Автор: Забирова Лиана Робертовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 5»
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора
по физической культуре в процессе
коррекционно-развивающей деятельности
Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка
можно
только
при
условии
тесного
взаимодействия
в с е г о
педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.
С
целью
повышения
эффективности
коррекционно-развивающей
работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в
нашем
учреждении
выстроилась
модель
сотрудничества
учителя-
логопеда и инструктора по физической культуре.
Преемственность
и
взаимосвязь
в
работе
учителя-логопеда
и
инструктора по физической культуре способствует эффективности и
прочному закреплению результатов логопедической работы.
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста
с
ОНР
занимается
не
только
учитель-логопед,
но
и
инструктор
по
физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует
речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на
специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического
развития,
укрепления
здоровья,
развития
двигательных
умений
и
навыков,
что
способствует
формированию
психомоторных
функций.
Особое
внимание
обращается
на
возможность
автоматизации
поставленных
учителем-логопедом
звуков,
закрепления
лексико-
грамматических
средств
языка
путем
специально
подобранных
подвижных
игр
и
упражнений,
разработанных
с
учетом
изучаемой
лексической темы.
В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по
физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой),
психологической характеристикой и возрастными особенностями.
Выявив
уровень
психоречевого
развития
детей,
совместно
определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и
составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.
В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности
инструктором по физической культуре осуществляются следующие
задачи:
- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;
- координации движений;
- общей и мелкой моторики;
- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной
речи;
- речевого и физиологического дыхания;
- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;
- работа над мимикой лица.
Совместная
деятельность
учителя-логопеда
и
инструктора
по
физической культуре представлена на схеме 1.
Схема 1
При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический
принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он
позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог
управляет
когнитивным
и
речевым
развитием
детей.
Тематический
подход
обеспечивает
концентрированное
изучение
материала,
многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень
важно
как
для
восприятия
речи,
так
и
для
её
актуализации.
Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению
речевых
средств
и
активному
использованию
их
детьми
в
коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих
задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
Концентрированное
изучение
материала
служит
также
средством
установления более тесных связей между специалистами, так как все
специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате
концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда
и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой
материал и активно пользуются им в дальнейшем.
Учитель-логопед
знакомит
инструктора
по
физической
культуре
с
тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно
составляется комплекс речевого материала для развития движений.
В
специальной
коррекционной
работе
в
процессе
физического
воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций
активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу,
наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-
в р е м е н н о й
о р г а н и з а ц и и
д в и ж е н и я .
Особенности
планирования
дальнейшей
деятельности
с
детьми
на
занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в
который входят задания по развитию общих двигательных умений и
навыков,
дополняется
заданиями
на
коррекцию
и
исправление
двигательных
на-рушений,
характерных
для
детей
с
общим
недоразвитием речи.
Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он
планируется
в
соответствии
с
лексическими
темами
логопедических
занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-
логопедом
лексической
темы
«Домашние
животные»
на
занятии
по
физической
культуре
используется
подвижная
игра
«Кролики»,
в
которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь
вперед, а также навык падежного согласования существительных (с
мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы
теленок).
Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической
культуре
используется
подвижная
игра
«Пожарные
на
учении»,
в
которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки
и
закрепляют
употребление
глаголов
будущего
времени
(Я
буду
пожарным.
Я
буду
строителем.
Я
буду
учителем.).
Цель
такого
планирования
-
закрепление
и
расширение
словаря
ребенка,
формирование основных грамматических категорий, активизация речи
детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору
по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать»
регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении,
так и в упрощении правил.
Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует
развитию
речи.
Все
сюжетные
занятия,
темы
к
ним,
игры
согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого
развития, на котором находится ребенок в данный период времени.
На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и
формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка,
тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений
происходит
при
участии
речи.
Это
один
из
основных
элементов
двигательно-пространственных
упражнений.
Ритм
речи,
особенно
стихов,
поговорок,
пословиц,
используемый
на
сюжетных
занятиях,
способствует
развитию
координации
общей
и
тонкой
произвольной
моторики.
Движения
становятся
более
плавными,
выразительными,
ритмичными.
С
помощью
стихотворной
речи
вырабатываются
правильный
темп
речи,
ритм
дыхания,
развиваются
речевой
слух,
речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей
живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая
детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная
части) подчинены данной теме.
Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает
учитель-логопед,
в
соответствии
с
речевыми
нарушениями
дошкольников,
с
учетом
их
возраста
и
этапов
логопедического
воздействия,
а
комплексы
упражнений
составляет
инструктор
по
физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.
В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и
инструктора по физической культуре по лексическим темам.
Дети,
научившись
управлять
отдельными
движениями,
получают
уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху
работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные
тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании
слоговой
структуры
слова.
Дети
вслушиваются
в
звуки,
слова,
контролируя
собственную
речь.
Во
время
такой
физкультурной
деятельности
укрепляется
артикуляционный
аппарат
ребёнка,
развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной
работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей,
способствующая развитию общей и мелкой моторики.
Преемственность
и
взаимосвязь
в
работе
учителя-логопеда
и
инструктора
по
физической
культуре
способствует
эффективному
и
прочному закреплению результатов логопедической работы.
Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы»
инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие
«Зимние забавы».
Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.
Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.
Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.
Нам сейчас не холодно, Руки вверх.
Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.
Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали,
И по снегу побежали.
При
выполнении
общеразвивающих
упражнений
инструктор
использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют
движения хоккеиста.
Палка я не простая,
А немножко завитая.
Без меня игра в хоккей,
Не интересна для детей (клюшка).
Объясняя
основные
виды
движения,
инструктор
использует
стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).
Мы сейчас увидим с вами,
Как бросают в цель снежками.
Вы, ребята, цельтесь так,
Чтоб снежком попасть в колпак.
В
заключительной
части
также
используется
стихотворная
речь,
которая восстанавливает ритм дыхания.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и
пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала
(бутылки
пластиковые,
банки):
«Дорожка
здоровья»,
«Змейка-
шагайка»,
«Косички»,
«Мешочки
для
метания»,
«Коррекционные
следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала
к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств,
эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас,
состояние здоровья.
Таким
образом,
взаимосвязь
учителя-логопеда
и
инструктора
по
физической культуре в группе компенсирующей направленности для
детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности
коррекционно-развивающей работы.
Список использованной и рекомендуемой литературы
1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического
процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего
вида:
Практическое
пособие
для
педагогов
и
воспитателей.
-
М.:
Г у м а н и т ,
2 0 0 4 г .
2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое
Развитие
дошкольников:
Взаимодействие
учителя-логопеда
и
инструктора
по
физкультуре.
–
М.:
ТЦ
Сфера,
2009.
–
144
с.
3.
Гомзяк
О.С.
Говорим
правильно.
Тетрадь
взаимосвязи
работы
логопеда
и
воспитателя
в
подготовительной
к
школе
логогруппе.
Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.
4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для
д о ш к о л ь н и к о в .
-
М . :
П р о с в е щ е н и е :
У ч е б .
л и т .,
1 9 9 6 г .
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
для
детей
с
нарушениями
речи.
Коррекция
нарушений
речи.
М.:
Просвещение,
2009г.
6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на
основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после
плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с
Приложение 1
План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической
культуре по лексическим темам