Автор: Гайсина Галина Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 9" Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Населённый пункт: п. Красногорский
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Работа с текстом на уроке русского языка в 8 классе"
Раздел: среднее образование
Урок русского языка.
"И вот она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна".
Подготовка к Г(И)А в 8-м классе
По желанию прочтите свои дом.работы (2-3). Спасибо!
2 мин.
1.
( На экране 1-3 слайды.)
Дети читают стихи В.Меркеевой «Осень» (Гончарова А.), «Березы» (Садриев Р.)
Читаю четверостишие Н.А.Некрасова
Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
Н. А. Некрасов
- Какой общей темой объединены стихи нашей землячки Валентины Меркеевой и
данное четверостишие Н.А.Некрасова? (“Тема Родины, родной природы”).
- Верно, и это не случайно, потому что единая разговорная тема нашего урока – это тема
“Родины, родной природы”. 2 мин.
2. (На экране 4 слайд)
- Основная тема урока: «И вот она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна»
- Цель урока: формировать навыки работы с текстами и тестовыми заданиями к ним,
готовясь к Г(И)А. 1 мин.
3. Лингвистическая разминка.
1. Синтаксис. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания,
объясните их.
Опять она родная сторона
(С) ее з..леным, благ..датным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да только ..десь могу я быть поэтом.
( Инд. задания для слабых учащихся по карточкам ( 4 человека), затем проверяют с
экрана -5 слайд) 3 мин.
2. Работа в группах (по рядам, по одному человеку из группы – с места): по 5 мин
1 группа: Морфология. Сделать морфологический разбор слова
полна
( «…
где вновь душа поэзии полна»)
2 группа: Лексика. Объясните значение слова
благодатный
(«Опять она, родная сторона,
С ее зеленым, благодатным летом.»)
В случае затруднения можно обратиться к словарю
- В каком значении употреблено это слово в стихотворении ? (в первом)
(Благодатный – слово многозначное:
1. Приносящий довольство, радость, полный благ (высок );
2. Исполненный Божественной благодати// дарующий счастья, блаженства.
(Благодать – ниспосланная свыше мистическая сила) (устар.)
3группа: Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу
слова
благодатный.
Благодатный благодать (суффиксальный) благое дать (сращение основ).
4 группа: 1. Фонетика. Сделать фонетический разбор слова
здесь
. 5-6 минут (11)
3. Данный текст отличается образностью, эмоциональностью.
- С помощью каких изобразительно-выразительных средств языка это достигается?
Приведите примеры из четверостишия.
(Задание повышенного уровня трудности. Какая группа будет лучше?)
- метафора (“душа поэзии полна”),
- эпитеты (“зеленое, благодатное лето”, “родная сторона”),
- инверсия (« родная сторона”, “зеленое, благодатное лето”, “поэзии полна”.)
( проверяем - на экране 6 слайд.) 3 мин.
4. Теперь давайте вспомним о структуре экзамена по русскому языку.
Из каких трех частей он состоит?
(Состоит из трех частей, которые последовательно выполняются:
1 часть – сжатое изложение прослушанного текста;
2 часть – чтение и анализ печатного текста, сопоставление его содержания с текстом
изложения, выполнение тестовых заданий;
3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе
прослушанного и прочитанного текстов. 1 мин. (15минут)
( На экране 7 слайд.)
РАБОТА С ТЕКСТАМИ.
1.
ТЕКСТ.
( На экране 14 слайд.)
Прослушайте текст и ответьте на вопросы. Постарайтесь запомнить ключевые слова
(подготовленное домашнее чтение учащимся – Рафиков Ильназ).
1. Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к родной природе).
2. К какому типу речи относится данный текст? (описание)
3.На слова какой части речи необходимо опираться, пересказывая описание?
(существительные).
4. На каком приеме построен текст? (антитеза: наши скромные дали, серенький ситец
северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).
(В это время демонстрируются фотографии с пейзажами средней полосы России.)
( На экране 8-12 слайды.)
…Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим
ощущениям. Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков
и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих
северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее
свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять.
Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной
природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче
чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий
мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая
тусклая дымка над бессмертным Парижем, - ничто не только не может приглушить
нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты.
Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их
почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я –
совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня
заныло сердце. К.Г. Паустовский
Учитывая это противопоставление, можно составить синквейн.
(Здесь отображены все ключевые слова текста, что поможет более быстрому и
качественному запоминанию).
5-6 мин.
2
ТЕКСТ.
Прочитайте его (у каждого есть на парте).
(1) Помню, бродили мы по одному из кавказских ботанических садов. (2) На
табличках были написаны мудреные названия: питтоспорум, пестроокаймленная
юкка, эвкалипт, лавровишня… (3)Уже не поражали нас к концу дня ни
развесистость крон, ни толщина стволов, ни причудливость листьев.
(4) Но вот мы вдруг увидели совершенно необыкновенное дерево, подобного
которому не было во всем саду. (5) Белое, как снег, и нежно-зеленое, как молодая
травка, оно резко выделялось на общем, однообразном по колориту фоне. (6) Мы в
этот раз увидели его новыми глазами и оценили по-новому. (7) Табличка гласила, что
перед нами береза обыкновенная.
(8) А попробуйте лечь под березой на мягкую, прохладную траву, так чтобы только
отдельные блики солнца и яркой полдневной синевы процеживались к вам сквозь
листву. (9) Чего-чего не нашепчет вам береза, тихо склонившись к изголовью, каких
не нашелестит ласковых слов, чудных сказок, каких не навеет светлых чувств!
(10) Что ж пальма! – под ней и лечь-то нельзя, потому что или вовсе нет никакой
травы, или растет сухая, пыльная, колючая травка. (11) Словно жестяные или
фанерные гремят на ветру листья пальмы, и нет в этом громе ни души, ни ласки.
(12) А может, и вся-то красота заморских краев лишь не уступает и приближается к
тихой прелести среднерусского, левитановского, шишкинского, поленовского
пейзажа?
(13) Привыкли. (14) Набаловались. (15) Не знаем, чем владеем. (16) Потому и тянет к
черту на кулички, в так называемую экзотику. (17) А спросите у любого иностранца,
он, не задумываясь, скажет, что самая экзотическая страна, несомненно, Россия.
(По В.Солоухину) 2-3 мин.
Выполните тестовые задания: слайды № 16-25.
1. Какая мысль объединяет эти два текста?
1) Даже в самых далеких странах можно встретить русскую березку.
2) Чужеземная природа способна затмить русскую природу.
3) Нужно уметь видеть и ценить красоту родной природы.
4) Нужно беречь и охранять природу.
2. Какое значение имеет слово экзотический в прочитанном тексте (предл.№ 17)
1) искусственный; 2) расположенный на экваторе; 3) необычный, диковинный;
4) никем не изученный
3. В каком предложении В. Солоухина употреблен фразеологизм?
В 3, 8, 11, 16. (К черту на кулички). Объясните значение данного фразеологизма.
4. Какое средство выразительности
не
использовано в предложении № 9?
1) олицетворение; 2) антонимы; 3) синонимы; 4) эпитеты, анафора
5. Выберите ответ, в котором есть предложение с однородными членами при
обобщающем слове .
а) 3, 6, 8; б) 2,5,7; в) 9, 11, 12
6. Назовите определенно-личные предложения.
1 вариант: 10-15 предложения (13-15)
2 вариант: 15-17 предложения (15,17)
7. Укажите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство, выраженное
деепричастным оборотом или одиночным деепричастием.
1 вариант: 7-11 предложения (9)
2 вариант: 13-17 предложения (17)
8. Среди указанных предложений текста найдите сложноподчиненное предложение,
укажите его номер.
1 вариант:
3-6 предложения (4)
2 вариант: 12-15 предложения (15)
9. В каком предложении есть вводное слово или словосочетание?
1 вариант: 8-12 предложения (12) 2 вариант: 13- 17 предложения (17)
10.
Нужно
уметь
видеть
и
ценить
красоту
родной
природы
.
Чтение
стих
.
В
.
Меркеевой
«
Под
снегопад
,
в
предновогодье
» (
читает
Ловцова
А
.)
О
чем
можно
было
бы
написать
,
рассуждая
на
эту
тему
?
Домашнее
задание
:
напишите
мини
-
сочинение
.
Итого
урока
.
- Оценки сегодня получат все. Я хотела бы, чтобы вы сами оценили себя, на сколько вы
готовы на сегодняшний день к такой форме сдачи экзамена.
- Какую отметку вы поставили бы себе? Почему? Что вам еще нужно повторить?
Спасибо за урок.