Напоминание

Самуил Майкапар «Музыкальные картинки»


Автор: Борисова Наталия Григорьевна
Должность: преподаватель первой категории по классу
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г. Москва г.о. Щербинка
Наименование материала: Лекция - концерт
Тема: Самуил Майкапар «Музыкальные картинки»
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

Лекция-концерт

Самуил Майкапар

«Музыкальные

картинки»

цикл фортепианных пьес «Бирюльки» для детей

дошкольного и младшего школьного возраста

Преподаватель ДМШ

Борисова Н.Г.

2

Лекция- концерт, посвящённая 150 летию со дня рождения композитора

Самуила Майкапара из цикла "Музыкальная гостиная"

Просмотр содержимого документа

Лекция- концерт «С. М. Майкапар. Бирюльки»

Сценарий лекции -концерта «Музыкальной гостиной»,

посвящённой 150 летию со Дня рождения композитора С. М. Майкапара

«С. М. Майкапар и его фортепианный цикл «Бирюльки»».

Автор и ведущая: Борисова Н.Г.

Место выполнения: МБОУ ДО «ДШИ им. А. В. Корнеева»

Цель: знакомство учащихся с жизнью и творчеством композитора

С. М. Майкапара.

Оборудование: Компьютер,

Мультимедийный проектор,

Презентация, Фортепиано.

3

Слайд №1

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые взрослые! (Представиться)

Сегодня в нашем зале разговор пойдет о детстве и детской музыке.

Многие

композиторы

пишут

музыку,

которую

с

одинаковым

увлечением

слушают

и

взрослые,

и

дети.

Но

есть

композиторы,

которые

всё

своё

творчество

посвятили

созданию

только

детской

музыки,

причём

такой,

которую дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять. Сегодня мы

познакомимся с музыкой одного из таких детских композиторов, который

жил более 150 лет назад. Звали его Самуил Моисеевич Майкапар.

Самуил Моисеевич Майкапар - известен широкому кругу музыкантов прежде

всего как советский композитор, который всё своё творчество посвятил

созданию только детской и юношеской музыки.

Пьесы С. Майкапара прочно вошли в репертуар юных пианистов. Детям

нравятся эти яркие, образные и вместе с тем простые по фактуре

произведения, и не будет преувеличением сказать, что нет ни одного юного

музыканта, не игравшего или не слышавшего в исполнении товарищей какой-

нибудь пьески Самуила Моисеевича Майкапара.

Основной принцип всего творчества С. Майкапара, который он воплощал

всю свою творческую жизнь, - что «требования маленьких художников те же,

что и у взрослых исполнителей» и что «для детей нужно писать так же, как и

для взрослых, только лучше».

Ребята, которые учатся играть на фортепиано, с удовольствием исполняют

его пьесы.

Несмотря на то, что имя Самуила Моисеевича Майкапара широко известно,

мало кто знает о его жизни. Поэтому сегодня мы начнем знакомство с

творчеством композитора с его биографии.

4

Слайд№2

Самуил Моисеевич Майкапар родился в 1867 года в городе Херсоне. Его

детские годы прошли в Таганроге. В семье кроме него было 4 сестры и все

они занимались музыкой, унаследовав музыкальные способности от своей

мамы, которая очень хорошо играла на фортепиано. Музыкой маленький

Самуил начал заниматься с 5 лет. А в 11 лет он сам стал сочинять музыку,

завёл тетрадь, в которую записывал все свои произведения. Но в семье было

решено, что Самуил станет юристом.

Слайд№3

5

В 1885 году, по окончании гимназии, Майкапар уехал в Петербург, где

поступил на юридический факультет университета и одновременно в

консерваторию, в которой начал обучение в классе фортепиано, а в

дальнейшем стал посещать также класс теории композиции. Окончив

юридический факультет университета, он короткое время пробовал

заниматься адвокатурой, но вскоре убедился, что соединить занятия музыкой

с юриспруденцией невозможно. В 1901 году Майкапар переехал в Москву, и

затем в Твери открыл музыкальную школу. Тогда и пришла ему в голову

мысль писать детские произведения, которые могли бы исполнять сами дети.

Слайд№4

6

Но жизнь в Твери и педагогическая работа в этом провинциальном городе не

удовлетворяли молодого композитора и пианиста. В 1910 году

С.М.Майкапара приглашают его на работу в Петербургскую консерваторию.

И с осени Майкапар уже приступил к занятиям.

Слайд №5

7

Начав работу в качестве преподавателя, он через два года был утвержден

старшим преподавателем, а в 1915 году(через 5 лет) - профессором по классу

специального фортепиано.

Почти двадцать лет С. Майкапар вел педагогическую работу в

Петербургской, затем - Ленинградской консерватории. За время

педагогической работы С. Майкапаром было выпущено свыше сорока

пианистов, в дальнейшем ведущих преимущественно педагогическую работу

в музыкальных учебных заведениях Ленинграда и других областей. Доведя

последних студентов до выпуска, С. Майкапар в 1929 году оставил работу в

консерватории. Ему тогда было 62 года. Сохранившиеся силы он отдал

музыкальному творчеству и литературным трудам. Всю жизнь проводя за

роялем и за письменным столом, С. Майкапар не уставал трудиться до конца

дней и умер 8 мая 1938 года, в возрасте 71 года, накануне выхода в свет своей

книги «Почему и как я стал музыкантом», названной при издании «Годы

учения».

Майкапаром написано более 200 пьес для детей.

Слайд №6

Однако подлинным триумфом С. Майкапара стали "Бирюльки," цикл

фортепианных миниатюр С. М. Майкапара, созданных для детей, причём

8

таких, которые дети могли бы не только слушать, но и сами исполнять,

причем с первых лет обучения.

Маленькие пьески Майкапара напоминают те самые бирюльки из старинной

игры. Что же это за увлекательная старинная игра? Об этом я сейчас вам и

расскажу……..

Слайды №7- 11

9

10

Созданный в 1925 -1926 гг. цикл «Бирюльки» вот уже почти 90 лет пользуется

неизменной любовью как юных музыкантов, так и педагогов. А что же такое

бирюльки? Исторически названия «бирюли», «бирюльки» имеют

11

восточнославянские корни. Они происходят от слова «бирать» - то есть

«брать».

Сейчас мало кто знает, что такое бирюльки. Когда-то, давным-давно, это

была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие

игрушечные вещички – бирюльки. Чаще всего это были вырезанные из

дерева чашечки, кувшинчики, палочки и другие кухонные предметы.

Бирюльки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не

пошевелив остальные.

В России существовало два вида этой игры – играли в бирюльки-палочки и в

бирюльки, выточенные на токарном станке (вытачивались очень маленькие

предметы домашней утвари: чашечки, кувшинчики, половнички и др.).

Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой,

не пошевелив остальные.

Если первый вариант игры (в виде палочек, проволочек или соломинок)

можно было сделать самим, и играли в него в основном дети небогатых

родителей, то токарные бирюльки были на особом положении.

Начиная с XIX века, точеные русские бирюльки стали не только семейным,

но и светским развлечением, а к началу XX столетия их можно было назвать

одной из наиболее популярных игр любого сословия. Считались они дамским

развлечением, в отличие, например, от шахмат, и были непременным

атрибутом аристократических салонов. Затейливые бирюльки в коробочках,

шкатулках разных форм и размеров продавались в московских магазинах в

комплекте с шоколадными наборами. Их дарили на праздники с пожеланиями

семейного благополучия. Маленькие пьески С. Майкапара напоминают те

самые бирюльки из старинной игры.

Настало время познакомиться с этой музыкой.

Что же можно найти среди бирюлек Майкапара?

По своей форме «Бирюльки» - это сюита, состоящая из 26

разнохарактерных пьес для фортепиано различного содержания.

Этот цикл знакомит юных пианистов со всеми тональностями.

Все пьесы цикла имеют названия. Майкапар тщательно продумывал

названия пьес, стремясь пробудить фантазию детей с помощью ярких

названий.

В каждой пьесе раскрывается один определённый музыкальный образ.

Это и музыкальные портреты, и зарисовки природы, и сказочные образы, и

разнообразные картинки из детской жизни, и танцы.

Как я уже говорила пьесы С.Майкапара можно исполнять уже с первых

лет обучения в музыкальной школе и вы в этом сейчас убедитесь.

12

Начнем наш концерт с пьесы «Дождик»

Слайды № 12-13

« Дождик».

13

Его пьесы можно подразделить условно на несколько разделов. Пьеса,

которую мы слушали из раздела картины и зарисовки природы.

Слайды № 14 (видео)

«Облака плывут»

А вот еще один музыкальный пейзаж - это пьеса " Облака плывут".

Пьеса носит суровый, мрачный, загадочный характер. Мелодия звучит

низко, таинственно. Похоже, что приближаются тяжёлые предгрозовые

облака.

Среди музыкальных пейзажей Майкапара есть пьесы, посвящены четырём

временам года

«Весною»

Пьеса «Весною». В ней можно услышать голоса пробуждающейся

природы: звон ручейков, оживленные птичьи трели. Музыка светлая, нежная,

совсем как свежий весенний воздух.

Слайды № 15-16

14

«В садике»

В «Бирюльках» Майкапара нет пьесы, которая бы называлась «Летом»,

но это время года легко узнаётся в некоторых его миниатюрах. Вот, например,

15

«В садике». Слушая её, живо представляешь тёплый летний день и детскую

площадку в тенистом саду. Музыка передаёт весёлый характер детских игр.

Слайды № 17-19

16

17

«Осенью»

Вслед за летом приходит «Осень». В музыке запечатлена грустная

картина поздней осени, когда деревья уже сбросили свой роскошный золотой

убор и перелётные птицы давно покинули родные края. Вся природа умолкла

в ожидании зимы. Приглушённые медленные аккорды очень точно передают

ощущение скованности, оцепенения. Только тихий моросящий дождик

привносит какое-то еле заметное движение.

Слайды № 20-22

18

19

20

«На катке»

Выпал снег, наступила зима. Она принесла с собой весёлые

зимние забавы, о которых и рассказывает пьеса «На катке». Снова перед нами

почти живая картинка из жизни детворы. Мы слышим короткие

повторяющиеся фразы, словно шаги разбега, за которыми следует долгое

скольжение по льду. И снова разбег и скольжение. Так обычно двигаются

начинающие конькобежцы. Музыка опять подсказывает, что перед нами не

взрослый фигурист, а ребёнок.

Вы услышали, что все времена года изображены в музыке Майкапара

очень разнообразно и красочно.

Есть в сборнике пьесы звукоподражательные. Сейчас прозвучит пьеса,

слушая которую, вы может представить себе горы. Вы забрались на высокую

вершину и изо всех сил кричите, а где-то далеко вам отвечает эхо. И от этого

становится так радостно, и немного тревожно.

Слайды № 23-25

21

22

«ЭХО В ГОРАХ»

Следующая пьеса без образного названия. Это этюд ла минор. И сейчас вам

ребята будет задание. Слушая этюд, включить свое воображение и нарисовать

свою картинку, которую подскажет вам музыка.

Слайды № 26-27

«Пастушок»

23

Вот маленький «Пастушок». Ясным солнечным днём он вышел на летний

цветущий луг возле речки. Чтобы не скучать, он играет на маленькой

свирели. Светлый, радостный наигрыш звенит над лугами.

Слайды № 28-29

«Маленький командир»

24

25

Еще одна портретная зарисовка – пьеса «Маленький командир». Он очень

воинственный, мужественный и отважный. Громким голосом он энергично

отдаёт чёткие и уверенные приказы, акцентируя каждое своё слово. Мы не

знаем, кому они предназначаются - оловянным солдатикам, мягким игрушкам

или таким же друзьям-ребятишкам, как и он сам. Музыка нас убеждает, что

любой приказ такого командира будет беспрекословно выполнен, потому что

он сам полон твёрдости и решимости.

26

Вот какие совершенно разные, не похожие друг на друга портреты - образы

представил нам композитор. В каждом из них угадывается не взрослый, а

ребёнок. И о каждом нам рассказывает замечательная музыка.

Слайды № 30-33

«Сказочка»

27

В пьесе «Сказочка», возможно, рассказывается о царевне, томящейся в

кощеевом царстве, или об Алёнушке, тоскующей о братце Иванушке,

которого унесли Гуси-лебеди, или ещё о чем-то грустном. В сказке могут

произойти самые невероятные события. И ваше воображение вам подскажет

это.

Слайды № 34-35

28

«Романс»

Сейчас вы услышите «Романс», который также вошёл в сборник «Бирюльки».

Рома́

нс в музыке – вокальное

сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического

содержания. Форма романса перешла и в инструментальную музыку

под названием «песня без слов». Такие романсы пишутся для фортепиано

или для какого - нибудь другого сольного инструмента, с аккомпанементом.

У Майкапара миниатюра «Романс» очень выразительная и глубокая по

содержанию пьеса. Здесь выражены разные настроения. Сама песенная

мелодия романса задумчивая, мечтательная, грустная. Аккомпанемент

напоминает звучание гитары.

Слайды № 36-38 (видео)

«Вальс»

Следующий раздел –это танцевальные пьесы, которые композитор включил в

свой фортепианный цикл, производят впечатление «игрушечной» музыки и

вызывают в воображении бал, но необычный, а кукольный. Представленные в

цикле танцы: Полька, Вальс, Менуэт, Гавот - как никакие другие подходят

для такого бала.

Сейчас прозвучит вальс. Скорее два вальса – до мажор и ре мажор.

Вальс более плавный и лирический танец. Слово «вальс» означает

«вращательный» и, действительно в танце преобладают кружащиеся

изящные движения , как будто бы танцуют тоненькие девочки – балеринки.

Слайды № 39 (видео)

«Бурный поток»

Название пьесы, музыка и ваше воображение нарисует вам картинку этой

пьесы.

Красочные и вместе с тем светлые пьесы помогают детям увидеть яркие

картинки и в жизни. Он создавал пьесы, в которых воплощал музыкальные

образы, и делал это ярко и красочно, чтобы будущим музыкантам хотелось

быть с ними рядом, а значит, с интересом учиться музыке.

Не каждое произведение классической музыки перевернёт нам душу.

Но есть музыка, которая отражает чистый и светлый мир детства.

Это музыка С.М.Майкапара -

это такой мир,

29

где добро побеждает зло,

где можно вступить в одну реку дважды,

и где всё заканчивается счастливо.

Будьте счасливы, слушайте и играйте музыку С.М Майкапара. До новых

встреч в нашей Музыкальной гостинной.



В раздел образования