Авторы: Барабанова Любовь Гаврильевна, Макарова Татьяна Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Амгинский улус, с. Амга, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Статья, педагогика и психология методика дошкольного образования
Тема: Развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации сюжетно-ролевых игр
Раздел: дошкольное образование
Развитие коммуникативной компетентности
детей старшего дошкольного возраста посредством организации
сюжетно-ролевых игр
Автор:
Барабанова
Любовь
Гаврильевна,
студентка
4
курса
Чурапчинского государственного института физической культуры и
спорта, дошкольного отделения.
Научный
руководитель:
Т.А.
Макарова,
кандидат
педагогических
наук, доцент кафедры психологии и педагогики.
Аннотация: в статье рассматриваются содержание и результаты экспериментальной
работы по развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста
в
сюжетно-ролевой
игре.
Материал
статьи
включает
анализ наблюдений
за
игровой
и
образовательной деятельностью дошкольников, а также анализ уровней сформированности
коммуникативной компетентности старших дошкольников.
Ключевые
слова:
компетентностный
подход,
компетентность,
коммуникативная
компетентность
“The development of the communicative competence of children of story-
role-playing games”
The author is Barabanova Lyubov Gavrilyevna, 4th year student of the
Churapchinsky state Institute of physical culture and sports, preschool
Departament
The scientific adviser is Tatyana Makarova, the candidate of pedagogical
Sciences,
associate
Provessor
of
the
Deportament
of
psychology
and
pedagogy.
The abstact: in the article the content and the results of a experimental work in the
development of communicative competence of children of senior preschool age in a story-role-
playing game are discussed. The material of the article includes an analysis of observations of
preschool children’s gaming and educational activities, and an analysis of the levels of formation of
communicative competence of older preschoolers.
Keywords: the competence approach, a competence, the communicative competence,
Актуальность
работы. В
дошкольном
возрасте
дети
также
активно
вступают
в
различные
взаимоотношения
с
окружающими
людьми.
В
этот
период ребенок еще не владеет достаточными коммуникативными умениями,
чтобы
самостоятельно
регулировать
свои
отношения
со
сверстниками,
взрослыми. Из этого противоречия рождается актуальность проблемы развития
коммуникативной
компетентности.
Своеобразие
общения
в
дошкольном
возрасте отличается тем, что в нем контакты между детьми неустойчивы и часто
конфликтны.
Установлению
взаимопонимания
между
детьми
способствует
игровая деятельность, которая создает устойчивые и благоприятные условия для
этого. Особенно актуальна проблематика использования сюжетно-ролевой игры
в данном направлении.
Игровое общение является необходимым условием существования детей
среди людей и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим
источником возрастного развития. В старшем дошкольном возрасте ведущей
деятельностью является сюжетно-ролевая игра, а общение становится ее частью
и
условием. В
ранее
существовавшей
практике
дошкольных
учреждений
воспитание
детей
в сюжетно-ролевой
игре
определялось
идеологическими
стандартамии
ограничивалось
знакомством
с
некоторыми
нравственными
нормами, методы воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка
–
убеждение,
внушение,
беседа (Е.А.
Аркин,
В.А.
Бачинин,
Д.
В .
Менджеритская, А.П.Усова, Т.А. Макаровой идр.).
Сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания работы
педагогов ДОО по организации сюжетно-ролевых игр должны стать показатели
коммуникативной
компетентности
ребенка.
Данная
игра
коммуникативна
по
своему содержанию, по своей природе, так как возникает из условий жизни
ребенка. В этом виде игры современными детьми воссоздаются отношения
между
людьми. Исходя из этого требует изучения влияние сюжетно-ролевой
игры как средства благоприятного развития у детей развития коммуникативной
компетентности, что в современной педагогике обеспечено слабее. Поэтому
данная проблема требует изучения: соответствующая работа педагогов облегчит
детям установление контактов, будет способствовать взаимопониманию между
сверстниками в группе.
П о н я т и е «компетентность»
с в я з а н о
с
т е р м и н о м «компетенция».
Коммуникативная
компетенция
–
это
базисная
характеристика
личности
дошкольника,
важная
предпосылка
благополучия
в
социально-личностном
развитии. Проблема проявления личности в коммуникативном развитии ребенка
– один из важнейших вопросов нашего времени. Эта проблема смыкается с
психологической
проблемой «личность в системе коллективных отношений»,
столь важной для теории и практики дошкольного образования [3, с. 67].
Сюжетно-ролевая игра имеет основные структурные элементы: игровой
замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые
диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти
элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел – это общее определение того,
во что и как будут играть дети. Сюжет или содержание – это то, что составляет
сущность
игры,
определяет
развитие,
многообразие
и
взаимосвязь
игровых
действий,
взаимоотношений
детей;
то,
что
делает
игру
привлекательной
и
побуждает
интерес
и
желание
играть.
Ребенок,
входя
в
игровой
образ,
становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль.
Эта игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают
тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и
тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа.
Используя
воображение
и
фантазию,
ребенок
реализует
свой
замысел,
это
позволяет
ему
самостоятельно
включаться
в
те
сферы
человеческой
деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны.
Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров,
сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют
взаимоотношения.
Т.А. Макарова приводит данные о том, что в детских садах, где часто
дружеские
привязанности
приобретают
особое
значение,
общий
уровень
взаимоотношений
и
общения
в
группе
выше.
Избирательность
отношения
между детьми ярче выражены: больше взаимного выбора, взаимные симпатии
более
устойчивы,
а
популярность
ребенка
в
группе
в
большей
степени
определяется его нравственными качествами[4, с. 25].
В старшем дошкольном возрасте у детей именно в сюжетно-ролевой игре
появляются
новые
социальные
мотивы:
достижения
успеха,
соревнования,
соперничества, избегания неудачи.
Обобщая выше сказанное, можно отметить, что социализирующее влияние
сюжетно-ролевой
игры
связано
с
тем,
что
она
учит
детей:
строить
свои
взаимоотношения, взаимодействовать с окружающими людьми; корректировать
свое поведение в зависимости от норм и требований социума. У дошкольника в
условиях игры появляется способность поставить себя в положение другого,
пережить его успехи и неудачи как свои. Эта способность появляется под
развивающим влиянием сюжетно-ролевой игры.
В процессе исследовательской работы, мы выдвинули предположение о
том,
что
формирование
коммуникативной
компетентности
детей
старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре будет осуществляться более
эффективно при следующих условиях:
-
подбор
сюжетно-ролевых и г р с
коммуникативной
составляющей
(коммуникативные игры: «Разговор с другом», «Звонок в детском саду», «Заказ
пиццу по телефону», «Звонок папе и маме», «Идем в гости к бабушке»);
обогащение
игрового
центра
атрибутами
для сюжетно-ролевых
игр
с
коммуникативной составляющей;
создание эмоционально – благоприятной среды в группе.
Наше исследование проходило на базе МБДОУ «ЦРР
д/с «Кэнчээри» с.
Амги, в эксперименте участвовало 21 детей старшего дошкольного возраста.
Для
решения
вышеперечисленных
задач
мы
использовали
следующие
методы:
- теоретический анализ литературы;
- наблюдение;
- беседу;
-методику
для
выявления
уровня
сформированности
коммуникативной
компетентности (методика разработана В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой).
-
высокий уровень показали 54% детей, средний уровень - 42%, низкий
уровень – 4%: ниже на 10%, чем на 1 этапе.
Анализ
игровой
деятельности
старших дошкольников позволил сделать
вывод
о
том,
что
ребята свободно
вступают
в
ролевое
взаимодействие
с
партнером-сверстником, но игры
детей
не отличаются творческим
развитием
сюжета; содержание сюжета ограничено; в самостоятельных играх наблюдается
многократная повторяемость сюжетов; большую часть времени дети играют в
сотовые телефоны, карманные приставки, домашние игрушки.
Для того чтобы сформировать коммуникативную компетентность старших
дошкольников
мы
использовали
сюжетно-ролевую
игру.
Экспериментальная
деятельность, разработанная нами включала: подбор сюжетно-ролевых игр с
коммуникативной
составляющей
(«Поликлиника»,
«Библиотека»,
«Семья»,
«Студя мод»); обогащение игрового центра атрибутами для сюжетно-ролевых
игр
с
коммуникативной
составляющей
(белыми
колпаками,
халатами
и
шапочками для «медицинских работников»; бланками документов, карточками –
формулярами – на каждого ребенка, каталогами, библиотечными карточками;
пеленками,
ползунками,
чепчиками д л я «детей-кукол»
; разноцветными,
узорчатыми
платьями и
париками
для
игры «Студя
мод» ) ; включение
коммуникативных игр.
Эксперимент
доказал,
что
использование
сюжетно-ролевых
игр
для
формирования
коммуникативной
компетентности
у
старших
дошкольников
повысило
на
10
%
ее
уровень.
Таким
образом,
сравнительный
анализ
результатов
констатирующего
и
формирующего
этапов
эксперимента
дал
возможность
сделать
вывод
о
том,
что
работа
по
формированию
коммуникативной
компетентности
детей
старшего
дошкольного
возраста
в
сюжетно-ролевой игре оказалась результативной.
Список литературы
1.
Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. - М.: Новая школа,
2009. – 172 с.
2.
Баишева, М.И. Этнопедагогические воззрения народа саха / М.И. Баишева,
А.А. Григорьева. – Новосибирск : Наука, 2008. –168 с.
3.
Денисенкова Н. И. Ваш ребёнок познает мир /Н.И. Денисенкова, – М.: Сфера,
2010 – 214 с.
4.
Макарова,
Т.А.
Педагогические
условия
развития
творческой
активности
детей дошкольного возраста / Т.А. Макарова. – М. : Спутник+, 2012. – 160 с.
5.
Менджеритская,
Д.В.
Роль
творческой
игры
в
знакомстве
детей
с окружающей жизнью / Д.В. Менджеритская. – М. : Сфера, 2008. – 126 с.
6.
Михайленко,
Н.Я.
Игра
с
правилами
в
дошкольном
во зр а с т е
/ Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М. : Академический проспект, 2012. –
160 с.
7.
Репина, Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского
сада / Т.А. Репина. - М.: Педагогика, 2008. – 194 с.
8.
Сюжетно-ролевые
игры
дошкольников
/Со ст.
Н.А.
Б о й ч е н ко ,
П.И. Григоренко, Е.И. Коваленко, Е.И. Щербакова. – М. : Новая школа, 2014.
– 184 с.