Автор: Идрисова Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа-интернат"
Населённый пункт: г.Оса, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Формирование нравственных качеств личности детей с интеллектуальной недостаточностью через систему внеурочной деятельности с элементами краеведения.
Раздел: среднее образование
Идрисова С.А, учитель начальных классов,
МБОУ "Школа-интернат" г. Осы
Секция: Методические аспекты краеведческой деятельности.
Формирование
нравственных
качеств
личности
детей
с
ин т елл ектуаль н ой
недостаточностью через систему внеурочной деятельности с элементами краеведения.
Постепенное внедрение специального стандарта для детей с умственной отсталостью
предполагает
основательное
включение,
параллельно
процессу
освоения
содержания
образования,
процесса
социализации,
что
является
приоритетным
направлением
для
обучающихся, воспитанников ГКУСО ПК «Детский дом-интернат для умственно-отсталых
детей». Это дети, у которых стойкое нарушение познавательной деятельности и отсутствие
социального опыта.
Воспитательная работа с детьми с умственной отсталостью занимает весомую часть в
образовательной деятельности (в соотношении 70%/30% согласно ФГОС УО). Школа ставит
перед собой задачу коррекции недостатков развития детей с умственной отсталостью с учетом
их
возможностей,
реабилитации
и
социализации
их
в
общество.
Перед
педагогами,
обучающими
детей
данной
категории,
стоит
важнейшая
задача
нравственного
воспитания
умственно отсталых школьников, формирование у них единства слова и поведения. В этом
плане большое значение имеет вовлечение каждого ребёнка в практическую, трудовую и
культурно-массовую деятельность. Это решается через систему внеклассных мероприятий,
направленных
на
смягчение
недостатков
развития
детей
с
умственной
отсталостью,
на
формирование их личности и социальную адаптацию. Одним из эффективных направлений
работы стало знакомство ребят с историей города, посещение памятных и красивых его мест.
Так в систему воспитательной работы класса пришла краеведческая деятельность.
Вся внеурочная воспитательная работа состоит из следующих направлений:
1. Ориентированность на идейно-нравственные ценности общества:
У детей формируются основные гражданско-нравственные понятия, такие как, Родина,
семья, дружба, взаимопомощь и т.п..
С обучающимися проводятся классные часы на тему:
«Герб, флаг, гимн России», «Живет в веках и славится Оса моя - красавица!"», "Моя семья -
детский
дом",
организуются
экскурсии
по
историческим
местам
города
(к
памятникам
архитектуры,
в
краеведческий
музей
и
музей
природы,
к
памятникам
"Куль
Осинский",
барельефу "Братья Калуженины», на мемориальный комплекс, посвященный памяти павших в
войнах).
Большое
внимание
уделяется
формированию
основ
экологической
культуры,
воспитания уважения к природе и природным богатствам малой родины. Данная деятельность
осуществляется в форме походов в городской парк, выходов на берег Камы, сбора макулатуры,
проведении
экологических
субботников.
В
реализации
проектов:
"Создание
презентации
"Результаты
загрязнения
окружающей
среды",
«Сундучок,
в
котором
что-то
стучит»
(музыкальные инструменты из бросовых материалов), "Создание сборника стихов о Великой
Отечественной войне для детей поэтов-осинцев". При разработке проектов обучающиеся класса
познакомились с поэтами нашего города и района, узнали многое о близлежащих деревнях и
т.д. Участия в конкурсе чтецов "Ода Уральскому лесу" в г. Чернушка, ежегодное участие в
зональной проектно-исследовательской конференции «Наш край» г. Оса, участие в выставке
поделок "ТБО-forever" в г. Чернушка
и т.д., расширяет кругозор детей и в то же время,
воспитывает желание вернуться в свой город, потому что он красивый, с интересной историей.
Обучение
детей
нравственным
нормам
продолжается
в
совместном
творчестве,
которое
способствует
сплочению
детей,
учит
уступать
друг
другу,
воспитывает
чувство
ответственности,
взаимопомощи
и
взаимовыручки,
и
что
немаловажно,
приносит
детям
радость.
Важное
место
в
нравственном
воспитании
занимает
художественно-эстетическая
деятельность, которая включает в себя организацию и проведение традиционных праздников:
«День знаний», «Новый год», «День Учителя», "День воспитателя", посещение выставок и
концертов. Участие ребят в театрализованных постановках, выставках различного уровня:
"Герои сказок», «Осенний вальс", «Планета цветов», ежегодно ребята принимают участие в
районных конкурсах "Пасхальная открытка", "Варежка-краса", "Новогодний переполох". И
снова мальчишки узнают новые места нашего города, различные учреждения, знакомятся с
ними еще ближе. Наш город становится им родным.
2.Стремление к здоровому образу жизни(ЗОЖ).
Основой
спортивно-оздоровительной
деятельности
является
привитие
санитарно-
гигиенических навыков, воспитание потребности в здоровом образе жизни, профилактика
табакокурения. В данном направлении была организована встреча с осинцем - чемпионом мира
по
гиревому
спорту
П.
Росляковым.
Общение
со
знаменитым
земляком
вызвало
у
ребят
большой интерес. Чемпион показал ребятам спортивные упражнения, рассказал о победах.
Награды, история становления спортсмена стали примером для них. А тот факт, что Павел
выпускник нашей школы, вызвал восторг. После встречи мальчишки больше времени стали
посвящать
занятиям
спортом,
с
желанием
участвуют
во
всех
мероприятиях
спортивного
направления. Классный коллектив принимает участие в ежегодных социальных акциях по
профилактике социально опасных явлений и пропаганде ЗОЖ нашего города и района.
3. Социальная готовность к жизни
Программа обучения умственно отсталых детей предполагает урок социально-бытовой
ориентировки, где детей обучают социальным навыкам: как сделать покупку в магазине, аптеке,
как посетить больницу, библиотеку и т.д. А во внеурочное время больше уделяется времени
формированию
коммуникативных
функций,
навыков
взаимодействия
с
людьми
разных
категорий (дети, пожилые). С этой целью обучающиеся участвуют в реализации творческих
проектов
"Постановка
театрализованного
представления
сказки
"Репка",
«Колобок»,
посещении районной библиотеки. В выступлениях на праздниках «Славим возраст золотой»
для пожилых жителей города. С концертными номерами выезжают в другие города и села на
конкурсы и фестивали: "Я все могу" г. Оса, "Свет души" г. Оса, «Минута славы» п. Сарс.
4.Профессионально-трудовая деятельность.
Осуществляется через дежурство по классу, столовой, выполнении трудовых поручений
по
детскому
дому.
В
течение
многих
лет
обучающиеся
ухаживают
за
прилегающей
территорией, участвуют в городских субботниках. Классный руководитель проводит беседы на
тему: «В мире профессий», «Землю красит солнце, а человека труд», организует экскурсии в
пожарное депо, на хебокомбинат и другие предприятия нашего города.
5. Морально-волевая готовность.
Данное направление реализуется во всех видах деятельности, обучающихся с тяжелой
умственной отсталостью: обучение, трудовая деятельность, игра, конкурсы, встречи и т.д. В
ходе участия и подготовки к мероприятиям, дети овладевают новыми умениями, становятся
способными к волевым усилиям, преодолению препятствий.
В
заключении
хочется
отметить,
что
краеведение,
помогает
педагогу
достигнуть
поставленных
целей
в
формировании
нравственных
качеств
личности
детей
с
интеллектуальной недостаточностью.