Напоминание

"Нравственное воспитание младших дошкольников"


Автор: Мурзагалина Крестина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования №159" (структурное подразделение "Детский сад")
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкорстостан
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственное воспитание младших дошкольников.

«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях

отражается нравственная чистота матери и отца»

В.А. Сухомлинский

Воспитание и развитие ребенка младшего дошкольного возраста имеет очень

важное значение, ведь именно в возрасте от 2-4 лет, мы закладываем его основы

дальнейшего нравственного развития. В процессе развития нравственных качеств

должна создаваться благоприятная обстановка для детей, т.е. должно происходить

сотрудничество между родителями и детским садом.

Основная задача дошкольного учреждения – это привитие нравственного

воспитания будущим членам современного общества. Педагоги активно

развиваются в этом направлении и включают все новые методы развития

личностных качеств детей.

В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной

направленности:

- Формирование гуманных чувств и отношений;

- Сформировать уважение к своей национальности и проявление уважения к

другим нациям;

- Воспитание основ патриотизма и гражданственности;

- Формирование желания и умения трудиться.

Дети очень хорошо воспринимают нравственное воспитание, по средствам игры.

Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игровой

деятельности развиваются психические и мыслительные способности.

Нравственные нормы активно усваиваются детьми именно в игровой

деятельности. Лишь в игре ребенок может поставить себя на место другого, и

научиться действовать в соответствие с нравственными нормами.

Можно использовать игровые упражнения такие, как «Будь всегда вежливым»,

«Добрые слова», «Вежливо-невежливо». В процессе этих игр дети вспоминают

как нужно вести себя в той или иной ситуации. Таким образом они закрепляют

правила поведения.

Воспитание у детей добрых чувств, внимания, заботы, сочувствия, взаимопомощи

хорошо проявляются в игровых развивающихся ситуациях: «Угости кукол чаем»,

«Зайчонок заболел», «Верные друзья».

К возрасту 4-5 лет формируется способность к сюжетно-ролевым играм. Дети

активно проявляют интерес в перевоплощение в разные роли, учатся

взаимодействовать друг с другом. Сюжетно-ролевые игры такие, как «Больница»,

«Магазин», «Парикмахерская» помогают детям понять простые жизненные

ситуации. Игры «Дом», «Детский сад» - воспитывают гуманные чувства у детей.

Также дети хорошо воспринимают нравственное воспитание по средствам сказок.

Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают

добро и зло. Участвуя в театрализованных играх ребенок, изображая, того или

иного героя пропускает через себя его положительные и отрицательные качества,

делая для себя выводы, как нужно поступать в данной ситуации.

Главным средством воспитания в дошкольном возрасте является трудовая

деятельность. Важным моментом при планирование трудовой деятельности

является формирование трудовой активности ребенка как собственного критерия

оценки личности.

Неоднократно подчеркивал высокую значимость дошкольного возраста в

становление нравственных черт характера А.С. Макаренко. Именно в данном

возрасте, при условии целенаправленного воспитания закладываются основы

моральных качеств личности.

Важность трудовой деятельности в правильном развитии человека отмечал К.Д.

Ушинский. В своих работах Ушинский говорит о том, что труд, является главным

фактором создания материальных ценностей и необходим для физического,

умственного и нравственного совершенствования человека.

Содержание труда реализуется в разных формах организации:

- Поручения;

- Дежурства;

- Общий, совместный и коллективный труд.

Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связанно с нравственным

воспитанием: в ходе данной деятельности воспитываются личностные качества и

положительные взаимоотношения между детьми. Формируются такие качества,

усидчивость, добросовестность, взаимопомощь. Воспитывая положительное

отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное

качество личности. В труде дети успешно усваивают и закрепляют нравственные

нормы поведения.

В заключение хочу написать, что мы должны формировать основы нравственного

воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста. В дошкольные года под

руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения,

отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы

общества.

После проведенной работы к концу 4-5 лет дети уже умеют правильно оценивать

свои поступки, становятся доброжелательными друг к другу, взрослым,

проявляют заботу, соблюдают правила поведения в детском саду.



В раздел образования