Автор: Хадикова Лариса Владимировна
Должность: учитель осетинского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15 им.Героя Советского Союза Мильдзихова Х.З.
Населённый пункт: г.Владикавказ РСО-Алания
Наименование материала: статья
Тема: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»
Раздел: среднее образование
Статья
на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе
духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего
поколения»
учитель осетинского языка и литературы МБОУ СОШ №15 им. Героя
Советского Союза Х.З. Мильдзихова г.Владикавказа – Хадикова Л.В.
Ирон зыланг ныхас, дӕу айс мӕнӕй,-
Уӕд баззаин къуырма ӕмӕ куырмӕй,-
Нӕ арв, нӕ зӕххӕн нал уынин сӕ хуызтӕ;
Ӕнӕ дӕу мын мӕ къӕхтыл ацӕуӕн уӕд нӕй,
Басгарӕн нӕ хох, нӕ арф кӕмтты хъӕбыстӕ.
Цӕрукъаты Алыксандр.
Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в
родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с
греками, немцами и поляками, евреями и татарами. Здесь совершенно мирно
уживаются люди, верующие в разных богов. Многонациональность данной
республики обуславливает и огромное многообразие яств на праздничном
столе Осетии. Они буквально ломятся от изобилия блюд, в числе которых
можно рассмотреть армянские и грузинские, а также некоторые исконно
русские блюда.
Осетия – многонациональная республика, потому в ней причудливо
смешались традиции и особенности веры и религиозных ритуалов и правил
многих
народностей.
В
результате
получилась
очень
своеобразная
и
колоритная местная культура.
В профессии учителя осетинского языка и литературы я 30 лет, и всю свою
педагогическую жизнь я старалась вызвать у своих учеников уважение к
своему
народу,
к
своей
культуре,
к
языку,
научить
ценить
не
только
культурные ценности своего народа но и других.
Языковыми предками современных осетин были аланские племена, которые,
согласно греческим и римским источникам, эмигрировали из Средней Азии в
земли к северу и востоку от Черного моря в начале христианской эры.
Осетинский, как и его аланский предшественник, на протяжении
тысячелетий был отделен от родственных языков Центральной Азии, на
которых говорят в не иранском окружении. У него сложились определенные
характерные особенности, отчасти из-за влияния смежных языков (тюркский,
кавказский). Это относится к словарному запасу, а также к фонетической и
грамматической
структуре.
Что
касается
лексических
заимствований,
то
влияние тюркских языков, по-видимому, было особенно сильным.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций, передающих
новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции играют важную
роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации
многовековых
усилий
сменяющих
друг
друга
поколений
сделать
жизнь
богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и
старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют,
поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни:
трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной
и т.д.
Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих
поколений
и
поддерживаемые
силой
общественного
мнения
формы
поведения
людей
и
их
взаимоотношений
или
принципы,
по
которым
развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции
в литературе и искусстве).
Традиции обладают устойчивостью, нормативностью, связь с общественным
мнением,
нравственными
нормами,
общественными
привычками,
стандартами поведения и т.п., они имеют широкое распространение. Через
систему традиции новые поколения общества наследуют выработанные в нём
отношения
и
весь
общественный
опыт,
вплоть
до
самых
конкретных
поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим
осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути
социального развития. Способствуя этому, традиции сами воспроизводятся,
причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно
видоизменяются.
Неотъемлемой
частью
эстетической
культуры
является
возрождение
некоторых народных праздников ( «Лауызгӕнӕн», «Джеоргуыба», и др.)
Я считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через
включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о
культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.
В жизни любой семьи отмечаются по традиции семейные праздники: дни
рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни
совершеннолетия, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, выход
на пенсию и т. п. Существуют традиции, которые присуще как стране, так и
городу, они имеют место быть в семье и детском саду.
Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и
теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании
нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры человека. Их
поддержка
и
развитие
осуществляется
в
основном
путём
коллективного
участия в событиях общенародного значения и организации досуга как в
семье, так и вне её.
На протяжении всего учебного года мы проводили мероприятия:
1.
Посвященные
основоположнику
осетинского
языка
и
письменности
К.Л.Хетагурову, поэтам и писателям Осетии, Героям Отечества.
2.
На уроках совершаем путешествия по родному краю – «Путешествие в
страну предков «Нартов», «Сарматов», «Скифов», «Аланов».
3. «Развитие речи детей средствами фольклора», использование различных
средств устного народного творчества.
4. «Приобщение детей к культуре и быту осетинского народа через
использование средств театрализованной деятельности»Нами проводились
различные инсценировки литературных произведений, стихов, сказок, что
позволило
расширить
кругозор
детей,
пополнить
их
познавательный,
эмоциональный и чувственный опыт.
Перед собой в своей работе я ставлю следующие задачи:
1. Развивать элементарные представления об истории и культуре осетинского
народа.
2.
Создать
условия
для
изучения
элементов
национальной
культуры
и
истории осетинского народа.
3. Развивать интерес к национальной культуре, языку, традициям и общению
на родном языке.
4.
Воспитывать
чувство
принадлежности
к
своей
нации
и
уважение
к
традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость
поколений.
Я
стараюсь
при
реализации
данных
задач опираться
на
исторический
материал и в сочетании нескольких видов деятельности связывать все одним
сюжетом,
это
мотивирует
детей,
позволяет
более
длительно
удерживать
внимание, благотворно влияет на познавательные процессы.
При проведении уроков и мероприятий использую различные формы работы:
игры драматизации, спортивные развлечения, драматизации сказок народные
игры,
музыкальные
развлечения,
игры
беседы,
народные
праздники,
литературные
вечера.
В
них
сочетаются
несколько
видов
деятельности:
коммуникативной,
речевой,
игровой,
двигательной,
изобразительной,
музыкальной, театрализованной, которые также связанные одним сюжетом, В
работе стараюсь шире применять средства осетинского народного фольклора,
которые благотворно оказывают влияние на качество моей работы.
А также данный вид деятельности помогает детям более полно раскрыть
эмоциональную
окраску
языка,
интонации,
легче
усвоить
понятийную
сторону речи. Особенно насыщенной является игровая деятельность, где не в
не
принужденной
обстановке
дети
лучше
усваивают
интонации,
произношение и смысловую окраску.
Важным
компонентом
в
своей
работе
я
считаю
организацию
соответствующей развивающей среды, с насыщением элементов осетинского
фольклора.
Это
помогает
детям
более
полно
познать
традиции
и
быт
осетинского народа, усвоить навыки взаимоотношения, осмыслить и понять
нравственные ценности, отработанные веками на протяжении нескольких
поколений.
Интересно
наблюдать,
когда
они
занимают
призовые
места
в
языковых
викторинах, олимпиадах, конкурсах. Активно дети участвуют в ежегодном
конкурсе «Хетагуровские чтения», «Шегреновские чтения».
Такие результаты вдохновляют на дальнейшую работу, мотивируют меня как
педагога на творческий поиск и новые свершения в своем деле, на желание
«Гореть и зажигать других!»
Методическое объединение нашей школы поставило перед собой цели и
задачи:
Духовно-нравственное
воспитание
–
это
целостный
процесс,
в
который
вовлечена и семья, и все окружающее ребёнка культурное пространство.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания сегодня определяются
общей потребностью жителей республики РСО-Алания в восстановлении и
укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего
народа
на
благо
Родины,
Отечества,
человека;
в
духовно-нравственном
оздоровлении всех слоёв населения.
В широком смысле этого слова цель духовно-нравственного воспитания –
развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих
позитивными
ценностями
и
качествами,
способных
проявить
их
в
созидательном процессе в интересах области и Родины.
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у
детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему
Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных
обязанностей
по
защите
интересов
Родины.
Духовно-нравственное
и
патриотическое воспитание содействует формированию у человека:
- нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности,
патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению
самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
-
нравственного
поведения
(готовности
служения
людям
и
Отечеству,
проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли);
- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-
патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности
в мирное и военное время.
В отрыве от традиционной культуры нет возможности чёткого различения
понятий
добра
и
зла,
правды,
достоинства,
долга,
чести,
совести;
современная
мораль
зачастую
искажает
и
подменяет
традиционные
представления о человеке и смысле жизни.
В
нашей
Республике
в
рамках
традиционной
отечественной
культуры
формировались,
оттачивались
и
передавались
из
поколения
в
поколение
базовые
духовно-ценностные
идеалы
осетинского
народа:
благочестие,
бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине.
В
связи
с
этим
методологической
основой
духовно-нравственного
воспитания
становятся
нормы
и
традиции
отечественной
культуры,
представленные в различных аспектах:
- нравственно-этическом (в контексте нравственного православного учения о
человеке, цели его жизни и смысле);
- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и
культуры);
- этнокультурном (на основе национальных традиций нашего народа).
Система
духовно-нравственного
и
патриотического
воспитания
в
школе
строится исходя из следующих принципов:
- принцип
системно-организованного
подхода,
который
предполагает
скоординированную,
целенаправленную
работу
всех
государственных
и
общественных структур по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации – это
те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности. Они
определяют направленность и характер мировоззрения личности;
- принцип
адресного
подхода
в
духовно-нравственном
воспитании,
предполагающий использование особых форм и методов работы с учётом
каждой
возрастной,
социальной,
профессиональной
и
других
групп
населения;
- принцип
активности
и
эмоциональной
вовлеченности,
который
предполагает
деятельное,
эмоциональное
отношение
ребёнка,
активную
позицию детей в подготовке и реализации воспитательных мероприятий;
- принцип
сохранения
исторической
памяти
народа,
предполагающий
необходимость
сбережения
в
разных
формах
всех
видов
информации
о
событиях
прошлого,
о
времени
и
месте
свершения
этих
событий;
о
конкретных лицах, принимавших в них участие;
- краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе,
экономике, истории и культуре своего региона;
- принцип
воспитания
на
традициях
отечественной
культуры. Под
традиционной
отечественной
культурой
понимаются
исторически
сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельно-
сти и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления,
правила, духовные ценности и т. п.
Для достижения цели и реализации принципов по духовно-нравственному и
гражданско-патриотическому
воспитанию
школа
решает
следующие
основные задачи:
- изучение истории своего края;
- воспитание
чувства
любви,
гордости
за
свою
Родину,
готовности
её
защищать;
- развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам
войны
и
труда,
семьям
погибших
защитников
Отечества,
престарелым
людям;
- создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной
составляющей личности гражданина.
Правильное определение цели и задач работы данных направлений помогает
выбрать
оптимальные
методы
и
формы
организации
воспитательных
мероприятий:
конкурсы
сочинений,
рисунков,
стихотворений,
просмотр
видеофильмов, экскурсии по родному краю, беседы встречи с интересными
людьми, волонтерская работа, изучение и анализ исторических событий в
Республике,
истории
Отечества,
своего
края,
рода,
семьи;
организация
поисковой работы; организация детских творческих конкурсов и т д.
Задача
педагогов
школы
–
спланировать
такие
формы
работы,
которые
вызовут
интерес
у
школьников,
и
тогда
вступление
в
ряды
взрослых
и
отважных
граждан,
будет
происходить
по
инициативе
самих
учеников.
Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к
патриотизму и гражданственности, а этому способствуют воспитательные
мероприятия
–
День
защитников
Отечества,
День
Победы,
встречи
с
ветеранами ВОВ, День народного единства, информационные часы на тему:
«Моя малая Родина», «Они защищали нашу землю», акция «Ветеран живёт
рядом», уроки мужества, уход за братскими могилами. Так как именно на
основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать
ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.
Планирование и организация воспитательной работы в области духовно-
нравственного
и
гражданско-патриотического
воспитания
должны
содействовать
развитию
познавательных,
интеллектуальных,
культурных
потребностей
учащихся.
Воспитательная
работа
будет
считаться
эффективной,
если
учащиеся
овладеют
знаниями
истории
родного
края,
познакомятся с традициями и обычаями русского народа и народов, которые
проживают на территории нашей республики, современно-экономической,
социально-политической
культурной
жизни
общества.
Если
у
них
будет
развито
чувство
гордости
за
свою
Республику,
а
идейно-политическое
сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне.
Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики
республики РС-Алания, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать
активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы и семьи.
Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В
зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой
жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.