Автор: Истомина Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "ОСОШ №1"
Населённый пункт: п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области
Наименование материала: конспект урока
Тема: Правонисание приставок на З и С
Раздел: среднее образование
ФИО: Истомина Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ «ОСОШ №1» п. Октябрьский Устьянского района Архангельской области
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тема и номер урока: № 71 «Правописание приставок, оканчивающихся на –з и –с»
Базовый учебник:
Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Габович Ф.Е., Шмелёва Е.Я. Под ред. Шмелёва А.Д.
Русский язык. 5 класс-Издательство «Вентана Граф», 2014г.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: самостоятельная работа, работа в группе, исследование.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, дидактический материал (карточки, перфокарты).
Цель урока: организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:.
Целевые установки на достижение результата:
Личностные результаты:
у обучающихся будут сформированы (в рамках ценностно-эмоционального
компонентов) уважение к личности и ее достоинствам; потребность в самовыражении и самореализации;
социальном признании;
Ученик получит возможность формирования устойчивого следования в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: ученик научится целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование
практической задачи в познавательную; самостоятельно анализировать условия достижения цели на
основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
Ученик получит возможность научиться: определять и формулировать цель деятельности на уроке с
помощью учителя и самостоятельно, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач.
Коммуникативные УУД: ученик научится: формулировать собственное мнение и позицию, задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества
с
партнером;
осуществлять оценку действий партнера, уметь убеждать; вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблемы;
Ученик получит возможность: ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно поводить исследование на основе применения методов наблюдения и
эксперимента; развивать навыки самоконтроля.
Познавательные УУД: ученик научится делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Ученик
получит
возможность:
ставить
проблему,
аргументировать
ее
актуальность;
самостоятельно
проводить исследование на основе применения метода наблюдения.
Предметные
результаты: ученик усвоит правило написания –з и –с на конце приставок, научится:
применять знания и умения по орфографии в практике правописания; соблюдать орфографические нормы
в процессе письма; объяснять выбор написания в устной и письменной форме; обнаруживать и исправлять
орфографические ошибки; совершенствует навык различения согласных звонких и глухих; выявит и
освоит способы действия при выборе согласных –з и –с на конце приставок; обозначать приставки в
словах.
Ход урока
- Какой раздел 3 главы мы изучаем?
- Какую главную цель мы ставим на уроках блока «Правописание»? (Я хочу научиться писать без ошибок,
правильно говорить и составлять письменные тексты)
Открываем рабочую тетрадь. Записываем число.
Задание1. (написано на доске)
Что объединяет слова 1 и 2 столбиков? (буквы пропущены в приставках)
1 столбик:
о…дать
с…здавать
з…править
в..шел
по..держать
(Один человек работает у доски. Класс работает в тетрадях)
Вставьте пропущенные буквы в слова 1 столбика. Объясните их написание. Как называются такие приставки
( неизменяемые на письме). Почему вы так быстро справились с заданием? ( правило знаем)
2 столбик: (записывают слова в тетрадь)
ра…смотреть
ра…жигать
бе…конечный
в…бираться
и…пугаться
бе…вкусный
(Самостоятельно в тетрадях)
Вставьте пропущенные буквы в слова 2 столбика,
в случае сомнения оставлять в словах «дырку».
Какие
затруднения испытывали? ( не понятно, какую букву надо писать : З или С)
Надо постараться разрешить возникшую проблему?
Как вы думаете над, чем мы с вами будем сегодня работать? Назовите наш урок? (Правописание
приставок с буквами з и с)
Какие цели можем поставить перед собой на уроке? ( по опоре: УЗНАТЬ, когда на конце приставок
пишется –з, когда –с., НАУЧИТЬСЯ писать слова с этими приставками.)
Что для этого будем делать? (составляем план урока: ИЗУЧАЕМ ПРАВИЛО, ЗАКРЕПЛЯЕМ,
ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ)
С чего начнем? (с изучения правила)
Где мы можем узнать эту информацию? (в учебнике).
А что интереснее: прочитать учебник или провести собственное исследование проблемы?
Приступаем к выполнению 1 задачи.
Для решения выявленной проблемы ученикам предлагается стать исследователями и самим постараться
определить условия выбора согласных –з и –с на конце приставок.
Обратимся к упражнению 120: Ознакомиться с заданием. Списать 1 группу слов, выделить приставку,
корень; охарактеризовать первый звук после приставки по глухости – звонкости.
Списать 2 группу слов, выделить приставку, корень; охарактеризовать первый звук после приставки по
глухости – звонкости.
Какой вывод сделаем? (Приставки с буквой с пишутся перед глухими согласными. Приставки с буквой з пишутся
перед звонкими согласными.)
Сейчас вы сделали маленькое, но важное открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них
нужен определенный багаж теоретических знаний.
Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? (помогло умение выделять приставки, знание глухих и
звонких согласных).
Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? Как бы вы оценили собственную работу?
Поставьте на полях тетради значок.
Оценка
+ выполнил правильно;
+ - были ошибки;
? - осталось много вопросов
- Как мы можем себя проверить? (сравнить свой вывод с выводом в учебнике) (Учащиеся читают вывод в
учебнике и сравнивают со своим).
О чем мы не сказали? ( о правописании приставки С)
С.198 – работа со словами Здесь, здание, здоровье, здравствуйте.
Возвращаемся ко 2 столбику слов.
Открытие мы совершили? Какую задачу будет выполнять дальше? (Полученные знания мы отработаем
на практике).
Приступаем к выполнению 2 задачи.
Давайте вспомним каждый этап нашей работы.
1.
ВЫДЕЛЯЕМ ПРИСТАВКУ
2.
ВЫДЕЛЯЕМ КОРЕНЬ
3.
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПЕРВЫЙ ЗВУК КОРНЯ:
ГЛУХОЙ ЗВОНКИЙ
пишем на конце приставки С пишем на конце приставки З
А) Работа с упр. 120 с.199 ( коллективно, по цепочке)
Оценка
+ выполнил правильно;
+ - были ошибки;
? - осталось много вопросов
Б) Игра с сигнальными карточками З и С: зачитываются слова, ученики поднимают нужную букву
(базовый уровень)
Изгиб реки, сдать сочинение, расстелить ковер, безвкусная одежда, расспрашивать о поездке,
рассчитывать все до мелочей, распилить дерево, избавиться от боли, разгонять скот, беспричинный смех,
беспомощный человек, раздавать тетради, возложить цветы, взметнул крыльями.
Оценка
+ выполнил правильно;
+ - были ошибки;
? - осталось много вопросов
В) Групповое задание.
Напоминает правила работы в группе.
Правила работы в группе:
1.
относиться друг к другу с уважением;
2.
говорить спокойно, ясно;
3.
не выкрикивать;
4.
слушать друг друга
1 группа
Заполните кроссворд словами с приставками раз-, рас-
1
З
2
С
3
З
4
С
5
З
6
С
7
З
8
С
1). Движение с целью набрать скорость.
2). Соленая вода для засолки овощей.
3). Место раздвоения железнодорожного пути.
4). Молодые растения, выращенные для пересадки.
5). Сбор сведений о противнике.
6).Словесное сообщение о чем-либо.
7). Полное поражение кого-либо.
8). Время восхода солнца.
Слова для справок: разгром, рассада, разгон, разведка, рассол, развилка, рассвет, рассказ
(Задание взято из Сборника упражнений по орфографии :5 класс/ Л.Г. Ларионова - М.: Просвещение, 2001.)
2 группа
Заменить существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два
столбика: без-, бес-
1. Ребенок без забот (беззаботный)
2. Небо без звезд (беззвездное)
3. Жидкость без цвета (бесцветная)
4. Дорога без конца (бесконечная)
5. Плач без звука (беззвучный)
6. Движение без шума (бесшумное)
7. Шоколад без вкуса (безвкусный)
8. Вход без платы (бесплатный)
9. Ребенок без помощи (беспомощный)
10. Океан без предела (беспредельный)
3 группа
Подберите антонимы к данным словам с приставками на З/С
Собрать (разбросать), сэкономить (израсходовать), трусливый (безбоязненный, бесстрашный), добрый
(бессердечный, безжалостный), затворить (распахнуть), гаснуть (воспламеняться).
4 группа
Прочитайте ряды слов. Вставьте буквы. Исключите лишнее слово из каждого ряда. Объясните свой выбор.
1) Бе…правный, бе…жизненный, бе…численный, бе…платный.
2) …бегать, …дать, …дравствуй, …делать;
3) …десь, …дание, …доровье, ра…бить;
4) бе…брежный, бе…предельный, бе…граничный, бе…радостный.
Правильный ответ (в 1р. Безжизненный, во 2 ряду здравствуй в нём нет приставки, З – часть корня; в 3
ряду разбить, а в остальных словах З-часть корня; в 4ряду беспредельный)
Группы представляют свои результаты работы.
Оцените свою работу в группе: поднять руки – я внес большой вклад в работу группы, я внес вклад в
работу группы, у меня не совсем получилось поработать вместе со всеми.
Дифференцированное задание.
1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Бе_ценный,бе_дарный, бе_покойный, во_кликнуть, во_парить, и_черпать, и_жарить, и_царапать,
ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, _десь, _бежать, _давать, _доровье, _дание.
2
.
От данных слов с помощью указанных приставок образуйте новые слова и запишите их. Подчеркните
конечную букву приставки и начальную букву корня.
1)из-(ис-): черпать, жевать, сушить.
2)без-(бес-): спорный, злобный, смертный, вкусный, шумный, ценный.
3)раз-(рас-): чертить, считать, следовать, седлать, стелить.
4)воз-(вос-): стать, пылать
3. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, в три столбика: 1) с приставками, оканчивающимися на
З-С; 2)с приставкой С-; 3)без приставки.
Новое..дание, бе...граничное доверие, пламенное во..звание, ..дешний житель, ра..формировать полк,
и..тратить деньги, и..коренить недостатки, ..гладить разногласия, во..питать ученика, во..седать на
троне, ..бить самолёт, ре..кий тон, ..двинутые шкафы, бе..конечное нытьё, ..гореть дотла, ..держать слово.
Проверьте себя. (ключи на оборотной странице листа)
Оценка
+ выполнил правильно;
+ - были ошибки;
? - осталось много вопросов
Какие пункты намеченного выполнили?
Что осталось? (проверить себя)
Тест
1.
Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква З.
1)
Рас…ердиться, …жимать
2)
…делать, бе…порядок
3)
Ра…бросать, бе…бедный
4)
Ра…писание, ра…варить
2.
Укажите ряд слов, в котором на месте пропусков пишется буква С
1)
Ра…положиться, ра…шуметься
2)
Бе…заботный, бе…смертный
3)
Ра…жечь, ра…будить
4)
В…бираться, …бежать
3.
Выбери букву, которую нужно вставить в слова
…жимать, …держиваться, …делать, …фотографировать
1)
з; 2) с; 3)ж; 4) д
4.
Выбери букву, которую нужно вставить в слова
В…лететь, и…жарить, ра…веять, бе…вкусный
1) ж; 2) с; 3) з ; 4) д
5.
Определите верное написание и объясните орфограмму в слове бе…брежный
1) пишется буква З, так как это последняя буква приставки, а корень начинается со звонкого Б
2) пишется буква С, так как это орфограмма с неизменяемой приставкой
3) пишется буква З, так как это непроверяемая орфограмма в корне слова
4) пишется буква С, так как это орфограмма в корне слова, её можно проверить заменой на
однокоренное
ключ:
1-3
2-1
3-2
4-3
5-1
Взаимопроверка и взаимооценка.
«5» - 0 ош.
«4» - 1ош.
«3» - 2,3 ош.
Удалось ли нам достичь поставленных целей? Почему?
Оцените себя по количеству оценок на полях тетради. Кто доволен своей работой на уроке? Кто не совсем
доволен собой?
Что было самым интересным на уроке? Что было наиболее трудным?
Домашнее задание:
1.
с.198 (правило для всех)
2.
по выбору: упр.123 или 124