Напоминание

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда


Автор: Забирова Лиана Робертовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 5»
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора

по физической культуре в процессе

коррекционно-развивающей деятельности

Обеспечить воспитание физически здорового и развитого ребенка

можно

только

при

условии

тесного

взаимодействия

в с е г о

педагогического коллектива ДОУ, медицинского персонала и родителей.

С

целью

повышения

эффективности

коррекционно-развивающей

работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в

нашем

учреждении

выстроилась

модель

сотрудничества

учителя-

логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность

и

взаимосвязь

в

работе

учителя-логопеда

и

инструктора по физической культуре способствует эффективности и

прочному закреплению результатов логопедической работы.

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста

с

ОНР

занимается

не

только

учитель-логопед,

но

и

инструктор

по

физической культуре. Если учитель-логопед развивает и совершенствует

речевое общение детей, то инструктор по физической культуре на

специальных занятиях с детьми решает задачи общего физического

развития,

укрепления

здоровья,

развития

двигательных

умений

и

навыков,

что

способствует

формированию

психомоторных

функций.

Особое

внимание

обращается

на

возможность

автоматизации

поставленных

учителем-логопедом

звуков,

закрепления

лексико-

грамматических

средств

языка

путем

специально

подобранных

подвижных

игр

и

упражнений,

разработанных

с

учетом

изучаемой

лексической темы.

В начале учебного года учитель-логопед знакомит инструктора по

физической культуре с диагнозами детей (их речевой характеристикой),

психологической характеристикой и возрастными особенностями.

Выявив

уровень

психоречевого

развития

детей,

совместно

определяются цели, задачи формирования речедвигательных навыков и

составляются планы индивидуально-коррекционных занятий.

В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности

инструктором по физической культуре осуществляются следующие

задачи:

- развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия;

- координации движений;

- общей и мелкой моторики;

- закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной

речи;

- речевого и физиологического дыхания;

- формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи;

- работа над мимикой лица.

Совместная

деятельность

учителя-логопеда

и

инструктора

по

физической культуре представлена на схеме 1.

Схема 1

При планировании занятий учитель-логопед учитывает тематический

принцип отбора материала, с постоянным усложнением заданий. Он

позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог

управляет

когнитивным

и

речевым

развитием

детей.

Тематический

подход

обеспечивает

концентрированное

изучение

материала,

многократное повторение речевого материала ежедневно, что очень

важно

как

для

восприятия

речи,

так

и

для

её

актуализации.

Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению

речевых

средств

и

активному

использованию

их

детьми

в

коммуникативных целях, оно вполне согласуется с решением, как общих

задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.

Концентрированное

изучение

материала

служит

также

средством

установления более тесных связей между специалистами, так как все

специалисты работают в рамках одной лексической темы. В результате

концентрированного изучения одной темы на занятиях учителя-логопеда

и инструктора по физической культуре дети прочно усваивают речевой

материал и активно пользуются им в дальнейшем.

Учитель-логопед

знакомит

инструктора

по

физической

культуре

с

тематическим планом работы на учебный год, согласно ему совместно

составляется комплекс речевого материала для развития движений.

В

специальной

коррекционной

работе

в

процессе

физического

воспитания решаются задачи словесной регуляции действий и функций

активного внимания путем выполнения заданий, движений по образцу,

наглядному показу, словесной инструкции, развитие пространственно-

в р е м е н н о й

о р г а н и з а ц и и

д в и ж е н и я .

Особенности

планирования

дальнейшей

деятельности

с

детьми

на

занятиях по физической культуре состоят в том, что тот раздел, в

который входят задания по развитию общих двигательных умений и

навыков,

дополняется

заданиями

на

коррекцию

и

исправление

двигательных

на-рушений,

характерных

для

детей

с

общим

недоразвитием речи.

Существенные изменения вносятся в раздел «Подвижные игры». Он

планируется

в

соответствии

с

лексическими

темами

логопедических

занятий и работой воспитателя. Например. При отработке учителем-

логопедом

лексической

темы

«Домашние

животные»

на

занятии

по

физической

культуре

используется

подвижная

игра

«Кролики»,

в

которой дети закрепляют умение прыгать на двух ногах, продвигаясь

вперед, а также навык падежного согласования существительных (с

мячом: кто у собаки? - у собаки щенок; кто у коровы? – у коровы

теленок).

Изучая лексическую тему «Профессии», на занятии по физической

культуре

используется

подвижная

игра

«Пожарные

на

учении»,

в

которой дети упражняются в умении влезания на гимнастические стенки

и

закрепляют

употребление

глаголов

будущего

времени

буду

пожарным.

Я

буду

строителем.

Я

буду

учителем.).

Цель

такого

планирования

-

закрепление

и

расширение

словаря

ребенка,

формирование основных грамматических категорий, активизация речи

детей. Зачастую в силу особенностей развития детей с ОНР инструктору

по физкультуре приходится менять правила игры, то есть «раздвигать»

регламентированные рамки. Это может проявляться как в усложнении,

так и в упрощении правил.

Используется и сюжетная форма занятий, которая также способствует

развитию

речи.

Все

сюжетные

занятия,

темы

к

ним,

игры

согласовываются с учителем-логопедом, исходя из того этапа речевого

развития, на котором находится ребенок в данный период времени.

На этих занятиях прослеживается связь между развитием речи и

формированием движений. Чем выше двигательная активность ребенка,

тем интенсивнее развивается его речь. Но и формирование движений

происходит

при

участии

речи.

Это

один

из

основных

элементов

двигательно-пространственных

упражнений.

Ритм

речи,

особенно

стихов,

поговорок,

пословиц,

используемый

на

сюжетных

занятиях,

способствует

развитию

координации

общей

и

тонкой

произвольной

моторики.

Движения

становятся

более

плавными,

выразительными,

ритмичными.

С

помощью

стихотворной

речи

вырабатываются

правильный

темп

речи,

ритм

дыхания,

развиваются

речевой

слух,

речевая память; стихотворная форма всегда привлекает детей своей

живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая

детей на игру. Все разделы занятия (вводная, основная, заключительная

части) подчинены данной теме.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирает

учитель-логопед,

в

соответствии

с

речевыми

нарушениями

дошкольников,

с

учетом

их

возраста

и

этапов

логопедического

воздействия,

а

комплексы

упражнений

составляет

инструктор

по

физической культуре с учётом необходимых речедвигательных навыков.

В Приложении 1 представлен план взаимосвязи учителя-логопеда и

инструктора по физической культуре по лексическим темам.

Дети,

научившись

управлять

отдельными

движениями,

получают

уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху

работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Стихотворные

тексты нормализуют темп речи детей, что сказывается на формировании

слоговой

структуры

слова.

Дети

вслушиваются

в

звуки,

слова,

контролируя

собственную

речь.

Во

время

такой

физкультурной

деятельности

укрепляется

артикуляционный

аппарат

ребёнка,

развивается фонематический слух. В свою очередь, в коррекционной

работе учителя-логопеда присутствует двигательная активность детей,

способствующая развитию общей и мелкой моторики.

Преемственность

и

взаимосвязь

в

работе

учителя-логопеда

и

инструктора

по

физической

культуре

способствует

эффективному

и

прочному закреплению результатов логопедической работы.

Например, при изучении лексической темы «Зимние забавы»

инструктор по физкультуре проводит сюжетное физкультурное занятие

«Зимние забавы».

Во время разминки инструктор использует стихотворную форму.

Пусть летят к нам в комнату, Руки согнуты к плечам.

Все снежинки белые. Наклоны туловища вправо, влево.

Нам сейчас не холодно, Руки вверх.

Мы зарядку делаем. Приседание, руки вперед.

Ходьба и бег сопровождаются стихами о зимних забавах.

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали,

И по снегу побежали.

При

выполнении

общеразвивающих

упражнений

инструктор

использует загадки о предметах для зимних забав, а дети имитируют

движения хоккеиста.

Палка я не простая,

А немножко завитая.

Без меня игра в хоккей,

Не интересна для детей (клюшка).

Объясняя

основные

виды

движения,

инструктор

использует

стихотворную форму (метание правой и левой рукой в цель).

Мы сейчас увидим с вами,

Как бросают в цель снежками.

Вы, ребята, цельтесь так,

Чтоб снежком попасть в колпак.

В

заключительной

части

также

используется

стихотворная

речь,

которая восстанавливает ритм дыхания.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в снегу валялись.

На занятиях широко используются нетрадиционное оборудование и

пособия, изготавливаемые из подручных средств, бросового материала

(бутылки

пластиковые,

банки):

«Дорожка

здоровья»,

«Змейка-

шагайка»,

«Косички»,

«Мешочки

для

метания»,

«Коррекционные

следы», «Цветные брусочки» и многое другое. При подборе материала

к занятию необходимо знать уровень развития двигательных качеств,

эмоциональное состояние ребенка, его двигательный и словарный запас,

состояние здоровья.

Таким

образом,

взаимосвязь

учителя-логопеда

и

инструктора

по

физической культуре в группе компенсирующей направленности для

детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности

коррекционно-развивающей работы.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Волосовец Т.В., Сазонова С.Н. Организация педагогического

процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего

вида:

Практическое

пособие

для

педагогов

и

воспитателей.

-

М.:

Г у м а н и т ,

2 0 0 4 г .

2. Вареник Е.Н., Корлыханова З.А., Китова Е.В. Физическое и речевое

Развитие

дошкольников:

Взаимодействие

учителя-логопеда

и

инструктора

по

физкультуре.

М.:

ТЦ

Сфера,

2009.

144

с.

3.

Гомзяк

О.С.

Говорим

правильно.

Тетрадь

взаимосвязи

работы

логопеда

и

воспитателя

в

подготовительной

к

школе

логогруппе.

Комплект из трех альбомов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009 г.

4. Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для

д о ш к о л ь н и к о в .

-

М . :

П р о с в е щ е н и е :

У ч е б .

л и т .,

1 9 9 6 г .

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего

вида

для

детей

с

нарушениями

речи.

Коррекция

нарушений

речи.

М.:

Просвещение,

2009г.

6. Финогенова Н.В. Физическое воспитание дошкольников на

основе использования подвижных игр// Начальная школа до и после

плюс.-2005г.-№10.- 14-17 с

Приложение 1

План взаимосвязи учителя-логопеда и инструктора по физической

культуре по лексическим темам



В раздел образования