Напоминание

"Изменение имен существительных по падежам".


Автор: Малышева Мария Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия "Эврика"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Изменение имен существительных по падежам".
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Изменение имен существительных по падежам».

Цель: познакомить с изменением имен существительных по падежам,

запомнить названия 6 падежей.

Планируемые результаты урока:

предметные: ученик должен научиться

- осмыслить понятие «Изменение по падежам»;

- соотносить падежи и падежные вопросы;

-задавать вопросы к имени сущ.;

-определять падеж имени сущ. по падежному вопросу;

-изменять имена существительные по падежам.

личностные: ученик

-проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

-понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

Познавательные : ученик научиться

Научиться осуществлять синтез как целого из частей.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге

явлений.

Регулятивные : ученик научиться

.

Принимать и сохранять учебную задачу,

В сотрудничестве с учителем, классом находить варианты решения

учебной задачи,

определять цель дея-ти на уроке с помощью учителя

работать по предложенному учителем плану

Коммуникативные

:

ученик научиться

*слушать и понимать речь других

*договариваться с одноклассниками и приходить к общему решению при

работе в парах

* контролировать, корректировать действия партнёра.

Методы обучения: словесный, проблемно- поисковый, демонстрационный.

Приёмы ТРКМ: древо предсказаний, инсерт в сокращённом варианте,

кластер.

Оборудование урока: интерактивная доска или проектор, компьютер,

презентация Microsoft Power Point, листы с печатным текстом об изменении

имён существительных по падежам, листы для индивидуальной работы по

выполнению заданий на стадии осмысления.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: - Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Как ярко стало в

классе от ваших улыбок! Пожелаем друг другу успехов.

Учитель:

- С каким настроением вы начинаете наш урок? «Просигнальте» мне,

пожалуйста. ( Дети поднимают карточку – определённого цвета)

Учитель:

Прозвенел

для

нас

звонок.

Начинается

урок.

Продолжим

тайны

открывать, чтоб русский знали мы на пять!

( Проверка готовности к уроку. Запись числа.)

II Стадия вызова.

1.Актуализация опорных знаний.

Игра: «Найди формы слова»

Учитель:

Прочитайте

слова

(

Слова

на

табличках

прикреплены

в

столбик на доске).

Река, речка, к реке, реченька, о реках.

Учитель: Я утверждаю, что все эти слова – имена существительные. Вы

согласны со мной? ( Да. Все они отвечают на вопрос что? и обозначают

предмет)

- Я утверждаю, что все слова являются формой одного слова

РЕКА. Согласны?

( Нет. Здесь есть и однокоренные слова.)

- Какие слова не являются формой слова? Давайте их уберём. ( Дети

доказывают,

что

слова

речка

и

реченька

являются

однокоренными.

Это

разные слова, т.к. у них разная основа, а у формы слова разные только

окончания. И эти слова убираются)

На доске остаются таблички со словами:

река к реке о реках

Учитель: Как изменили слово река? /По числам, по вопросам./

Учитель:

Значит,

что

можно

сказать

об

изменении

имён

существительных? ( Имена существительные изменяются по числам и по

вопросам).

2.Сообщение темы и цели урока.

Прием «Дерево предсказаний»

Что такое падежи?

Сколько падежей в

русском языке?

Вариант 3

Вариант 4

Вариант 1

Вариант 2

Учитель: Прочитайте вопросы. Как бы вы на них ответили?

Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии

(правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом

вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые

мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

Учитель: Кто может озвучить тему нашего урока?

Какую цель для себя поставим?

III. Стадия осмысления.

1.Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой ( прием «Инсерт» ).

Учитель: Где можно найти ответ на вопросы? ( Где- то прочитать)

-

Возьмите

простой

карандаш.

Прочитайте

текст,

делая

пометки

карандашом на полях: « V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял. (Учащиеся

читают текст.)

Изменение имён существительных

Имена существительные изменяются по числам и по вопросам.

Дорога (ед. ч.) - дороги (мн. ч.)

что? море - едем к чему? к морю

При изменении имени существительного изменяется его окончание.

Изменение

окончаний

имён

существительных

по

вопросам

называется изменением по падежам.

В русском языке шесть падежей. У каждого падежа свои вопросы и

вспомогательное слово: Название падежа Вспомогательное слово Падежные

вопросы

Именительный

падеж

(И.п.)

существует

кто?

что?

Родительный

падеж

(Р.п.)

нет

кого?

чего?

Дательный

падеж

(Д.п.)

дать

падеж

(В.п.)

кому?

чему?

Винительный

вижу

падеж

(Т.п.)

кого?

что?

Творительный доволен кем? чем? Предложный падеж (П.п.) думаю о ком? о

чем?

После того, как чтение закончено.

Учитель:

А

теперь

давайте

вернёмся

к

нашим

предположениям

и

проверим, не ошиблись ли мы?

- Какие новые сведения вы узнали?

Учитель: Узнали ли вы, что такое падеж? /Падеж – это изменение

окончаний

имён

существительных

по

вопросам/

Учитель:

А

узнали

вы,

сколько падежей в русском языке? Какие?/ Падежей в русском языке 6: И., Р.,

Д., В., Т., П. Дети хором называют все падежи

2. Первичное закрепление.

Учитель: Попробуйте отгадать:

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую …

( ЛИСУ)

Учитель:

Кто

сможет

поставить

слово

лису

в

начальную

форму?

(ЛИСА)

Учитель: Изменим по падежам слово ЛИСА с опорой на таблицу.

Коллективная работа. ( Падежи открываются по очереди после ответов

учеников для самоконтроля Наблюдение над изменением окончания.) И. п.

кто? лиса Р.п. кого? лисы Д.п. кому? лисе В.п. кого? лису Т.п. кем? лисой П.п.

о ком? о лисе

4. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Учитель: Выполним упр. 190 в рабочей тетради на с. 55. Прочитайте

задание. Что необходимо сделать? ( Вставить в предложения слово СЕСТРА)

После выполнения работы.

Учитель: Проверим, как выполнили задание. ( Дети объясняют, какое

слово

вставили,

как

изменили,

наблюдают

за

изменением

окончания.

Сильные ребята пытаются определить падеж вставленного слова) На слайде

открываются предложения по очереди после ответов учеников. 1. Пришла

сестра. 2. Сестры нет дома. 3. Сестре дали задание. 4.Я вижу сестру. 5. Я

горжусь сестрой. 6. Я много рассказываю о сестре. Учитель: Пришлось ли

изменять слово сестра? / Да./ Зачем? / Для связи слов./

Как изменяли? ( По падежам)

Что при этом изменялось? / Окончание./

IV. Итог урока. Стадия рефлексии.

Учитель: Подведём итог урока. Попробуйте заполнить кластер. Как

изменяются имена существительные. ( Работу можно провести в группах или

коллективно, в зависимости от оставшегося времени)

Коллективное составление кластера.

Имена существительные

по числам

ед. число

мн. число

по падежам

И.п

Р.п

В.п

Д.п

Т.п

Учитель:

Как

вы

думаете,

только

ли

имена

существительные

изменяются по падежам? ( Предположения детей)

- Об этом мы узнаем на следующих уроках.

- Наш урок подходит к концу.

– Оцените свою работу

– Мне удалось … – Мне было трудно… – Мне понравилось… – Я

порадовался

за…

Я

считаю,

что

поработал

Учитель:

Пожалуйста,

просигнальте

мне,

с

каким

настроением

вы

заканчиваете

урок?

(

Дети

поднимают карточку – определённого цвета)

V. Домашнее задание:

Выполнить упр.191 на с.66; выучить падежи

Учитель: Спасибо всем за работу. Удачи и успехов!

Урок №6 «Творительный падеж имени существительного»

Цели урока:

1.Актуализировать и упорядочить знания детей о падежах имен

существительных.

2.Дать представление о значении творительного падежа в процессе

работы с текстом и словом в технологии РКМ.

3. Развивать критическое мышление, обобщать полученные данные и

делать выводы, формировать умения работы с текстом.

Минутка чистописания: на доске написаны слова- те..итория,

подста.ка, ул.ца, праз.ник, гру..па

Ученики вставляют пропущенные буквы, объясняют их написание.

У: Что могут обозначать пропущенные в словах буквы?

Д: Название падежей.

Стадия проблемы.

У: используя пропущенные буквы, составьте кластер.

Ученики самостоятельно, работая в парах, составляют кластер (табл.1)

Падежи

И.п

Р.п

Д.п

В.п

П.п

существует

нет

дать

вижу

думаю

Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому?Чему?

Кого?Что?

О ком? О

чем?

нет

Без, для, до,

из, из-за, из-

под, около,

между, с, от

По, к

За, в, на,

через, про

О, об, в,

на, при

Второст. чл

Второст. чл

Второст. чл

Второст. чл

Таблица 1.

: Какой падеж отсутствует в вашем кластере? Почему?

Д: Отсутствует творительный падеж, потому что в словах, написанных на

доске, нет пропущенной буквы Т.

Стадия осмысления.

Работа с текстом. Чтение текста с маркировками по методу «Инсерт».

У:

Возьмите

простой

карандаш.

Прочитайте

текст,

делая

пометки

карандашом на полях: «v»- уже знал, «+»- новое, «?»- не понял.

Индивидуальная работа учащихся.

Текст: Творительный падеж существительных.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем?

чем? Чтобы определить падеж существительного, будем использовать слово-

подлежащее

помощник: творить. Творительный падеж употребляется с предлогами с, над,

между, перед, под. В творительном падеже ставится имя того лица или

предмета, вместе с которым лицо, обозначаемое подлежащим, выполняет

какое-либо действие. Существительное, стоящее в творительном падеже, в

предложении является второстепенным членом предложения.

У: После работы с текстом заполните таблицу «Инсерт» (см. табл.2)

Таблица 2.

«v»- уже знал

«+»- новое

«?»- не понял

Существительное в

творительном падеже

отвечает на вопросы

кем? чем? Чтобы

определить падеж

существительного,

будем использовать

слово- помощник:

творить.

Творительный падеж

употребляется с

предлогами с, над,

между, перед, под. В

творительном падеже

ставится имя того лица

или предмета, вместе с

которым лицо,

обозначаемое

подлежащим, выполняет

какое-либо действие.

Существительное,

стоящее в творительном

падеже, в предложении

является

второстепенным членом

предложения.

Ученики зачитывают столбцы.

Стадия рефлексии.

У: Давайте вернемся к кластеру, который вы заполняли вначале урока.

Дополните его. Ученики заполняют кластер (табл.3)



В раздел образования