Автор: Горбунова Елена Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ детский сад комбинированного вида №1 "Колобок"
Населённый пункт: г.Инза,Ульяновская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Система коррекционной работы с детьми ОНР В ДОО"
Раздел: дошкольное образование
В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со
сложными нарушениями речевого развития. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в
том, чтобы комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей с
общим недоразвитием речи (ОНР).
В наше детском саду комбинированного вида коррекционно-развивающая работа логопеда
основана на адаптированной программе МДОУ, включающую в себя
общеобразовательную программу «От рождения до школы» Н.Е.Веракса и «Примерная
программа коррекционно-развивающей работы с детьми 3-7 лет с ОНР.» Н.В.Нищевой.
ЦЕЛИ:
– обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у
детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного
личностного
развития,
обеспечения
эмоционального
благополучия
посредством
интеграции
содержания
образования
и
организации
взаимодействия
субъектов
образовательного процесса в условиях МДОУ
Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:
овладение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической
речи;
развитие речевого творчества;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте;
Дети с ОВЗ (нарушение речи ОНР III уровень речевого развития характеризуется
наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-
фонематического недоразвития.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это
свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно или
несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук «с»,
сам ещё недостаточно четко произносимый, заменяет звук «с» («сяпоги»), «ш» («сюба»
вместо шуба), «щ» («сетка» вместо щетка); замена группы звуков более простыми по
артикуляции. Отмечается замены когда звук в разных словах произносится по-разному;
смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в
словах и предложениях их взаимозаменяет. В активном словаре преобладают
существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки,
состояния предметов и действий.
Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительным,
прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок
наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. Отмечается
недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками,
суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов,
выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур,
выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Правильно повторяя вслед за логопедом трех – четырехсложные слова, дети нередко
искажают их в речи, сокращая количество слогов. Множество ошибок наблюдается при
передачи звуконополняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения
при стечении согласных в слове.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти
не употребляются сложные конструкции.
Группа комбинированной направленности №2(младш .средней возраст 3-5л)
Логопедическая группа №1 (старший возраст 5-6 л)
Группа комбинированной направленности №1 (старший возраст.подготов к школе
возраст 5-7 л.)
С детьми проводятся фронтальные подгрупповые .индивидуальные ханятия
Занятия проводятся после того, как проходит обследование детей группы в начале года.
Фронтальные
(подгрупповые)
логопедические
занятия позволяют
эффективно
решать
те
задачи
развития
речи
и
коррекции
ее
недостатков,
которые
являются
приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий
формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям,
ориентироваться на лучшие образцы речи.
При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических занятий:
определяются тема и цели занятия;
выделяется предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны
усвоить в активной речи;
отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного
обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при
этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;
обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
при
отборе
программного
материала
учитывается
зона
ближайшего
развития
дошкольников, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности;
включается в занятия регулярное повторение усвоенного речевого материала.
.
к фронтальным занятиям должны предъявляться следующие требования:
1. Занятие динамичное
2. Обязательно включаю игровые фрагменты и сюрпризные моменты. Можно включить
забавные ситуации, участниками которых будут дети.
3. Частая смена различных видов деятельности.
4. Необходимо развивать у детей коммуникативную направленности, обучаю общению с
педагогом и друг с другом.
5. На занятиях приучаю детей слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей
речи. Девиз:Мы слушаем и слышим.смотрим и видим, голова думает. а руки помогают»
6. Использую разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.
7. Самое главное – на занятиях требую от детей должны много говорить.
Технологии,
используемые
на
занятиях,
должны
располагаться
в
порядке
возрастающей сложности и быть разнообразными.
Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи
подразделяются на следующие типы:
1. Занятия по формированию фонетико – фонематической стороны речи.
2. Занятия по формированию и развитию связной речи.
3. Занятия лексические с элементами грамматики.
4. Занятия по формированию лексико – грамматических категорий.
Индивидуальные
занятия составляют
существенную
часть
рабочего
времени
в
течение
каждого
дня.
Они
позволяют
осуществлять
коррекцию
речевых
и
иных
недостатков
психофизического
развития,
глубоко
индивидуальных
для
каждого
воспитанника.
К
и н д и в и д у а л ь н ы м
л о г о п е д и ч е с к и м
з а н я т и я м
п р е д ъ я в л я ю т с я
определенные требования. :
сформулировать тему и цели занятия;
продумать этапы занятия, их связь друг с другом;
запланировать постепенное усложнение речевого материала занятия;
осуществлять
дифференциальный
подход
к
каждому
ребенку
с
учетом
структуры
речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
формулировать инструкции кратко и четко;
использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия.
Схема проведения индивидуального логопедического занятия
1.
Упражнения на формирование и развитие артикуляционной моторики:
o
упражнения для челюстей;
o
упражнения для губ;
o
упражнения для языка;
o
мимические упражнения.
2.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук:
o
пальчиковая гимнастика;
o
массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
3.
Упражнения на развитие слухового внимания, памяти, воображения.
4.
Упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков звукового
анализа и синтеза.
5.
Коррекционная работа по звукопроизношению:
o
постановка звука;
o
автоматизация поставленного звука (в слогах, словах, предложениях);
o
дифференциация звуков (поставленного и смешиваемого);
o
автоматизация звуков в спонтанной речи с использованием лексических и
грамматических упражнений;
В занятиях включаю здоровьесберегаюшие технологии
Здоровьесберегающие
технологии очень
важны
для
наших
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, т.к. это как правило дети с ослабленным здоровьем. Подбор
элементов
различных
здоровьесберегающих
технологий
зависит
от
возрастных
и
психофизиологических особенностей детей.
Здоровьесберегающие
технологии
–
это
зрительная
гимнастика,
смена
статических и динамических поз, голосовые и дыхательные упражнения, подвижные игры
речевого характера, упражнения для коррекции общей и мелкой моторики. Постепенно
включая в каждое занятие различные виды массажа, динамические паузы, пальчиковые
игры, гимнастику для глаз, создаю необходимую атмосферу, снижающую напряжение и
позволяющую
использовать
все
время
занятия
более
эффективно.
Все
упражнения
выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Индивидуальные логопедические занятия - основная форма коррекционного обучения,
способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и подготовке к школе.
Обучение
правильной
речи
требует
регулярных,
последовательных
занятий,
которые
позволяют сформировать у ребенка определенный динамический стереотип.
Логопедическое
воздействие
осуществляется
различными
методами,
среди которых
условно выделяются
наглядные, словесные и практические.
К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и
моделирование.
Упражнение - это многократное повторение ребенком практических и умственных
заданных действий. В логопедической работе они эффективны при устранении
артикуляторных и голосовых расстройств, так как у детей формируются практические
речевые умения и навыки либо предпосылки к их развитию, происходит овладение
различными способами практической и умственной деятельности. В результате
систематического выполнения артикуляторных упражнений создаются предпосылки для
постановки звука, для правильного его произношения. На этапе постановки звука
формируется навык его изолированного произношения, а на этапе автоматизации
добиваются правильного произношения звука в словах, словосочетаниях, предложениях,
связной речи.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений
совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно
применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и наглядных моделей
развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного
моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в
уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть
возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет
более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.
В игровом методе ведущая роль принадлежит педагогу, который подбирает игру в
соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли,
организует и активизирует деятельность детей.
С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические,
подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и
этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта,
возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей. Например,
использование игровых упражнений с имитацией действия: рубят дрова, деревья качаются
от ветра, имитация походки медведя, лисы, вызывает эмоционально-положительный
настрой детей, снимает у них напряжение.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков,
которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных
пособий и технических средств обучения. логопедический воздействие индивидуальный
нарушение речь
К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов,
просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца задания,
способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных
методов.
Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, макетов, а
также с показом артикуляции звука, упражнений. Наглядные средства должны быть
хорошо видны всем; подобраны с учетом возрастных и индивидуально-психологических
особенностей ребенка; соответствовать задачам логопедической работы на данном этапе
коррекции; сопровождаться точной и конкретной речью; словесное описание объекта
должно способствовать развитию аналитико-синтетической деятельности,
наблюдательности, развитию речи.
Использование пособий может преследовать различные цели: коррекцию нарушений
сенсорной сферы (представлений о цвете, форме, величине и т. д.), развитие
фонематического восприятия (на картине найти предметы, в названиях которых имеется
отрабатываемый звук), развитие звукового анализа и синтеза (найти предметы на
сюжетной картине, в названии которых 5 звуков), закрепление правильного произношения
звука, развитие лексического запаса слов, грамматического строя, связной речи
(составление рассказа по сюжетной картине, по серии сюжетных картин).
Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются
возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями,
задачами, этапом коррекционного воздействия. В работе с детьми дошкольного возраста
словесные методы сочетаются с практическими и наглядными основными словесными
методами являются рассказ, беседа, чтение.
В
последнее
время
в
нашем
саду
стал
активно
применяться метод
проектов.
Использование
этого
метода -
принципиально
иной
подход
к
по строению
образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с
учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку
проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом.
Я в этом году реализую долгосрочный проект «Скоро в школу» (сентябрь-май)
Цель проекта
Стимулировать
развитие
познавательной
активности
и
деятельности
детей.
Повысить
интерес
к
школе
и
сформировать
у
детей
подготовительной
группы
положительное
отношение
к
предстоящему
обучению,
подготовить
к
принятию
новой
социальной
позиции
«школьника»,
повысить
грамотность
и
компетенцию
родителей
по
вопросу
подготовки детей к школе.
развитие диалогической и монологической речи;
повышение
эффективности
игровой
мотивации
детской
речи,
ее
художественно
–
эстетической направленности;
приобщение детей к красоте художественного слова, народному фольклору;
развитие сотрудничества учителя – логопеда и воспитателей с детьми и друг с другом на
основе личностно ориентированной модели взаимодействия.
Направления проекта совместной деятельности с детьми:
1. Уменьшение влияния психологического стресса перед школой
2. Формирование навыков учебного сотрудничества: умение договариваться, обмениваться
мнениями, понимать и оценивать себя и других
3. Развитие речи и мелкой моторики
4. Развитие фонематического слуха, анализа, синтеза. Подготовка к обучению грамота
Предметно - развивающая среда в кабинете учителя-логопеда.
Центр развития слухового внимания:
Звучащие игрушки погремушки, колокольчики, дудочки, молоточек.
Коробочки с сыпучими наполнителями: горох, бобы, камешки, крупа.
Картотека игр на развитие слухового внимания.
Центр развития мышления, зрительного внимания, памяти
Набор разрезных картинок от 2 и более частей, сборные картинки
пазлы.
Почтовый ящик. Разборные игрушки: пирамидки.
«Зашумленные» картинки.
Весѐлые ребусы. Игры «Исключение 4 го лишнего», «Что не дорисовал
художник?» «Чем похожи, чем отличаются?»
«Весѐлая логика», «Загадки», «Четвѐртый лишний» (1
Папка «Готовимся к школе
Центр развития ориентировки во времен
Набор: картины пейзажи разных времен года.
Набор картинок с изображением различных действий людей, детей,
природных явлений в разное время года
Центр развития общей двигательной и зрительно пространственной активности
Картотека физминуток по лексическим темам
Картотека упражнений «Учим стихи руками».
Картотека гимнастики для глаз.
Картотека логоритмических упражнений без музыкального сопровождения.
Картотека пальчиковых игр.
Картотека речевых пятиминуток.
Центр развития восприятия (зрительное, тактильное, слуховое):
Набор геометрических фигур плоскостных
. Набор парных картинок.
Набор муляжей (овощи, фрукты и т.д.) .
Набор шнурков, ниток, полосок разной длины.
Набор разноцветных счетных палочек.
Музыкальные игрушки.
Дидактические игры на развитие восприятия.
(«Подбери по форме», «Различаем по величине», «Логические
пары»).
Картотека на развитие внимания и зрительной памяти
Центр развития мелкой моторики:
Бусы, пуговицы Счетные палочки
Трафареты для обводки и штриховки
Мозаика
Пластилиновые дощечки
крупы, орехи Массажные мячи Прищепки
Шнуровки
Пальчиковый бассейн
Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка,
формировании его личности и поведения (вторичные расстройства).
Хочется отметить, что, в целом, у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) отмечается
высокий уровень тревожности (тест Амена) и низкие показатели в детском тесте
Кеттелла по факторам А (общительность-замкнутость) и Н (социальная робость-
смелость). У родителей же таких детей выявлен высокий уровень родительских
притязаний на развитие ребенка, что дополнительно обостряет внутриличностные
проблемы ребенка. Это связано с незнанием особенностей развития личности, так и
нежеланием принять своего ребенка таким, как он есть. Поэтому работа должна вестись
одновременно и с детьми и с их родителями.