Автор: Мойсеева Светлана Егоровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: пгт Синдор Княжпогостского района Республики Коми
Наименование материала: ПРОГРАММА методического сопровождения
Тема: ПРОГРАММА методического сопровождения молодого специалиста
Раздел: среднее образование
ПРОГРАММА
методического сопровождения молодого специалиста
МБОУ «СОШ» пгт. Синдор
Программа составлена педагогом-
наставником Мойсеевой Светланой
Егоровной.
пгт. Синдор
2018 г.
Будущее школы - в руках молодых специалистов. Молодому учителю приходится реагировать на изменение образо-
вательной ситуации, учитывать специфику существующих педагогических систем, быстро адаптироваться к новым усло-
виям, чтобы успешно реализовать свой профессиональный и личностный потенциал.
Современной школе необходимы образованные и нравственные педагоги, способные к сотрудничеству, отличающие-
ся мобильностью, динамизмом, умеющие самостоятельно принимать решения.
Помочь молодому педагогу скорее адаптироваться к новым условиям педагогической деятельности, дать возмож-
ность раскрыться их профессиональным качествам, творческим способностям - важное направление деятельности мето -
дический совет (далее – МС) МБОУ «СОШ» пгт. Синдор.
Для выполнения этой задачи создана система методического сопровождения молодых специалистов, которая включа-
ет в себя различные формы работы: педагогический мониторинг для определения уровня профессиональной подготовки
молодого специалиста, организацию индивидуальных консультаций, наставничество, включение молодых педагогов в
работу районных семинаров.
Цель этих мероприятий - окружить вниманием начинающих педагогов в трудный период адаптации, дать им возмож-
ность почувствовать себя значимыми.
Сегодня в образовательном учреждении работает 1 молодой специалист, учитель физической культуры и ОБЖ Фе-
дянин Герман Константинович, и задача руководителей образовательного учреждения и методического совета школы по-
мочь адаптироваться к новым условиям педагогической деятельности, дать возможность раскрыться его профессиональ-
ным качествам и творческим способностям.
МС школы предлагает программу сопровождения молодого педагога, план мероприятий по работе с ним, организа -
цию наставничества.
В школе для молодого специалиста организованы:
Консультации в МС (понедельник, 14.00-15.00).
Обучающие семинары.
Поддержка
творческой
молодёжи,
участие
в
конкурсе
педагогических
достижений,
в
районных
конкурсах.
Анкетирование молодого специалиста по проблеме адаптации
Организация наставничества в ОУ.
Очень приятно, что педагогический коллектив нашей школы пополняется, и сегодня наша школа встречают молодых
специалистов, которые выбрали благородную, ответственную и очень интересную профессию - педагог. В её основе –
три кита: наука, мастерство и искусство. Мастерству и искусству воспитания молодые педагоги будут учиться всю
жизнь: у своих коллег, у учеников. Главным же учителем станет собственный опыт.
Обрести его помогут педагог наставник (Мойсеева С.Е.), методическая служба школы, районные методисты.
Цель программы: оказание психологической и методической помощи молодому специалисту при адаптации в педа-
гогическом, ученическом и родительском коллективах.
Содержание
программы
Этапы
"адаптационный"
"проектировочный"
"контрольно-оценочный"
Задачи
Определить сформированность
профессионально значимых ка-
честв;
разработать
адаптационную
программу профессионального
становления молодого учителя
Сформировать потребность у мо-
лодого учителя в проектировании
своего
дальнейшего
профессио-
нального роста, в совершенствова-
нии знаний, умений и навыков, по-
лученных в вузе
Сформировать
у
молодого
учителя
способность и стремление к рефлексии
собственной деятельности, умения кри-
тически оценивать процесс профессио-
нального становления и развития, само-
стоятельно управлять своим профессио-
нальным развитием
Формы
ра-
боты
Индивидуальная
Индивидуальная, коллективная
Индивидуальная, групповая, коллектив-
ная
Средства,
методы
Диагностика,
посещение
на-
ставником
уроков
молодого
учителя, организация их само-
анализа;
стимулирование
всех
форм
самостоятельности, активности
в учебно-воспитательном про-
цессе;
формирование навыков само-
организации, позитивное при-
нятие выбранной профессии.
Методы:
репродуктивные,
на-
блюдение,
анкетирование,
бе-
седа
Работа над темами самообразова-
ния,
планирование
методической
работы,
выявление
индивидуаль-
ного стиля деятельности, создание
"Портфолио".
Методы:
информационные
(лек-
ции в "Школе молодого учителя"
педагогические
чтения
и
др.);
творческие:
проблемные,
инвер-
сионные;
наблюдение;
беседа;
анкетирование
Педагогическая
рефлексия,
участие
в
профессиональных дискуссиях, посеще-
ние и анализ открытых уроков, развитие
творческого
потенциала
молодых
учи-
телей, мотивация участия в инновацион-
ной деятельности.
Методы:
комплексные
(педагогические
мастерские, мастер-классы, проблемно-
деловые, рефлексивно-деловые игры)
План работы
1 год работы
№
Проблемы
Методы
Выход
1
Степень готовности молодого специа-
листа к работе
Собеседование
Приказ о назначении наставника,
составление учебного плана
2
Знание молодым специалистом про-
граммы по предмету, умение составлять
тематическое планирование
Собеседование, индивидуальные
консультации
Проверка тематического планиро-
вания
3
Постановка задач урока (образователь-
ных, развивающих, воспитательных)
Практическое занятие
Проверка поурочных планов
4
Работа со школьной документацией
Практическое занятие, изучение ло-
кальных актов
Совещание при директоре
5
Владение общей и частной методикой
Посещение уроков, наблюдение, бесе-
ды
Информационная справка
6
Знание программного материала и воз-
растной психологии
Наблюдение
Информационная справка настав-
ника
7
Степень эффективности совместной де-
ятельности наставника и молодого спе-
циалиста
Собеседование
Совещание при директоре
8
Трудности, возникающие при работе
молодого специалиста
Анкета «Барьеры педагогической дея-
тельности», беседа
Организация помощи
9
Саморазвитие молодого специалиста
Выбор темы, составление плана, изу-
чение литературы
Выступление на совещании при ди-
ректоре
10
Взаимодействие с педагогическим, уче-
ническим, родительским коллективами
Анкетирование, собеседование, посе-
щение собраний и классных мероприя-
тий
Справка наставника
11 Анализ и самоанализ урока
Взаимопосещение уроков наставника
и молодого специалиста, анализ
Совещание при директоре
2 год работы
№
Проблемы
Методы
Выход
1
Формы и методы работы на уроке. Система опроса обу-
чающихся
Совместная работа наставника
и молодого специалиста
Справка директора
2
Результативность работы учителя
Уроки активного контроля
Справка наставника
3
Работа с тетрадями, дневниками обучающихся. Знание
локальных актов
Проверка документации, собе-
седование
Справка директора
4
Конфликты в работе начинающего учителя
Тест, беседа
Оказание помощи
5
Влияние стимулов на труд молодого специалиста
Тест-опросник измерения
мотивации достижения успеха
Справка директора
6
Степень выраженности личностных качеств
Тест
Справка директора
7
Уровень сформированности организаторских и комму-
никативных умений
Тест
Справка директора
8
Саморазвитие молодого специалиста
Выбор темы, составление пла-
на, изучение литературы
Выступление на совеща-
нии при директоре
9
Анализ и самоанализ урока
Взаимопосещение уроков на-
ставника и молодого специали-
ста, анализ
Совещание при директоре
3 год работы
№
Проблемы
Методы
Выход
1
Методика активизации познавательной деятельности
обучающихся
Уроки активного контроля
Справка директора
2
Стимулирование педагогической активности
Анкетирование, вовлечение
молодого специалиста в обще-
ственную деятельность
Участие в работе творче-
ских групп
3
Стиль общение молодого специалиста с коллегами
Анкетирование, тест «Приятно
ли с вами общаться»
Справка директора
4
Уровень успешности обучающихся
Активный контроль, анкетиро-
вание
Справка наставника
5
Развитие творческих способностей учителя и обучаю-
щихся
Анализ участия в олимпиадах,
конкурсах
Справка директора
6
Исследование педагогической деятельности молодого
специалиста
Собеседование, анализ уроков
Совещание при директоре
7
Самооценка молодого специалиста
Тест-опросник
Заполнение листа самоо-
ценки
8
Степень комфортности молодого учителя в педагогиче-
ском коллективе
Тест «Нравитесь ли Вы лю-
дям?», «Состоялись ли Вы как
учитель»
Справка директора
9
Саморазвитие молодого специалиста
Выбор темы, составление пла-
на, изучение литературы
Выступление на совеща-
нии при директоре
10
Анализ и самоанализ урока
Взаимопосещение уроков на-
ставника и молодого специали-
ста, анализ
Совещание при директоре
11
Профессиональная успешность учителя
Анкетирование, рейтинг в
течение трех лет
Составление характери-
стики