогащать и расширять словарный запас.
-развивающие
способствовать
развитию
практических
навыков
по
использованию
полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях; развивать
умение анализировать, обобщать, делать выводы;
-
воспитательные
воспитывать
интерес
к
предмету,
уважительное
отношение
к
мнению
одноклассников. чувство радости от наблюдения за жизнью растений и
животных; воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
УУД, формируемые на уроке:
Коммуникативные:
-вступать
в
диалог
(отвечать
на
вопросы,
задавать
вопросы,
уточнять
непонятное);
-планировать свою деятельность по решению учебной задачи во внешней
речи;
- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать
и
соблюдать
очерёдность
действий,
корректно
сообщать
товарищу
об
ошибках; формировать
коммуникативные
навыки:
выслушивать
мнения
других и корректно их оценивать в процессе выполняемой работы.
Познавательные:
-выполнять универсальные логические действия: анализ, выбирать основания
для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений;
-
развивать
познавательную
активность
детей,
умение
наблюдать,
сравнивать, обобщать и делать выводы;
-стимулировать интерес к познанию мира живой природы;
-применение знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через
общеклассную,
групповую
и
индивидуальную
формы
организации
познавательной деятельности;
Регулятивные:
-развивать навыки контроля и самоконтроля;
- принимать и сохранять учебную задачу;
создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной
информации;
-учиться
выполнять
действия
по
заданному
алгоритму; учиться
отличать верно выполненное задание от неверного;
-формировать эмоционально-положительное отношение к предмету
Оборудование:
средства обучения:
учебник;
иллюстрации птиц и растений;
карточки с заданием для работы в парах;
видео запись А.Плещеев «Весна»;
репродукция картины И.Левитана «Весна. Большая вода»;
аудиозапись с голосами птиц;
технические средства:
компьютер, видеопроектор.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Доброе утро, ребята!
Послушайте стихотворение Алексея Плещеева.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье, впереди
И унесла зима заботы!
2. Актуализация знаний и формирование проблемы урока.
- О чем написал поэт? (Весна. Именно так поэт назвал свое стихотворение)
-Какие
чувства
пробудило
это
стихотворение
в
ваших
душах? (Счастья,
радости, веселья от приближения весны)
-Какие признаки весны назвал поэт?
-Почему наш урок я начала этим стихотворением?
(Дети высказывают предположение о теме урока.)
-Сегодня на уроке мы отправимся в гости к весне.
(На доске запись темы урока В ГОСТИ К ВЕСНЕ)
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?
(Узнаем,
какие
изменения
происходят
в
неживой
и
живой
природе
с
приходом весны.)
Главный вопрос урока:
КАК
ВЗАИМОСВЯЗАНЫ
ИЗМЕНЕНИЯ
В
НЕЖИВОЙ
И
ЖИВОЙ
ПРИРОДЕ.
Что относится к неживой природе? К живой природе?
3. Реализация построенного проекта.
- Давайте заполним Листок погоды. Он лежит у вас на столах.
(Работа в парах)
ДАТА
ТЕМПЕРАТУРА
ВОЗДУХА
ОСАДКИ
СОСТОЯНИЕ НЕБА
СИЛА
ВЕТРА
Условные обозначения
- А как узнать температуру воздуха? (Посмотреть на термометр.)
-А если его нет? (Посмотреть в Интернете, спросить у присутствующих,
позвонить родителям)
-Соответствуют ли показания в таблице весеннему дню?
-А как вы думаете, где пригодятся знания условных обозначений погоды?
(Если мы захотим узнать прогноз погоды, например, в Интернете, в газете,
по телевизору)
-Зачем люди интересуются прогнозом погоды?
(Когда человек планирует какую-то работу в саду, огороде или поездку в
другой город, путешествие.)
4.Первичное закрепление.
1)Весенние изменения в неживой природе.
-Назовите весенние месяцы.
-Что вы знаете об этих месяцах?
-А какой месяц самый холодный? Самый теплый?
- Прочитайте предложения. Давайте оставим те из них, которые относятся к
весне.
А теперь друг за другом, передавая эстафету-веточку своему однокласснику,
удалим ненужное.
Стало холоднее. Солнце светит ярче и теплее.
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День становится короче. День становится длиннее.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.
Начинается ледоход.
-Что такое ЛЕДОХОД (на доске)?
Найдите описание этого явления природы в текстах, которые лежат перед
вами. Сравним с вашими предположениями.
(Находят и зачитывают вслух)
-Помните: во время оттепели лед на реках становится темным и хрупким.
Подтаявший лед может проломиться, по нему опасно ходить!
- Сформулируйте самый главный признак прихода весны. (День становится
длиннее. Ярче и теплее светит солнце.)
(На доске появляется первое звено цепи: картинка весны)
- А как потепление связано с осадками? (Вместо снега идёт дождь)
-Художник Исаак Левитан назвал свою картину «Весна. Большая вода». Как
вы думаете, почему?
(Художник изобразил весенний разлив реки, затопивший пологие берега.)
-Широко, привольно и бескрайне разлилась вода. Она повсюду. «Большая
вода»
затопила
селение,
прибрежные
луга. Такое
бывает
после
снежной
зимы, когда с приходом весны снег быстро тает.Какое-то время вода стоит
очень
высоко,
а
потом
постепенно
начинает
спадать,
уходить,
река
возвращается в свое русло.
Найдите название этого явления природы в тексте.
ПОЛОВОДЬЕ (на доске)
ФИЗМИНУТКА
Дети по лесу гуляли
Дети по лесу гуляли,
(Дети маршируют на месте.)
За природой наблюдали.
(Ладонь прикладывают к глазам.)
Вверх
на
солнце
посмотрели
(Поднимают
головы
кверху,
«тянутся
к
солнышку.)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
(Машут руками.)
Дружно хлопаем,
(Хлопают в ладоши.)
Ногами топаем!
(Топают ногами.)
Хорошо мы погуляли,
(Маршируют, делают вдох-выдох.)
И немножечко устали!
(Дети садятся на свои места.)
2)Весенние изменения в жизни растений.
-Кто смотрел по сторонам сегодня, когда шёл в школу? А под ноги? Что вы
заметили? Расскажите? (Лужи, грязь, травка кое-где зеленеет и т.д.)
- Как изменилась почва с приходом тепла? (Почва оттаивает, начинается
сокодвижение
в
растениях,
поэтому
они
начинают
расти,
на
деревьях
набухают почки, расцветают цветы на земле и в воздухе (на ветках))
(На доске появляется второе звено цепи: картинка первоцветы)
-
Действительно,
уже
в
марте-апреле
можно
увидеть
первоцветы.
Это
раннецветущие растения, т. к. цветы появляются раньше, чем листья.
Работа в группах.
- Среди множества названий растений выберите те, которые относятся к
раннецветущим растениям нашего края.
(У каждой группы на столе имеется набор картинок с изображенными на
них растениями, в т.ч. и раннецветущими)
- Выберите одного из группы, кому вы доверяете, чтобы он ответил.
(Представитель каждой группы по очереди называет по одному растению.
Учитель вывешивает картинку этого растения на доску)
-
Мать-и-мачеха У мать-и-мачехи сначала появляются цветы жёлтого цвета, а
позже
–
листья,
верхняя
сторона
которых
холодная
(как
злая
мачеха),
а
нижняя – тёплая и нежная (как мать).
Подснежник –
«галантус» пробивается
из
земли
с
первыми
теплыми
лучами, как только начинается сход снега. Растение занесено в Красную
книгу России.
-Медуница
лекарственная (Сначала
растение
зацветает
ярко-красными
цветками, которые постепенно становятся синеватыми или фиолетовыми. В
Англии листья медуницы добавляют в салат.)
Ландыш майский (Цветы используют для приготовления духов. Ядовито.
Опасно для скота. Растение занесено в Красную книгу.)
А что такое Красная книга? Уже два раза нам встретилось это название?
Правильно. В неё заносятся растения, которых осталось очень мало на Земле.
- Что МЫ можем сделать, чтобы сохранить растения?
В лесу передвигаться так, чтобы не наступать на растения.
Не рвать цветы, которые растут в лесу, в поле. А вдруг это исчезающий
вид.
-Стало теплее, появились первые растения и насекомые, а значит следующее
звено нашей цепи-….. (дети дают ответы)
(На доске появляется третье звено цепи- картинка птицы)
3)Весенние изменения в жизни птиц.
-Не только растения реагируют на теплое весеннее солнышко.
С появлением насекомых с зимовок летят птицы. Переселение на родину
идет в строгом порядке, отрядами, каждый отряд в свою очередь.
-Каких птиц нашего края вы знаете?
-Определите
по
голосу,
какая
птица
прилетает
в
наши
к р а я
первой. (Правильно, это грач.)
- А кто же прилетает сразу после грача? (скворец)
- Узнайте эту птицу. (Жаворонок)
-А это? (Синица)
Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 6)
- А какую пользу приносят птицы?
(Зачитывают с места тексты, заранее подготовленные учителем)
Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых;
грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц;
ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров;
Таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений
от вредителей и приносят большую пользу человеку). А ещё они очень
красивые. Если внимательно понаблюдать за птицами, то можно увидеть
красивое оперение птиц их повадки. Это красота, которая находится вокруг
нас
каждый день. Мы к ней привыкли и уже её не замечаем. А Это радует душу и
делает человека добрее.
- А весной о птицах заботится нужно? А как?
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Все события весной наступают в определённом порядке.
Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в
весеннем периоде (расставить цифры от 1 до 8 возле каждого предложения
так, чтобы был правильный порядок).
Карточка № 2.
Возвращаются из тёплых краёв птицы.
Зацветают растения.
Тает снег.
Появляются насекомые.
Больше солнечного света.
Ледоход.
Половодье.
-
Проверка
по
слайду.
Посмотрите
на
образец
правильного
выполнения
задания, сравните со своей. Поставьте соответствующий смайлик на своей
карточке.
7. Рефлексия учебной деятельности.
-Понравился вам урок?
- Над чем мы сегодня работали? Удалось ли ответить на поставленный
вопрос?
( Изменения в неживой природе влияют на изменения в живой природе.)
А знания, которые мы открыли на сегодняшнем уроке, где могут пригодиться
в жизни?
8.Домашнее задание.
Подготовить пословицы и поговорки о весне, весенние приметы.
Спасибо за урок!