Автор: Федорова Вера Викентьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д⁄С93 ТЕРЕМОК
Населённый пункт: г.Чебоксары
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию
Тема: "Пять помощников"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной группе
Тема: «Пять помощников».
Описание ООД: Этот конспект носит познавательный характер и направлен
на интерес к своему физическому Я, к своему телу.
Программное содержание: закрепить знания детей об органах чувств
человека (глаза, уши, нос, язык, кожа) - (зрение, слух, обоняние, вкус,
осязание).
Задачи:
Обучающие: Дать детям представления об органах чувств, как наших
помощниках в познании окружающего мира. Учить воспринимать объекты
разными органами чувств.
Развивающие: развивать связную речь, обогащать словарь детей новыми
словами (органы , осязание, обоняние );развивать внимание ,память ,
логическое мышление ,наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать интерес к своему организму как к единому
целому.
Материал и оборудование :
- слайды с изображениями органов чувств, компьютер для их
воспроизведения;
-картинка для показа
- картинки для игры «Наложенные рисунки»;
-альбомные листы с написанными словами для д/игры «Найди слово».
- стаканчики с ароматизированными предметами, салфетка;
- мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус».
- шарф для завязывания глаз, «чудесный мешочек» с набором мелких
предметов;
Методические приёмы: беседа-диалог, игровые ситуации, физкультминутка
«Весёлая переменка», подведение итогов.
Ход занятия: дети входят в группу и встают в круг.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро! »
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и подарим свои улыбки.
Воспитатель: (
Предложить детям сесть на стульчики.)
Мы сегодня вспомним про наших помощников, это органы чувств. Какие
органы чувств есть у человека?( глаза, уши, нос, язык, кожа).
А какие чувства соответствуют этим органам…(ответы детей)
глаза - зрение; уши - слух; язык - вкус; нос - обоняние;
кожа - осязание.
А почему мы их называем нашими помощниками? (ответы детей)
Они помогают нам познавать окружающий мир, верно. Послушайте,
пожалуйста, стихотворение про наших помощников.
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая, их используешь шутя;
Глаза тебе даны, чтоб видеть.
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту чтоб вкус понять,
А носик - запах различать.
Руки - чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечек напиться.
И ни к чему твоя тревога
Они всегда тебе помогут!
Воспитатель: Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы, отгадав её, поймёте,
о каком органе чувств мы сейчас будем говорить.
Загадка.
Два брата через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).
Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).
Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают видеть
все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов).
Воспитатель: Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную
гимнастику.
Белка дятла поджидала, (перемещаем взгляд вправо-влево)
Гостя вкусно угощала:
-Ну-ка, дятел, посмотри (перемещаем взгляд вверх-вниз)
Вот орехи: раз, два, три!
Пообедал дятел с белкой (помигать глазами)
И пошел играть в горелки. (закрыть глаза и погладить веки указ. пальцами)
Воспитатель: Мы попробуем сейчас потренировать свою зрительную
память.
Воспитатель: Посмотрите на рисунок, который я вам покажу, запомните его
и попробуйте нарисовать его на своих листочках. Рисунок должен быть точно
таким же, как и у меня.(действия детей). Молодцы!
Воспитатель: Игра «Наложенные рисунки»
(Цель: различить контуры 4-5 предметов, наложенных друг на друга)
Воспитатель: ( д/игра «Найди слово») .На мольбертах листы со словами
расположенными в ряд. В каждом ряду спрятано ещё одно слово, найдите
его? (слово загадка закрыто). Я даю вам подсказку, новое слово состоит из
первых букв данных слов.
1 . Кит - Облако - Тапочки. (КОТ)
2 . Велосипед - Апельсин - Торт - Аист. (ВАТА)
3.
Мама - Яблоко - Чайник. (МЯЧ)
3.
Рак - Улитка - Крот - Автобус. (РУКА) (поисковая работа детей)
Воспитатель. Следующий орган чувств…
Отгадываем загадку.
Два брата на одной голове живут,
Все слышат, а друг друга не видят.(Уши)
Какой это орган? (Орган слуха).
Для чего нужны уши? (Слышать звуки).
ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА(забавные задания)
Воспитатель:
1.Встаньте, пожалуйста, сделайте так; левую руку положите на голову и
погладьте себя по голове, а правой рукой делайте круговые движения по
животу. А теперь сделайте все движения одновременно.
2. Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой - до кончика носа,
затем быстро поменяйте положение рук.
Воспитатель: Почему вы встали и выполнили эти упражнения?
Дети: Потому, что услышали, что вы сказали.
Воспитатель: А чем вы услышали? (Ответы детей)
Воспитатель: - Как вы думаете, чтобы научиться говорить, уши нужны? А
что мы слышим ушами? (Звуки)
Воспитатель: Мы с вами знаем, что звуки бывают разными.
Попробуйте определить, что я сейчас буду делать. (Спрятав руки за ширму,
воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми
явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой,
стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу.)
Дети должны каждый раз определить источник звука.
Воспитатель: А теперь послушайте внимательно ряд слов. Подумайте что
здесь лишнее и почему?
1.ТРАВА, ЦВЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, КОРОВА. КУСТЫ;
1.СОБАКА, КОШКА, ВОЛК, КОЗА, СВИНЬЯ;
3.ДИВАН, СТУЛ, КАСТРЮЛЯ, СТОЛ, ШКАФ;
4. ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ГРУША, ОГУРЕЦ. ПЕРСИК.
(ответы детей)
Воспитатель: Хорошо, вы правильно справились с заданием.
Воспитатель: переходим к следующему органу чувств. Загадка.
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос.)
Какой это орган? (Орган обоняния).
Какую работу выполняет нос? (Узнает запахи, помогает дышать).
Какие бывают запахи? ( Приятные, неприятные, ароматные, вредные).
Дыхательное упражнение.
Вдохнуть глубоко через нос и медленно выдохнуть. Повторить 3-4 раза.
Игра «Узнай по запаху»
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что
находится в стаканчиках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон.)
Воспитатель: Как ещё можно определить, что это за продукт, не видя его?
Дети: На вкус.
Воспитатель: И мы переходим к следующему органу чувств. Отгадайте
загадку:
Всегда во рту, но не проглотишь? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, язык.
Какой это орган? (Орган вкуса). Какую работу выполняет язык? (Помогает
говорить, передвигает пищу, узнает вкус пищи).
Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает
определённый вкус. Скажите, что бывает сладким , горьким, кислым,
солёным?(Ответы детей).
Игра «Определи на вкус»
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: Яблоко,
банан, морковь, капусту, печенье, конфеты.
Воспитатель:
Отгадайте последнюю загадку:
Любят труд,
Не терпят скуки,
Всё умеют наши…(Ответы детей) (руки)
Как иначе называют этот орган? (Орган осязания).
Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от
переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопки на счёт)
Вышел пальчик погулять. (Указательный палец правой руки движется по
кругу, по центру левой ладошки)
Только вышел из ворот-
Глядь, другой к нему идёт. (К указательному присоединяется
средний пальчик)
Вместе весело идти,
Ну-ка, третий выходи (Затем присоединяется безымянный пальчик)
Вместе станем в хоровод-
Вот. (Хлопок. затем руки меняются местами) .
Игра «Чудесный мешочек» (ребёнку завязывают глаза, он должен на ощупь
отгадать предмет.) Игра повторяется 4-5 раз, проводится стоя.
Воспитатель: Молодцы, так давайте вспомним, какие помощники есть у
человека. (Дети повторяют и показывают.)
Воспитатель: Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как
они нам помогают. Чувства позволяют понять, запомнить и использовать всё
то, что мы узнали, выучили. Они помогут нам лучше подготовиться к школе,
развить память, внимание.