Автор: Кадкина Любовь Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №3"
Населённый пункт: Новокузнецк
Наименование материала: Консультация для родителей "Сказкотерапия"
Тема: "Сказкотерапия"
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия
Воспитатель: Кадкина Л.Н.
Сказка –лучшая терапия для ребенка. Кому в детстве не читали сказки? У
кого в детстве не было своей любимой сказки? Кто в детстве не мечтал
оказаться в тридевятом царстве? Конечно, всем нам читали сказки.
А теперь мы читаем сказки своим детям. А зачем мы это делаем? Почему мы
читаем детям сказки? Зачем они нужны?
Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного
восприятия. В ней возможно всё, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда
счастливый конец. Слушатель сопричастен с происходящим, он может
вообразить себя любым из персонажей, пережить все происходящее,
отзываясь на них душой.
Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и
реальность. Многие проблемы с детьми возникают из–за непонимания –
странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные
сказки. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных
мира – детский и взрослый.
Вы можете сделать сказку помощником в воспитании и обучении детей, в
познании себя, во взаимопонимании с окружающими. Сказка помогает
формировать у ребёнка основы нравственности, морали, по законам которой
ему предстоит жить, помогает в формировании у ребёнка музыкального
слуха, любви к природе, к родной земле, способствует развитию речи,
мышления, фантазии.
С помощью сказок вы можете многому научить своего ребенка. Дело в том,
что в сказке важные для детей понятия даны образно и поэтому хорошо
усваиваются, причём (что очень важно) на подсознательном уровне.
Сказка заранее готовит ребёнка к сложным ситуациям, в которых он может
оказаться, когда вырастет. Слушая историю «Заюшкина избушка» ребенок
обычно сочувствует зайцу, которого лиса выгнала из его дома. Объясните
ребёнку, что всё произошло потому, что хозяин дома пустил к себе лису.
Когда малыш подрастёт, и будет оставаться дома один, у него в подсознании
будет заложена подсказка: нельзя пускать в дом посторонних.
Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?
«Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или
иначе д о р о г о человечеству. Самая устойчивость сказочного предания
доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех
времен важное и нужное, а потому незабываемое.» (Е. Н. Трубецкой)
С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да
в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые
могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или
иная сказка. Как не ошибиться?
О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее "намеки" правильно, может
свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах
русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы
обязательно найдем их отголоски в песнях, частушках, прибаутках и, конечно
же, в пословицах и поговорках.
Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого
размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику,
в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские
пословицы помогут нам яснее "высветить" намеки народной мудрости,
скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:
Колобок
"Чем хвалимся, на том и провалимся"
"На языке медок, да на сердце - ледок"
Теремок
"Не бравши топор, жилья не срубишь"
"Легко взято, легко и потеряно"
Репка
"Из многих малых одно большое выходит"
"Капля по капле и камень долбит"
Лиса и журавль
"Как аукнется, так и откликнется"
"Каков привет, таков и ответ"
Лисичка со скалочкой
"Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить"
Лёгкий хлеб
"Хлеб горбом достают"
"Без труда не выловить и рыбки из пруда"
Крошечка-Хаврошечка
"Кто правдой живёт, тот добро наживёт"
"Кто добро творит, того Бог благословит"
Царевна Несмеяна
"Не всё то золото, что блестит"
"Телу - простор, душе - теснота"
Морозко
"Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются"
"Без смиренья нет спасенья"
Как правильно читать ребёнку сказку:
1.Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя
сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех
моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
2.Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на
посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите ребенка со сказкой – вы
путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не
оставляйте его там одного!
3.Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на
настроение ребёнка.
4. Если ребенок изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку –
рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает
решить.
5. Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет
изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил
лишнюю информацию, которая может его испугать.
6. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве
персонажей можно использовать игрушки, фигурки нарисованные и
вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но
очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.
Как же воспитывать ребенка сказкой? Почему этот способ работает?
В пространстве сказки ребенок и взрослый становятся ближе друг к другу,
ведь они оба погружаются в этот волшебный мир, они настроены на одну
волну, вместе сопереживают главному герою.
И тут случается первое маленькое чудо сказки: исчезает барьер между
ребенком и взрослым, пропадает стена, разделяющая их миры. Взрослому
нужно ценить эти моменты абсолютно искреннего и теплого общения. Очень
важно прислушиваться к ребенку, ведь в сказке ребенок может открыть вам
все свои тайны.
Но и взрослый в этом сказочном пространстве может вести за собой ребенка,
придумывая сказку, которая будет зеркальным отражением реальной
ситуации из жизни. И ребенок пойдет за родителем в этой сказке, ведь она
найдет отклик в его сердце. Ведь если главный герой сказки будет похож на
ребенка и столкнется с теми же проблемами, с теми же ситуациями, что и
ребенок, то малыш будет сопереживать этому герою, он со стороны сможет
оценить его поведение, понять последствия его поступков. А после того, как
сказка закончится, ребенок сможет перенести тот опыт, который он получил в
сказке, на реальную жизнь и изменить свое поведение.
Воспитание сказкой — это самый мягкий способ воспитания.
Ведь мы не воспитываем ребенка напрямую, мы всего лишь показываем ему
последствия его поведения через сказку, а ребенок сам делает выводы.
Уважаемые родители! Не забывайте читать детям сказки, откройте для них
этот удивительный, волшебный, сказочный мир!