Напоминание

Программа логопедических занятий обучающего с УО, вариант 1, 5 класс


Автор: Болотова Эржен Дашицыреновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Удачный
Наименование материала: Программа
Тема: Программа логопедических занятий обучающего с УО, вариант 1, 5 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Программа логопедических занятий

коррекционного блока АООП УО, вариант 1

учащегося 5 класса

Учитель-логопед Болотова Эржен Дашицыреновна

2019-2020 учебный год

Актуальность.

Программа логопедических занятий коррекционного блока АООП обучающегося с

легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1, составлена

для Иванова Александра в соответствии с заключением Территориальной ПМПК № 457 от

18.04.2019г. с учетом специальных условий получения образования.

По

результатам

комплексного

психолого-медико-педагогического

обследования

у

Александра выявлены

трудности в обучении, обусловленные искаженным психическим

развитием мозаичного (смешанного) типа, с грубым искажением и тотальным недоразвитием

когнитивной

сферы,

с

искажением

и

недоразвитием

аффективно-волевой

сферы,

с

системным недоразвитием речи средней степени.

Специфика

логопедиче ской

работы

обусловлена,

с

одной

с т о р о н ы ,

психопатологическими особенностями обучающегося, с другой – особенностями речевого

развития и структурой речевого дефекта. Нарушение речи у обучающегося носит системный

характер, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не

только

на

устранение

изолированного

дефекта.

Своевременное

и

целенаправленное

устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению

школьной программы, социальной адаптации обучающихся.

Коррекция нарушений речи увязывается с общим моторным развитием и развитием

тонкой ручной моторики ребенка. В логопедические занятия включаются упражнения тонких

движений

рук,

задания

по

оречевлению

действий,

элементы

логопедической

ритмики.

Логопедическая

работа подготавливает обучающегося к усвоению программы по русскому

языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому

языку. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные,

чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Коррекционно-развивающая логопедическая программа разработана в соответствии с

учебным

планом

(по

1

учебному

часу

в

неделю).

За основу

данной

программы

взята

Программа

«Коррекция

акустической

дисграфии»,

автор

Е.В.

Мазанова.

С

одержание

рабочей

программы адаптировано к уровню развития устной и письменной речи обучающегося.

Цель

программы:

коррекция

дефектов

устной

и

письменной

речи

обучающегося,

способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Основные задачи программы:

- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй

речи, обогащать и активировать словарный запас;

-

Развивать

коммуникативные

навыки

посредством

повышения

уровня

общего

речевого

развития;

- Создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающегося

(общеинтеллектуальных

умений,

учебных

навыков,

слухового

и

зрительного

восприятия,

памяти, внимания), общей координации движений, мелкой моторики.

Коррекционная направленность программного материала в первую очередь проявляется

в области речевого развития ребенка, поскольку важнейшая цель коррекционно-развивающих

занятий

— практическое овладение языком как средством общения, как способа коррекции

познавательной деятельности учащегося и облегчения его адаптации после окончания школы.

В логопедической работе с обучающимся предусмотрена тщательная отработка всех

этапов

закрепления

правильных

речевых

навыков,

т.к.

нарушения

речи

носят

стойкий

характер,

а

условно

рефлекторные

связи

очень

консервативны.

С

учётом

быстрой

утомляемости проводится частая смена видов деятельности, повторяемость логопедических

упражненийс включением элементов новизны по содержанию и по форме.

Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех

нарушенных

компонентов

речевой

деятельности: фонематического

восприятия

и

фонематического

анализа;

аграмматизмов,

проявляющихся

в

сложных

формах

словоизменения, словообразования; связной речи; выраженной дислексии и дисграфии.

Программа включает разделы, направленные на формирование звукового и слогового

анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных, звонких и глухих,

свистящих и шипящих согласных. Также проводится работа по устранению семантической

дислексии.

В процессе логопедических занятий обеспечивается, прежде всего, отработка навыков

для использования полученных знаний в повседневной жизни.

Коррекция нарушений устной и письменной речи должна обеспечить достижение

следующих результатов:

- сформированность способности выбирать средства языка в соответствии с условиями

общения;

-

сформированность

умения

последовательно

излагать

свои

мысли

в

устной

и

письменной речи;

-

быть

социально

адаптированным

в

плане

общего

развития

и

сформированности

нравственных качеств;

-

формирование

таких

качеств

как

целенаправленность,

терпеливо сть,

работоспособность,

настойчивость,

трудолюбие,

самостоятельность,

навыки

контроля

и

самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

Обучающийся должен уметь:

- списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова —

по слогам;

- различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

- ставить ударение;

- строить слоговую и побуквенную схему слова;

- выделять родственные слова из текста.

Обучающийся должен знать:

- парные звонкие и глухие согласные;

- твердые и мягкие согласные (гласные которые их образуют);

- как проверить безударную гласную в корне слова;

- знать вопросы к словам (предметам, действиям и признакам).

Содержание учебного предмета

Обследование (7 часов)

Обследование импрессивной речи, связной речи, словарного запаса, грамматического строя

речи, слоговой структуры слова, чтения, письма

Звуко-слоговой анализ (7 часов)

Предложение. Слово. Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и

буквы.

Слоги. Слогообразующая роль гласных

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными (13 часов)

Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-И, А-Я, У-Ю, О-Ё, в слогах. Обозначение

мягкости согласных при помощи буквы «Е». Обозначение мягкости согласных при помощи

буквы «Ь».

Мягкий знак (6 часов)

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь». Разделительный «Ь» перед

гласными Е, Ё, Ю, Я, И.Дифференциация смягчающего и разделительного «Ь». Занимательная

логопедия.

Дифференциация звонких и глухих парных согласных (12 часов)

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С в слогах и словах,

предложениях.

Ударение (6 часов)

Ударение. Выделение ударных гласных.Безударные гласные. Выделение безударной гласной в

корне. Подбор проверочных слов

Слова, обозначающие предметы (11 часов)

Слова, обозначающие предметы. Слова, обозначающие понятия. Различение одушевленных и

не одушевлённых предметов. Слова, обозначающие один и много предметов.

Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа.

Существительные мужского, женского, среднего рода. Слова, обозначающие большой и

маленький предмет. Слова-предметы, имеющие противоположное значение.

Слова, обозначающие действие предмета (7 часов)

Слова, обозначающие действия предметов. Изменение слов, обозначающих действия, по

родам, числам. Сопоставление форм одного и того же глагола. Употребление глаголов с

различными приставками (-за; -вы, -при; -от). Слова-действия, имеющие противоположное

значение.

Календарно – тематическое планирование

Первая четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

Обследование (7 ч.)

1

Обследование импрессивной речи

1

2.09

2

Обследование связной речи

1

6.09

3

Обследование словарного запаса

1

9.09

4

Обследование грамматического строя речи

1

13.09

5

Обследование слоговой структуры слова

1

16.09

6

Обследование чтения

1

20.09

7

Обследование письма

23.09

Звуко-слоговой анализ (7ч.)

8

Предложение. Слово

1

27.09

9

Звуки и буквы. Алфавит

1

30.09

10

Звуки и буквы. Алфавит

1

4.10

11

Гласные звуки и буквы

1

7.10

12

Согласные звуки и буквы

1

11.10

13

Слоги. Слогообразующая роль гласных

1

14.10

14

Слоги. Слогообразующая роль гласных

1

18.10

Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными (13 ч.)

15

Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-

И в слогах

1

21.10

16

Твердые и мягкие согласные перед гласными Ы-

И в словах.

1

25.10

17

Твердые и мягкие согласные перед гласными А-

Я в слогах

1

28.10

Вторая четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

18

Твердые и мягкие согласные перед гласными

А-Я в словах

1

11.11

19

Твердые и мягкие согласные перед гласными

У-Ю в слогах

1

15.11

20

Твердые и мягкие согласные перед гласными

У-Ю в словах

1

18.11

21

Твердые и мягкие согласные перед гласными

О-Ё в слогах

1

22.11

22

Твердые и мягкие согласные перед гласными

О-Ё в словах

1

25.11

23

Обозначение мягкости согласных при помощи

буквы «е»

1

29.11

24

Итоговое занятие по теме «Твердые и мягкие

согласные»

1

2.12

Мягкий знак (6 ч.)

25

Обозначение мягкости согласных при помощи

буквы «Ь»

1

6.12

26

Обозначение мягкости согласных при помощи

буквы «Ь»

1

9.12

27

Разделительный «Ь» перед гласными

Е, Ю, Я, Ё, И

1

13.12

28

Дифференциация смягчающего и

разделительного «Ь».

1

16.12

29

Дифференциация смягчающего и

разделительного «Ь».

1

20.12

30

Занимательная логопедия

1

23.12

Третьячетверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

Дифференциация звонких и глухих парных согласных (12ч.)

31

Звонкие и глухие согласные.

1

13.01

32

Дифференциация В - Ф в слогах и словах.

1

17.01

33

Дифференциация В-Ф в предложении.

1

20.01

34

Дифференциация Г-К в слогах и словах.

1

24.01

35

Дифференциация Г-К в предложении.

1

27.01

36

Дифференциация Д-Т в слогах и словах.

1

31.01

37

Дифференциация Д-Т в предложении.

1

3.02

38

Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах.

1

7.02

39

Дифференциация Ж-Ш в предложении.

1

10.02

40

Дифференциация З-С в слогах и словах.

1

14.02

41

Дифференциация З-С в предложении.

1

17.02

42

Итоговое занятие по теме «Звонкие и глухие

согласные»

1

21.02

Ударение (6 ч.)

43

Ударение. Выделение ударных гласных.

1

24.02

44

Ударение. Выделение ударных гласных.

1

28.02

45

Безударные гласные. Выделение безударной

гласной в корне. Подбор проверочных слов

1

2.03

46

Безударные гласные. Выделение безударной

гласной в корне. Подбор проверочных слов

1

6.03

47

Безударные гласные. Выделение безударной

гласной в корне. Подбор проверочных слов

1

9.03

48

Занимательная логопедия.

1

13.03

Слова, обозначающие предметы (11 ч.)

49

Слова обозначающие предметы

1

16.03

50

Слова, обозначающие понятия

1

20.03

51

Различение одушевленных и не одушевлённых

предметов

1

23.03

52

Слова, обозначающие один и много предметов

1

27.03

Четвертая четверть

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата план

Дата факт

Коррекция плана

53

Существительные в родительном падеже

единственного и множественного числа

1

6.04

54

Существительные мужского рода

1

10.04

55

Существительные женского рода

1

13.04

56

Существительные среднего рода

1

17.04

57

Слова, обозначающие большой и маленький

предмет

1

20.04

58

Слова-предметы, имеющие противоположное

значение

1

24.04

59

Слова-предметы, близкие по значению

1

4.05

Слова, обозначающие действие предмета (7 ч.)

60

Слова, обозначающие действия предметов

1

8.05

61

Изменение слов, обозначающих действия, по

родам

1

11.05

62

Изменение слов, обозначающих действия, по

числам

1

15.05

63

Сопоставление форм одного и того же глагола

1

18.05

64

Употребление глаголов с различными

приставками (-за; -вы)

1

22.05

65

Употребление глаголов с различными

приставками (-при; -от)

1

25.05

66

Слова-действия, имеющие противоположное

значение

1

29.05



В раздел образования