Автор: Богдановская Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им.Г.А.Агеева городского поселения
Населённый пункт: п.Чегдомын
Наименование материала: Урок окружающего мира
Тема: Как возникали города.
Раздел: начальное образование
Ур о к окружающего мира в 4 классе
ТЕМА: КАК ВОЗНИКЛИ ГОРОДА. «КРЕМЛЕВСКИЕ» ГОРОДА.
Ц е л и:
сформировать представление о постройке старинных городов; сформировать
понятие «кремлевский» город;
развивать наглядно-образное, логическое мышление, воображение;
воспитывать бережное отношение к культурному наследию наших предков.
Ф о р м и р уе м ы е
У УД :
Личностные - осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов
для ориентирования в нравственных нормах, правилах.
Регулятивные - постановка целей, планирование, контроль, коррекции действий
и оценки успешности усвоения.
Познавательные - ориентироваться в потоке учебной информации,
перерабатывать и усваивать ее, , осмыслять тексты; выбирать наиболее
эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять рефлексию способов и условий действия;
Коммуникативные – умение слушать и понимать друг друга, планировать и
согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно
контролировать действия друг друга, уметь договариваться.
О б о р уд о в а н ие:
учебник,
печатная
тетрадь,
презентация,
иллюстрации
«кремлевских» городов.
Ход
урока:
I.
Организационный момент
Прозвенел звонок – начинается урок.
II.
Актуализация опорных знаний
1.Вступительное слово учителя. Проверка домашнего задания
- Какое домашнее задание вы выполняли?(искали информацию о старинных
городах)
- Что вы о них узнали?
Сегодня нам очень трудно представить современный мир без больших городов,
широких проспектов, высотных зданий. Но ведь было время, когда вообще не
было городов и больших поселений. Можно было пройти сотни километров и не
встретить жилья человека.
Города бывают большие и малые, города-миллионеры и города-крепости. Одни
имеют древнюю историю, другие были построены только в 20 веке. «Профессии »
городов тоже различны. Например, одни города-столицы, другие являются
крупными промышленными центрами, третьи — портами или курортами.
III . Постановка темы и цели урока
Проблемный вопрос:– Какое поселение наши предки называли городом? Как
они строили свои города?
– Ответы на эти вопросы нам поможет дать сегодняшний урок. Сформулируйте
тему урока: «Как возникли города. «Кремлевские» города» (учитель записывает
на доске)
Какую цель поставим? Узнать, как на Руси появились города (учитель
записывает на доске)
Задачи:
1.Узнать, какое поселение наши предки называли городом
2.Выяснить, как строили города наши предки.
3. Познакомиться с «кремлевскими» городами.
(учитель записывает на доске)
VI. Изучение нового материала
1.Так что же обозначало слово «город» у славян?
От каких слов произошло слово «город»?
Городить, огораживать.
Действительно, наши предки-славяне выбирали удобное место и огораживали его
для своего проживания.
Каким же было это удобное место?
1)Работа с учебником с. 52. Работа в парах
— Подумайте, какое место для строительства будущего города могли выбрать
славяне?
— Почему свои поселения они строили на высоком берегу реки?
— А почему рядом с лесом?
2) работа в тетради - выполнить №23 на с. 20, дополнить своими ответами
Проверка: отвечает пара, быстрее всех выполнившая задание, остальные
дополняют.
Ответ: Высокие берега реки защищали постройки от наводнения.
Близость лесов (строительный материал, охота на диких зверей,
бортничество, сбор грибов и ягод).
Высокие берега реки защищали от нападения врагов.
С высокого берега реки, если нагрянут враги, их будет видно издалека.
Рыболовство.
Вода – источник жизни.
2.Вопрос учителя: Как защищали поселения от врагов? Найти ответ в
учебнике на с.53
А что же представлял собой кремль, каким образом он строился?
Добавление учителя:
Свои поселения славяне укрепляли для защиты от нападений врагов. Поэтому
первым делом строилась крепость – кремль. Его окружали высоким земляным
валом, на котором ставили крепкую ограду из заострённых дубовых брёвен
(частокол). Со стороны, не защищённой рекой, выкапывали глубокий ров,
который заполняли водой. Через ров перекидывали мост. В случае опасности
мост легко и быстро поднимали. Не просто врагу было взять такую крепость. И
вот эти укреплённые посёлки со временем стали называться городами.
К сожалению, бревенчатые стены не сохранились. Пожары не пощадили их.
Позднее стены кремля стали строить из камня и кирпича.
3.Моделирование: Давайте наглядно убедимся, как появлялись первые поселения.
Вы будете древними строителями и сами построите город, используя полученные
знания.
Дети выполняют проект «Строительство древнего города» на плакате.
V.Физкультминутка (двигательная)
На берегу большой реки
Строим город – я и ты.
Частоколом обнесем.
Назовем его кремлём.
Дружно будем проживать,
От врагов всех защищать.
Друг другу руки мы дадим –
Город наш непобедим.
VI. «Путешествие по «кремлевским» городам
1.Работа по учебнику с.54-56
Найти ответ на вопрос: Какой город называют «кремлевским»?
Ответ: Город, в котором есть кремль, называется «кремлёвским» городом.
Совершим путешествие по некоторым «кремлёвским » городам России.
2.Групповая работа
5
групп
учащихся
готовят
мини-проект
«Кремлевские»
города,
используя
материалы домашнего задания (иллюстрации «кремлевских» городов и сообщения
о них).
VII.
Презентация
работ.
Учитель
демонстрирует
слайды
с
изображением
соответствующего города.
Самооценка (как работали члены группы), взаимооценка.
VIII. Итог урока
Чтение вывода на с.57
Достигли мы цели урока?
IX.Рефлексия
Ассоциации к каждой букве слова:
Г – городить
О - огораживать
Р - ров
О – очень древний
Д - детинец
X. Домашнее задание:
Найти ответы на вопросы: Как появился г. Белгород? Является ли он
«кремлевским « городом?
Снова прозвенел звонок – вот и кончился урок.