Напоминание

Как возникали города.


Автор: Богдановская Татьяна Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 им.Г.А.Агеева городского поселения
Населённый пункт: п.Чегдомын
Наименование материала: Урок окружающего мира
Тема: Как возникали города.
Раздел: начальное образование





Назад




Ур о к окружающего мира в 4 классе

ТЕМА: КАК ВОЗНИКЛИ ГОРОДА. «КРЕМЛЕВСКИЕ» ГОРОДА.

Ц е л и:

сформировать представление о постройке старинных городов; сформировать

понятие «кремлевский» город;

развивать наглядно-образное, логическое мышление, воображение;

воспитывать бережное отношение к культурному наследию наших предков.

Ф о р м и р уе м ы е

У УД :

Личностные - осознание, принятие учащимися жизненных ценностей и смыслов

для ориентирования в нравственных нормах, правилах.

Регулятивные - постановка целей, планирование, контроль, коррекции действий

и оценки успешности усвоения.

Познавательные - ориентироваться в потоке учебной информации,

перерабатывать и усваивать ее, , осмыслять тексты; выбирать наиболее

эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять рефлексию способов и условий действия;

Коммуникативные – умение слушать и понимать друг друга, планировать и

согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно

контролировать действия друг друга, уметь договариваться.

О б о р уд о в а н ие:

учебник,

печатная

тетрадь,

презентация,

иллюстрации

«кремлевских» городов.

Ход

урока:

I.

Организационный момент

Прозвенел звонок – начинается урок.

II.

Актуализация опорных знаний

1.Вступительное слово учителя. Проверка домашнего задания

- Какое домашнее задание вы выполняли?(искали информацию о старинных

городах)

- Что вы о них узнали?

Сегодня нам очень трудно представить современный мир без больших городов,

широких проспектов, высотных зданий. Но ведь было время, когда вообще не

было городов и больших поселений. Можно было пройти сотни километров и не

встретить жилья человека.

Города бывают большие и малые, города-миллионеры и города-крепости. Одни

имеют древнюю историю, другие были построены только в 20 веке. «Профессии »

городов тоже различны. Например, одни города-столицы, другие являются

крупными промышленными центрами, третьи — портами или курортами.

III . Постановка темы и цели урока

Проблемный вопрос:– Какое поселение наши предки называли городом? Как

они строили свои города?

– Ответы на эти вопросы нам поможет дать сегодняшний урок. Сформулируйте

тему урока: «Как возникли города. «Кремлевские» города» (учитель записывает

на доске)

Какую цель поставим? Узнать, как на Руси появились города (учитель

записывает на доске)

Задачи:

1.Узнать, какое поселение наши предки называли городом

2.Выяснить, как строили города наши предки.

3. Познакомиться с «кремлевскими» городами.

(учитель записывает на доске)

VI. Изучение нового материала

1.Так что же обозначало слово «город» у славян?

От каких слов произошло слово «город»?

Городить, огораживать.

Действительно, наши предки-славяне выбирали удобное место и огораживали его

для своего проживания.

Каким же было это удобное место?

1)Работа с учебником с. 52. Работа в парах

— Подумайте, какое место для строительства будущего города могли выбрать

славяне?

— Почему свои поселения они строили на высоком берегу реки?

— А почему рядом с лесом?

2) работа в тетради - выполнить №23 на с. 20, дополнить своими ответами

Проверка: отвечает пара, быстрее всех выполнившая задание, остальные

дополняют.

Ответ: Высокие берега реки защищали постройки от наводнения.

Близость лесов (строительный материал, охота на диких зверей,

бортничество, сбор грибов и ягод).

Высокие берега реки защищали от нападения врагов.

С высокого берега реки, если нагрянут враги, их будет видно издалека.

Рыболовство.

Вода – источник жизни.

2.Вопрос учителя: Как защищали поселения от врагов? Найти ответ в

учебнике на с.53

А что же представлял собой кремль, каким образом он строился?

Добавление учителя:

Свои поселения славяне укрепляли для защиты от нападений врагов. Поэтому

первым делом строилась крепость – кремль. Его окружали высоким земляным

валом, на котором ставили крепкую ограду из заострённых дубовых брёвен

(частокол). Со стороны, не защищённой рекой, выкапывали глубокий ров,

который заполняли водой. Через ров перекидывали мост. В случае опасности

мост легко и быстро поднимали. Не просто врагу было взять такую крепость. И

вот эти укреплённые посёлки со временем стали называться городами.

К сожалению, бревенчатые стены не сохранились. Пожары не пощадили их.

Позднее стены кремля стали строить из камня и кирпича.

3.Моделирование: Давайте наглядно убедимся, как появлялись первые поселения.

Вы будете древними строителями и сами построите город, используя полученные

знания.

Дети выполняют проект «Строительство древнего города» на плакате.

V.Физкультминутка (двигательная)

На берегу большой реки

Строим город – я и ты.

Частоколом обнесем.

Назовем его кремлём.

Дружно будем проживать,

От врагов всех защищать.

Друг другу руки мы дадим –

Город наш непобедим.

VI. «Путешествие по «кремлевским» городам

1.Работа по учебнику с.54-56

Найти ответ на вопрос: Какой город называют «кремлевским»?

Ответ: Город, в котором есть кремль, называется «кремлёвским» городом.

Совершим путешествие по некоторым «кремлёвским » городам России.

2.Групповая работа

5

групп

учащихся

готовят

мини-проект

«Кремлевские»

города,

используя

материалы домашнего задания (иллюстрации «кремлевских» городов и сообщения

о них).

VII.

Презентация

работ.

Учитель

демонстрирует

слайды

с

изображением

соответствующего города.

Самооценка (как работали члены группы), взаимооценка.

VIII. Итог урока

Чтение вывода на с.57

Достигли мы цели урока?

IX.Рефлексия

Ассоциации к каждой букве слова:

Г – городить

О - огораживать

Р - ров

О – очень древний

Д - детинец

X. Домашнее задание:

Найти ответы на вопросы: Как появился г. Белгород? Является ли он

«кремлевским « городом?

Снова прозвенел звонок – вот и кончился урок.



В раздел образования