Автор: Сергеева Анна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №17
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: Проект
Тема: Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе
Раздел: дошкольное образование
Педагогический проект
« Здоровьесберегающие технологии
в воспитательно-образовательном
процессе»
Составитель:
Сергеева Анна Николаевна
2019г.
Содержание
1.Актуальность проблемы
2.Выявление проблемы
3.Цель и задачи
4.Риски проекта
5. Ожидаемые результаты
6. Этапы реализации проекта
7. План мероприятий по реализации проекта
8.Оценка результатов
9. Список литературы
Тип проекта: Групповой
Вид проекта: Интегративный, информационный, долгосрочный.
Место проведения: МДОУ «Детский сад №17 общеразвивающего
вида»
Сроки проведения: 9 месяцев
Режим работы: во всех режимных моментах
Количество участников: 24 ребенка, 2 воспитателя, младший
воспитатель, медсестра, физработник.
Актуальность проблемы
Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека,
общества и государства в здоровье сберегающем образовании. Ведь
одной
из
приоритетных
задач
образования
становится
сегодня
сбережение
и
укрепление
здоровья
детей,
формирование
у
них
ценно сти
здоровья,
здорового
образа
жизни,
в ы б о р а
образовательных
технологий,
устраняющих
перегрузки
и
сохраняющих здоровье дошкольников.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества
наблюдается
резкое
снижение
здоровья
населения.
По
данным
исследований лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют
функциональные
отклонения,
35-40%
хронические
заболевания.
Многие годы дети проводят в стенах
дошкольных учреждений, и
поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться
без участия воспитателя и родителей.
Ситуация
усугубляется
и
тем,
что
в
школу
из
дошкольного
учреждения и семьи приходит не менее 70-80 % детей, имеющих
различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных
нарушений до хронических заболеваний.
В
этих
условиях
внедрение
в
практику
обучения
и
воспитания
здоровье сберегающих технологий является одним из эффективных
средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных
проблем
и
недостатков
в
обеспечении
уровня
здоровья
дошкольников.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:
1.
Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);
2.
Проявляет хорошие умственные способности, любознательность,
воображение;
3.
Имеет хороший уровень самообучаемости (интеллектуальный
аспект здоровья);
4.
Честен, самокритичен (нравственное здоровье)
5.
Коммуникабелен (социальное здоровье);
6.
Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
К здоровьесберегающим технологиям, которые применяются в
процессе воспитания, прежде всего, относятся:
-организация и контроль питания детей раннего и дошкольного
возраста, физического развития дошкольников;
-организация профилактических мероприятий в детском саду;
-организация контроля и помощь в обеспечении требований
СанПиНов;
-организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
-медико-профuлактические;
-физкультурно-оздоровительные;
-технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка;
-здоровьесбережения и здоровьеобогащения дошкольного
образования;
-технологии валеологического просвещения
ребенка.
1
.
Утренняя гимнастика
2
.
Гимнастика после сна
3
.
Дыхательная гимнастика
4
.
Подвижные игры
5
.
Физминутки
6
.
Пальчиковая гимнастика
7
.
Самомассаж
Главной задачей воспитателя является не только обучение детей, но
и
сохранение
их
здоровья,
которое
зависит
от
правильно
составленного
расписания
занятий,
режима
дня
и
питания,
с п о р т и в н о - о з д о р о в и т е л ь н ы х
з а н я т и й ,
о т
с о з д а н и я
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Выявление проблемы.
В настоящее время дети очень мало бывают на свежем воздухе,
снижена
их
двигательная
активность,
недостаточно
занимаются
физическим
трудом,
а
большую
часть
досуга проводят
в
помещении за просмотром мультфильмов, играют на планшетах.
Одной из важных характеристик образа жизни является питание,
ко т о р о е
н е
в с е гд а
п о л н о ц е н н о .
Н а
з д о р о в ь е
д е т е й
неудовлетворительно
влияет
несоблюдение
гигиенических
норм,
естественного
и
искусственного
освещения
рабочих
мест,
несоответствие дошкольной мебели росту воспитанников.
В связи с этим увеличивается количество детей с неправильной
осанкой,
близорукостью.
Росту
заболеваемости
способствует
ухудшение материально-технического обеспечения спортивной базы
детского сада. Поэтому возникла необходимость изменить условия и
организацию воспитательного процесса.
Но положительных результатов мы можем достигнуть только тогда,
когда в этом будут заинтересованы не только воспитатель, но и
родители. Нужно, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой
семьи, стал потребностью каждого человека.
Цель: создать
условия
для
формирования
знаний,
установок,
личностных
ориентиров
и
норм
поведения,
обеспечивающих
сохранение и укрепление физического здоровья воспитанников.
Задачи в работе с детьми:
-применение
здоровьесберегающих
технологий
на
занятиях
и
в
режимных моментов;
- организация активного спортивного досуга детей;
- формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и
укрепление своего здоровья;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с
учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
Задачи в работе с родителями:
- формирование у родителей чувства ответственности за сохранение
и укрепление своего здоровья и здоровья своего ребенка;
-развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- организация здоровьесберегающей среды в группе;
-активное участие в жизни группы. (конкурсы, соревнования);
Риски проекта.
1.Плохая посещаемость детей.
2.Малая активность родителей.
Ожидаемые результаты.
От детей:
-
Повышение
функциональных
возможностей
организма
детей.
Развитие физического потенциала дошкольников;
- Рост уровня физического развития и физической подготовленности
детей;
- Повышение приоритета здорового образа жизни;
- Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому
образу жизни;
-
Повышение
уровня
самостоятельности
и
а кт и в н о с т и
дошкольников;
- Сокращение количества пропусков по болезни;
- Высокий уровень сплочения детского коллектива;
От родителей:
- Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения
здоровья детей;
- Активное участие родителей в делах группы;
Этапы реализации проекта.
1. В реализации проекта участвуют
воспитатели работающие в
группе, медицинский работник, прикрепленный к детскому саду,
педагоги дополнительного образования, родители.
2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:
1) Подготовительный этап (сентябрь)
Его
основной
задачей
является
создание
условий
для
успешной
реализации проекта, которая включает в себя:
- изучение литературы и материалов интернета по использованию
здоровьесберегающих технологий;
-
изучение
современных
технологий
новаторов,
обобщение
их
п е д а го г и ч е с ко го
о п ы т а
( н о в ы е
ф о р м ы
о р г а н и з а ц и и
з д о р о в ь е с б е р е г а ю щ е й
с р е д ы ,
в
у ч е б н о м
п р о ц е с с е :
здоровьесберегающие
технологии
Базарного
В.Ф.,
дыхательная
гимнастика
Стрельниковой
А.Н.,
комплекс
подвижных
игр
Шишкиной В.А.,)
- определение стратегии и тактики деятельности.
-оборудование физуголка с привлечением помощи родителей.
-консультация с медсестрой по вопросам группы здоровья детей и их
антропометрии.
2) Основной этап (с октября по апрель).
Предполагает организацию деятельности по реализации цели и задач
программы.
Она предусматривает следующие направления работы:
1.Определение уровня здоровья детей, консультации медицинской
сестры;
2.Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях;
3.Создание
системы
взаимосвязи
и
сотрудничества
с
педагогом
физического воспитания;
4.Выполнение
всех
принятых
санитарно-гигиенических
норм
и
требований;
5. Индивидуальная работа с детьми.
6.
Работа
с
родителями
(консультации,
организация
открытой
гимнастики)
3) Заключительный этап (май).
Проводится анализ деятельности по реализации проекта; постановка
задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья детей.
План реализации проекта:
НОД:
- строгое соблюдение режима занятий (по правильно составленному
расписанию по СанПиН);
- построение занятий с учётом работоспособности детей;
- использование средств наглядности;
- смена видов деятельности;
- обязательное выполнение гигиенических требований;
- благоприятный эмоциональный настрой;
-
применение
дидактических
игр,
физкультминуток,
дыхательной
гимнастики, пальчиковой гимнастики;
- работа в группах и индивидуально.
В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ:
-Подвижные игры.
-Полоскание полости рта (профилактика кариеса).
-Утренняя гимнастика, гимнастика после сна.
- Дни здоровья, спортивные праздники.
Формы работы с детьми:
- беседы на тему здоровье сбережения,
- утренняя гимнастика (при благоприятных погодных условиях – на
свежем воздухе);
- подвижные игры на прогулках;
-физкультминутки,
пальчиковая
и
дыхательная
гимнастика
в
режимных моментах;
- организация спортивных праздников, дней здоровья.
Формы работы медицинской сестры:
- мониторинг здоровья учащихся начальной школы;
-проведение
углубленных
медицинских
осмотров
детей
с
приглашением специалистов из ЦРБ;
- взаимодействие в процессе профилактики заболеваний;
Формы работы с родителями воспитанников:
- консультации на темы сохранения и укрепления здоровья;
- индивидуальные консультации;
- привлечение родителей к ремонту группы;
-помощь
в
организации
физуголка
в
группе,
приобретение
физинвентаря.
-активная помощь в конкурсах и соревнованиях в детском саду.
-участие в мероприятии «Кто с зарядкой дружит, тот никогда не
тужит».
Темы родительских консультаций:
- «Соблюдаем режим дня »;
- Скажи «НЕТ» вредным привычкам;
- «Закаливание ребёнка в семье»;
- «Как помочь нашим детям быть здоровыми»;
- Роль утренней зарядки в укрепление здоровья детей;
Оценка результатов:
За
время
проведения
проекта
повысились
функциональные
возможности организма детей их и физический потенциал;
В ы р о с
у р о в е н ь
ф и з и ч е с ко го
р а з в и т и я
и
ф и з и ч е с ко й
подготовленности детей, уровень сплочения детского коллектива.
Повысился
приоритет
здорового
образа
жизни,
мотивация
к
двигательной
деятельности,
здоровому
образу
жизни
не
только
детей, но их родителей. Уровень самостоятельности и активности
дошкольников
увеличился; Количества
пропусков
по
болезни
уменьшилось;
Родители с большой активностью участвовали в делах группах и по
вопросам сохранения здоровья детей;
Список литературы
1.
Т. Г. Карепова. Формирование здорового образа жизни у
дошкольников: планирование, система работы/ авт.-сост.
Волгоград: Учитель, 2010.-170 с.
2.
Л.В Качетковой. Оздоровление детей в условиях детского
сада-М.:ТЦ Сфера, 2005.-112с.-(Библиотека руководителяДОУ)
3.
Интернет ресурсы.
4.
СанПиН 2013 года.