Автор: Кохан Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: учитель начальных классов
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Технология проектной деятельности как средство развития ключевых компетенций у младших школьников
Тема: Технология проектной деятельности как средство развития ключевых компетенций у младших школьников
Раздел: начальное образование
Технология проектной деятельности как средство развития
ключевых компетенций у младших школьников
В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны
такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации;
готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для её
реализации
требуются
конкретные
технологии.
Ведущей
технологией
сегодня
является
проектная
технология.
Главная
идея
состоит
в
следующем:
с
большим
увлечением
выполняется
ребенком
только
та
деятельность,
которая
выбрана
им
самим
свободно;
деят ель но ст ь
ст роит ся
н е
в
р у с л е
у ч е б н о г о
п р е д м е т а .
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни ребенка. У младших школьников
основным
видом
деятельности
становится
учебная
деятельность.
В
начальной
школе
формируются те основные умения и
навыки, которые будут развиваться и укрепляться с
возрастом. В своей деятельности я ориентируюсь на формирование следующих ключевых
компетенций:
ценностно-смысловой;
учебно-познавательной;
информационной;
коммуникативной.
Нам
нужны
деятельностные
формы
и
методы
обучения,
то
есть
групповые,
игровые,
ролевые,
практико-ориентированные,
проблемные,
рефлексивные.
Именно
с
их
помощью
можно
решить
важнейшие
задачи,
которые
выдвигает
перед
образованием современная действительность:
развить у учащихся самостоятельность и ответственность;
сформировать умение отстаивать свои права;
развить способность к созидательной деятельности;
воспитать толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и
находить содержательные компромиссы.[1, 23]
Все эти навыки приобретаются в ходе проектной деятельности, организованной с участием
учителя, обучающихся и родителей. Поэтому моей целью является создание условий на
первой ступени обучения для реализации компетентностного подхода через использование
метода проектов.
Компетентность
–
владение,
обладание
человеком
соответствующей
компетенцией,
включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.[2, 121] Для себя
определила,
что компетентность
-
это
мера
включенности
ребенка
в
деятельность.
В
отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом,
компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности, то есть сам факт наличия
1
знаний
не
задает
пространство
жизненного
пути,
а
компетентность
определяется,
как
способность действовать на основе полученных знаний.
Естественно, в школе, тем более в начальной школе, преимущественно формируется еще
не
собственно
компетентность,
а
самостоятельность
в
разрешении
проблем,
условием
которой является превращение предметного способа действия (т. е. знаний, умений, навыков)
в средства разрешения проблем. Но даже в начале обучения развивать необходимо все
компетенции одинаково. Значит, и сам учитель должен быть нацелен на такую деятельность.
Создать
систему
как
учебной,
так
и
воспитательной
работы,
чтобы
развивать
самостоятельность, интерес к учебным предметам, желание учиться всю жизнь, умение
действовать
в
новых
обстоятельствах,
при
возникновении
новых
задач,
а
также
информационную культуру, толерантность, коммуникативные умения и социально значимые
понятия и чувства.
Технология
проектной
деятельности
–
целенаправленная
деятельность
по
определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по
любому направлению содержания образования.
Считаю, что одним из современных педагогических средств формирования ключевых
компетентностей
является
метод
проектов.
Этот
метод
в
полной
мере
реализует
деятельностный
подход
к
обучению,
поскольку
обучение
происходит
в
процессе
деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении
мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно
ориентированный. Для метода проектов характерны все те особенности, которые присущи
проблемному
методу.
Это
один
из
способов
его
применения,
одна
из
форм
его
осуществления.
За последние годы мы принимали участие в проектах, различных по направленности,
форме, содержанию. Некоторые ребята
индивидуально работали над
проектами. Это
с о ц и а л ь н ы й
п р о е кт
« Мо й
л ю б и м ы й
го р од » ,
и с с л ед о ват е л ь с к и й
п р о е к т
«Достопримечательности моей малой Родины», «Что такое – Югра?», творческие проекты
«Подарок маме»,
«Фразеологизмы в рисунках детей», экологические проекты «Ёлочка,
живи!», «Дом для пернатых друзей».
К
проектированию
часто
привлекаем
родителей.
Мамы
и
папы
иногда
становятся
полноправными участниками проекта.
В процессе работы над проектами обучающиеся приобретают одну из важнейших
ключевых компетентностей, информационную. Они учатся работать с разными источниками
информации,
так
как
работа
с
информацией
(текстовой,
иллюстративной,
графической,
звуковой,
мультимедийной)
в
наше
время
становится
необходимым
интеллектуальным
2
умением.
Показателями
сформированности
информационной
компетентности
считаю
компьютерную
грамотность
учащихся,
умение
пользоваться
различными
источниками
информации, критически оценивать и анализировать её достоверность, а также умение
переводить
информацию
из
одного
вида
в
другой.
Средствами
оценивания
выступают
практические,
интегрированные
самостоятельные
и
творческие
работы.
А
также
информационные проекты, призванные научить обучающихся добывать и анализировать
информацию.
Обучающиеся
изучают
и
используют
различные
методы
получения
информации
(литература,
библиотечные
фонды,
СМИ,
базы
данных,
в
том
числе
электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение,
сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).
Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
формирует учебно-
познавательную
компетентность,
так
как
в
процессе
выполнения
проекта
младшие
школьники учатся ставить цели, систематизировать, делать выводы. Они узнают новое,
познают
окружающий
мир.
В
основе
метода
проектов
лежит
развитие
познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
развитие
критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели
через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне
реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы
предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов,
средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять
знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Проектная технология позволяет каждому ученику иметь возможность выступать в
различных коммуникативных ролях и являться субъектом собственной коммуникативной
стратегии, что способствует развитию коммуникативной компетентности.
Занимаясь проектной работой, ориентирую ребят на исследования, провожу экскурсии,
беседы,
показываю
работы
юных
исследователей
прошлых
лет.
Мои
ученики,
начиная
исследовательскую
деятельность
в
нашей
школе,
продолжают
ею
заниматься
и
в
дальнейшем, участвуют в фестивалях и конкурсах проектных работ. Если в школе создать
условия для развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, то это будет
способствовать успешной самореализации детей в школе, а потом и в их взрослой жизни.
3
Использованная литература:
1.
Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития
исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М.,
2011.
2.
Загвязинский
В.И.
Моделирование
в
структуре
социально-педагогического
проектирования. М., 20012.
3.
Зинченко В.П. Развивающее образование, т. 1, М., 2002.
4.
Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся. М., 2013.
5.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М., 2003.
6.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2007.
4