Автор: Бузулуцкова Наталия Всеволодовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: Белгородская область, г.Губкин
Наименование материала: Методическая разработка открытого кураторского часа
Тема: «История родного края»
Раздел: среднее профессиональное
Областное государственное автономное профессиональное об-
разовательное учреждение
“Губкинский горно-политехнический колледж”
Методическая разработка открытого кураторского часа (открытого
мероприятия)
«История родного края»
2020 год
Цели:
Обучающий компонент: Изучение родного края: его социальной, культур-
ной, природной среды.
Развивающий компонент: Развитие у учащихся активного познавательного
интереса к изучению края. Развитие мышления и речи учащихся. Развитие
наблюдательности,
любознательности,
самостоятельности,
творческих
способностей.
Воспитательный
компонент: Воспитание
любви
к
Родине
(к
родному
краю).
Воспитание трудолюбия, любви к земле, уважения к людям труда разных
профессий, воспитание гордости за своих земляков.
Воспитание эстетического восприятия природы; бережное, ответственное
отношение к ней.
Воспитание самостоятельности и творческого отношения к делу.
Создание условий для формирования нравственных чувств, этики поведения.
1.
Тип мероприятия
Тематический кураторский час
Формируемые компетенции:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и лич-
ностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
2.
Используемые ресурсы (оборудование)
Интерактивная
доска,
презентация,
материалы
музея
КМА,
Губ-
кинского краеведческого музея, карты Губкинского района.
3.
Прогнозируемый результат
По итогам мероприятия обучающиеся должны сформировать знания о ис-
тории Губкинского района; почувствовать себя сопричастными к малой
родине; работать в команде.
Ход мероприятия
Обучающийся группы:
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З.Александрова
Преподаватель. Здравствуйте дорогие друзья! Сегодня мы с вами прове-
дем кураторский час, посвященный истории родного края. Сегодня мы с
вами узнаем ,каким образом заселялся Белгородский край, услышим исто-
рию основания трех сел Губкинского района , вспомним некоторые при-
родные особенности нашего края и проанализируем наши знания по всем
вышеописанным темам.
Для начала давайте попытаемся ответить на вопрос, в каком веке активно
началось заселение Белгородского края и, что послужило тому стимулом ?
Обучающиеся предлагают варианты.
Преподаватель :До 16 века территория нашей области входила в так на-
зываемое «Дикое поле» .Земли «Дикого поля» были незаселенны из-за по-
стоянных нападений врагов на данной территории. Чтобы, устранить про-
белы в истории по данному вопросу, давайте посмотрим отрывок фильма
«Белгородская засечная черта».
Преподаватель: Итак, Белгородская засечная черта дала стимул появле-
ния первым поселениям на территории нашей области. Именно в то время
у слияния Изюмского и Муравского шляха появился сторожевой пост, ко-
торый ныне стал селом Губкинского района.
Предоставляю слово обучающемуся,который предоставляет село Ско-
родное .(Приложение 1 История происхождения села Скородного)
А теперь минутка краеведения:
Татары – главные враги русских городов – шли не столько завоёвывать
поселения, сколько грабить и уводить в плен жителей. Воду татары не
любили, флота своего у них не было, и набеги свои они совершали по суше
или высохшим поймам рек. А для русских людей того времени реки были
главными транспортными магистралями. Тем более что многие из наших
рек в те времена
были полноводны и широки и по ним ходили суда.
Так,что реки можно было в какой –то мере назвать защитницами.
А теперь вспомните пожалуйста реки, которые проходят по терри-
тории Белгородской области.
Обучающиеся отвечают.
А теперь посмотрите на слайд на котором отражены все реки про-
текающие в нашей области.
(Оскол,Псел,Ворскла, Сейм,Тихая Сосна, Северский Донец. Везелица,
Гостенка, Нежеголь, Орлик, Осколец, Ивня, Лозовая, Ворсклица, Пенка
,Ворскла,Айдар,Валуй, Корень и другие
Преподаватель:
Следующий
этап
заселения
Белгородской
области
и
нашего
района
в
частности связан со следующим фактом. Внимание на экран.(Отрывок
передачи «День в истории» путешествие Екатерины 2 в Крым.
История двух следующих сел непосредственно связана с вышерассказан-
ным фактом. Проезжая наш край по дороге в Крым Екатерину 2 сопрово-
ждали генерал Сабуров и дворяне братья Алисовы . В последствии за хо-
рошую службу и генералу Сабурову и подпоручику Ивану Алексеевичу
Алисову были пожалованы земли,но об этом отдельная история.
Итак микрорайон Лукьяновка, в те времена деревня Лукьяновка или(Сабу-
ровка) представляет там проживающий Долгополов Юрий.
(Приложение 2. История деревни Лукьяновка)
Минутка краеведения.
Назовите известные исторические памятники Белгородской области.
Обучающиеся отвечают. На слайде высвечиваются
ответы: Музей-
заповедник «Прохоровское поле», Холковский монастырь, Мельница Бар-
кова, Крапивенское и Дмитриевское городища, Панский дуб, Дворцовый
комплекс Юсуповых в Ракитном,
Дом купца Селиванова, Шмарненская
пещера.
А теперь внимание на слайд.
Слушаем нашего последнего докладчика представляющего –жителя села
Ивановка ***.
(Приложение 3 История происхождения села Ивановка)
Преподаватель: Итак мы прослушали с вами новые для нас факты. Да-
вайте закрепим наши знания. Слайд сопоставлений.
Синее озеро-Ивановка
Иван Алексеевич Алисов-Ивановка
Сабуровка-Лукьяновка
Соединение Изюмского и Муравского шляха-Скородное
Улицы-сотни-Скородное
Раскопки археологической экспедиции в 1934 году –Лукьяновка
Изобретатель полиграфического станка- Ивановка
Преподаватель: А теперь прошу вас взять карты нашего района,которые
лежат у вас на столе и раскрасить местонахождение сел, историю которых
мы сегодня выслушали и также сел, историю, которых вы хотели бы вы-
слушать.
Всем спасибо. До новых встреч.