Напоминание

Русская музыка в конце 19 века.


Автор: Заболотнова Наталья Геннадьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МУДО
Населённый пункт: село Турочак, Республика Алтай
Наименование материала: Открытый урок
Тема: Русская музыка в конце 19 века.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Турочакская детская школа искусств»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого урока

преподавателя теоретических дисциплин

Заболотновой Натальи Геннадьевны

с.Турочак, 2019

План-конспект

открытого урока по музыкальной литературе

«Русская музыка второй половины XIX века».

Цель урока: Познакомить учащихся с развитием музыкальной культуры в

России и с творчеством русских композиторов второй половины XIX века.

Задачи урока:

образовательная

- изучить, закрепить и систематизировать знания о русской музыке второй

половины XIX века, попытаться дать оценку данной эпохи, повысить

культуру знаний, отношений, речи;

- вовлечь каждого участника в активный творческий диалог.

воспитательная

- воспитать интерес учащихся к жизни и творчеству композиторов второй

половины XIX века, «Могучей кучке».

развивающая

- углубление представления учащихся о русской музыке конца XIX века;

- систематизирование приобретѐнного слушательского опыта.

Вид урока: групповой урок – 40 минут.

Тип урока:

ознакомительный (новый материал).

Оборудование урока: фортепиано, стул, нотные сборники, ноутбук,

портреты композиторов.

Этапы

урока

Действие преподавателя

Действия обучающегося

Привет

ствие

Здравствуйте! Начинаем

открытый урок по

музыкальной литературе.

Ученики приветствуют

преподавателя и гостей урока

(встают).

Вступи

тельное

слово

Тема нашего урока: «Русская

музыка второй половины

XIX века».

Цель урока: Познакомить

учащихся с развитием

музыкальной культуры в

России и с творчеством

русских композиторов

второй половины XIX века.

Задачи урока:

Образовательная - изучить,

закрепить и

систематизировать знания о

русской музыке второй

половины XIX века,

попытаться дать оценку

данной эпохи, повысить

культуру знаний,

отношений, речи; - вовлечь

каждого участника в

активный творческий

диалог. Воспитательная

- воспитать интерес

учащихся к жизни и

творчеству композиторов

второй половины XIX века,

«Могучей кучке».

Развивающая - углубление

представления учащихся о

русской музыке конца XIX

века; - систематизирование

приобретѐнного

слушательского опыта.

Повто-

рение

прой-

денного

Вторая половина XIX века –

пора могучего расцвета

русской музыкальной

культуры. Вспомните, что

происходило с русской

музыкой до этого?

- В конце XVIII века в ней

только начинала

формироваться

профессиональная

композиторская школа.

- В первой половине XIX века

русская школа во главе с М. И.

Глинкой утвердила свое

значение за пределами России.

Новая

тема

Да, все правильно. А во

второй половине XIX века

она стала одной из ведущих

музыкальных культур,

утвердила себя как

равноправное звено

европейского музыкального

искусства.

В этот период Россия

подарила миру целую

вереницу гениальных

композиторов. Но главное,

что отличало музыкальную

жизнь России того времени –

ее демократизация. Музыка

из придворных салонов и

домашних кружков выходит

на концертный простор.

Появляются концертные

организации, занимающиеся

пропагандой музыкального

искусства. В театры и

концертные залы приходит

новая публика: студенты,

интеллигенция, мелкие

служащие.

Когда появилось множество

новых концертных залов и

театров, перед нашей

музыкальной культурой

встала новая проблема.

Нужны были певцы,

инструменталисты,

педагоги. Ведь в России до

этого не существовало ни

одного специального

учебного заведения. Много

сил и энергии отдал делу

музыкального образования

Антон Григорьевич

Рубинштейн – великий

пианист, композитор,

дирижер. По его инициативе

в 1859 году в Петербурге

открылось Русское

музыкальное общество

(РМО) и музыкальные

классы при нем, которые

готовили новые кадры.

А.Г. Рубинштейн написал 13

опер, из них «Демон»

является самой популярной

оперой композитора. Она

написана по одноименной

поэме М. Ю. Лермонтова,

которую поэт писал около 10

лет. Притягательная сила

этого произведения

оказалась настолько сильна,

что А.Г. Рубинштейн создал

полноценную трехактовую

оперу всего за 3 месяца.

Демон Лермонтова – в

первую очередь бунтарь,

Демон Рубинштейна – скорее

лирический герой.

Вокальные номера главного

героя принадлежат к

лучшим страницам русской

оперной классики и

пользуются любовью

слушателей. Мы с вами

послушаем его Арию «Не

плачь, не плачь напрасно» в

исполнении всемирно

известного российского

певца Д. Хворостовского.

В 1862 году опять же в

Петербурге была открыта

первая в России

консерватория. Ее первым

директором стал А. Г.

Рубинштейн. А в 1866 году

открылась Московская

консерватория, которую

возглавил брат А.

Рубинштейна Николай

Григорьевич. Обе

консерватории стали

настоящим центром

музыкального образования и

просвещения.

Примерно в это же время

была организована

Бесплатная музыкальная

школа. Ее основали М. А.

Балакирев и Г. Я. Ломакин.

Своей целью эта школа

ставила распространение

музыкального образования

среди широких кругов

населения – студентов,

ремесленников, служащих.

Ее концерты были центром

пропаганды произведений

русских композиторов.

На рубеже 50-60 годов

появилось творческое

содружество композиторов,

которое было известно под

названием Балакиревский

кружок, или Новая русская

музыкальная школа. На

Западе кружок назывался

"Пятеркой" по количеству

входящих в него

музыкантов. Но русский

музыкальный критик

Стасов дал содружеству

Слушание Арии Демона.

название «Могучая кучка»,

которое и закрепилось за

ним.

Кружок складывался в

течение нескольких лет

вокруг Балакирева. О

творчестве Милия

Алексеевича нам расскажет

Кодирова Ксения.

Крупнейший российский

композитор Милий Алексеевич

Балакирев известен не только

выдающимся творчеством, но и

как создатель и идейный

вдохновитель целого течения в

русской музыке. Родился

будущий композитор 2 января

1837 года в Нижнем Новгороде.

Его отец был титулярным

советником дворянского

происхождения, мама

занималась детьми. Семья

придерживалась традиционных

христианских взглядов, и

мальчик рос религиозным. Вера

на протяжении всей жизни

оставалась для Балакирева

важной темой. С раннего

возраста ребенок обнаружил

музыкальные способности. Для

того, чтобы дать сыну лучшие

навыки, мама везет его в

Москву. Там он проходит

короткий курс фортепианной

техники у известного

композитора и педагога

Александра Дюбюка. Затем

дома он продолжает осваивать

инструмент под руководством

местного пианиста и дирижера

К. Эйзериха. Именно музыкант

познакомил Балакирева с

Александром Дмитриевичем

Улыбышевым, меценатом,

музыкантом-любителем,

просветителем, который сыграл

важную роль в жизни

композитора. Здесь было

заложено основание

эстетического мировоззрения

Балакирева. В 1855 году

Улыбышев берет Балакирева с

собой в Санкт-Петербург, где

знакомит с русским

композитором М. Глинкой. В

конце 50-х годов XIX века

Балакирев сближается с целым

рядом музыкантов: А. С.

Даргомыжским, В. В.

Стасовым, А. Н. Серовым. Так

формируется кружок, который

впоследствии станет

называться «Могучая кучка».

Единомышленники много

рассуждали о судьбе

национальной музыки,

обсуждали произведения.

Балакирев увидел в каждом из

молодых композиторов свет

музыки, помог им развить дар,

сформировать собственный

музыкальный стиль. В 1862

году вместе с дирижером хора Г.

Ломакиным Балакирев создает

Бесплатную музыкальную

школу, которая стала центром

просвещения, пропаганды

национального искусства и

первым местом массового

музыкального образования.

Своим образованием, по сути,

Балакирев обязан самому себе,

он много работал над своей

техникой и

самосовершенствовался.

Однако, когда ему предложили

уже в зрелые годы занять

должность профессора

Московской консерватории,

композитор отказался, так как у

него не было академического

Раньше других к Балакиреву

примкнул военный инженер

по профессии, композитор и

музыкальный критик

Цезарь Антонович Кюи. Это

было в 1856 году. О

творчестве Цезаря

Антоновича нам расскажет

Беспалова Дарья.

образования.

Цезарь Кюи – одаренный

композитор и музыкальный

критик, который создал свое

первое музыкальное

произведение еще в

подростковом возрасте. Родился

в 1835 году на территории

современного Вильнюса.

Музыкальные способности

проявились у ребенка уже в 5

лет. Он мог правильно

проиграть мелодии на

фортепиано, предварительно

послушав их. Игре на

фортепиано его обучала

старшая сестра. В подростковом

возрасте его учителями были

Дио и Герман. В 16 лет

поступает в Главное

инженерное училище. Спустя 4

года его производят в

прапорщики. Затем продолжает

обучение в Николаевской

инженерной академии,

закончив учение в 1857 году тут

же остается работать

топографом, впоследствии он

начал преподавать

фортификацию. В 1861 году в

обществе становится известно о

создании музыкального кружка

пол названием «Могучая

кучка». Они часто обращались

к фольклору, богослужебному

пению и к различным

произведениям отечественных и

зарубежных музыкантов. Когда

в 1850 году юноша переехал в

Петербург, его стала одолевать

страсть к опере. Поэтому Кюи

начинает работу над первым

своим произведением – опера

«Замок Нейгаузен». Однако

довести до конца ее ему не

удалось. Через несколько

месяцев композитор берется за

создание «Кавказского

пленника» - на основе

Пушкинской поэмы.

Современники с восхищением

отзывались о музыкальных

произведениях Кюи. Они

говорили, что его музыка полна

талантом, страстью и

оригинальностью. Помимо

опер, композитор сочинял и в

других жанрах. На его счету

множество камерных

произведений, романсов,

вокальных квартетов и даже

опер для детей. Всего им

написано 14 опер и более 250

различных музыкальных

произведений. Одним из

достоинств композитора

является то, что о написал

первую в России книгу о

музыкальном искусстве. Она

называлась «Музыка в России».

Ее опубликовали в странах

Европы, где она пользовалась

большой популярностью.

Интересные факты: читал

лекции о военном искусстве

императору Николаю II;

написал учебники на военную

тематику, по которым

впоследствии учились солдаты

Русской армии; за его

страстную любовь к

Спустя год, т.е. в 1857 году, к

ним присоединился офицер

Преображенского полка

Модест Петрович

Мусоргский. О Модесте

Петровиче нам расскажет

Дмитриенко Валерия.

музыкальной и военной сфере

друзья стали называть

композитора «Генерал от

музыки»; был прогрессивным

музыкальным критиком,

отстаивал интересы

современных композиторов, в

том числе Глинки и

Даргомыжского; помог

закончит оперы

Даргомыжского и Мусоргского;

как один из членов «Могучей

кучки», оказал огромное

влияние на российское

музыкальное развитие; внес

большой вклад в военную

область, открыв множество

достижений в фортификации, за

что ему было присуждено более

10 различных орденов.

Модест Петрович Мусоргский

родился в семье дворян 21

марта 1839 года, в селе Кареве

Псковской губернии. Мать с

детства обучала его музыке, но

образование он получил

военное. Одновременно со

службой в лейб-гвардии юноша

знакомится с А. А. Герке и

учится у него виртуозной игре

на фортепиано. Тогда же Модест

знакомится с Даргомыжским и

Балакиревым. Позже юноша

становится участником группы

«Могучая кучка». Самые

знаменитые оперы: «Борис

Годунов», «Хованщина»,

«Сорочинская ярмарка». В 1858

В ноябре 1861 года в

содружество влился 17-

летний выпускник Морского

офицерского корпуса

Николай Андреевич

Римский-Корсаков. О

творчестве Николая

Андреевича нам расскажет

Шестаков Артем.

году оставил службу в чине

прапорщика, юный композитор

посвящает всего себя музыке.

Спустя долгое время бедность

вынуждает Мусоргского

вернуться на службу. В это

время Модест Петрович

перестает писать.

Николай Андреевич Римский-

Корсаков – великий русский

композитор, музыкальный

критик, известный дирижер,

педагог, общественный деятель.

Родился в небольшом городе

Тихвине Новгородской

губернии. Способности к

музыке проявились очень рано

– уже в возрасте трех лет. Игре

на фортепиано он начал

обучаться дома с шести лет.

Отец отдал двенадцатилетнего

сына в Морской кадетский

корпус, который Римский-

Корсаков закончил с отличием.

Отец и брат будущего

композитора служили во флоте,

и по семейной традиции его

тоже готовили к этой службе. По

окончанию кадетского корпуса

проходил морскую службу на

парусном судне, на котором

объездил много стран.

Возможно, поэтому в

музыкальных произведениях

композитора так часто звучит

морская тематика. Позже он

Осенью 1862 года в доме

профессора Боткина

состоялось знакомство

Балакирева с молодым

ученым, профессором

Медико-хирургической

академии Александром

оркестровыми красками

изображал море, что явилось

новаторством в мире музыки.

Возвратившись из

кругосветного путешествия,

закончил Первую симфонию.

Открытием в мире музыки

стала его музыкальная картина

«Садко» - первое сказочное

произведение Николая

Андреевича. Именно в нем

композитор впервые попытался

с помощью оркестра изобразить

море. Один из самых

талантливых российских

композиторов, Римский-

Корсаков черпал вдохновение

не из тонкостей музыкальной

науки, а из русской земли. Вся

его музыка пропитана любовью

к родным краям, и именно

поэтому его называют

«народным» композитором.

Римский-Корсаков является

автором 15 опер, трех

симфоний, нескольких

симфонических произведений,

инструментальных концертов,

кантат, камерно-

инструментальной, вокальной и

духовной музыки. Самые

известные музыкальные

произведения Николая

Андреевича: оперы

«Снегурочка», «Садко», «Царь

Салтан», «Золотой петушок»,

«Моцарт и Сальери».

Порфирьевичем Бородиным.

О творчестве Александра

Порфирьевича нам

расскажет Герциг Валерия.

Александра Порфирьевича

Бородина знают, как

выдающегося композитора,

автора оперы «Князь Игорь»,

симфонии «Богатырская» и

других музыкальных

произведений. Также он

известен как ученый, внесший

неоценимый вклад в науку в

области органической химии.

Уже в раннем детстве у

Александра обнаружились

музыкальные способности: в

девятилетнем возрасте он

сочинил свою первую

композицию – польку «Helen».

Овладел несколькими

музыкальными

инструментами: флейтой,

фортепиано, виолончелью. В 13

лет он уже написал Концерт для

флейты и фортепиано.

Увлечение химией тоже

появилось в детстве. Юноша

отлично закончил Санкт-

Петербургскую гимназию, и на

правах вольнослушателя стал

посещать занятия Медико-

хирургической академии.

Окончил ее в конце 1856 года.

Обучаясь медицине, он все

больше углублялся в изучение

химии под наставничеством Н.

Н. Зинина. После окончания

академии Бородин некоторое

время работал ординатором во

Втором военно-сухопутном

госпитале, где познакомился с

лечившимся там офицером,

никому еще не известным

Модестом Мусоргским. В 1858

году после серьезных

исследований, Бородин стал

доктором медицины, защитив

диссертацию по химии.

Продолжил изучение химии

Бородин в Гейдельбургском

университете в Германии. В

городе Карлсруэ был

участником знаменитого

Международного конгресса

химиков вместе со своим

учителем Зининым и другом

Менделеевым. Весной 1861 года

Бородин познакомился с

будущей супругой – Е. С.

Протопоповой. Она была

замечательной пианисткой. Под

ее влиянием у Бородина

возродился совсем было

угасший интерес к композиции.

Музыкой Бородин занимался с

юности, писал романсы,

камерно-инструментальные и

фортепианные пьесы. Эти

занятия он был вынужден

скрывать от коллег по научной

работе. Вопреки всему,

творчество Бородина является

неоценимым вкладом в

сокровищницу не только

русской, но и мировой

музыкальной классики.

Восемнадцать лет композитор

работал над своей знаменитой

оперой «Князь Игорь», но

окончить ее так и не успел, ее

заканчивали, следуя замыслу

автора, Римский-Корсаков и

Глазунов. Это был настоящий

национальный героический

эпос в музыке. Первая

постановка «Князя Игоря»

состоялась на сцене

Мариинского театра в Санкт-

Петербурге (1890). Опера

Бородина до сих пор с успехом

С осени 1865 года после

возвращения Римского-

Корсакова из кругосветного

путешествия собрания

кружка стали проходить в

полном составе.

На собраниях «Могучей

кучки» молодые музыканты

изучали лучшие

произведения классического

наследия и современной

музыки. Здесь складывались

их эстетические взгляды.

Кучкисты читали

произведения мировой

классической литературы,

обсуждали политические,

исторические события,

изучали статьи русских

критиков. Идеологом кружка

был Стасов, его влияние на

идет в театрах всего мира.

Вершина русской мировой

симфонической музыки –

Вторая симфония Бородина,

известная под названием

«Богатырская» (1876). В ней,

как и в опере «Князь Игорь»,

слышатся мотивы русского

народного песенного

творчества, а в симфонической

картине «В Средней Азии» -

народная музыка Востока. В

жанре вокальной лирики

композитор создал множество

романсов. Самым знаменитым

является романс на стихи А.

Пушкина «Для берегов отчизны

дольной». В других его

романсах живут образы

богатырского эпоса и

освободительной идеи

(«Спящая княжна», «Песня

темного леса»).

кучкистов огромно. Нередко

он подсказывал им замыслы

будущих творений:

предложил Бородину

написать оперу по «Слову о

полку Игореве», подал

Мусоргскому мысль об опере

«Хованщина».

Удивительно тесная

дружеская атмосфера царила

внутри «Могучей кучки».

Члены кружка всегда были

друг для друга надежной

опорой, готовы были

поделиться идеями,

сюжетами, прийти на

помощь. Например,

Балакирев и Мусоргский

подсказали Римскому-

Корсакову сюжеты

симфонии «Антар» и оперы

«Псковитянка». Сборник

алжирских мелодий, из

которого композитор взял

основные темы для

симфонии, ему подарил

Бородин. Мусоргский

передал Римскому-

Корсакову план

музыкальной картины

«Садко». А Римский-

Корсаков после смерти своих

друзей проделал

титаническую работу по

завершению или

оркестровке опер

Мусоргского «Хованщина»,

«Борис Годунов»,

«Женитьба», оперы

Бородина «Князь Игорь».

Всех членов содружества

объединяло стремление

продолжить дело Глинки во

славу и процветание

отечественной музыки.

Сейчас мы прослушаем

обработку одного из

романсов Глинки,

написанную Балакиревым

для фортепиано. Я думаю,

вы без труда узнаете и

назовете название этого

романса.

Также члены «Могучей

кучки» продолжили дело

собирания народных русских

песен, чьей красотой они

восхищались. 40 русских

народных песен собрал и

обработал Балакирев, 100 –

Римский-Корсаков. Они не

только восхищались

фольклором. Любовь к

русской песне наложила

отпечаток на стиль

произведений самих

композиторов,

отличающийся

национальным колоритом.

Пришло время, и

балакиревцы стали зрелыми

композиторами. Каждый из

них пошел своим путем, и

кружок распался. Но никто

не изменил идеалам

«Могучей кучки» и не

отрекся от товарищей. Идеи

балакиревцев получили

развитие в творчестве и

просветительской

деятельности композиторов

нового поколения.

На последующих уроках мы

будем знакомиться с

творчеством всех

«кучкистов», кроме одного –

Слушание пьесы «Жаворонок»

Балакирева-Глинки.

Это прозвучал романс Глинки

«Жаворонок».

Цезаря Антоновича Кюи,

поэтому мы с Натальей

Александровной Тишковой

предлагаем вашему

вниманию романс Кюи на

стихи А. С. Пушкина

«Царскосельская статуя».

Эта миниатюра – одна из

жемчужин русской

вокальной лирики. Она

представляет собой

сочетание трех

великолепных созданий

искусства: скульптуры,

поэзии и музыки. (слушание

романса Кюи

«Царскосельская статуя»).

Слушание романса Кюи

«Царскосельская статуя» в

исполнении преподавателя и

Тишковой Н. А.

Подве-

дение

итогов

урока

Теперь давайте вспомним,

какие образовательные

организации появились в

России в конце XIX века?

Как называлось творческое

объединение молодых

композиторов?

- Русское музыкальное

общество.

- Консерватории в Санкт-

Петербурге и Москве.

- Бесплатная музыкальная

школа.

«Могучая кучка»

Домаш

нее

задание

Для того, чтобы вы лучше

усвоили тему сегодняшнего

урока, я раздам вам таблицы

с содержанием темы.

Спасибо докладчикам за

интересные рассказы. До

свидания.

До свидания.



В раздел образования