Автор: Кротер Наталья Андреевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГАУ КО КРЦ
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: статья
Тема: Стимуляция речи неговорящих детей.
Раздел: дополнительное образование
Стимуляция речи неговорящих детей.
Подготовила:
Кротер Наталья Андреевна
социальный педагог
ГАУ КО
Кемеровский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями «Фламинго»
В последнее время специалисты все чаще сталкиваются с увеличением
числа
неговорящих детей в возрасте от 3 лет. Для такой группы детей
характерны
несформированность
коммуникативной
стороны
речи,
отсутствие
мотивации
к речевой
деятельности,
недостаточность
базовых
представлений
о значениях
предметов
и
явлений
окружающего
мира.
Расстройства
речи
как
нарушение
социальной
функции
ограничивают,
прежде всего, возможности адаптации ребёнка, познавательные возможности
и
эмоциональные
проявления,
что
может
порождать
нежелательные
личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные
о
т
н
о
ш
е
н
и
я
.
Интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте,
то есть после года. Дети, не получившие в этот период соответствующего
речевого
развития,
впоследствии
с
большим
трудом
наверстывают
упущенное.
Именно в это время ребёнка нужно приучать самостоятельно
пользоваться
словами,
стимулировать
его
речевую
активность
и
познавательную потребность. К трём годам, когда мы начинаем говорить о
ребёнке как о личности, он должен иметь достаточно подготовленную почву
для
активного
использования
речи
в
процессе
деятельности
и
общения.
Причинами задержки речевого развития могут быть:
Нарушения внутриутробного развития (гипоксия, инфекции)
Асфиксия в родах, родовые травмы, недоношенность
Стрессы и психические заболевания
Снижение слуха
Частые и длительные болезни
Осложнения после прививок
Социальная
или
эмоциональная
депривация
(при
недостаточности
эмоционального, речевого общения и контактов с взрослыми, особенно с
матерью
и
близкими
людьми),
среда,
в
которой
развивается
ребенок,
неполноценна,
речь
остается
невостребованной.
Также
может
быть
ориентация ребенка на предметный мир, когда родители окружают ребенка
множеством
игрушек
и
надолго
оставляют
его
играть
с
ними.
Это
способствует погружению малыша во внутренний мир, и сказывается на его
р
а
з
в
и
т
и
и
.
Речь
является необходимым компонентом общения, в процессе
которого она, собственно и формируется. При нормальном развитии у детей
речь достигает высокого уровня: в общении с взрослыми и сверстниками они
проявляют умение слушать и понимать, поддерживать диалог, отвечать на
вопросы и самостоятельно задавать их. К основным видам деятельности
детей относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот
базис, в рамках которого происходит формирование и развитие речи.
Важным аспектом в корекционной работе с ребёнком является создание
эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению
желания
активно
участвовать
в
речевом
общении.
На
начальных
этапах
используются
игры
и
упражнения,
позволяющие
через
игровую,
познавательную,
конструктивную,
предметно-практическую
виды
деятельности повлиять на мотивационно - побудительный уровень речи.
При работе с детьми очень важно учитывать особенности их психического
развития
–
восприятия,
памяти,
внимания,
мышления,
деятельности.
Следует принять во внимание, что у детей с нарушением речи наблюдается
повышенная
утомляемость,
невнимательность,
низкая
работоспособность.
Добиться
положительной
динамики
в
занятиях
с
детьми
2-4
лет
с
нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в
ходе интересных для ребёнка практических действий возникает состояние
эмоционального
подъёма.
Такой
положительный
настрой
предоставляет
педагогу
возможность
побуждать
ребёнка
к
речевой
деятельности.
Элементы обучения
вводить в ходе организации специальных игр.
Внимание ребенка 2-3 лет непроизвольно. Продуктивно заниматься он может
только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация
речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической
ситуацией. Всего этого можно добиться в игре.
Также следует учитывать
психологические и физиологические особенности детей раннего возраста –
длительность занятия не должна превышать 15-20мин, необходима смена
видов деятельности на занятии. Поэтому в одном занятии используются
несколько разных игр, каждая из которых длится всего несколько минут,
играть можно не только за столом, но и на ковре и даже на улице, во дворе.
Приемы
стимуляции
появления
первых
слов
у
ребёнка.
Здесь
целесообразно
использовать игры
со
звуками.
Например, игра
«Насекомые»
по
сигналу
взрослого
«Муха
полетела»
ребенок,
имитируя
полет мухи одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук
полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу
взрослого
в игре «Паровоз» «Поехали»,
ребенок, изображая движение
поезда,
произносит
звук
«У»
или
«Ту-ту».
Игра
«Разверни»
ребенок
разворачивает
различные
мелкие
предметы,
завернутые
в
ткани
(бумагу)
разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к
произнесению: «Опа!», «Ого!» «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.
Также можно использовать игры на развитие мелкой моторики. Например,
игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки». Взрослый предлагает ребенку
изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать
крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы,
стимулируя его к
самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы».
«Кто
наденет
крупные
бусы?»
-
«Баба».
«Кто
наденет
мелкие
бусы?»
-
«Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я» таким образом, побуждая малыша к
ответу.
Развивающие занятия с малышами основаны на подражании взрослом.
Его движениям, действиям и словам, показам, а не на объяснении и беседе.
Как
показывает
практика,
именно
организация
игр
для
развития умения
подражать является наиболее оптимальной формой проведения занятий на
начальном этапе
коррекционной работы с детьми.
Под понятием «общее
подражание»
понимается
подражание
движениям,
действиям,
мимике.
Способность
подражать
развивается
постепенно.
Отсутствие
у
малышей
активной речи не позволяет строить занятия на основе объяснения материала,
рассказа,
ответов
на
вопросы
и
т.д.
С
ребенком
пока
невозможно
договориться
при
помощи
речи,
поэтому
педагог
должен
взять
на
себя
активную
роль
в
игре
и
вести
ребенка
за
собой,
начинать
следует
с
отдельных
простых
движений.
Например, в игре «Зарядка»,
малыши
повторяют
движения
поднимают руки вверх, в стороны, топают, бегают.
В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему
повторение
звуков,
слогов,
слов
ил
и
фраз:
например,
это
слова-
звукоподражания,
слова-слоги.
К
таким
словам
относятся
подражания
голосам животных – му, ав-ав, мяу и др; подражания звукам музыкальных
игрушек – бом-бом, ду-ду, динь-динь и др; подражания транспортным шумам
– би-би, ту-ту и др.
Повторение слов. Вначале это простые короткие слова
– дай, на, ляля, миша, киса и т.д. По мере развития речи ребенок учится
воспроизводить
двух-,
трехсложные
слова,
воспроизводя
интонационно-
ритмический
рисунок
слов.
При
этом
на
протяжении
раннего
возраста
ребенок
может
воспроизводить
звуковой
состав
слов
приближенно.
Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении
нескольких слов. Например: Где мама? Там мяч. Это ложка. Постепенно
количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок
учится словоизменению и
правильному сочетанию слов в предложении.
Например: «Дай зайку. Ваня хороший мальчик. Маша хорошая девочка».
Следующий
этап
развития
подражания
– выполнение действий с
предметами и игрушками. Например, в игре с куклой необходимо учить
ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку,
затем
накрыть одеялом. Именно в таких играх ребенок учится получать важную
информацию об окружающем от другого человека, понимает и усваивает его
речь, учится общаться,
проявляет познавательную и речевую активность.
Необходимо использовать упражнения по развитию понимания речи.
1.Здесь учат называть и показывать предметы и явления окружающего мира
вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины, игрушки. Можно ребёнку
давать инструкции: покажи зайчика, возьми машинку, дай, принеси, обними
папу, поцелуй маму, поиграй в ладушки, закрой глаза, помаши ручкой и т.д.
2.Учат узнавать игрушки по их описанию : у него есть хвост, мягкая шерсть,
маленькие ушки; у него есть рога и хвост кисточкой, у него есть крылья,
клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, есть
колеса).
3.Показывать и называть предметы одежды для времён года по картинкам.
4.Развивать
пассивный
и
активный
глагольный
словарь,
состоящего
из
названий
действий : спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет,
гуляет, убирает, чистит, купается, одевается, сидит, говорит,
рисует.
5.Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки
6.Учить
понимать
простые
предлоги,
помогающие
определить
местонахождение окружающих предметов ( Например, « поставь кружку на
стол,
убери
кубики
в
коробку,
машинка
стоит
за
книгой»
и
т.д.)
Уделять на занятиях особое внимание развитию глагольного словаря.
Работа по обучению детей употреблению слов-глаголов (слов-действий), так
как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи. К
таким
глаголам
относят: «
дай,
на,
иди,
кати,
лови,
возьми,
стой» .
Можно
предлагать
малышу
более
легкие
варианты
некоторых
глаголов.
Например: спит – баю-бай; кушает –ам-ам; купает – буль-буль; шагает –
топ-топ; упал – бух; качается – кач; хлопает- хлоп-хлоп; смеётся –ха ха.
Пальчиковые игры для развития мелкой моторики и развития речи.
Один из важнейших компонентов стимуляция речи детей. Уровень развития
речи детей находи в прямой зависимости от степени и сформированности
тонких движений пальцев рук. Как показывают исследования, если развитие
движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы, и наоборот. Выполняя пальчиками различные упражнения,
ребёнок
достигает
хорошего
развития
мелкой
моторики
рук,
которая
оказывает
благоприятное
влияние
на
развитие
речи
(так
как
при
этом
и н д у к т и в н о
п р о и с х о д и т
в о з б у ж д е н и е
в
ц е н т р а х
р е ч и ) .
В
стимуляции
речи
особенно
важно
использовать
чтение
книг.
Это могут быть сказки, потешки, прибаутки, рассказы, стихи. Всё это создаёт
яркие и образные впечатления, определённое видение мира. Детям нравится
интонации и ритмы, иллюстрации в книгах, они любят их рассматривать и
э т о
н е п р е м е н н о
п о б у ж д а е т
и х
к
р е ч е в о й
д е я т е л ь н о с т и .
Необходимо
многократное
повторение
словесного
материала.
Малыши любят повторять одни и те же слова и действия. Это объясняется
механизмом
обучения:
чтобы
навык
закрепился,
необходимо
большое
количество
повторений,
чем
сложнее
навык,
тем
больше
времени
и
повторений потребуется. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить
новое.
Очень
важен
эмоциональный
контакт
между
педагогом
и
ребенком.
Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры,
насколько
глубоко
затронуты
положительные
эмоции
ребенка.
Для
достижения
этого,
педагогу
необходимо
вызвать
у
ребенка
доверие
и
добиться
положительной
мотивации
ребенка
по
отношению
к
занятиям.
Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности, не
забывать
его
хвалить,
побуждать
к
новым
попыткам
снова
говорить!
.
Такая игра проводится с самыми разнообразными игрушками. Раздайте
малышам игрушки и предложите повторить игру.
Эту игру можно продолжать в бытовых ситуациях. При этом дети учатся
просить то, что им необходимо у взрослых и сверстников, учатся делиться.
11. Куколка.
Развитие глагольного словаря.
Особое
внимание
следует
уделить
обучению
детей
употреблению
слов-
глаголов
(слов-действий),
так
как
именно
они
играют
ключевую
роль
в
процессе развития детской речи. К таким глаголам относятся: ДАЙ, НА,
И Д И ,
К А Т И ,
Л О В И ,
С Т О Й и
д р .
Детям раннего возраста можно предлагать более легкие («детские») варианты
некоторых
глаголов.
Например: спит
–
БАЮ-БАЙ;
встаёт
–
АП-АП;
кушает – АМ-АМ; моет – БУЛЬ-БУЛЬ; гуляет – ТОП-ТОП; упал – БУХ;
качается – КАЧ-КАЧ; купается – КУП-КУП; смеётся – ХА-ХА-ХА и др.