Автор: Мурзагалина Крестина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования №159" (структурное подразделение "Детский сад")
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкорстостан
Наименование материала: статья
Тема: "Нравственное воспитание младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Нравственное воспитание младших дошкольников.
«Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях
отражается нравственная чистота матери и отца»
В.А. Сухомлинский
Воспитание и развитие ребенка младшего дошкольного возраста имеет очень
важное значение, ведь именно в возрасте от 2-4 лет, мы закладываем его основы
дальнейшего нравственного развития. В процессе развития нравственных качеств
должна создаваться благоприятная обстановка для детей, т.е. должно происходить
сотрудничество между родителями и детским садом.
Основная задача дошкольного учреждения – это привитие нравственного
воспитания будущим членам современного общества. Педагоги активно
развиваются в этом направлении и включают все новые методы развития
личностных качеств детей.
В детском саду реализуются следующие воспитательные задачи нравственной
направленности:
- Формирование гуманных чувств и отношений;
- Сформировать уважение к своей национальности и проявление уважения к
другим нациям;
- Воспитание основ патриотизма и гражданственности;
- Формирование желания и умения трудиться.
Дети очень хорошо воспринимают нравственное воспитание, по средствам игры.
Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В игровой
деятельности развиваются психические и мыслительные способности.
Нравственные нормы активно усваиваются детьми именно в игровой
деятельности. Лишь в игре ребенок может поставить себя на место другого, и
научиться действовать в соответствие с нравственными нормами.
Можно использовать игровые упражнения такие, как «Будь всегда вежливым»,
«Добрые слова», «Вежливо-невежливо». В процессе этих игр дети вспоминают
как нужно вести себя в той или иной ситуации. Таким образом они закрепляют
правила поведения.
Воспитание у детей добрых чувств, внимания, заботы, сочувствия, взаимопомощи
хорошо проявляются в игровых развивающихся ситуациях: «Угости кукол чаем»,
«Зайчонок заболел», «Верные друзья».
К возрасту 4-5 лет формируется способность к сюжетно-ролевым играм. Дети
активно проявляют интерес в перевоплощение в разные роли, учатся
взаимодействовать друг с другом. Сюжетно-ролевые игры такие, как «Больница»,
«Магазин», «Парикмахерская» помогают детям понять простые жизненные
ситуации. Игры «Дом», «Детский сад» - воспитывают гуманные чувства у детей.
Также дети хорошо воспринимают нравственное воспитание по средствам сказок.
Через сказку дети легче усваивают моральные нормы и ценности, различают
добро и зло. Участвуя в театрализованных играх ребенок, изображая, того или
иного героя пропускает через себя его положительные и отрицательные качества,
делая для себя выводы, как нужно поступать в данной ситуации.
Главным средством воспитания в дошкольном возрасте является трудовая
деятельность. Важным моментом при планирование трудовой деятельности
является формирование трудовой активности ребенка как собственного критерия
оценки личности.
Неоднократно подчеркивал высокую значимость дошкольного возраста в
становление нравственных черт характера А.С. Макаренко. Именно в данном
возрасте, при условии целенаправленного воспитания закладываются основы
моральных качеств личности.
Важность трудовой деятельности в правильном развитии человека отмечал К.Д.
Ушинский. В своих работах Ушинский говорит о том, что труд, является главным
фактором создания материальных ценностей и необходим для физического,
умственного и нравственного совершенствования человека.
Содержание труда реализуется в разных формах организации:
- Поручения;
- Дежурства;
- Общий, совместный и коллективный труд.
Трудовое воспитание в дошкольном возрасте тесно связанно с нравственным
воспитанием: в ходе данной деятельности воспитываются личностные качества и
положительные взаимоотношения между детьми. Формируются такие качества,
усидчивость, добросовестность, взаимопомощь. Воспитывая положительное
отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное
качество личности. В труде дети успешно усваивают и закрепляют нравственные
нормы поведения.
В заключение хочу написать, что мы должны формировать основы нравственного
воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста. В дошкольные года под
руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения,
отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы
общества.
После проведенной работы к концу 4-5 лет дети уже умеют правильно оценивать
свои поступки, становятся доброжелательными друг к другу, взрослым,
проявляют заботу, соблюдают правила поведения в детском саду.