Напоминание

Формирование нравственных качеств личности детей с интеллектуальной недостаточностью через систему внеурочной деятельности с элементами краеведения.


Автор: Идрисова Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат"
Населённый пункт: г.Оса, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных качеств личности детей с интеллектуальной недостаточностью через систему внеурочной деятельности с элементами краеведения.
Раздел: среднее образование





Назад




Идрисова С.А, учитель начальных классов,

МБОУ "Школа-интернат" г. Осы

Секция: Методические аспекты краеведческой деятельности.

Формирование

нравственных

качеств

личности

детей

с

ин т елл ектуаль н ой

недостаточностью через систему внеурочной деятельности с элементами краеведения.

Постепенное внедрение специального стандарта для детей с умственной отсталостью

предполагает

основательное

включение,

параллельно

процессу

освоения

содержания

образования,

процесса

социализации,

что

является

приоритетным

направлением

для

обучающихся, воспитанников ГКУСО ПК «Детский дом-интернат для умственно-отсталых

детей». Это дети, у которых стойкое нарушение познавательной деятельности и отсутствие

социального опыта.

Воспитательная работа с детьми с умственной отсталостью занимает весомую часть в

образовательной деятельности (в соотношении 70%/30% согласно ФГОС УО). Школа ставит

перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с умственной отсталостью с учетом

их

возможностей,

реабилитации

и

социализации

их

в

общество.

Перед

педагогами,

обучающими

детей

данной

категории,

стоит

важнейшая

задача

нравственного

воспитания

умственно отсталых школьников, формирование у них единства слова и поведения. В этом

плане большое значение имеет вовлечение каждого ребёнка в практическую, трудовую и

культурно-массовую деятельность. Это решается через систему внеклассных мероприятий,

направленных

на

смягчение

недостатков

развития

детей

с

умственной

отсталостью,

на

формирование их личности и социальную адаптацию. Одним из эффективных направлений

работы стало знакомство ребят с историей города, посещение памятных и красивых его мест.

Так в систему воспитательной работы класса пришла краеведческая деятельность.

Вся внеурочная воспитательная работа состоит из следующих направлений:

1. Ориентированность на идейно-нравственные ценности общества:

У детей формируются основные гражданско-нравственные понятия, такие как, Родина,

семья, дружба, взаимопомощь и т.п..

С обучающимися проводятся классные часы на тему:

«Герб, флаг, гимн России», «Живет в веках и славится Оса моя - красавица!"», "Моя семья -

детский

дом",

организуются

экскурсии

по

историческим

местам

города

памятникам

архитектуры,

в

краеведческий

музей

и

музей

природы,

к

памятникам

"Куль

Осинский",

барельефу "Братья Калуженины», на мемориальный комплекс, посвященный памяти павших в

войнах).

Большое

внимание

уделяется

формированию

основ

экологической

культуры,

воспитания уважения к природе и природным богатствам малой родины. Данная деятельность

осуществляется в форме походов в городской парк, выходов на берег Камы, сбора макулатуры,

проведении

экологических

субботников.

В

реализации

проектов:

"Создание

презентации

"Результаты

загрязнения

окружающей

среды",

«Сундучок,

в

котором

что-то

стучит»

(музыкальные инструменты из бросовых материалов), "Создание сборника стихов о Великой

Отечественной войне для детей поэтов-осинцев". При разработке проектов обучающиеся класса

познакомились с поэтами нашего города и района, узнали многое о близлежащих деревнях и

т.д. Участия в конкурсе чтецов "Ода Уральскому лесу" в г. Чернушка, ежегодное участие в

зональной проектно-исследовательской конференции «Наш край» г. Оса, участие в выставке

поделок "ТБО-forever" в г. Чернушка

и т.д., расширяет кругозор детей и в то же время,

воспитывает желание вернуться в свой город, потому что он красивый, с интересной историей.

Обучение

детей

нравственным

нормам

продолжается

в

совместном

творчестве,

которое

способствует

сплочению

детей,

учит

уступать

друг

другу,

воспитывает

чувство

ответственности,

взаимопомощи

и

взаимовыручки,

и

что

немаловажно,

приносит

детям

радость.

Важное

место

в

нравственном

воспитании

занимает

художественно-эстетическая

деятельность, которая включает в себя организацию и проведение традиционных праздников:

«День знаний», «Новый год», «День Учителя», "День воспитателя", посещение выставок и

концертов. Участие ребят в театрализованных постановках, выставках различного уровня:

"Герои сказок», «Осенний вальс", «Планета цветов», ежегодно ребята принимают участие в

районных конкурсах "Пасхальная открытка", "Варежка-краса", "Новогодний переполох". И

снова мальчишки узнают новые места нашего города, различные учреждения, знакомятся с

ними еще ближе. Наш город становится им родным.

2.Стремление к здоровому образу жизни(ЗОЖ).

Основой

спортивно-оздоровительной

деятельности

является

привитие

санитарно-

гигиенических навыков, воспитание потребности в здоровом образе жизни, профилактика

табакокурения. В данном направлении была организована встреча с осинцем - чемпионом мира

по

гиревому

спорту

П.

Росляковым.

Общение

со

знаменитым

земляком

вызвало

у

ребят

большой интерес. Чемпион показал ребятам спортивные упражнения, рассказал о победах.

Награды, история становления спортсмена стали примером для них. А тот факт, что Павел

выпускник нашей школы, вызвал восторг. После встречи мальчишки больше времени стали

посвящать

занятиям

спортом,

с

желанием

участвуют

во

всех

мероприятиях

спортивного

направления. Классный коллектив принимает участие в ежегодных социальных акциях по

профилактике социально опасных явлений и пропаганде ЗОЖ нашего города и района.

3. Социальная готовность к жизни

Программа обучения умственно отсталых детей предполагает урок социально-бытовой

ориентировки, где детей обучают социальным навыкам: как сделать покупку в магазине, аптеке,

как посетить больницу, библиотеку и т.д. А во внеурочное время больше уделяется времени

формированию

коммуникативных

функций,

навыков

взаимодействия

с

людьми

разных

категорий (дети, пожилые). С этой целью обучающиеся участвуют в реализации творческих

проектов

"Постановка

театрализованного

представления

сказки

"Репка",

«Колобок»,

посещении районной библиотеки. В выступлениях на праздниках «Славим возраст золотой»

для пожилых жителей города. С концертными номерами выезжают в другие города и села на

конкурсы и фестивали: "Я все могу" г. Оса, "Свет души" г. Оса, «Минута славы» п. Сарс.

4.Профессионально-трудовая деятельность.

Осуществляется через дежурство по классу, столовой, выполнении трудовых поручений

по

детскому

дому.

В

течение

многих

лет

обучающиеся

ухаживают

за

прилегающей

территорией, участвуют в городских субботниках. Классный руководитель проводит беседы на

тему: «В мире профессий», «Землю красит солнце, а человека труд», организует экскурсии в

пожарное депо, на хебокомбинат и другие предприятия нашего города.

5. Морально-волевая готовность.

Данное направление реализуется во всех видах деятельности, обучающихся с тяжелой

умственной отсталостью: обучение, трудовая деятельность, игра, конкурсы, встречи и т.д. В

ходе участия и подготовки к мероприятиям, дети овладевают новыми умениями, становятся

способными к волевым усилиям, преодолению препятствий.

В

заключении

хочется

отметить,

что

краеведение,

помогает

педагогу

достигнуть

поставленных

целей

в

формировании

нравственных

качеств

личности

детей

с

интеллектуальной недостаточностью.



В раздел образования