Автор: Людмила Сергеевна Охлопкова
Должность: учитель индивидуального обучения
Учебное заведение: МБОУ НСОШ№2
Населённый пункт: г. Якутск, с. Намцы Намского улуса
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическое сопровождение адаптации в младшей школе
Раздел: начальное образование
Психологическое сопровождение адаптации в младшей школе
Охлопкова Людмила Сергеевна, педагог-психолог
МБОУ НСОШ №2
Введение
Психолого-педагогическое
сопровождение
-
это
профессиональная
деятельность взрослых, взаимодействующих с ребенком в школьной среде. Ребенок,
приходя
в
школу
и
погружаясь
в
школьную
среду,
решает
свои
определенные
задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития,
социализации, образования и др. Сопровождающая работа находящихся рядом с
ним взрослых направлена на создание благоприятных социально-психологических
условий для его успешного обучения, социального и психологического развития.
Роль педагога сводится, в самом общем виде, к четкой и последовательной
ориентации
школьника
на
определенные
пути
развития,
прежде
всего
-
интеллектуального
и
эстетического.
Именно
педагог
задает
большинство
параметров и свойств школьной среды, создавая и реализуя концепции обучения и
воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения и
многое другое.
Школьный психолог создает условия для продуктивного движения ребенка по
тем путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями Педагога
и
Семьи, а иногда и в противовес им: помогать ему делать осознанные конфликты;
осваивать
наиболее
индивидуально
значимые
и
ценные
методы
познания,
общения, понимания себя и других, то есть, деятельность психолога задается той
социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится
ребенок.
В
логике
системно-ориентационного
подхода
сопровождение
–
это
взаимодействие
сопровождающего
и
сопровождаемого,
направленное
на
разрешение
жизненных
проблем
развития
сопровождаемого
наиболее
эффективным
методом.
Таким
методом
в
современной
практике
образования
можно назвать новый компонент – психолого-педагогическую поддержку в процессе
сопровождения. Ее основные принципы: согласие ребенка на помощь и поддержку,
опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на
1
способность
ребенка
самостоятельно
преодолевать
трудности;
сотрудничество,
содействие;
доброжелательность;
безопасность,
защита
здоровья,
прав,
человеческого
достоинства;
рефлексивно-аналитический
подход
к
процессу
и
результату.
Целью
психолого-педагогической
поддержки
является
устранение
препятствий, мешающих самостоятельному продвижению ребенка в образовании.
Цель
сопровождения
с
введением
ФГОС
стала
глубоко
психологической
по
своему
содержанию
(
ведь
цель
–
это
развитие
личности
ребёнка
),
опора
на
знание
психологических
закономерностей
развития
и
обучения
,
использование
психологических
методов
и
средств
повышения
эффективности
образования
.
Виды
работ
психологического
сопровождения
включают
в
себя
:
профилактику
,
диагностику
,
консультирование
,
развивающую
работу
,
психологическое
просвещение
и
экспертизу
.
Модель
психологического
сопровождения
ФГОС
была
разработана
исходя
из
того
,
что
во
все
времена
и
при
любых
реформах
и
преобразованиях
в
школе
важнейшими
остаются
всегда
3
направления
:
-
развитие
способности
к
самоопределению
;
-
развитие
личности
;
-
развитие
творческого
потенциала
личности
.
При
этом
все
эти
3
направления
взаимосвязаны
и
требуют
комплексного
подхода
.
В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и
умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным
развитием
и
сохранением
психологического
здоровья
учащихся.
Существенное
значение
в
их
достижении
имеет
психолого-педагогическое
сопровождение
обучаемых.
Адаптация
в
младшей
школе
Современное
научное
знание
демонстрирует
возрастающий
интерес
к
проблеме
эмоционального
благополучия
личности
.
Отрицательные
стороны
жизни
,
такие
,
как
наркомания
,
СПИД
,
терроризм
,
детская
агрессивность
и
насилие
в
обществе
нарастают
.
Расслоение
общества
по
2
доходам
и
образованию
,
экологический
кризмс
и
многое
другое
пока
не
поддается
контролю
.
В
настоящее
время
увеличилось
число
тревожных
детей
,
отличающихся
повышенным
беспокойством
,
неуверенностью
,
эмоциональной
неустойчивостью
.
Переживание
неблагополучия
в
условиях
школы
обозначается
по
-
разному
:
«
школьный
невроз
» ,
«
школьная
фобия
», «
дидактогения
», «
дидактогенные
неврозы
».
Каждое
из
определений
указывает
на
отдельные
состояния
школьников
,
характеризующиеся
комплексом
переживаний
,
ведущих
к
эмоциональной
неустойчивости
,
лабильности
и
дезадаптации
.
(
Е
.
А
.
Белошапкина
. «
Эмоциональное
благополучие
школьников
»
Психология
в
школе
, 2016 №3)
Младший
школьный
возраст
традиционно
считают
эмоционально
насыщенным. Это связано с тем, что после поступления в школу расширяется круг
потенциально
тревожных
событий,
прежде
всего
за
счет
оценочных
ситуаций,
усиленных факторами публичности (ответ у доски, контрольная работа и пр.) С
учетом того что данный возраст отмечен одним из наиболее ярких возрастных
кризисов
развития
(«кризис
семи
лет»),
не
удивительно,
что
шести-семилетний
ребенок
становится
особо
эмоционально
возбудимым,
раздражительным,
капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли школьника. О
важности
данного
процесса
свидетельствует
хотя
бы
тот
факт,
что
Всемирной
организацией здравоохранения данный период назван периодом школьного шока.
Многие педагоги и родители недооценивают те качественные изменения,
которые происходят в ребенке во время его учения. Гораздо большее внимание
уделяется количественным параметрам приобретаемых ребенком знаний и умений.
Качественные же изменения особенно значимы, они могут сыграть как позитивную,
так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье либо подорвать
его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии восполнить, то возникшие
психологические
нарушения
могут
иметь
стойкий
характер,
трудно
поддаваться
коррекции.
Пристальное
внимание
к
школьной
адаптации
вызвано
тем,
что,
являясь
динамическим
процессом
прогрессивной
перестройки
функциональных
систем
организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления,
3
возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в
сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами
ее характера.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ-
лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль -
ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не -
привычную
для
детей
жизненную
ситуацию
проявляется
в
том,
что
от
благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной
деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его
отношение к школе и учению.
Адаптированность –
уровень
фактического
приспособления
человека,
его
социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности
собой и своей жизнью.
По
уровню
адаптированности
можно
выявить
следующие
группы
школьников:
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев
обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в
школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение,
они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все
требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми,
либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования
правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом
ученика,
и
с
новыми
требованиями,
и
с
новым
режимом.
Это легкая
форма
адаптации.
Вторая
группа
детей
имеет
длительный
период
адаптации,
период
несоответствия
их
поведения
требованиям
школы
затягивается:
дети
не
могут
принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети
испытывают
трудности
в
усвоении
учебной
программы.
Лишь
к
концу
первого
полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это
форма средней тяжести адаптация.
Третья
группа
–
дети,
у
которых
социально-психологическая
адаптация
связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную
4
программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление
отрицательных
эмоций.
Именно
на
таких
детей
чаще
всего
жалуются
учителя,
родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие
контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.
Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с
нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к
обучению.
Если
вовремя
не
разобраться
в
причинах
плохого
поведения,
не
скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву,
дальнейшей
задержке
в
развитии
и
неблагоприятно
отразиться
на
состоянии
здоровья
ребенка.
Так
или
иначе,
плохое
поведение
–
сигнал
тревоги,
повод
внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах
трудности адаптации к школе.
Профилактическая работа педагога-психолога
I
этап
(1
класс
) –
поступление
ребенка
в
школу
Начало обучения в школе – один из значимых моментов в жизни человека,
период его качественного изменения, точка перехода к новому состоянию. Первые
годы обучения в школе становятся своего рода «лакмусом» для выявления ранних
нарушений
развития.
Тогда
выходят
на
поверхность
семейные
факторы.
Ранние
аномалии личностного развития при переходе в школу имеют тенденцию заново
активизироваться.
Начало обучения в школе совпадает с интенсивным психическим развитием.
Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды
памяти,
словесно-логическое
мышление.
Высокая
эмоциональность
способствует
преобладанию
непроизвольных
реакций.
Но
ученики
уже
могут
сознательно
управлять
своим
поведением,
подчиняться
необходимым
требованиям
–
развивается
произвольность.
Поддержка
мотивации
идет
через
развитие
любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым
детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно
уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем
школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана
действий, начинает развиваться способность к рефлексии.
5
Как
правило,
ребята
стремятся
стать
школьниками:
они
идут
в
школу
с
большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из
них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих
детей период адаптации к школе может быть травмирующим.
Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить
на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый
этап
–
ориентировочный,
характеризующийся
бурной
реакцией
и
значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три
недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит
какие-то
оптимальные
варианты
реакций
на
эти
воздействия.
На
втором
этапе
затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм
находит
наиболее
подходящие
варианты
реагирования
на
нагрузку,
требующие
меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не
безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут
стоить организму ребенка здоровья.
В
рамках
этого
этапа
проводится
:
1 .
Психолого
-
педагогическая
диагностика
,
направленная
на
определение
стартовых
возможностей
ребенка
.
Диагностика
позволяет
судить
об
уровне
психологической
готовности
и
сформированности
некоторых
универсальных
учебных
действий
у
ребенка
.
Такими показателями являются:
Способность ребенка к умственной активности (инициативность и настой -
чивость в умственной деятельности);
Способность к саморегуляции учебной деятельности (осознание цели, уме-
ние планировать действия по достижению целей, контролировать результаты,
ориентироваться на образец);
Способность удерживать в памяти небольшие порции информации, указания
педагога,
необходимые
для
выполнения
задания
(кратковременная
память);
способность осуществлять элементарные умозаключения, рассуждать;
Словарное развитие и способность фонематического восприятия (слуха).
6
Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осу-
ществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе
всего периода обучения.
2 .
Проведение
групповых
и
индивидуальных
консультаций
родителей
первоклассников
.
Психологическое
просвещение
родителей
в
связи
с
внедрением
ФГОСОВ
.
Индивидуальные
консультации
проводятся
для
родителей
,
чьи
дети
по
результатам
тестирования
имеют
низкий
уровень
сформированности
универсальных
учебных
действий
и
могут
испытывать
трудности
в
обучении
.
3.
Групповая
консультация
педагогов
первоклассников
,
носящая
на
данном
этапе
общий
ознакомительный
характер
.
II
этап
–
первичная
адаптация
детей
к
школе
.
Без
преувеличения
его
можно
назвать
самым
сложным
для
детей
и
самым
ответственным
для
взрослых
.
В
рамках
данного
этапа
проводится
:
1 .
Проведение
консультаций
и
просветительской
работы
с
родителями
первоклассников
,
направленной
на
ознакомление
взрослых
с
основными
задачами
и
трудностями
периода
первичной
адаптации
,
тактикой
общения
и
помощи
детям
.
2 .
Проведение
групповых
и
индивидуальных
консультаций
педагогов
по
выработке единого
подхода
к
отдельным
детям
и
единой
системе
требований
к
классу
со
стороны
различных
педагогов
,
работающих
с
классом
.
3.
Организация
методической
работы
педагогов
,
направленной
на
построение
учебного
процесса
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
и
возможностями
школьников
,
выявленными
в
ходе
диагностики
и
наблюдения
за
детьми
в
первые
недели
обучения
.
Критериями
благополучной
адаптации
детей
к
школе
М.М.
Безруких
предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на
протяжении
первого
полугодия,
отсутствие
выраженных
неблагоприятных
изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются негативные
изменения в поведении ребенка: это может быть чрезмерное возбуждение, даже
7
агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессивность. Может возникнуть
чувство страха, нежелание идти в школу и т.д.
Мы
используем
следующие
способы
изучения
течения
адаптации
первоклассников
к
школьному
обучению:
• проективная методика Пономаренко «Такие разные деревья», рисунки на тему
«Что мне нравится в школе»;
• шкала
для
определения
эмоционального
состояния
первоклассников
при
адаптации
к
школе с
целью
снижения
и
профилактики
нарушений
нервно-
психического здоровья у первоклассников.
мониторинг
развития
саморегуляции
в
течение
первого
года
обучения
с
целью
выявления
детей
с
трудностями
формирования
произвольной
сферы
.
В
первом
классе
бывают
ученики,
которые
не
могут
управлять
своим
поведением, подчиняться необходимым требованиям – с недостаточным развитием
произвольности.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и
тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в
течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия
и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что
можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни.
У
части
детей
адаптация
к
школе
проходит
тяжело.
При
этом
значительные
нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это
свидетельствует
о
непосильности
учебных
нагрузок
и
режима
обучения
для
организма данного первоклассника.
Школьная
дезадаптация
-
это
образование
неадекватных
механизмов
приспособления
ребенка
к
школе
в
форме
нарушений
учебы
и
поведения,
конфликтных
отношений;
психогенных
заболеваний
и
реакций,
повышенного
уровня тревожности, искажений в личностном развитии (по Овчаровой Р.В.).
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников
Форма дезадаптации
Причины
Коррекционные мероприятия
8
Неприспособленность к
предметной стороне учебной
деятельности
Недостаточное
интеллектуальное и
психомоторное развитие
ребенка, отсутствие
помощи и внимания со
стороны родителей и
учителей
Специальные беседы с
ребенком, в ходе которых
надо установить причины
нарушений учебных навыков
и дать рекомендации роди-
телям
Неспособность
произвольно управлять
своим поведением
Неправильное воспитание в
семье (отсутствие внешних
норм, ограничений)
Работа с семьей; анализ
собственного поведения
учителем с целью
предотвратить возможное
неправильное поведение.
Неспособность принять темп
школьной жизни (чаще
встречается у соматически
ослабленных детей, детей с
задержками развития,
слабым типом нервной
системы)
Неправильное воспитание в
семье или игнорирование
взрослыми
индивидуальных особенно-
стей детей
Работа с семьей, определение
оптимального режима
нагрузки ученика
Школьный невроз, или
«фобия школы», - неумение
разрешить противоречие
между семейными и
школьными «мы»
Ребенок не может выйти за
границы семейной
общности - семья не
выпускает его (чаще это у
детей, родители которых
Необходимо подключение
школьного психолога -
семейная терапия или
групповые занятия для
детей в сочетании с
Психологическое сопровождение адаптированности во 2-4-х классах.
В работе с младшими школьниками особое внимание уделяется развитию
личности детей через обращение к эмоциональной сфере.
Школьная тревожность младшего школьника является очевидным признаком
трудностей в процессе школьной адаптации.
Эмоциональные реакции и состояния человека являются основными формами
осознания им своей индивидуальности и помогают адаптироваться к окружающему
миру.
9
Здоровая
эмоциональная
сфера,
адекватность
эмоций,
чувств,
настроения,
всех
эмоциональных
проявлений
детей
–
необходимое
условие
максимального
развития
природного
потенциала
ребенка,
успешной
адаптации
в
социальной
жизни, постоянного движения вперед.
Школьная
тревожность
может
проявляться
в
поведении
самым
разным,
иногда
неожиданным
способом,
маскируясь
под
другие
проблемы.
По
данным
авторов
учебного
пособия
«Диагностика
и
коррекция
тревожности
в
школьном
возрасте» (1993), основными диагностическими признаками тревожности являются
пассивность
на
уроке,
скованность
при
ответах,
растерянность
при
малейшем
замечании со стороны учителя. На перемене тревожный ребенок не может найти
себе
занятие,
любит
находиться
среди
детей,
не
устанавливая,
однако,
тесных
контактов с ними. Кроме того, из-за значительных эмоциональных нагрузок ребенок
начинает
чаще
болеть,
снижается
сопротивляемость
организма
соматическими
заболеваниями.
Таблица
Среди признаков школьной тревожности, являющихся универсальными для
любого возраста, прежде всего стоит отметить ухудшение соматического здоровья
обучающегося.
Тревожные дети могут маскировать эмоциональный дискомфорт тем, что
огрызаются в ответ на замечания, проявляют чрезмерную обидчивость в отношениях
с одноклассниками, иногда доходя до драк.
Будучи
субъективно
неприятным
эмоциональным
состоянием,
тревога
зачастую включает механизмы психологической защиты. По законам компенцации
она
может
выражаться
в
прямо
противоположном
поведении
–
негативизме
и
демонстративных реакциях.
Невнимательность, снижение концентрации внимания на уроках – признак
школьной
тревожности.
Известно,
что
неумение
выделить
главное
задание,
сосредоточиться
на
нем,
стремление
объять
своим
вниманием
все
элементы
деятельности характерны для всех тревожных людей, независимо от возраста. Во
многих случаях отсутствие внимания во время урока, только физическое присутствие
на
уроке
характерны
для
детей,
которые
таким
образом
стремятся
избежать
фрагментов школьной среды, вызывающих беспокойство. В результате они либо
10
постоянно вытесняют тревожные элементы из поля сознания, либо пребывают в
мире собственных мыслей и дней, не вызывающих тревоги, благодаря чему данное
состояние
для
них
наиболее
комфортно.
Помочь
таким
детям
стать
более
внимательными – значит помочь им справиться с тревожностью.
Поскольку
тревога
является
неотъемлемым
элементом
адаптационного
процесса,
больше
всего
беспокойства
по
поводу
школьной
жизни
ощущают
первоклассники,
для
которых
посещение
школы
представляет
принципиально
новую форму организацию жизни. Обычно по завершению адаптационного периода
(по разным данным он длится от одного месяца до полугода) уровень тревожности у
большинства детей, для которых данный период был успешным, нормализуется.
Ко
2-му
классу
ребенок
полностью
ориентируется
в
системе
учебной
деятельности
и
школьных
требований,
что
дает
основание
назвать
социально-
педагогическую ситуацию его развития стабильной (М. Р. Битянова, 1999) В целом во
2-3 классах тревожность ниже, нежели в первый год учебы.
В то же время личностное развитие приводит к тому, что спектр потенциальных
причин школьной тревожности расширяется. К ним, по данным исследовательского
коллектива под руководством В. В. Дубровина (Психологическое здоровье детей и
подростков… - М., 2000), можно отнести:
школьные неприятности («двойки», замечания, наказания);
домашние неприятности (переживания родителей, наказания)
страх физического насилия (старшеклассники могут отбирать деньги);
неблагоприятное общение со сверстниками.
Школьная оценка, которая появляется у школьника со 2-го класса сначала
вызывает почти магический эффект, и ценность хорошей отметки в течение не
только всей начальной школы, но и на последующих этапах школьного обучения для
многих детей весьма высока.
В целом в младшем школьном возрасте повышенную школьную
тревожность однозначно рассматривают как показатель школьной дезадаптации,
поскольку, как отмечалось выше, она не имеет личностных предпосылок.
Таким
образом,
каждый
школьный
возраст
характеризуется
разными
предпосылками формирования школьной тревожности. Возрастно – специфические
причины школьной тревожности обобщены в таблице.
11
Этап
Возрастные задачи
развития
Социально-
педагогическая
ситуация
Типичные причины школьной
тревожности
1-й
класс
Овладение
приемами учебной
деятельности и
системой школьных
требований,
формирование
произвольности
психических
процессов
Меняется: предполагает
овладение новыми
вариантами ролевого
взаимодействия (ученик
– учитель, ученик –
одноклассники, ученик
– родители ученика)
Изменение уровня и содержаний
требований со стороны взрослых.
Необходимость соблюдать правила
школьной жизни. Сверхценность
позиции школьника и атрибутов
школьной жизни. Сверхценность
позиции школьника и атрибутов
школьной жизни. Изменение
режима дня, возрастание
психофизиологических нагрузок.
Необходимость овладения ролевым
взаимодействием со значимыми
другими.
2-4-й
классы
Развитие
познавательной
сферы, выработка и
закрепление
эффективного стиля
учебно-
познавательной
деятельности.
Стабильна: ребенок
пребывает в системе
обычных школьных
требований,
взаимодействует со
знакомыми людьми.
Хроническая либо эпизодическая
учебная неуспешность.
Неуспешность во взаимодействии с
учителями либо одноклассниками.
Несоответствие ожиданий
родителей и результатов,
демонстрируемых ребенком.
Столкновение с системой школьных
оценок.
Таким нестабильным периодом в школьной жизни ребенка является момент
перехода
в
среднюю
школу,
сопровождаемый
сменой
системы
требований,
требующий адаптационных усилий и, соответственно ведущий к повышению уровня
школьной тревожности (М. Р. Битянова).
Необходимы
подготовка
детей
к
новым
ситуациям,
снижение
неопределенности разных ситуаций с помощью предварительного ознакомления
детей
с
их
содержанием
и
условиями,
обсуждение
возможных
трудностей
и
обучение конструктивным способам их решения.
12
Этап
Возрастные задачи
развития
Социально-
педагогическая
ситуация
Типичные причины школьной
тревожности
5-й
класс
Н а ч а л о
с м е н ы
в е д у щ е г о
в и д а
д е я т е л ь н о с т и
с
учебной на интимно-
личное
общение
со
сверстниками
Меняется:
ребенок
с т а л к и в а е т с я
с
принципиально
н о в о й
с и с т е м о й
организации
учебного процесса.
Необходимость
осваивать
«новую
школьную
территорию».
Увеличение
количества
учебных
дисциплин.
У в е л и ч е н и е
ч и с л а
у ч и т е л е й .
О т с у т с т в и е преемственности
требований, выдвигаемых учителями
начальной школы и среднего звена, а
также вариативность
требований
от
учителя к учителю. Смена классного
р у ко в од и тел я .
Н е о б х од и м о с т ь
адаптироваться
к
новому
( или
измененному
классному
коллективу.
Неуспешность
во
взаимодействии
с
учителями
либо
одноклассниками.
Хроническая
или
эпизодическая
неуспеваемость. Резкое изменение в
уровне
родительского
контроля
и
помощи.
Тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому ее нельзя
рассматривать как однозначно отрицательное состояние. Дезорганизуют учебную
деятельность
только
частые
либо
интенсивные
тревожные
состояния,
свидетельствующие о нарушении процесса школьной адаптации.
Психолого-профилактическими
аспектами
решения
проблемы
школьной
тревожности предусмотрено;
1)
выявление обучающихся, составляющих группу повышенного риска нервно-
психических срывов, освобождение таких
2)
участие школьного психолога в разработке и проведении профилактических
мероприятий,
направленных
на
психофизическую
закалку
обучающихся,
13
выработку
у
них
психологической
устойчивости
к
стрессогенным
воздействиям
Личностное
развитие
человека
соотносится
с
формированием
его
самосознания
,
образа
«
Я
»
(«
Я
»-
концепции
,
«
Я
»-
системы
),
с
изменением
потребностно
-
мотивационной
сферы
,
направленности
как
системы
отношений
,
развития
личностной
рефлексии
,
механизма
самооценивания
(
самооценки
).
Самооценка - более или менее конкретное проявление самосознания,
оценивание школьником своих возможностей одновременно со своей точки зрения
и точки зрения других (со стороны).
Характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная -
завышенная
или
заниженная)
влияет
на
поведение
ребенка,
успешность
его
деятельности и общения.
У
младших
школьников
самооценка
основывается
на
мнении
и
оценке
окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние
влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.
Самооценка во многом определяет отношения с окружающими, критичность,
требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит
активность
человека
и
стремление
к
самосовершенствованию.
Она
развивается
путем
постепенной
интериоризации
внешних
оценок,
выражающих
общие
требования, в требования человека к самому себе.
Заниженная
самооценка
проявляется
в
повышенной
тревожности,
постоянной
боязни
отрицательного
мнения
о
себе,
повышенной
ранимости,
побуждающей
человека
сокращать
контакты
с
другими
людьми.
Заниженная
самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи,
а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как
временные
и
случайные.
Для
человека
с
заниженной
самооценкой
многие
проблемы
кажутся
неразрешимыми,
эти
люди
очень
ранимы,
их
настроение
подвергнуто
частым
колебаниям,
они
острее
реагируют
на
критику,
смех,
порицания. Они более зависимы.
Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает
инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив
себе цель, они не надеются на успех.
14
Достаточно
высокая
самооценка
проявляется
в
том,
что
человек
руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их
счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на
самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае
знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего
значения.
При
завышенной
самооценке
человек
уверенно
берется
за
работу,
превышающую реальные возможности.
Верная
самооценка
поддерживает
достоинство
человека
и
дает
ему
нравственное удовлетворение.
По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к
утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.
Личностноориентированное
обучение
предполагает,
прежде
всего,
активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой
является мотивация учения. По изменениям этого параметра можно судить об уровне
школьной
адаптации
ребенка,
степени
овладения
учебной
деятельностью
и
об
удовлетворенности его.
Безусловно
реализация
личностно-ориентированного
подхода
в
образовательном
процессе
предполагает
обязательную
диаг но стику
психологических особенностей каждого обучающегося. Только при таком условии
возможно
целенаправленное
психолого-педагогическое
сопровождение
обучающегося и реализация требований ФГОС начального общего образования и
проектируемых
последующих
ступеней.
Для
диагностики
используется
единый
психодиагностический
инструментарий.
Результаты
обследования
позволяют
учителю и педагогу – психологу осознать и скорректировать возможные проблемы
ребенка в учебном процессе, разработать рекомендации по ведению занятий с
детьми с различными стилями обучаемости, что позволяет обеспечить каждому
ребенку
полноценное
качественное
образование
в
соответствии
с
его
индивидуальными запросами и возможностями.
С 2006 г. 2 раза в год (сентябрь-октябрь; апрель-май) в младшей школе
проводится
диагностика
эмоционального
состояния
учащихся
2-4
классов
(«экспресс-методика выявления тревожности Оксаны Хмельницкой, «Отношение к
15
школе» Натальи Лускановой, методика “Какой Я?” Н. Лошкаревой, предназначенной
для определения самооценки ребенка 6-9 лет.
По результатам диагностики выявляются дезадаптированные учащиеся. Для
выявления
причин
дезадаптации
проводится
углубленная
индивидуальная
диагностика, собеседования с педагогами, с учащимися. По результатам диагностики
эмоционального
состояния
учащихся
можно
распределить
на
три
группы:
с
благополучным
уровнем
эмоционального
состояния,
адаптированных
и
дезадаптированных.
В
ходе
проведения
психопрофилактики
с
детьми
работы
должна
быть
ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны
«возрастные пики» тревожности для каждого периода. Важным элементом работы
является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых,
в том числе оценочных ситуациях.
Занятия
для
учащихся
способствуют
сохранению
психологического
здоровья
личности
через
обращение
к
эмоциональной
сфере
и
обучение
психогигиеническим
навыкам
,
гармоничному
взаимодействию
с
миром
,
развитие
духовности
.
Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка –
они достаточно условны, однако необходимы для организации практической работы
с детьми в школе.
Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они
устойчиво
адаптированы
к
любой
среде,
обладают
резервом
для
преодоления
стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Это
идеальный образ ребенка – творца, достаточно редкий в реальной жизни, выражает
совершенную степень психологического здоровья, его высший уровень. Назовем его
креативным, что означает творческий, созидательный.
Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к
социуму,
но
по
результатам
диагностических
методик
проявляют
отдельные
признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют
достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых
занятиях
профилактически
–
развивающей
направленности.
Это
–
группа
относительного
риска,
она
довольно
многочисленна
и
представляет
средний
уровень психологического здоровья. Назовем его адаптивным.
16
Низший уровень психологического здоровья. К нему относятся дети, либо
неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие
глубинную зависимость, от факторов внешнего воздействия не владея механизмами
защиты,
отделения
себя
от
травмирующих
влияний
среды.
У
первых
детей
дезадаптация
активно
проявляется
в
эпатажном
поведении,
конфликтах
со
сверстниками, домашних аффектированных капризах и т.д. Для детей второго типа,
напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб
собственным
потребностям
и
интересам.
Их
дезадаптация
почти
никак
не
проявляется
внешне,
ее
трудно
зафиксировать.
Это
«удобные»,
тихие
дети,
прилежные
и
старательные
ученики,
которыми
гордятся
родители.
Их
ставят
в
пример
педагоги,
не
зам6чая,
что
они
пребывают
в
состоянии
стойкого
эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к
соматическим
нарушениям.
Эта
группа
требует
особого
внимания
именно
вследствие своего внешнего благополучия, не вызывающего тревоги взрослых.
В ы д е л е н н ы е
у р о в н и
п с и х о л о г и ч е с к о г о
з д о р о в ь я
п о з в о л я ю т
дифференцировать психологическую помощь учащимся. С детьми первой группы
достаточно
проводить
лишь
развивающую
работу.
Детям
с
психологическим
здоровьем
второго
уровня
необходима
систематическая
особым
образом
организованная помощь психопрофилактического характера. Поскольку эта группа
очень
велика,
то
предпочтительно
проводить
групповую
работу.
Учащимся,
попадающим
в
третью
группу,
необходима
серьезная
индивидуальная
коррекционная работа.
Организация
психолого
-
педагогической
поддержки
школьников
.
К задачам психологии здоровья можно отнести следующее:
Повышение уровня психологической культуры, под которой понимаем степень
совершенства,
достигнутую
в
овладении
отраслью
психологических
знаний
и
психической деятельности.
-Повышение уровня культуры общения – степени совершенства в области
внутренней и внешней коммуникаций.
-Определение
путей
и
условий
для
самореализации,
самоосуществления,
раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
17
Согласно подтвержденным психологическим данным, в 10-12 лет ребенок
может
проявляться
как
сформированный
субъект
саморазвития.
Готовить
этот
процесс
саморазвития
можно
и
нужно
заранее,
создавая
питательную
среду
с
момента поступления ребенка в школу.
С
введение
ФГОС
в
каждом
классе
проводятся
внеурочные
часы
по
психологическому сопровождению учащихся.
Содержание
работы
по
психологическому
сопровождению
носит
комплексный
характер
,
имеет
свою
преемственность
между
ступенями
обучения
и
направлена
на
повышение
уровня
социально
-
психологической
адаптации
.
Занятия
посвящены
формированию
понятия
о
социальной
реализации
человека,
формированию
у
младших
школьников
эмоционально-ценностного
отношения
к
своему
здоровью,
внутренней
потребности
быть
здоровым ,
способствуют сохранению психологического здоровья личности через обращение к
эмоциональной
сфере
и
обучение
психогигиеническим
навыкам,
гармоничному
взаимодействию с миром, развитие духовности; содействуют процессу активизации
потенциала личности, экологического образования и воспитания ребенка.
Программа
для
1-го
класса «Я-школьник» направлена
на
формирования
внутренней позиции школьника
Цели: формирование
и
сохранение
психологического
здоровья
младших
школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Основной целью программы является помощь детям в адаптации к школе,
что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и
снижение
тревожности,
а
также
помощь
учителю
в
создании
условий,
способствующих
интенсивному
развитию
познавательных
возможностей
и
коммуникативных способностей первоклассников.
Основной
формой
проведения
занятий
являются
различные
игры.
Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее
узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять
чрезмерное
психическое
напряжение,
формировать
у
детей
коммуникативные
действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и
сотрудничества,
оказать
помощь
учащимся
в
усвоении
школьных
правил.
На
18
занятиях
у
учащихся
формируется
внутренняя
позиция
школьника,
устойчивая
самооценка.
Для второго класса была разработана программа «Мои помощники в школе»
К окончанию второго учебного
года дети должны иметь довольно полное
представление
о
своих
индивидуальных
способностях
и
возможностях,
о
собственных достоинствах и недостатках. Это благоприятное время для того, чтобы
ребенок,
побуждаемый
взрослыми,
начал
учиться
оценивать
причины
своих
достижений
и
неудач,
т.
е.
формирования
познавательной
рефлексии,
поэтому
занятия
построены
таким
образом,
чтобы
развивать
у
учащихся
личностную
и
познавательную рефлексию.
Эффективность усвоения навыков зависит от позитивной «Я – концепции».
Эмоциональное подкрепление состояния успешности – важная составляющая
методического подхода в коррекционной работе с любым ребенком.
Цель:
формирование
навыков,
необходимых
для
активного
освоения
учебной
деятельности; формированию интереса ребёнка к познанию собственных
возможностей.
Программа для 3-го класса «Я среди людей»
Цель данного курса: Содействие социализации личности через передачу
знаний о духовном пути и социальной самореализации человека, нравственно -
этических ценностей и развитие самосознания
Главная
особенность
третьеклассников
–
появление
глубокого
интереса
к
своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем,
пытаются
анализировать
происходящее
в
них
изменения,
размышляют
о
своих
способностях и возможностях. Самое важное свойство этого возраста – особенная
открытость души. Именно сейчас с особым успехом можно помогать ребенку решать
его
проблемы,
влиять
на
него,
деликатно
используя
это
свойство
возраста.
К
окончанию
третьего
школьного
года
дети
должны
обогатить
представления
о
собственных способностях и возможностях, составить определенный личностный
идеал
в
качестве
внутреннего
поведения
и
поступков,
приобрести
способность
делать осознанный выбор в сложных ситуациях.
Важной темой остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и
сотрудничества в классе. Отношения с друзьями в этот период становятся более
значимыми, нежели в первые два школьные года, меньше зависят от оценок учителя
19
и школьных успехов. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на
отношениях
с
друзьями.
Занятия
на
тему
дружбы
неизменно
вызывают
у
третьеклассников живой интерес и воодушевление.
В
ходе
занятий
реализуются
и
психотерапевтические
приемы,
такие
как
прием
эмоционального
отреагирования
отрицательных
переживаний,
снятие
и
уменьшение социальных страхов, поиск и обыгрывание выхода из трудных ситуаций.
Программа для
4-
го
класса
«
Путь
к
себе
»
Цель
:
формирование культуры психологического здоровья;
создание
условий
и
активизация
мотивации
к
развитию
своих способностей
и
возможностей
через
развитие
самосознания;
формирование
у
младших
школьников внутренней потребности быть здоровым.
I
блок
-
Образ
«
Я
» - 5
ч
II
блок
.
Мой
выбор
,
мой
путь
. – 12
ч
.
Цель этих уроков – формирование представлений о концепции человека,
самопознание и развитие позитивного образа «Я», т.к. в этом возрасте происходит
первичное
осознание
потребности
в
саморазвитии.
В
этот
период
в
образ
«Я»
включается чувство «умелости и компетентности», то есть осознание собственной
возможности
делать
порученное
дело
хорошо.
В
противном
случае
возможно
формирование чувства глубокой неполноценности
Занятия будут посвящены формированию понятия о социальной реализации
человека. Кроме того, способствуют процессу активизации ресурсов, потенциала
личности, экологического образования и воспитания ребенка.
Во
2-м
блоке
актуализируются
проблемы
становления
выбора
пути
саморазвития и социальной реализации. Для этого будет проведен цикл уроков,
основанных
на
материалах
исследовательской
работы
учащихся
своей
родословной, профессий в своем роду и достижений в этих профессиях. Все
это должно подготовить учащихся к этапу развития в старшем подростковом
возрасте,
способствовать
развитию
мотивации
достижения,
активизации
внутренних ресурсов на новом этапе развития.
20
Профилактическая
работа
педагога
-
психолога
(
по
субъектам
образовательного
процесса
:
учащийся
–
родитель
–
педагог
–
администрация
учреждения
)
Программа профилактической работы состоит из трех блоков и помогает
построить систему работы по формированию культуры здоровья в школе и семье,
обеспечения адекватного образования, социальной адаптации ребенка.
I. Тренинги для учащихся:
II. Практикумы тренинги для родителей.
III. Тренинги для учителей:
Важнейшее направление работы по сохранению психологического здоровья –
это формирование у ребенка потребности в саморазвитии.
Механизмами развития личности, по В.С.Мухиной, являются: идентификация,
обособление
и
их
взаимодействие.
Как
подчеркивает
автор,
«Общезначимой
ценностью
для
общества
и
личности
является
структура
человеческого
самосознания, которую формируют имя собственное, самооценка и притязание на
признание,
представление
себя
как
представителя
определенного
пола,
представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), оценка себя в
отношении
прав
и
обязанностей».
Разработанная
В.С.Мухиной
структура
самосознания личности ребенка: «Я Петя – хороший – мальчик – был, есть, буду –
имею право , должен»… представляет ту основу, которая просматривается у всего
человека,
обретая
содержательное
наполнение
в
зависимости
от
традиций,
социального
устройства,
с
одной
стороны,
и
индивидуального
пути
развития
личности – с другой.
Занятия для учащихся способствуют сохранению психологического здоровья
личности через обращение к эмоциональной сфере и обучение психогигиеническим
навыкам, гармоничному взаимодействию с миром, развитие духовности.
Здоровая эмоциональная сфера, адекватность эмоций, чувств, настроения,
всех
эмоциональных
проявлений
детей
–
необходимое
условие
максимального
развития
природного
потенциала
ребенка,
успешной
адаптации
в
социальной
жизни, постоянного движения вперед.
Т.о.,
занятия
для
учащихся
способствуют
сохранению
психологического
здоровья
личности
через
обращение
к
эмоциональной
сфере
и
обучение
21
психогигиеническим навыкам, гармоничному взаимодействию с миром, развитие
духовности.
I блок состоит из занятий:
Цвет моего имени
Психологическая адаптация человека
Эмоции и здоровье:
Мои чувства
Негативные эмоции
Страх
Грани моего «Я»
Я умею быть счастливым человеком
Каждый молодец на свой образец
Путь к успеху
Волшебный предмет
Цена будущего
В
этот
раздел
включены
материалы
для
коррекционной
групповой
и
индивидуальной работы:
Диагностические мандалы:
Групповая
Цветочная
Геометрическая
Занятия, тренинги для родителей направлены на создание предпосылок для
формирования отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей,
расширение
представлений
о
возможностях
семьи
в
воспитании;
повышение
компетентности и ответственности родителей за сопровождение ребенка; осознание
влияния
стиля
детско-родительских
взаимоотношений
на
формирование
психологического
здоровья
детей,
его
роли
в
развитии
эмоциональной
сферы
ребенка,
значении
эмоций
для
формирования
личности
младшего
школьника;
обучение
эффективным
способам
детско-родительского
взаимодействия
и
эмоциональной поддержки ребенка.
Моя семья
22
Психологическое здоровье и успеваемость школьника
Стратегия детско-родительского взаимодействия
Детско-родительская встреча
Тепло семейного очага
Родители и дети - неразлучные друзья
Я родитель
Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного воспитания
В этом блоке собрана папка диагностических методик «Вместе с родителями»:
Анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребенка в школе.
Лики родительской любви
Подготовка к школе
Тест «Мера заботы»
Тест «Стиль воспитания»
Тест «Контакт родителей и детей»
Тест на выявление уровня самооценки.
Тест «Толерантный родитель»
Шкала психологической близости.
Создана папка рекомендаций родителям:
Помнить о таких моментах
Рекомендации нейропсихофизиологов для воспитателей и родителей
Синдром дефицита внимания
Родителям первоклассников
Как выразить свою любовь к детям
Наши ошибки
Основы нравственного воспитания в семье
Особенности социально-психологической структуры семей с нарушениями
взаимоотношений
Способы выражения агрессии
Способы эмоциональной поддержки
23
Возрастные особенности
Сейчас перед воспитателями – практиками особенно остро встает задача по
воспитанию
культуры
чувств
и
противостоянию
негативным
для
психического
и
физического здоровья тенденциям социальной среды.
Психологические
тренинги
и
занятия
помогают
учителям
установлению
гармоничной
связи
между
обучением
и
здоровьем,
способствуют
решению
вопросов обеспечения социальной адаптации ребенка, адекватного образования и
развития учащихся.
Тренинг по осознанию внутренней позиции
Деловая игра «Педагогические приемы создания ситуации успеха»
Личность учителя как профессиональный инструмент
Путь к профессиональному мастерству
В этом разделе создана папка: «Рекомендации учителям»
Диалогическое общение
Памятка по профилактике СЭВ
Раздаточный материал «Я – это Я»
Рекомендации педагогам
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми с истерическими
реакциями
Рекомендации по работе с агрессивными и возбудимыми детьми
Создана папка для обучения учителей способам профилактики
эмоционального выгорания: «Банк
способов
саморегуляции»:
Заключение
Многие
авторы
считают,
что
предупреждение
возможных
отклонений
и
трудностей
в
развитии
ребенка
следует
начинать
как
можно
раньше,
при
этом
24
необходимо
учитывать
весь
комплекс
факторов
риска
и
организовывать
взаимодействие различных служб, специалистов, родителей и педагогов.
Цель личностно-ориентированной технологии обучения – не сформировать, и
даже не воспитать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в
нем
механизмы
самореализации
,
самозащиты
,
самовоспитания
и
другие
,
необходимые
для
становления
самобытного
личностного
образа
и
диалогичного
безопасного
взаимодействия
с
людьми
,
природой
,
культурой
,
цивилизацией
.
Развитие
ребенка
как
личности
определяется
последовательным
формированием
личностных
новообразований
.
Основной
и
важный
для
педагогической
практики
вывод
,
учитывающий
приведенные
ранее
положения
Л
.
С
,
Выготского
,
состоит
в
том
,
что
педагогу
необходимо
учитывать
эти
особенности
личностного
развития
обучающегося
.
Это
поможет
снять
остроту
возрастных
кризисов
у
школьников
,
предотвратить
возникновение
фрустрации
(
психического
напряжения
,
тревожности
и
др
.),
нервных
срывов
Воспитательный
и
учебно-информационные
аспекты
проблемы
школьной
тревожности связаны с решением следующих задач:
воспитание у обучающихся толерантности в коммуникативных ситуациях,
формирование
установоки
сотрудничество,
взаимопомощь,
готовность
к
разумным компромиссам;
воспитание у них привычки заботиться о своем психофизическом состоянии
во
время
подготовки
к
ответу,
собственно
ответа,
выполнения
контрольной
работы, сдачи экзамена;
формирование у школьников потребности иметь оптимальное
психоэмоциональное
состояние
как
во
время
отдыха,
так
и
в
течение
выполнения какой-либо работы;
формирование
у
обучающихся
коммуникативных
компетенций:
умений
и
навыков
грамотно
строить
общение
(деловое,
межличностное),
избегать
эмоциональных
конфликтов,
правильно
решать
возможные
противоречия,
управлять развитием коммуникативной ситуации;
развитие у школьников самообладания, а также умений и навыков
25
психофизической саморегуляции, которые дадут возможность обучающемуся
чувствовать себя увереннее, когда он отвечает учителю, выполняет контрольную
работу или сдает экзамен;
выработка психофизиологических навыков эффективного преодоления
деструктивных состояний – дистресса, депрессии, дисфории.
Социализированная
личность
может
сформироваться
в
условиях
такого
психологического пространства:
•
где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое
«я», делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями;
•
где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив,
внесение интересных предложений;
•
где развиваются готовность и умение брать на себя ответственность;
•
где
создаются
условия
для
самоутверждения
ребенка
с
учетом
сильных
сторон его личности;
•
где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.
Список использованной литературы.
О. В. Хухлаева. Тропинка к своему «Я». Москва, 2001 г.
26
Татьяна Мазуренко, Алена Волосенко. Из чего же сделан я? ШП 2014 г.
Татьяна Мазуренко. Успех – внутри нас. ШП 2014 г.
К. Фопель. Как научить детей сотрудничать? Москва, «Генезис», 2000 г.
Анна
Орлова,
Юлия
Старикова.
Формирование
культуры
здоровья.
Школьный
психолог 2015 май-июнь 2014 г.
Ведорова Л. А., Овадюк В. В. Школьная тревожность. Психолог в школе, 2016 г.№3
Анна
Орлова,
Юлия
Старикова.
Формирование
культуры
здоровья.
Школьный
психолог 2015 май-июнь 2014 г.
27