Автор: Телепова Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей 135
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Формирование экологической культуры обучающихся в начальной школе
Тема: Формирование экологической культуры обучающихся в начальной школе
Раздел: начальное образование
Методическая разработка
"Формирование экологической культуры учащихся в
начальной школе"
В соответствии с требованием ФГОС начального общего образования одним
из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
является экологическое воспитание, которое является ответственным этапом
в становлении и развитии личности ребенка.
Работа по формированию экологической культуры, содержит:
1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование
основ экологической культуры обучающихся;
2)
направления
деятельности
по
формированию
экологической
культуры
обучающихся;
3) виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию
экологически целесообразного поведения
4) критерии, показатели эффективности деятельности в части формирования
экологической культуры обучающихся;
5)
методику
и
инструментарий
мониторинга
достижения
планируемых
результатов по формированию экологической культуры обучающихся.
Цель экологического воспитания – формирование экологического сознания,
основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к
окружающему миру.
Основные задачи:
Формировать уважительное отношение к семье, населенному
пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее
современной жизни.
Формировать
осознание
ценности,
целостности
и
многообразия
окружающего мира, своего места в нем.
Формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формировать представление детей о природе, человеке, обществе как
составных частях окружающего мира, об их взаимодействии.
Развивать представление учащихся об экологии как науке и ее роли в
сохранении нашего природного дома.
Формировать у детей убеждение в необходимости охраны природы.
Развивать у учащихся навыки практической деятельности по охране
природы.
Способствовать развитию умения работать в группе, паре.
Способствовать
развитию
мышления,
кругозора,
творческих
способностей, умения работать с дополнительной литературой.
Результат экологического воспитания - сформированная готовность ребёнка
к правильному взаимодействию с окружающей средой:
1.Эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство
удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к её
объектам;
2 . И н т е л л е к т у а л ь н у ю
го т о в н о с т ь
–
о п р е д е л ё н н ы й
у р о в е н ь
информированности
детей
о
природе:
как
устроена
природа,
что
представляет
собой
внутренний
мир
человека,
что
такое
общество,
что
изучает наука экология;
3.Деловую
готовность
–
возможность
реализовывать
свои
знания
в
разнообразных
ситуациях,
желание
и
потребность
участвовать
в
природоохранной деятельности, заботиться о чистоте своего дома, двора,
улицы, посёлка.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по
окружающему миру:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей
семье,
истории,
культуре,
природе
нашей
страны,
ее
современной
жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы
и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной
среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись,
измерение,
опыт,
сравнение,
классификация
и
др.,
с
получением
информации
из
семейных
архивов,
от
окружающих
людей,
в
открытом
информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи
в окружающем мире.
Направления работы по экологическому воспитанию:
формирование знаний о природе и окружающем мире;
формирование экологической культуры личности.
Виды деятельности и формы занятий
1.
Проектная деятельность.
2.
Экологические
игры,
праздники,
классные
часы,
экологические
фестивали, ролевые игры.
3.
Экскурсии.
4.
Изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.
5.
Практическая деятельность:
Изготовление кормушек;
Благотворительная помощь для приюта животных;
Благоустройство и озеленение помещений и территории школы,
работы на пришкольном участке.
Задачи работы
Формы и методы
1.
Обогащать
детей
знаниями
о
п р и р о д е ;
у п о р я д о ч и в а т ь
и
с ис т е мат изир о ват ь
зна ния
и
представления детей о природе.
Рассказы
о
природе,
об
отдельных
предст авителях
растительного
и
животного
мира,
особенностях
их
внешнего вида, повадках.
Решение
экологических
задач
по
установлению
отдельных
связей
и
з а в и с и м о с т е й
м е ж д у
о б ъ е к т а м и
животного и растительного мира.
2.
Воспитывать
положительное
отношение к миру природы.
С о с т а вл е н и е
р а с с ка зо в
о
с в о и х
домашних питомцах, растениях, о своих
чувствах к красоте природы.
3. Побуждать детей к проявлению
познавательного
интереса
к
миру
природы
(в
частности,
к
миру
растений).
Проводить:
а) экскурсии в природу;
б) ежедневные наблюдения за природой;
в) дежурства в уголке природы по уходу
за разнообразными растениями.
4. Побуждать детей проявлять свои
чувства
и
отношения
к
объектам
п р и р о д ы
и
д е й с т в и я м
п о
обследованию
их
(или
уходу
за
ними).
Организация
рисования,
занятий
по
ручному труду с природным материалом,
чтение стихов, слушание экологических
сказок,
отражать
свое
отношение
и
в
словах (нравится, красиво).
5.
Создавать
мотивацию
детей
к
изучению природных явлений.
Организация
проектной
деятельности,
познавательных игр, экскурсий и др.
Показатели
эффективности
формирования
экологической
культуры
обучающихся
1-2 класс
Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни
людей, животных, пытается оценить их состояние с позиции «хорошо »
- «плохо»;
с
желанием
принимает
участие
в
экологически
ориентированной
деятельности;
эмоционально реагирует при встрече с прекрасным, пытается передать
свои чувства в доступных видах творчества;
старается выполнять правила поведения на улице, транспорте, во время
прогулок в сад, лес;
проявляет
готовность
оказать
помощь
нуждающимся
в
ней
людям,
животным, растениям;
пытается
контролировать
своё
поведение,
поступки,
чтобы
не
причинить вреда окружающей среде.
3 класс
Проявляет интерес к объектам окружающего мира, анализирует;
активно
принимает
участие
вместе
со
взрослыми
в
той
или
иной
деятельности с проявлением самостоятельности и творчества;
общается
с
представителями
животного
и
растительного
мира,
проявляет заботу о них;
выполняет
ряд
правил
поведения
в
окружающей
среде,
ставшим
привычным делом;
анализирует экологические ситуации, ищет пути решения.
4 класс
Реализует личный опыт в экологических инициативах, проектах;
пропагандирует
идеи
правильного
природопользования
в
борьбе
со
всем, что губительно отражается на природе;
Использует
моральные
и
правовые
принципы,
нормы
и
правила
экологически
грамотного
отношения
к
окружающей
природе
в
реальном поведении;
контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и
возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей
среды;
выражает
потребность
в
заботе
о
тех
или
иных
представителях
животного и растительного мира;
самостоятельно выбирает объекты своей экологической деятельности.
Основной показатель экологической культуры – это поступки человека.
Диагностика
экологического
воспитания
младших
школьников
Диагностические методики в виде опросников и анкет:
Интенсивность субъективного отношения к природе.
Методика Л.И.
Макаровой.
Диагностика
экологических
знаний
(основана
на
методике
О.
Соломенниковой).
Экологический светофор (основана на методике Л.А. Коноплёвой).
Экологическая деятельность (основана на методике Е.Н. Жидаревой).
1 класс
Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о
живой и неживой природе.
Проведение исследования:
Детям
раздаются
листы
с
изображением
природы
для
раскрашивания
и
дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к
живой природе.
Обработка данных:
Высокий уровень
Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.
Средний уровень
Ребенок
допустил
ошибки:
раскрасил
объекты
неживой
природы
или
пропустил некоторые объекты живой природы.
Низкий уровень
Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.
2 класс
Методика «Лес благодарит и сердится»
Цель:
выявить
отношение
к
природе
и
уровень
сформированности
представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею.
Проведение исследования.
После
предварительной
беседы,
в
ходе
которой
дети
вспоминают
свои
прогулки
в
парк
(лес),
восстанавливают
в
памяти
увиденные
картины
природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на
природу, детям предлагается ответить на два вопроса:
За что лес мог бы сказать тебе спасибо?
За что лес мог бы рассердиться на тебя?
Обработка данных:
Высокий уровень
Ребенок
проявляет
активную
позицию
заботливого
хозяина
и
защитника
природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры
уже проделанной им природоохранительной работы.
Ребенок
приводит
примеры
практической
экологически-ориентированной
деятельности
в
природе
или,
наоборот,
примеры
бездействия
человека,
приводящие к негативным последствиям.
Средний уровень
Ребенок
перечисляет
правила
и
нормы
поведения
в
лесу,
примеры
их
нарушения.
Низкий уровень
Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в
лесу или примеры заботливого отношения к нему.
Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».
3 класс
"Знатоки природы"
Цель: определить уровень сформированности экологических представлений
об
условиях
жизни
живых
объектов
природы,
их
дифференцированном
отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде
обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.
Проведение исследования:
(Исследование проводится в индивидуальной форме)
Ребенку предлагаются следующие задания:
1.Используя
серию
карточек
"Жизнь
дерева
круглый
год",
ребенку
необходимо
расположить
их
по
порядку
и
описать
процесс
изменения
внешнего облика дерева в зависимости от времени года.
2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и
определить
их
отношение
к
теплу,
свету,
и
влаге
(светолюбивые,
теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).
3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка,
кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как
они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.
4.Предлагаются
карточки
с
изображением
живых
объектов
природы,
из
которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить
вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.
Обработка данных:
Высокий уровень
Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.
Средний уровень
При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В
ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.
Низкий уровень
У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не
смог
правильно
расположить
карточки
или
отказывался
от
выполнения
заданий.
4 класс
Цель:
выявить
уровень
сформированное
экологических
представлений
о
среде жизни и ее факторах.
Ребенку зачитывают рассказ "Удивительная прогулка":
"Шел я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись
мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил
я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце
пригревает, первая весенняя бабочка - лимонница над лужайкой кружится.
Хорошо! Вдруг вижу - под вывороченным деревом шевелится что-то светлое
и большое. Пригляделся - а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть
у
нее
даже
не
белая,
а
чуть
желтоватая,
только
нос
черный.
Рядом
медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез - и ну удирать, пока не
заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные
серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают
слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают.
Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зеленое бревно лежит. Только нагнулся
воды
попить,
глядь,
бревно-то
с
глазами,
и
глаза
эти
на
меня
смотрят.
Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу - лежит на земле шишка. Я ее
поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело?
Да в том, что на елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку
потяжелее, изловчилась и бац! - мне в лоб..."
Вопросы:
"Чем для тебя этот рассказ необычен"?
"Какие животные из рассказа не могут жить в лесу"?
"Какие условия жизни им необходимы"?
"Где обитают эти животные"?
Обработка данных.
Высокий уровень
Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.
Мотивировал
свой
ответ
доводами
о
необходимости
для
этих
животных
других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.
Ребенок
определил
всех
животных,
которые
не
могут
обитать
в
данной
местности. Назвал места их обитания.
Средний уровень
Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной
среде (в лесу).
Низкий уровень
Ребенок перечислил только некоторых животных, которые не обитают в лесу.
Ребенок
не
смог
определить
несоответствие
между
средой
обитания
и
животными. Молчал или отвечал "не знаю".
Воспитание экологической культуры у современных школьников – это
не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того
чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем,
нынешнему
поколению
необходимо
овладеть
новыми
экологическими
ценностями
и
в
соответствии
с
ними
строить
свои
взаимоотношения
с
окружающим миром. И эта важная роль отводится общеобразовательной
школе,
которая,
вооружает
детей
современными
знаниями
и
жизненным
опытом, по существу работает на будущее.