Напоминание

ТРИЗ в мире игры.


Автор: Бушуева Светлана Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС№ 29 "Вишенка"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: статья
Тема: ТРИЗ в мире игры.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Бушуева Светлана Степановна Воспитатель высшей категории МБДОУ «Детский сад №29 «Вишенка» г. Норильск
ТРИЗ в мире игры.
Реализация ФГОС ДО невозможна без играющего педагога. Работа с детьми нашей группы, группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, требует от педагога творческих поисков в выборе методов и приемов, позволяющих активизировать познавательные и творческие способности ребят. Наш выбор остановился на ТРИЗ-педагогике. Игры, в правилах которых заключен метод и прием ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) и РТВ (Развития творческого воображения), позволяют не только научить видеть противоречия в окружающих предметах и явлениях; пользоваться приемами их разрешения в различных ситуациях; творчески мыслить, уметь высказывать свои идеи, делать выводы, умозаключения; работать с любыми информационными полями, обладать способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера; но и интегрировано решать задачи, направленные на коррекцию общего недоразвития речи. На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи мы используем игры:
«Хорошо – плохо»,
которая позволяет выявлять противоречие, формулировать его и решать. Противоречие разрешает житейскую логику, логику нетворческого мышления. «Работать» с ними – важнейшая составляющая творческого мышления. Результат решения противоречия есть изобретение
«Волшебная лестница»
, которая учит видеть предмет (явление, функцию) как систему, частью которой он (оно) является. Идет формирование системно-диалектического мышления.
«Маленькие

человечки»
- составляем модели, помогающие «заглянуть внутрь» предмета, явления. Позволяет понять физическое состояние вещества, фазовые переходы, взаимодействия.
«Наоборот» -
учимся находить предметы, противоположные данному по структуре, функции. Это позволяет четко сформулировать противоречие и подойти к изобретению.
«Дразнилка»
, которая помогает четко определять функцию предмета, его назначение.
«Маша – растеряша»
- позволяет видеть и находить ресурсы решения проблем. Ресурсы – это невостребованные возможности системы.
«Теремок»
- находить общие и различные качества предметов и явлений.
«Волшебный ящик»
- придумывать – «собирать» новые предметы, каких еще не было. Ее цель – выявить все возможные варианты решения проблемы, избежать инерцию мышления. На занятиях по ознакомление с художественной литературой. Мы учимся: «Спасать» героев сказок в игре
«Помоги сказке»,
переживая за их судьбу, решать те проблемы, с которыми могут столкнуться в реальности. Решая их вместе с героями, ребенок познает реальный мир. Происходит познание.
«Переделывать»
сказку, спасая любимого героя. Развивается творческий стиль мышления. Сочинять новые сказки через игру
«Волшебный треугольник».
Формируется умение выделять структуру сказки взаимодействие ее элементов. На занятиях по обучению грамоте. Мы знакомимся со
«Страной

загадок»,
учимся сочинять и «записывать» загадки. Загадки учат систематизировать свойства предметов, явлений, строить модели, развивают ассоциативное мышление. В игре
«Картинка без запинки»
- описывать картинку, придумывать события, предшествующие изображенным и последующие, составлять рассказ. Формируется системно-диалектический способ мышления. Придумывать новые слова в игре
«Найди друга».
Находить «математику» в предложениях и словах через игру
«Волшебный ящик».
Фантазировать и дорисовывать буквы в игре
«На что похожа?»,
придумывать
«Страну звука»
На занятиях по ИЗО деятельности:
мы учимся: Фантазировать, придумывать образы, которых нет в реальной жизни. Всматриваться в очертания линий, форм, мазков, пятен, находить сходство с предметами и явлениями –
«Кто спрятался».
Через
«Волшебный ящик»
передавать в своей работе чувства, эмоции. Используя
«Волшебную лесенку»,
передавать замысел в ИЗО. Делать «записи» своих изобретений через рисунок, скульптуру, конструкцию.
Изобретение – это всегда решение задачи,
что мы и делаем в кружке «Избука»: Решаем творческие задачи на
«Совете ученых»
в игре
«Письмо SOS» .
В творчестве важен не груз накопленных знаний, а мышление. Цель творческих задач – тренировать мышление. Находим в задаче проблему, формулируем с помощью гномов «Противоречие», «ИКАЭР» - противоречье, ИКР (Идеальный конечный результат), решаем из через приемы ТРИЗ- гномов «Наоборот», «Посредник» и т.д.
ТРИЗ
– инструмент решения нестандартных задач. Д. Пойа писал: «Задача, которую вы решаете, может быть скромной, но если она бросает вызов вашей любознательности и заставляет вас быть изобретательным и если вы решаете ее собственным силами, то вы сможете испытать ведущее к открытию напряжение ума и насладиться радостью победы». Наши ребята ежегодно занимают призовые места в конкурсах по решению творческих задач, организованных Международной Ассоциацией ТРИЗ, в исследовательских, литературных конкурсах, проводимых Российской Ассоциацией ТРИЗ. Но одной из наших побед мы считаем заинтересованность родителей. Недавно мы провели с ними занятие по ознакомлению с животными (одна из наших лексических тем), дублируя занятие, проведенное уже с детьми, используя игры, раскрывающие методы и приемы ТРИЗ и РТВ. Результат превзошел все ожидания! Сначала наши мамы и папы были немного смущены: «вдруг не то скажем», потом «раскрылись», инерция уступила место творчеству. Они с большим азартом играли в «Волшебную лесенку», «Теремок», «Дразнилку», «Маленькие человечки», «Метафора», «Сочиняем Сказку», «Помоги сказке», «Волшебное животное». Просили поиграть еще, сожалели, что ограничены во времени, не заметили, как пролетел целый час игр. Мы предложили в помощь литературу и обещали дальнейших встреч. Материал, представленный нами на Всероссийском фестивале «Мир игры» (г.Москва), в честь 60-летия Недели игры и Года Учителя, был отмечен Почетной грамотой газеты «Дошкольное образование» Издательского дома «Первое сентября».


В раздел образования