Напоминание

Здоровьесберегающая технология "Живой песок" в работе учителя-логопеда ДОУ.


Автор: Глущенко Ирина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР детский сад № 12 "Теремок"
Населённый пункт: пгт Первомайский Шилкинский район Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Здоровьесберегающая технология "Живой песок" в работе учителя-логопеда ДОУ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Здоровьесберегающая технология

«Живой песок»

в работе учителя-логопеда ДОУ.

«Самая лучшая игрушка

для детей – кучка песка»

К.Д.Ушинский

«Часто руки знают, как решить задачку,

с которой интеллект боролся напрасно»

К.Г.Юнг

Речь является одной из важнейших психических функций человека.

Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм

деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию,

планированию и регуляции его поведения.

В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает год от

года. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта в

речи. Поэтому возникают большие трудности в коррекционной работе.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся

перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,

имеющими нарушения в речи.

На сегодняшний день в коррекционной педагогике имеется обширный

практический материал по эффективному речевому развитию детей, а так же

широкое распространение получили нетрадиционные методы воздействия:

сказкотерапия, смехотерапия, изотерапия, глинотерапия, воскотерапия,

кристаллотерапия, фитотерапия, ароматерапия, хромотерапия,

мызукотерапия, пескотерапия и др. Все эти методы относятся к

здоровьесберегающим технологиям. Эти методы терапии принадлежат к

числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в

специальной педагогике и помогающих достижению максимально

возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного

возраста. Но нам хочется остановиться на той, которая, на наш взгляд,

является наиболее целесообразной и эффективной – песочная терапия.

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен

швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится

на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-

либо символ в глубине бессознательного».

Ребенок

строит

что-то

из

песка,

без

сожаления

разрушает

и

снова

строит. Но именно это простое действие уникально

- на смену старому,

разрушенному

всегда

приходит

новое.

Малыш

достигает

состояния

равновесия

,

уходят

тревога

и

страх

.

Еще

одно

важнейшее

психотерапевтическое

свойство

песка

-

возможность

изменения

сюжета,

событий, взаимоотношений.

Можно сделать отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая

узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» по песку каждым пальчиком

поочередно. Эти незатейливые упражнения стабилизируют эмоциональное

состояние

малыша,

учат

его

прислушиваться

к

себе,

проговаривать

свои

ощущения,

развивают

речь,

произвольное

внимание

и

память,

что

очень

важно для детей с нарушениями речи.

Так как песок уже в течение многих лет используется педагогами в

различных видах деятельности и постоянно доступен детям, для

коррекционной работы нами был выбран живой(LivingSand) и кинетический

песок (KineticSand).

Живой песок – это инновационная арт-терапевтическая техника,

основным инструментом которой является уникальный по своему составу

песок. Полимерные материалы и кварц обеспечивают необходимую для

лепки вязкость, он пластичен - с одной стороны, с другой – «текуч». До него

дотрагиваешься – он «движется», «оживает». С песком можно работать на

любой поверхности. Песок абсолютно безвреден, обладает

антибактериальными свойствами и не содержит токсических веществ,

поэтому может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.

Начали мы свою работу с живым (LivingSand) и кинетическим песком

(KineticSand) с создания долгосрочного проекта «Живое чудо». Разработали

план работы для детей старшего дошкольного возраста и с интересом

приступили к работе.

Для родителей и педагогов ДОУ провели мастер-класс «Живое чудо»,

консультации: «Живой (LivingSand) и кинетический песок (KineticSand) –

универсальная игрушка в работе с детьми, родителями и педагогами»,

написали статью в групповом журнале для родителей «Живой песок», «Игры

с живым песком». Разработали картотеку игр и игровых упражнений,

систематизировали игровой материал для игр с песком.

Игры с использованием песочной терапии делятся на три направления:

1). Обучающие игры: направлены на развитие тактильно-кинетической

чувствительности и мелкой моторики рук, развитие речи, словарного запаса

слов, развитие восприятия различного темпа речи, развитие высоты и силы

голоса, дыхания, внимания и памяти, фонематического слуха.

2). Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать

многогранность нашего мира.

3). Проектные игры, с их помощью мы осуществляем психолого-

педагогическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Основная деятельность дошкольника – игра. Игры с песком позволяют:

развивать

тактильно-кинетическую

чувствительность

и

мелкую

моторику рук;

снимать мышечную напряжённость;

совершенствовать

зрительно-пространственную

ориентировку,

речевые возможности;

расширять словарный запас;

освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;

развивать фонематический слух и восприятие;

развивать связную речь, лексико-грамматические представления;

изучать буквы, осваивать навыки чтения и письма.

Для игры с живым(LivingSand) и кинетическим песком (KineticSand) не

требуются инструкции и руководства. С ним интересно играть как одному

ребенку, так и нескольким одновременно. Живой кинетический песок

развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. Также

он прекрасно снимает стресс и обладает терапевтическим эффектом.

Помогает ребенку концентрироваться, быть сдержанным и спокойным.

Общие условия организации работы с

живым (LivingSand) и

кинетическим песком (KineticSand).

В качестве песочницы используется специальный контейнер, разнос или

поверхность стола.

Для

организации

игр

с

песком

у

нас

имеется

большой

набор

миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир

(киндер-сюрпризы,

детали

конструкторов,

формочки

и

прочее).

В

классической

песочной

терапии

существует

следующая

классификация

предметов, используемых в процессе игр с песком:

люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной

принадлежности, профессиям;

наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие,

моллюски, крабы);

жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель

различных эпох, культур и назначения);

домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга,

облака);

транспортные

средства

(наземный,

водный,

воздушный

транспорт

гражданского

и

военного

назначения,

фантастические

транспортные

средства);

объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота,

дорожные знаки);

объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы,

горы);

аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные

изделия и пр.);

естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины,

куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и

прочее).

Перенос

логопедических

занятий

в

песочницу,

даёт

больший

воспитательный

и

образовательный

эффект,

нежели

стандартные

формы

обучения. Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое,

экспериментировать

и

работать

самостоятельно.

Во-вторых,

в

мини-

песочнице

развивается

тактильная

чувствительность

как

основа

"ручного

интеллекта". В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно

развиваются

все

познавательные

функции

(восприятие,

внимание,

память,

мышление). В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность,

что

способствует

развитию

сюжетно-ролевой

игры

и

коммуникативных

навыков ребёнка.

Традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной

речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего

дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и

продуктивной, используя в работе

живой(LivingSand) и кинетический песок

(KineticSand).

Перед тем, как начать играть с песком, проговариваем стихотворение:

Песок чудесный и приятный,

Течет сквозь пальцы, как вода.

Он замечательный и увлекательный,

Мы будем мять его всегда!

Можно строить и чудить,

Можно много говорить.

Будем мы с песком играть,

Язычок свой развивать!

Игры и упражнения, используемые при работе с

живым (LivingSand) и

кинетическим песком (KineticSand)

:

Скользить,

«ехать»

по

поверхности

песка

с

помощью

игрушки

и

произносить

изолированный

звук

(например,

змейка

-

шипит,

тигр

-

рычит);

«Сказочники песчаной страны». Моделируем из песка сказочные сюжеты

с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок,

рассказов о них.

«Идут машины, санки, коньки». Скольжение ладонями по поверхности

песка зигзагообразными, круговыми движениями, а так же движениями в

разных направлениях.

«Ловкие

змейки»,

«Прокладываем

железную

дорогу».

Выполнение

движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее,

параллельно им.

«Там

на

неведомых

дорожках».

Прохождение

по

поверхности

песка

пальцами,

сгруппированными

по

два,

три,

четыре,

пять.

Логопед

предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Волшебные

узоры».

Создание

узоров,

различных

изображений

с

помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай как я». В паре с логопедом или другим ребенком – повторение

движений рук, пальцев по песку в зеркальном отражении.

Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка»,

«Трубочка», «Блинчик», «Чашечка»);

«»Попади

в

цель».

На

развитие

силы

воздушной

струи

-

слепить

маленький шарик и дуть на него через трубочку от коктейля, можно

задувать

в

песочные

ворота

или

мишень;

игра

«Гольф»

-

задувать

теннисный мячик в ямки из песка;

«Песочный вернисаж». Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка,

буквы.Можно

посчитать

предметы

с

определенным

звуком

на

автоматизацию;

«Пройтись»

каждым

пальчиком

правой

и

левой

руки

поочередно,

на

каждый шаг можно проговаривать звук или слог;

Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося

закрепляемый звук;

Провести

фигурку

по

песочным

дорожкам-лабиринтам

(можно

использовать на введение звука в слоги);

Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;

«Веселые превращения». Превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в

«Я», «Р» в «В», «В» в «Ь» и т.д.;

«Кто спрятался?» Найди спрятанные в пескефигурки и отобрать те из них,

название которых начинается на заданный звук; найти спрятанные в песке

буквы и составь из них слоги, слово, предложение.

«Допиши букву, слово». Логопед пишет букву или слово, засыпает или

стирает его часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Напиши,

что

скажу».

Можно

писать

слова

на

песке

печатными

и

письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как

ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка.

Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность

ребенку ощущать себя успешным.

Можно

делить

слова

на

слоги,

палочкой

вычерчивая

на

песке

необходимое количество полосок;

Игра «Горки»(на

дифференциацию).

Ребенок

строит

две

горки,

далее

логопед дает задание расставить фигурки, в названии которых есть звук

[с] на одну горку, а в которых есть звук [ш] - на другую. Можно в каждую

горку вставить флажок с буквой, чтобы ребенок не путался и составить

устный рассказ о получившемся городе и его жителях.

«Археология»

(на

автоматизацию). Закопать

игрушку.

С

помощью

кисточки ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что

спрятано.

Игра «Назови

звук» (Н.В.Дурова)

Педагог

предлагает

детям

вырыть

в

песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку

ребёнка

и

называет

слово,

интонационно

выделяя

согласный

звук.

Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку

педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-

м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф,

кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

Игра «Найди друга» (Н.В.Дурова) Логопед достаёт из коробки картинки

(бабочка,

корова,

лягушка,

петух,

медведь)

и

раздаёт

их

детям. Дети

делают

домики

для

животных.

Затем

педагог

достаёт

из

коробки

следующие

картинки

(белка,

кит,

павлин,

лошадь,

мышка). Дети

по

очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый

звук и подбирают пару (по принципу твердый-мягкий).

Игра «Какой отличается?» (Р.Г.Голубева) Песочный человечек произносит

серию

слогов

(ну-ну-но,

сва-ска-сва,

са-ша-са,

зу-су-су,

мы-ми-мы)

и

предлагает детям определить, какой слог отличается от других слогов.

Упражнение «Необыкновенные

следы». «Идут

медвежата»

-

ребенок

кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» -

кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в

разных направлениях. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными либо

напряженными

пальцами

рук

делает

поверхность

песка

волнистой

разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми

пальцами, имитируя движение насекомых.

«Отыщи и назови». Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют

их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?». Дети находят в песке таблички со словами,

считывают, классифицируют.

«Кто быстрее?». Игра-соревнование, проводится с детьми в парах,

тройках в разных песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает

буквы и выложит слова по образцу.

«Что ты чувствуешь?». Описание детьми своих ощущений при

взоимодействии с песком.

«Сюрпризы

для

друзей».

Изготовление

тайников

в

песочнице,

закапывание

в

них

мелких

игрушек,

киндеров,

цветных

камешков,

ракушек.

«Мина», «Сопер». Осторожноеоткапывание руки товарища, стараясь не

коснуться ее.

«Море волнуется». Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как

меняется песчаный рельеф.

Закончить игры с песком можно тоже стихами:

Мы с песком играли,

И в ладошках его мяли.

Спасибо, волшебный песочек,

Наш дорогой дружочек!

Опыт работы показал, что использование живого

(LivingSand) и

кинетического песка (KineticSand)

дает положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям,

многие

из

них

знакомятся

с

кинетическим

песком

впервые,

поэтому

с

восторгом

и

радостью

воспринимают

каждое

занятие.

Особенно

это

актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

-дети чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение

им хочется проигрывать по несколько раз, достигая необходимого результата;

- на занятиях нет места монотонности и скуке, каждое упражнение для

детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь

обыгрывая

сюжет

или

понравившийся

элемент

игры.

При

этом

часто

предлагают интересные варианты игры, что в дальнейшем служит основой для

построения новых форм работы с дошкольниками.

Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей

логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику

работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми

нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения,

предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с

родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех

компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество

коррекционно-развивающей работы.

МДОУ ЦРР детский сад №12 «Теремок»

учитель-логопед Глущенко И.А.



В раздел образования