Автор: Рудакова Людмила Вячеславовна
Должность: Учитель физики
Учебное заведение: МБОУ Фокинская средняя школа
Населённый пункт: Воротынский район, c Фокино
Наименование материала: vtnjlbxtcrfz hfphf,jnrf
Тема: Методические аспекты применения ИТ в обучении
Раздел: среднее образование
Методические аспекты применения ИТ в обучении
Рудакова Л.В.
Тема самообразования, над которой я работаю в настоящее время, обозначена так
«Повышение эффективности преподавания физики, информатики и астрономии при
широком использовании информационно – коммуникационных технологий»
Целесообразность
применения
информационных
технологий
в
обучении
различным
предметам
не
вызывает
сомнений.
Эффективность
такого
обучения
значительно
повышается,
если
использовать
ИТ
на
уроках
не
эпизодически,
а
систематически.
Основной
проблемой
при
этом
является
то,
что
при
разработке
традиционных курсов и методических материалов применение ИТ не предполагалось. В
связи с этим перед учителем возникает задача самостоятельно разработать методику своих
уроков. При этом необходимо иметь в виду следующие моменты.
Во-первых, на уроках учитель должен учитывать индивидуальные особенности
всего класса, групп учеников и каждого ученика в отдельности. Учащиеся одного класса
воспринимают
информацию
по-разному.
Визуал
воспринимает
большую
часть
информации с помощью зрения, он «видит» информацию. Аудиал получает, в основном,
информацию через слух. Кинестетик воспринимает информацию через другие ощущения
(обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Учитель должен всё это учитывать,
планируя урок
Во-вторых,
разработка
специального
учебного
курса,
который
будет
включать
использование новых информационных технологий, выдвигает новые требования к отбору
содержания, позволяющему формировать целенаправленные учебные информационные
потоки. Критерии отбора содержания такой информации можно свести к следующим
положениям:
-- материал должен быть адаптирован для учащихся соответствующего возраста;
-- материал должен включать различные виды наглядности: узнаваемость наглядности,
соответствующая
предъявляемой
письменной
или
устной
информации; динамика
предъявления
наглядности
(время
демонстрации
должно
быть
оптимальным);;
оптимальное
количество предъявляемых
изображений
на
экране
(слишком
большое
количество
слайдов,
фото,
длительность
видео
отвлекают
учеников,
не
дают
сосредоточиться на главном)];
--
практическое
содержание
должно
способствовать
построению
моделей
объектов
разного рода и выявлению закономерностей их функционирования.
Зная все эти методические тонкости, при планировании уроков необходимо найти
оптимальное сочетание ИТ с традиционными средствами обучения.
1
Таким образом, очевидно, что применение информационных технологий в процессе
обучения
предмету
по
традиционным
программам
возможно
лишь
в
методически
оправданные моменты, школьные программы должны быть переработаны в соответствии
с учетом возможностей компьютера и психологических особенностей обучаемых.
Учитывая все это, мне пришлось выбрать данную тему самообразования и пройти
специальные курсы повышения квалификации для успешной работы над ней.
Компьютерные технологии я стала осваивать совсем недавно – два года назад. И,
наверное, поэтому задача казалась мне трудновыполнимой. Но что не сделаешь ради
детей! Бурное развитие техники не позволяло жить вчерашним днем.
. Ликвидировать пробелы в знаниях помогли курсы ПК в НИРО(2006-2007г) и (2007-
2008г.), проведенные по темам: «Интернет - технологии в образовании», «Использование
информационных технологий на уроках». Курсы не только помогли освоить ИКТ,
познакомиться с медиаресурсами, но и понять важную роль использования компьютера на
уроке.
В
настоящее
время
мне
приходится
самостоятельно
проводить
корректировку
программ по физике и астрономии, что сопряжено с огромной затратой личного времени.
Очень оживляют и разнообразят уроки предметные презентации. А как удобно
проводить эксперименты при помощи электронных учебников
(
тем
более,
что
лабораторное
оборудование
в
школе
не
пополнялось
и
не
обновлялось более 10 лет). Создание видеоуроков и их использование помогает экономить
массу времени во время уроков. Интерактивные тесты снимают лишнее напряжение с
ребят, позволяют им вовремя найти и исправить ошибку, что немаловажно, тут же узнать
свою оценку.
Да,
преимуществ
использования
ИТ
на
уроках
значительно
больше,
чем
недостатков. Я думаю, что, работая над этой темой, достигну высоких показателей моих
подопечных.
2