Напоминание

«Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»


Автор: Хадикова Лариса Владимировна
Должность: учитель осетинского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15 им.Героя Советского Союза Мильдзихова Х.З.
Населённый пункт: г.Владикавказ РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»
Раздел: среднее образование





Назад




Статья

на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе

духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего

поколения»

учитель осетинского языка и литературы МБОУ СОШ №15 им. Героя

Советского Союза Х.З. Мильдзихова г.Владикавказа – Хадикова Л.В.

Ирон зыланг ныхас, дӕу айс мӕнӕй,-

Уӕд баззаин къуырма ӕмӕ куырмӕй,-

Нӕ арв, нӕ зӕххӕн нал уынин сӕ хуызтӕ;

Ӕнӕ дӕу мын мӕ къӕхтыл ацӕуӕн уӕд нӕй,

Басгарӕн нӕ хох, нӕ арф кӕмтты хъӕбыстӕ.

Цӕрукъаты Алыксандр.

Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в

родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с

греками, немцами и поляками, евреями и татарами. Здесь совершенно мирно

уживаются люди, верующие в разных богов. Многонациональность данной

республики обуславливает и огромное многообразие яств на праздничном

столе Осетии. Они буквально ломятся от изобилия блюд, в числе которых

можно рассмотреть армянские и грузинские, а также некоторые исконно

русские блюда.

Осетия – многонациональная республика, потому в ней причудливо

смешались традиции и особенности веры и религиозных ритуалов и правил

многих

народностей.

В

результате

получилась

очень

своеобразная

и

колоритная местная культура.

В профессии учителя осетинского языка и литературы я 30 лет, и всю свою

педагогическую жизнь я старалась вызвать у своих учеников уважение к

своему

народу,

к

своей

культуре,

к

языку,

научить

ценить

не

только

культурные ценности своего народа но и других.

Языковыми предками современных осетин были аланские племена, которые,

согласно греческим и римским источникам, эмигрировали из Средней Азии в

земли к северу и востоку от Черного моря в начале христианской эры.

Осетинский, как и его аланский предшественник, на протяжении

тысячелетий был отделен от родственных языков Центральной Азии, на

которых говорят в не иранском окружении. У него сложились определенные

характерные особенности, отчасти из-за влияния смежных языков (тюркский,

кавказский). Это относится к словарному запасу, а также к фонетической и

грамматической

структуре.

Что

касается

лексических

заимствований,

то

влияние тюркских языков, по-видимому, было особенно сильным.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций, передающих

новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции играют важную

роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации

многовековых

усилий

сменяющих

друг

друга

поколений

сделать

жизнь

богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и

старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют,

поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни:

трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной

и т.д.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих

поколений

и

поддерживаемые

силой

общественного

мнения

формы

поведения

людей

и

их

взаимоотношений

или

принципы,

по

которым

развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции

в литературе и искусстве).

Традиции обладают устойчивостью, нормативностью, связь с общественным

мнением,

нравственными

нормами,

общественными

привычками,

стандартами поведения и т.п., они имеют широкое распространение. Через

систему традиции новые поколения общества наследуют выработанные в нём

отношения

и

весь

общественный

опыт,

вплоть

до

самых

конкретных

поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим

осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути

социального развития. Способствуя этому, традиции сами воспроизводятся,

причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно

видоизменяются.

Неотъемлемой

частью

эстетической

культуры

является

возрождение

некоторых народных праздников ( «Лауызгӕнӕн», «Джеоргуыба», и др.)

Я считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через

включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о

культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.

В жизни любой семьи отмечаются по традиции семейные праздники: дни

рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни

совершеннолетия, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, выход

на пенсию и т. п. Существуют традиции, которые присуще как стране, так и

городу, они имеют место быть в семье и детском саду.

Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и

теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании

нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры человека. Их

поддержка

и

развитие

осуществляется

в

основном

путём

коллективного

участия в событиях общенародного значения и организации досуга как в

семье, так и вне её.

На протяжении всего учебного года мы проводили мероприятия:

1.

Посвященные

основоположнику

осетинского

языка

и

письменности

К.Л.Хетагурову, поэтам и писателям Осетии, Героям Отечества.

2.

На уроках совершаем путешествия по родному краю – «Путешествие в

страну предков «Нартов», «Сарматов», «Скифов», «Аланов».

3. «Развитие речи детей средствами фольклора», использование различных

средств устного народного творчества.

4. «Приобщение детей к культуре и быту осетинского народа через

использование средств театрализованной деятельности»Нами проводились

различные инсценировки литературных произведений, стихов, сказок, что

позволило

расширить

кругозор

детей,

пополнить

их

познавательный,

эмоциональный и чувственный опыт.

Перед собой в своей работе я ставлю следующие задачи:

1. Развивать элементарные представления об истории и культуре осетинского

народа.

2.

Создать

условия

для

изучения

элементов

национальной

культуры

и

истории осетинского народа.

3. Развивать интерес к национальной культуре, языку, традициям и общению

на родном языке.

4.

Воспитывать

чувство

принадлежности

к

своей

нации

и

уважение

к

традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость

поколений.

Я

стараюсь

при

реализации

данных

задач опираться

на

исторический

материал и в сочетании нескольких видов деятельности связывать все одним

сюжетом,

это

мотивирует

детей,

позволяет

более

длительно

удерживать

внимание, благотворно влияет на познавательные процессы.

При проведении уроков и мероприятий использую различные формы работы:

игры драматизации, спортивные развлечения, драматизации сказок народные

игры,

музыкальные

развлечения,

игры

беседы,

народные

праздники,

литературные

вечера.

В

них

сочетаются

несколько

видов

деятельности:

коммуникативной,

речевой,

игровой,

двигательной,

изобразительной,

музыкальной, театрализованной, которые также связанные одним сюжетом, В

работе стараюсь шире применять средства осетинского народного фольклора,

которые благотворно оказывают влияние на качество моей работы.

А также данный вид деятельности помогает детям более полно раскрыть

эмоциональную

окраску

языка,

интонации,

легче

усвоить

понятийную

сторону речи. Особенно насыщенной является игровая деятельность, где не в

не

принужденной

обстановке

дети

лучше

усваивают

интонации,

произношение и смысловую окраску.

Важным

компонентом

в

своей

работе

я

считаю

организацию

соответствующей развивающей среды, с насыщением элементов осетинского

фольклора.

Это

помогает

детям

более

полно

познать

традиции

и

быт

осетинского народа, усвоить навыки взаимоотношения, осмыслить и понять

нравственные ценности, отработанные веками на протяжении нескольких

поколений.

Интересно

наблюдать,

когда

они

занимают

призовые

места

в

языковых

викторинах, олимпиадах, конкурсах. Активно дети участвуют в ежегодном

конкурсе «Хетагуровские чтения», «Шегреновские чтения».

Такие результаты вдохновляют на дальнейшую работу, мотивируют меня как

педагога на творческий поиск и новые свершения в своем деле, на желание

«Гореть и зажигать других!»

Методическое объединение нашей школы поставило перед собой цели и

задачи:

Духовно-нравственное

воспитание

это

целостный

процесс,

в

который

вовлечена и семья, и все окружающее ребёнка культурное пространство.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания сегодня определяются

общей потребностью жителей республики РСО-Алания в восстановлении и

укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего

народа

на

благо

Родины,

Отечества,

человека;

в

духовно-нравственном

оздоровлении всех слоёв населения.

В широком смысле этого слова цель духовно-нравственного воспитания –

развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих

позитивными

ценностями

и

качествами,

способных

проявить

их

в

созидательном процессе в интересах области и Родины.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у

детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему

Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных

обязанностей

по

защите

интересов

Родины.

Духовно-нравственное

и

патриотическое воспитание содействует формированию у человека:

- нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности,

патриотизма);

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);

- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению

самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

-

нравственного

поведения

(готовности

служения

людям

и

Отечеству,

проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли);

- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-

патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности

в мирное и военное время.

В отрыве от традиционной культуры нет возможности чёткого различения

понятий

добра

и

зла,

правды,

достоинства,

долга,

чести,

совести;

современная

мораль

зачастую

искажает

и

подменяет

традиционные

представления о человеке и смысле жизни.

В

нашей

Республике

в

рамках

традиционной

отечественной

культуры

формировались,

оттачивались

и

передавались

из

поколения

в

поколение

базовые

духовно-ценностные

идеалы

осетинского

народа:

благочестие,

бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине.

В

связи

с

этим

методологической

основой

духовно-нравственного

воспитания

становятся

нормы

и

традиции

отечественной

культуры,

представленные в различных аспектах:

- нравственно-этическом (в контексте нравственного православного учения о

человеке, цели его жизни и смысле);

- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и

культуры);

- этнокультурном (на основе национальных традиций нашего народа).

Система

духовно-нравственного

и

патриотического

воспитания

в

школе

строится исходя из следующих принципов:

- принцип

системно-организованного

подхода,

который

предполагает

скоординированную,

целенаправленную

работу

всех

государственных

и

общественных структур по духовно-нравственному воспитанию учащихся;

- принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации – это

те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности. Они

определяют направленность и характер мировоззрения личности;

- принцип

адресного

подхода

в

духовно-нравственном

воспитании,

предполагающий использование особых форм и методов работы с учётом

каждой

возрастной,

социальной,

профессиональной

и

других

групп

населения;

- принцип

активности

и

эмоциональной

вовлеченности,

который

предполагает

деятельное,

эмоциональное

отношение

ребёнка,

активную

позицию детей в подготовке и реализации воспитательных мероприятий;

- принцип

сохранения

исторической

памяти

народа,

предполагающий

необходимость

сбережения

в

разных

формах

всех

видов

информации

о

событиях

прошлого,

о

времени

и

месте

свершения

этих

событий;

о

конкретных лицах, принимавших в них участие;

- краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе,

экономике, истории и культуре своего региона;

- принцип

воспитания

на

традициях

отечественной

культуры. Под

традиционной

отечественной

культурой

понимаются

исторически

сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельно-

сти и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления,

правила, духовные ценности и т. п.

Для достижения цели и реализации принципов по духовно-нравственному и

гражданско-патриотическому

воспитанию

школа

решает

следующие

основные задачи:

- изучение истории своего края;

- воспитание

чувства

любви,

гордости

за

свою

Родину,

готовности

её

защищать;

- развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам

войны

и

труда,

семьям

погибших

защитников

Отечества,

престарелым

людям;

- создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной

составляющей личности гражданина.

Правильное определение цели и задач работы данных направлений помогает

выбрать

оптимальные

методы

и

формы

организации

воспитательных

мероприятий:

конкурсы

сочинений,

рисунков,

стихотворений,

просмотр

видеофильмов, экскурсии по родному краю, беседы встречи с интересными

людьми, волонтерская работа, изучение и анализ исторических событий в

Республике,

истории

Отечества,

своего

края,

рода,

семьи;

организация

поисковой работы; организация детских творческих конкурсов и т д.

Задача

педагогов

школы

спланировать

такие

формы

работы,

которые

вызовут

интерес

у

школьников,

и

тогда

вступление

в

ряды

взрослых

и

отважных

граждан,

будет

происходить

по

инициативе

самих

учеников.

Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к

патриотизму и гражданственности, а этому способствуют воспитательные

мероприятия

День

защитников

Отечества,

День

Победы,

встречи

с

ветеранами ВОВ, День народного единства, информационные часы на тему:

«Моя малая Родина», «Они защищали нашу землю», акция «Ветеран живёт

рядом», уроки мужества, уход за братскими могилами. Так как именно на

основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать

ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.

Планирование и организация воспитательной работы в области духовно-

нравственного

и

гражданско-патриотического

воспитания

должны

содействовать

развитию

познавательных,

интеллектуальных,

культурных

потребностей

учащихся.

Воспитательная

работа

будет

считаться

эффективной,

если

учащиеся

овладеют

знаниями

истории

родного

края,

познакомятся с традициями и обычаями русского народа и народов, которые

проживают на территории нашей республики, современно-экономической,

социально-политической

культурной

жизни

общества.

Если

у

них

будет

развито

чувство

гордости

за

свою

Республику,

а

идейно-политическое

сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне.

Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики

республики РС-Алания, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать

активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы и семьи.

Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В

зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой

жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.



В раздел образования