Напоминание

Формирование экологической культуры обучающихся в начальной школе


Автор: Телепова Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей 135
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Формирование экологической культуры обучающихся в начальной школе
Тема: Формирование экологической культуры обучающихся в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка

"Формирование экологической культуры учащихся в

начальной школе"

В соответствии с требованием ФГОС начального общего образования одним

из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

является экологическое воспитание, которое является ответственным этапом

в становлении и развитии личности ребенка.

Работа по формированию экологической культуры, содержит:

1) цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование

основ экологической культуры обучающихся;

2)

направления

деятельности

по

формированию

экологической

культуры

обучающихся;

3) виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию

экологически целесообразного поведения

4) критерии, показатели эффективности деятельности в части формирования

экологической культуры обучающихся;

5)

методику

и

инструментарий

мониторинга

достижения

планируемых

результатов по формированию экологической культуры обучающихся.

Цель экологического воспитания – формирование экологического сознания,

основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к

окружающему миру.

Основные задачи:

Формировать уважительное отношение к семье, населенному

пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее

современной жизни.

Формировать

осознание

ценности,

целостности

и

многообразия

окружающего мира, своего места в нем.

Формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной

жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Формировать представление детей о природе, человеке, обществе как

составных частях окружающего мира, об их взаимодействии.

Развивать представление учащихся об экологии как науке и ее роли в

сохранении нашего природного дома.

Формировать у детей убеждение в необходимости охраны природы.

Развивать у учащихся навыки практической деятельности по охране

природы.

Способствовать развитию умения работать в группе, паре.

Способствовать

развитию

мышления,

кругозора,

творческих

способностей, умения работать с дополнительной литературой.

Результат экологического воспитания - сформированная готовность ребёнка

к правильному взаимодействию с окружающей средой:

1.Эмоциональную готовность - восприимчивость к миру природы, чувство

удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к её

объектам;

2 . И н т е л л е к т у а л ь н у ю

го т о в н о с т ь

о п р е д е л ё н н ы й

у р о в е н ь

информированности

детей

о

природе:

как

устроена

природа,

что

представляет

собой

внутренний

мир

человека,

что

такое

общество,

что

изучает наука экология;

3.Деловую

готовность

возможность

реализовывать

свои

знания

в

разнообразных

ситуациях,

желание

и

потребность

участвовать

в

природоохранной деятельности, заботиться о чистоте своего дома, двора,

улицы, посёлка.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы по

окружающему миру:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства

гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,

своей

семье,

истории,

культуре,

природе

нашей

страны,

ее

современной

жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической

грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы

и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной

среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,

запись,

измерение,

опыт,

сравнение,

классификация

и

др.,

с

получением

информации

из

семейных

архивов,

от

окружающих

людей,

в

открытом

информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи

в окружающем мире.

Направления работы по экологическому воспитанию:

формирование знаний о природе и окружающем мире;

формирование экологической культуры личности.

Виды деятельности и формы занятий

1.

Проектная деятельность.

2.

Экологические

игры,

праздники,

классные

часы,

экологические

фестивали, ролевые игры.

3.

Экскурсии.

4.

Изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.

5.

Практическая деятельность:

Изготовление кормушек;

Благотворительная помощь для приюта животных;

Благоустройство и озеленение помещений и территории школы,

работы на пришкольном участке.

Задачи работы

Формы и методы

1.

Обогащать

детей

знаниями

о

п р и р о д е ;

у п о р я д о ч и в а т ь

и

с ис т е мат изир о ват ь

зна ния

и

представления детей о природе.

Рассказы

о

природе,

об

отдельных

предст авителях

растительного

и

животного

мира,

особенностях

их

внешнего вида, повадках.

Решение

экологических

задач

по

установлению

отдельных

связей

и

з а в и с и м о с т е й

м е ж д у

о б ъ е к т а м и

животного и растительного мира.

2.

Воспитывать

положительное

отношение к миру природы.

С о с т а вл е н и е

р а с с ка зо в

о

с в о и х

домашних питомцах, растениях, о своих

чувствах к красоте природы.

3. Побуждать детей к проявлению

познавательного

интереса

к

миру

природы

частности,

к

миру

растений).

Проводить:

а) экскурсии в природу;

б) ежедневные наблюдения за природой;

в) дежурства в уголке природы по уходу

за разнообразными растениями.

4. Побуждать детей проявлять свои

чувства

и

отношения

к

объектам

п р и р о д ы

и

д е й с т в и я м

п о

обследованию

их

(или

уходу

за

ними).

Организация

рисования,

занятий

по

ручному труду с природным материалом,

чтение стихов, слушание экологических

сказок,

отражать

свое

отношение

и

в

словах (нравится, красиво).

5.

Создавать

мотивацию

детей

к

изучению природных явлений.

Организация

проектной

деятельности,

познавательных игр, экскурсий и др.

Показатели

эффективности

формирования

экологической

культуры

обучающихся

1-2 класс

Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни

людей, животных, пытается оценить их состояние с позиции «хорошо »

- «плохо»;

с

желанием

принимает

участие

в

экологически

ориентированной

деятельности;

эмоционально реагирует при встрече с прекрасным, пытается передать

свои чувства в доступных видах творчества;

старается выполнять правила поведения на улице, транспорте, во время

прогулок в сад, лес;

проявляет

готовность

оказать

помощь

нуждающимся

в

ней

людям,

животным, растениям;

пытается

контролировать

своё

поведение,

поступки,

чтобы

не

причинить вреда окружающей среде.

3 класс

Проявляет интерес к объектам окружающего мира, анализирует;

активно

принимает

участие

вместе

со

взрослыми

в

той

или

иной

деятельности с проявлением самостоятельности и творчества;

общается

с

представителями

животного

и

растительного

мира,

проявляет заботу о них;

выполняет

ряд

правил

поведения

в

окружающей

среде,

ставшим

привычным делом;

анализирует экологические ситуации, ищет пути решения.

4 класс

Реализует личный опыт в экологических инициативах, проектах;

пропагандирует

идеи

правильного

природопользования

в

борьбе

со

всем, что губительно отражается на природе;

Использует

моральные

и

правовые

принципы,

нормы

и

правила

экологически

грамотного

отношения

к

окружающей

природе

в

реальном поведении;

контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и

возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей

среды;

выражает

потребность

в

заботе

о

тех

или

иных

представителях

животного и растительного мира;

самостоятельно выбирает объекты своей экологической деятельности.

Основной показатель экологической культуры – это поступки человека.

Диагностика

экологического

воспитания

младших

школьников

Диагностические методики в виде опросников и анкет:

Интенсивность субъективного отношения к природе.

Методика Л.И.

Макаровой.

Диагностика

экологических

знаний

(основана

на

методике

О.

Соломенниковой).

Экологический светофор (основана на методике Л.А. Коноплёвой).

Экологическая деятельность (основана на методике Е.Н. Жидаревой).

1 класс

Цель: выявить уровень сформированности экологических представлений о

живой и неживой природе.

Проведение исследования:

Детям

раздаются

листы

с

изображением

природы

для

раскрашивания

и

дается задание раскрасить цветными карандашами только то, что относится к

живой природе.

Обработка данных:

Высокий уровень

Ребенок правильно и аккуратно выполнил задание.

Средний уровень

Ребенок

допустил

ошибки:

раскрасил

объекты

неживой

природы

или

пропустил некоторые объекты живой природы.

Низкий уровень

Ребенок разукрасил всю природу или только то, что ему нравится.

2 класс

Методика «Лес благодарит и сердится»

Цель:

выявить

отношение

к

природе

и

уровень

сформированности

представлений о правилах, нормах взаимодействия с нею.

Проведение исследования.

После

предварительной

беседы,

в

ходе

которой

дети

вспоминают

свои

прогулки

в

парк

(лес),

восстанавливают

в

памяти

увиденные

картины

природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на

природу, детям предлагается ответить на два вопроса:

За что лес мог бы сказать тебе спасибо?

За что лес мог бы рассердиться на тебя?

Обработка данных:

Высокий уровень

Ребенок

проявляет

активную

позицию

заботливого

хозяина

и

защитника

природы, выделяет актуальные экологические проблемы, приводит примеры

уже проделанной им природоохранительной работы.

Ребенок

приводит

примеры

практической

экологически-ориентированной

деятельности

в

природе

или,

наоборот,

примеры

бездействия

человека,

приводящие к негативным последствиям.

Средний уровень

Ребенок

перечисляет

правила

и

нормы

поведения

в

лесу,

примеры

их

нарушения.

Низкий уровень

Ребенок приводит один-два примера нарушения норм и правил поведения в

лесу или примеры заботливого отношения к нему.

Отсутствие ответов. Молчание или ответы «не знаю».

3 класс

"Знатоки природы"

Цель: определить уровень сформированности экологических представлений

об

условиях

жизни

живых

объектов

природы,

их

дифференцированном

отношении к свету, теплу и влаге; о механизмах приспособления к среде

обитания; о пищевых цепочках и взаимосвязях, существующих в природе.

Проведение исследования:

(Исследование проводится в индивидуальной форме)

Ребенку предлагаются следующие задания:

1.Используя

серию

карточек

"Жизнь

дерева

круглый

год",

ребенку

необходимо

расположить

их

по

порядку

и

описать

процесс

изменения

внешнего облика дерева в зависимости от времени года.

2.Ребенку необходимо рассмотреть 3 комнатных растения в уголке природы и

определить

их

отношение

к

теплу,

свету,

и

влаге

(светолюбивые,

теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые).

3.Предлагаются карточки с изображением животных и насекомых (бабочка,

кузнечик, заяц, божья коровка, гусеница). Ребенку необходимо рассказать, как

они маскируются, приспосабливаясь к условиям среды.

4.Предлагаются

карточки

с

изображением

живых

объектов

природы,

из

которых можно составить пищевые цепочки. Ребенку необходимо заполнить

вагоны поезда карточками, составляя цепь питания.

Обработка данных:

Высокий уровень

Ребенок выполнил все задания правильно, смог обосновать свои ответы.

Средний уровень

При выполнении заданий у ребенка возникли незначительные затруднения. В

ответах ребенок допускал ошибки или не использовал объяснения.

Низкий уровень

У ребенка возникли значительные затруднения при выполнении заданий: не

смог

правильно

расположить

карточки

или

отказывался

от

выполнения

заданий.

4 класс

Цель:

выявить

уровень

сформированное

экологических

представлений

о

среде жизни и ее факторах.

Ребенку зачитывают рассказ "Удивительная прогулка":

"Шел я как-то весной по лесу. Уже трава зеленела, на деревьях развернулись

мелкие листики, а снег можно было увидеть только в самой глухомани. Ходил

я, ходил, а потом прилег отдохнуть на пригорке у старой сосны. Солнце

пригревает, первая весенняя бабочка - лимонница над лужайкой кружится.

Хорошо! Вдруг вижу - под вывороченным деревом шевелится что-то светлое

и большое. Пригляделся - а это белая медведица из берлоги вылезает. Шерсть

у

нее

даже

не

белая,

а

чуть

желтоватая,

только

нос

черный.

Рядом

медвежонок копошится. Я тихонько с пригорка слез - и ну удирать, пока не

заметили. Выбрался на дорогу, а рядом над березами, как будто огромные

серые змеи вьются. Да это вовсе не змеи, это хоботы слонов! Обламывают

слоны ветки и жуют, на меня сверху вниз поглядывают.

Иду дальше, к речке, а в ней какое-то зеленое бревно лежит. Только нагнулся

воды

попить,

глядь,

бревно-то

с

глазами,

и

глаза

эти

на

меня

смотрят.

Крокодил! Пошел я снова по дороге. Вижу - лежит на земле шишка. Я ее

поднял и в елку запустил. Оттуда в ответ целый град из шишек. В чем дело?

Да в том, что на елке стая обезьян. Самая большая обезьяна выбрала шишку

потяжелее, изловчилась и бац! - мне в лоб..."

Вопросы:

"Чем для тебя этот рассказ необычен"?

"Какие животные из рассказа не могут жить в лесу"?

"Какие условия жизни им необходимы"?

"Где обитают эти животные"?

Обработка данных.

Высокий уровень

Ребенок определил всех животных, которые не могут обитать в данной среде.

Мотивировал

свой

ответ

доводами

о

необходимости

для

этих

животных

других условий жизни и описал их, назвал места их обитания.

Ребенок

определил

всех

животных,

которые

не

могут

обитать

в

данной

местности. Назвал места их обитания.

Средний уровень

Ребенок только перечислил животных, которые не могут обитать в данной

среде (в лесу).

Низкий уровень

Ребенок перечислил только некоторых животных, которые не обитают в лесу.

Ребенок

не

смог

определить

несоответствие

между

средой

обитания

и

животными. Молчал или отвечал "не знаю".

Воспитание экологической культуры у современных школьников – это

не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того

чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем,

нынешнему

поколению

необходимо

овладеть

новыми

экологическими

ценностями

и

в

соответствии

с

ними

строить

свои

взаимоотношения

с

окружающим миром. И эта важная роль отводится общеобразовательной

школе,

которая,

вооружает

детей

современными

знаниями

и

жизненным

опытом, по существу работает на будущее.



В раздел образования