Напоминание

"Сказкотерапия"


Автор: Кадкина Любовь Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №3"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Консультация для родителей "Сказкотерапия"
Тема: "Сказкотерапия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия

Воспитатель: Кадкина Л.Н.

Сказка –лучшая терапия для ребенка. Кому в детстве не читали сказки? У

кого в детстве не было своей любимой сказки? Кто в детстве не мечтал

оказаться в тридевятом царстве? Конечно, всем нам читали сказки.

А теперь мы читаем сказки своим детям. А зачем мы это делаем? Почему мы

читаем детям сказки? Зачем они нужны?

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного

восприятия. В ней возможно всё, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда

счастливый конец. Слушатель сопричастен с происходящим, он может

вообразить себя любым из персонажей, пережить все происходящее,

отзываясь на них душой.

Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и

реальность. Многие проблемы с детьми возникают из–за непонимания –

странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные

сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных

мира – детский и взрослый.

Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в

познании себя, во взаимопонимании с окружающими. Сказка помогает

формировать у ребёнка основы нравственности, морали, по законам которой

ему предстоит жить, помогает в формировании у ребёнка музыкального

слуха, любви к природе, к родной земле, способствует развитию речи,

мышления, фантазии.

С помощью сказок вы можете многому научить своего ребенка. Дело в том,

что в сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо

усваиваются, причём (что очень важно) на подсознательном уровне.

Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может

оказаться, когда вырастет. Слушая историю «Заюшкина избушка» ребенок

обычно сочувствует зайцу, которого лиса выгнала из его дома. Объясните

ребёнку, что всё произошло потому, что хозяин дома пустил к себе лису.

Когда малыш подрастёт, и будет оставаться дома один, у него в подсознании

будет заложена подсказка: нельзя пускать в дом посторонних.

Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?

«Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или

иначе д о р о г о человечеству. Самая устойчивость сказочного предания

доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех

времен важное и нужное, а потому незабываемое.» (Е. Н. Трубецкой)

С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да

в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые

могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или

иная сказка. Как не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее "намеки" правильно, может

свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах

русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы

обязательно найдем их отголоски в песнях, частушках, прибаутках и, конечно

же, в пословицах и поговорках.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого

размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику,

в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские

пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости,

скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:

Колобок

"Чем хвалимся, на том и провалимся"

"На языке медок, да на сердце - ледок"

Теремок

"Не бравши топор, жилья не срубишь"

"Легко взято, легко и потеряно"

Репка

"Из многих малых одно большое выходит"

"Капля по капле и камень долбит"

Лиса и журавль

"Как аукнется, так и откликнется"

"Каков привет, таков и ответ"

Лисичка со скалочкой

"Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить"

Лёгкий хлеб

"Хлеб горбом достают"

"Без труда не выловить и рыбки из пруда"

Крошечка-Хаврошечка

"Кто правдой живёт, тот добро наживёт"

"Кто добро творит, того Бог благословит"

Царевна Несмеяна

"Не всё то золото, что блестит"

"Телу - простор, душе - теснота"

Морозко

"Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются"

"Без смиренья нет спасенья"

Как правильно читать ребёнку сказку:

1.Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя

сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех

моментах, которые особенно важны вам на данный момент.

2.Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на

посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите ребенка со сказкой – вы

путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не

оставляйте его там одного!

3.Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на

настроение ребёнка.

4. Если ребенок изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку –

рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает

решить.

5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет

изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил

лишнюю информацию, которая может его испугать.

6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве

персонажей можно использовать игрушки, фигурки нарисованные и

вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но

очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.

Как же воспитывать ребенка сказкой? Почему этот способ работает?

В пространстве сказки ребенок и взрослый становятся ближе друг к другу,

ведь они оба погружаются в этот волшебный мир, они настроены на одну

волну, вместе сопереживают главному герою.

И тут случается первое маленькое чудо сказки: исчезает барьер между

ребенком и взрослым, пропадает стена, разделяющая их миры. Взрослому

нужно ценить эти моменты абсолютно искреннего и теплого общения. Очень

важно прислушиваться к ребенку, ведь в сказке ребенок может открыть вам

все свои тайны.

Но и взрослый в этом сказочном пространстве может вести за собой ребенка,

придумывая сказку, которая будет зеркальным отражением реальной

ситуации из жизни. И ребенок пойдет за родителем в этой сказке, ведь она

найдет отклик в его сердце. Ведь если главный герой сказки будет похож на

ребенка и столкнется с теми же проблемами, с теми же ситуациями, что и

ребенок, то малыш будет сопереживать этому герою, он со стороны сможет

оценить его поведение, понять последствия его поступков. А после того, как

сказка закончится, ребенок сможет перенести тот опыт, который он получил в

сказке, на реальную жизнь и изменить свое поведение.

Воспитание сказкой — это самый мягкий способ воспитания.

Ведь мы не воспитываем ребенка напрямую, мы всего лишь показываем ему

последствия его поведения через сказку, а ребенок сам делает выводы.

Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них

этот удивительный, волшебный, сказочный мир!



В раздел образования