Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе


Автор: Сергеева Анна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №17
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: Проект
Тема: Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогический проект

« Здоровьесберегающие технологии

в воспитательно-образовательном

процессе»

Составитель:

Сергеева Анна Николаевна

2019г.

Содержание

1.Актуальность проблемы

2.Выявление проблемы

3.Цель и задачи

4.Риски проекта

5. Ожидаемые результаты

6. Этапы реализации проекта

7. План мероприятий по реализации проекта

8.Оценка результатов

9. Список литературы

Тип проекта: Групповой

Вид проекта: Интегративный, информационный, долгосрочный.

Место проведения: МДОУ «Детский сад №17 общеразвивающего

вида»

Сроки проведения: 9 месяцев

Режим работы: во всех режимных моментах

Количество участников: 24 ребенка, 2 воспитателя, младший

воспитатель, медсестра, физработник.

Актуальность проблемы

Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека,

общества и государства в здоровье сберегающем образовании. Ведь

одной

из

приоритетных

задач

образования

становится

сегодня

сбережение

и

укрепление

здоровья

детей,

формирование

у

них

ценно сти

здоровья,

здорового

образа

жизни,

в ы б о р а

образовательных

технологий,

устраняющих

перегрузки

и

сохраняющих здоровье дошкольников.

Как известно, в современных условиях развития нашего общества

наблюдается

резкое

снижение

здоровья

населения.

По

данным

исследований лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют

функциональные

отклонения,

35-40%

хронические

заболевания.

Многие годы дети проводят в стенах

дошкольных учреждений, и

поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться

без участия воспитателя и родителей.

Ситуация

усугубляется

и

тем,

что

в

школу

из

дошкольного

учреждения и семьи приходит не менее 70-80 % детей, имеющих

различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных

нарушений до хронических заболеваний.

В

этих

условиях

внедрение

в

практику

обучения

и

воспитания

здоровье сберегающих технологий является одним из эффективных

средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных

проблем

и

недостатков

в

обеспечении

уровня

здоровья

дошкольников.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

1.

Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

2.

Проявляет хорошие умственные способности, любознательность,

воображение;

3.

Имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный

аспект здоровья);

4.

Честен, самокритичен (нравственное здоровье)

5.

Коммуникабелен (социальное здоровье);

6.

Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

К здоровьесберегающим технологиям, которые применяются в

процессе воспитания, прежде всего, относятся:

-организация и контроль питания детей раннего и дошкольного

возраста, физического развития дошкольников;

-организация профилактических мероприятий в детском саду;

-организация контроля и помощь в обеспечении требований

СанПиНов;

-организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

-медико-профuлактические;

-физкультурно-оздоровительные;

-технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребенка;

-здоровьесбережения и здоровьеобогащения дошкольного

образования;

-технологии валеологического просвещения

ребенка.

1

Утренняя гимнастика

2

Гимнастика после сна

3

Дыхательная гимнастика

4

Подвижные игры

5

Физминутки

6

Пальчиковая гимнастика

7

Самомассаж

Главной задачей воспитателя является не только обучение детей, но

и

сохранение

их

здоровья,

которое

зависит

от

правильно

составленного

расписания

занятий,

режима

дня

и

питания,

с п о р т и в н о - о з д о р о в и т е л ь н ы х

з а н я т и й ,

о т

с о з д а н и я

здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Выявление проблемы.

В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе,

снижена

их

двигательная

активность,

недостаточно

занимаются

физическим

трудом,

а

большую

часть

досуга проводят

в

помещении за просмотром мультфильмов, играют на планшетах.

Одной из важных характеристик образа жизни является питание,

ко т о р о е

н е

в с е гд а

п о л н о ц е н н о .

Н а

з д о р о в ь е

д е т е й

неудовлетворительно

влияет

несоблюдение

гигиенических

норм,

естественного

и

искусственного

освещения

рабочих

мест,

несоответствие дошкольной мебели росту воспитанников.

В связи с этим увеличивается количество детей с неправильной

осанкой,

близорукостью.

Росту

заболеваемости

способствует

ухудшение материально-технического обеспечения спортивной базы

детского сада. Поэтому возникла необходимость изменить условия и

организацию воспитательного процесса.

Но положительных результатов мы можем достигнуть только тогда,

когда в этом будут заинтересованы не только воспитатель, но и

родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой

семьи, стал потребностью каждого человека.

Цель: создать

условия

для

формирования

знаний,

установок,

личностных

ориентиров

и

норм

поведения,

обеспечивающих

сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников.

Задачи в работе с детьми:

-применение

здоровьесберегающих

технологий

на

занятиях

и

в

режимных моментов;

- организация активного спортивного досуга детей;

- формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и

укрепление своего здоровья;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с

учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;

Задачи в работе с родителями:

- формирование у родителей чувства ответственности за сохранение

и укрепление своего здоровья и здоровья своего ребенка;

-развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- организация здоровьесберегающей среды в группе;

-активное участие в жизни группы. (конкурсы, соревнования);

Риски проекта.

1.Плохая посещаемость детей.

2.Малая активность родителей.

Ожидаемые результаты.

От детей:

-

Повышение

функциональных

возможностей

организма

детей.

Развитие физического потенциала дошкольников;

- Рост уровня физического развития и физической подготовленности

детей;

- Повышение приоритета здорового образа жизни;

- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому

образу жизни;

-

Повышение

уровня

самостоятельности

и

а кт и в н о с т и

дошкольников;

- Сокращение количества пропусков по болезни;

- Высокий уровень сплочения детского коллектива;

От родителей:

- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения

здоровья детей;

- Активное участие родителей в делах группы;

Этапы реализации проекта.

1. В реализации проекта участвуют

воспитатели работающие в

группе, медицинский работник, прикрепленный к детскому саду,

педагоги дополнительного образования, родители.

2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:

1) Подготовительный этап (сентябрь)

Его

основной

задачей

является

создание

условий

для

успешной

реализации проекта, которая включает в себя:

- изучение литературы и материалов интернета по использованию

здоровьесберегающих технологий;

-

изучение

современных

технологий

новаторов,

обобщение

их

п е д а го г и ч е с ко го

о п ы т а

( н о в ы е

ф о р м ы

о р г а н и з а ц и и

з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ е й

с р е д ы ,

в

у ч е б н о м

п р о ц е с с е :

здоровьесберегающие

технологии

Базарного

В.Ф.,

дыхательная

гимнастика

Стрельниковой

А.Н.,

комплекс

подвижных

игр

Шишкиной В.А.,)

- определение стратегии и тактики деятельности.

-оборудование физуголка с привлечением помощи родителей.

-консультация с медсестрой по вопросам группы здоровья детей и их

антропометрии.

2) Основной этап (с октября по апрель).

Предполагает организацию деятельности по реализации цели и задач

программы.

Она предусматривает следующие направления работы:

1.Определение уровня здоровья детей, консультации медицинской

сестры;

2.Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях;

3.Создание

системы

взаимосвязи

и

сотрудничества

с

педагогом

физического воспитания;

4.Выполнение

всех

принятых

санитарно-гигиенических

норм

и

требований;

5. Индивидуальная работа с детьми.

6.

Работа

с

родителями

(консультации,

организация

открытой

гимнастики)

3) Заключительный этап (май).

Проводится анализ деятельности по реализации проекта; постановка

задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья детей.

План реализации проекта:

НОД:

- строгое соблюдение режима занятий (по правильно составленному

расписанию по СанПиН);

- построение занятий с учётом работоспособности детей;

- использование средств наглядности;

- смена видов деятельности;

- обязательное выполнение гигиенических требований;

- благоприятный эмоциональный настрой;

-

применение

дидактических

игр,

физкультминуток,

дыхательной

гимнастики, пальчиковой гимнастики;

- работа в группах и индивидуально.

В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ:

-Подвижные игры.

-Полоскание полости рта (профилактика кариеса).

-Утренняя гимнастика, гимнастика после сна.

- Дни здоровья, спортивные праздники.

Формы работы с детьми:

- беседы на тему здоровье сбережения,

- утренняя гимнастика (при благоприятных погодных условиях – на

свежем воздухе);

- подвижные игры на прогулках;

-физкультминутки,

пальчиковая

и

дыхательная

гимнастика

в

режимных моментах;

- организация спортивных праздников, дней здоровья.

Формы работы медицинской сестры:

- мониторинг здоровья учащихся начальной школы;

-проведение

углубленных

медицинских

осмотров

детей

с

приглашением специалистов из ЦРБ;

- взаимодействие в процессе профилактики заболеваний;

Формы работы с родителями воспитанников:

- консультации на темы сохранения и укрепления здоровья;

- индивидуальные консультации;

- привлечение родителей к ремонту группы;

-помощь

в

организации

физуголка

в

группе,

приобретение

физинвентаря.

-активная помощь в конкурсах и соревнованиях в детском саду.

-участие в мероприятии «Кто с зарядкой дружит, тот никогда не

тужит».

Темы родительских консультаций:

- «Соблюдаем режим дня »;

- Скажи «НЕТ» вредным привычкам;

- «Закаливание ребёнка в семье»;

- «Как помочь нашим детям быть здоровыми»;

- Роль утренней зарядки в укрепление здоровья детей;

Оценка результатов:

За

время

проведения

проекта

повысились

функциональные

возможности организма детей их и физический потенциал;

В ы р о с

у р о в е н ь

ф и з и ч е с ко го

р а з в и т и я

и

ф и з и ч е с ко й

подготовленности детей, уровень сплочения детского коллектива.

Повысился

приоритет

здорового

образа

жизни,

мотивация

к

двигательной

деятельности,

здоровому

образу

жизни

не

только

детей, но их родителей. Уровень самостоятельности и активности

дошкольников

увеличился; Количества

пропусков

по

болезни

уменьшилось;

Родители с большой активностью участвовали в делах группах и по

вопросам сохранения здоровья детей;

Список литературы

1.

Т. Г. Карепова. Формирование здорового образа жизни у

дошкольников: планирование, система работы/ авт.-сост.

Волгоград: Учитель, 2010.-170 с.

2.

Л.В Качетковой. Оздоровление детей в условиях детского

сада-М.:ТЦ Сфера, 2005.-112с.-(Библиотека руководителяДОУ)

3.

Интернет ресурсы.

4.

СанПиН 2013 года.



В раздел образования