Напоминание

Развитие голосовых возможностей


Автор: Липовцева Лариса Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Анжеро-Судженского городского округа
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: статья
Тема: Развитие голосовых возможностей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие голосовых возможностей

Голос - самый совершенный музыкальный инструмент, который только

есть в распоряжении у человека. Но далеко не каждый умеет правильно им

пользоваться. Не видит и не слышит себя со стороны и абсолютно уверен: уж

что-что, а говорить-то он, слава богу, научился еще в двухлетнем возрасте!

Умение говорить грамотно, уверенно, не напрягаясь, беречь свой голос,

не вызывать у собеседника антипатии неприятным, слишком громким или

слишком тихим голосом, правильно подобрать тон, темп, слова, доводы и т. д.

-

все это было необходимо еще в самые древние времена. И от умения

говорить нередко зависела сама жизнь человека. Для современного человека

эти навыки не менее актуальны.

Предлагаю некоторые дикционные, дыхательные и другие

упражнения, которые на практике помогут вам научиться владеть своим

голосом, речью, дыханием, что необходимо не только для пения, но и для

всей жизни вне музыки.

Главную роль в речи играет дыхание. Дыхательные упражнения

позволяют

добиться

свободы

и

силу

в

звучании

голоса,

расширение

диапазона звучания, снятия напряжения голосовых связок. Дыхание состоит

из

трех

стадий:

вдох

задержка

-

выдох. В

форме

игры

навыки

приобретаются

и

закрепляются

более

эффективно.

Первые

дыхательные

упражнения

можно

выполнять

при

помощи

различных

предметов:

разноцветных перышек, красивых цветов, лоскутов легкой ткани, свечей. При

помощи этих предметов осваивается ровный медленный вдох и плавный

выдох. Предлагаем несколько упражнений.

«Перышко»: перед собой держим перышко.

делаем глубокий вдох,

задерживаем дыхание и медленно, равномерно выдыхаем. Добиваемся того,

чтобы перышко равномерно колебалось в руке. Как вариант – стараться

удержать перышко в воздухе. Выдох может быть долгим и равномерным, а

может – толчками.

«Парус»: лоскут легкой ткани раздувать наподобие паруса как можно

дольше.

«Свечка»: на вытянутой руке держать зажженную свечу и, медленно

выдыхая, стараться не затушить ее.

Важно научиться использовать «нижнее», диафрагмальное дыхание.

Для

усвоения

нижнего

дыхания

используются

упражнения

в

положении

лежа: положив руки на живот, спокойно дышать. Работают мышцы брюшного

пресса

(вдох

живот

поднимается;

выдох

медленно

втягивается).

Укреплению

мышц

пресса

способствует

задержка

дыхания

на

несколько

секунд после полного выдоха. Это упражнение выполняются перед сном либо

сразу после пробуждения.

Первыми положительными результатами тренировок можно считать

плавность

вдоха

без

усилий,

задержку

воздуха

без

головокружения

(оно

может появляться в начале тренировок), плавность выдоха без толчков.

Изначально весь дыхательный процесс нужно производить медленно, чтобы

мускулы привыкли к систематическому напряжению, можно было отчетливо

контролировать

правильность

своих

ощущений

и

в

процессе

тренировок

запомнить эти ощущения, их последовательность, доведя всю процедуру до

автоматизма.

Экономное расходование воздушного запаса позволяет распределять

его

на

длинную

фразу.

Для

развития

этого

навыка

можно

использовать

скороговорки, чистоговорки и стихи, которые привожу ниже. Произнося их в

разных

темпах

(медленном,

среднем,

быстром),

учимся

распределять

дыхание на целую фразу или все упражнение целиком.

Систематичность занятий всегда приносит больше плодов, чем рвение

скорее

достичь

результата.

Систематичность

занятий,

правильное

их

выполнение, терпение и настойчивость приводят к достижению успеха!

Четкая дикция – непременное условие успешного общения. Работа

над артикуляцией имеет особое значение, потому что влияет на силу голоса,

его

подачу

и

качество

звучания.

Умение

артикулировать

зависит

от

активности

всех

мышц

речевого

аппарата.

Для

активизации

их

нужно

тренировать, упражняясь со скороговорками. Тщательно выговаривая каждый

звук,

сначала

в

медленном

темпе,

затем

постепенно

прибавляя

темп.

Правильность произношение речевых упражнений, скороговорок приведет к

тому, что вы не станете «проглатывать» буквы, и речь будет более внятной.

Повторяйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что можете

медленно прочитать ее без запинки и четко. Затем слегка увеличьте темп до

темпа обычного разговора. Убедитесь, что текст звучит четко и уверенно.

Повторяя

скороговорку

или

стих,

постепенно

увеличивайте

темп,

но

не

забывайте, что все же главное – не темп, а четкость и ясность произношения.

А затем можно произнести на пределе своих возможностей.

Желательно дыхательные и речевые упражнения делать систематически

и

регулярно.

Когда

вы

уже

овладеете

основными

артикуляционными

навыками, полезно заняться речевой гимнастикой в движении или танце, а

вот следить за прямой осанкой и правильным дыханием необходимо.

Не забывайте, что четкость произношения касается не фразы в целом,

не слова в отдельности, а каждой буквы. И проговаривать их надо не так, как

они

пишутся,

а

как

произносятся,

согласно

транскрипции.

Чаще

возвращайтесь к медленному темпу, четко артикулируя каждую букву. Не

поддаваясь инерции быстрого проговаривания. Преодолевайте это желание.

Ну, а если вы без запинки, четко, разборчиво можете прочитать скороговорку

любой сложности на максимальной скорости – поздравляю, вы добились

отличного результата!

По принципу работы со скороговоркой можно и нужно заниматься и с

любым текстом:

- распечатайте текст;

- прочитайте его достаточно громко (но не переходя на крик), медленно,

четко, разделяя каждый звук;

- помните о последнем согласном звуке в словах и не «теряйте» его, помните

про принцип «замыкания» слов.

Все эти упражнения помогут развить речевые и голосовые способности,

и

с

их

помощью

вы

сможете

научиться

владеть

процессами

дыхания,

звукообразования и произношения.

Иногда считается, что исправить недостатки произношения звуков и

других дефектов речи невозможно. Это не верно. Прилагая систематические

усилия, можно улучшить речь и устранить дефекты звукопроизношения. Для

этого

необходимо

работать

над

дикцией.

В

работе

над

дикцией

очень

помогают артикуляционные упражнения, с помощью которых утрируются

согласные звуки и максимально открывается рот на гласных звуках, и тем

самым уменьшается давление на связки и, следовательно, голос будет меньше

уставать.

Работа над дикцией – это работа над правильным произношением

звука. Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо, прежде всего:

- укрепить мышцы языка, губ и нижней челюсти;

- наладить правильное речевое дыхание.

Для этого и разработаны данные упражнения.

Скороговорки.

1.

Купи кипу пик.

2.

Гонец с галер сгорел.

3.

Течет речка, печет печка.

4.

Осип охрип, Архип осип.

5.

У ежа ежата, у ужа ужата.

6.

Ваш гость у нас унес трость.

7.

Жил-был жук, жук жил-был.

8.

Сашка шапкой шишку сшиб.

9.

Сшил Пашка шапку Сашке.

10. В Чите речка течет Читинка.

11. Рододендроны из дендрария.

12. У воза овца, на возу пуд овса.

13. Вставай, Архип, петух охрип.

14. Бдит блин кот, кот бдит блин

15. У редьки и репки корни крепки.

16. Ткет ткач ткани на платки Тане.

17. Сыворотка из- под простокваши.

18. Свиристит свиристель свирелью.

19. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

20. Около колодца кольцо не найдется.

21. Стоит копна с подприкопненочком.

22. Шла Саша по шоссе и сосала сушка.

23. От топота копыт пыль по полю летит.

24. Полпогреба репы, полколпака гороху.

25. Веселей, Савелий, сено расшевеливай.

26. Дробью по перепелам да по тетеревам.

27. Боронила борона неборонованное поле.

28. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

29. У перепела с перепелкой пять перепелят.

30. Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

31. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

32. У четырех черепашек по четыре черепашонка.

33. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

34. У Сашки в кармашке шишки, сушки да шашки.

35. На горе Арарат Карл с Кларой рвали виноград.

36. Полол Прокоп укроп, пропалывал, перепалывал.

37. Не хотел косой косить косой, сказал, что коса коса.

38. Шел босой козел с косой. Пришел с косой босой козел.

39. Королева покарала Карла за кражу кораллов у Клары.

40. Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.

41. Щиплет девочкам мороз ножки, ручки, ушки, щечки, нос.

42. Протокол под протокол протоколом запртоколировали.

43. Шакал шагал, шакал скакал, шакал скакал, шакал шагал.

44. Краля Клара кралась к Ларе. К Ларе кралась Клара-краля.

45. Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

46. Проросли ростки, повыросли, да ростом ростки не выросли.

47. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

48. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

49. Бредут бобры в сыры боры. Храбры бобры, а для бобрят добры.

50. На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова. Два дрова, три дрова.

51. Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.

52. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

53. Перепелка перепеленка распеленывала, перепеленывала. Еле запеленала.

54. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.

55. Долбил дятел дуб, выдалбливал, продалбливал, да не продолбил и не

выдолбил.

56.

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: грабь граблями

гравий краб.

57.Наша река широка, как Ока. – Как – как Ока? – Так как Ока широка наша

река.

58.

Свинья тупорыла, толсторыла двор рылом изрыла, срыла, перерыла,

везде понаррыла, повырыла, подрыла.

59. В грозу в грязи из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. Не выдержал

кузов груза арбузов.

60. Два дровосека, два дровокола, дроворуба разговаривали про Ларю, про

Варю, про Ларину жену.

61.

Шестнадцать шли мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше

нашли по два гроша.

62. Расскажите про покупки! - Про, какие, про покупки? - Про покупки,

про покупки, про покупочки мои.

63.

Сшит

колпак,

да

не

по-колпаковски;

вылит

колокол,

да

не

по

колоколовски.

Надо

колпак

переколпаковать,

надо

колокол

переколоколовать, перевыколоколовать.

64.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу

товарищ,

а

тот,

товарищи,

товарищу

товарищ,

кто

без

товарищей

товарищу товарищ.

65. Кукушка кукушонку сшила капюшон. Примерил кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

66.

Четверг, четвертого числа. Четыре черненьких чумазеньких чертенка,

чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.

67.

Испугались медвежонка – еж с ежихой и ежонком, чиж с чижихой и

чижонком, стриж с стрижихой и стрижонком.

68. Везет на санках Сенька Саньку с Сонькой. Санки скок, Сеньку с ног,

Саньку в лоб, Соньку в бок, все в сугроб!

69.

Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипит укроп. Как при

Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

70.

Перед двором дрова, во дворе дрова, за двором дрова, вокруг двора

дрова, над двором дрова, вдоль двора дрова, вширь двора дрова,

не

вмещает двор дров. Выдворим дрова с нашего двора обратно на дровяной

двор!

71. Говорил генерал про полковника да про полковницу, про подполковника

да про подполковницу, про поручика да про поручицу, про подпоручика да

про

подпоручицу,

про

прапорщика

да

про

прапорщицу,

про

подпрапорщика, а про подпрапощицу промолчал.

72. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

73.

Скороговорунья

скороговорила

выскороговаривола,

что

все

с ко р о г о в о р к и

п е р е с ко г о в о р и т,

п е р е в ы с ко р о г о в о р и т,

н о

заскороговорившись,

выскороговорила,

что

всех

скороговорок

не

перескороговаришь, не перескороговоришь.

Чистоговорки – перечислялки

1.

Са – са – са, са – са – са –

Побросали пояса.

Са – са – са, са – са – са –

Искусала пса оса.

Са – са – са, са – са – са –

Набросал косарь овса.

Са – са – са, са – са – са –

Записали адреса.

Са – са – са, са – са – са –

У Оксаны колбаса.

Са – са – са, са – са – са –

Саня сам писал: «Лиса».

2.

Су – су – су, су – су – су – су –

Сутки несу косу.

Су – су – су, су – су – су –

Осу и лису пасу.

Су – су – су, су – су – су –

Рисуем лису в лесу.

3.

Сята – сята – сята –

Гусята, поросята.

Сята – сята – сята –

Лисята, страусята.

Поэзы

1.

Красавица Сара

Причесала гусара.

Причесала Сара

Усатого гусара.

2.

Гляжу на небо… Чудеса!

Летит, качаясь, колбаса!

Но разве это чудеса?

Во рту у чайки колбаса.

3.

Несутся несушки.

Несутся, несутся.

Несутся несушки

Не сухари, не сушки.

4.

Сова рисовала сорок,

Сова рисовала песок,

Сова рисовала носок,

Сова рисовала лесок.

Сороки – песок в носок,

За поясок – и в лесок.

5.

Севе, Сене и Ларисе,

Тасе, Васе и Анфисе,

Люсе, Дусе и Раисе,

Асе, Фросе и Алисе,

Алексею и Марысе

Весело на кипарисе.

6.

Слоненок удивил ребят,

Слоненок встал на самокат.

Немножко покатался,

И самокат сломался.

Упражнения на развитие тембровой окраски голоса

1.

Прочитайте отрывок из сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом

мышонке». Постарайтесь прочитать стихотворение, подражая голосам всех

персонажей.

Стала петь мышонку утка: - И – го – го! – поет лошадка. -

- Га – га – га, усни, малютка! Спи, мышонок, сладко – сладко.

После дождичка в саду, Повернись на правый бок,

Червяка тебе найду. Дам овса тебе мешок.

Глупый маленький мышонок Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок: Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош. - Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ты поешь! Очень страшно ты поешь.

Побежала мышка - мать, Стала думать мышка - мать,

Стала жабу в няньки звать: Надо курицу позвать.

- Приходи к нам, тетя жаба, - Приходи к нам, тетя клуша,

Нашу детку покачать. Нашу детку покачать.

Стала жаба громко квакать: Закудахтала наседка:

- Ква- ква-ква, не надо плакать! - Куд- куда! Не бойся, детка!

Спи, мышонок, до утра, Забирайся под крыло!

Дам тебе я комара. Там и тих, и тепло.

Глупый маленький мышонок Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок: Отвечает ей спросонок:

- Нет, твой голос нехорош. - Нет, твой голос нехорош.

Очень скучно ты поешь! Этак вовсе не уснешь!

Побежала мышка – мать,

Тетю лошадь в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

2. Конкурс пародистов.

Произнесите фразы, подражая тембру голоса литературного героя.

Тембр.

Баба – Яга: «Фу, фу, фу! Русским духом Старческий, хриплый,

пахнет! Зачем пришел молодец? Дело пы- низкий, зловещий.

таешь или от дела лытаешь?»

Царевна – лебедь: «Здравствуй, князь Нежный, мелодичный,

ты мой прекрасный! Что ты тих, как приятный, благозвучный

день ненастный?» серебристый

Кот Матроскин: «Корову заведем, Мурлыкающий, лас -

Молоко пить будем». ковый, нежный

Галчонок: «Кто там? Кто там?» Резкий, отрывистый

Волк: «Ну, заяц, погоди!» Низкий, сиплый

Черепаха: «Я на солнышке лежу, Низкий, важный, сте -

я на солнышко гляжу, все лежу и пенный, медлительный

лежу и на солнышко гляжу».

Львенок: « Я на солнышке лежу, Молодой, звонкий.

Я на солнышко гляжу, все лежу и задорный, радостный

Лежу и на солнышко гляжу…»



В раздел образования