Автор: Светкина Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №207
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект по развитию речи в старшей группе "Весенние деньки".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №207 г. Ульяновска
Конспект
организованной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе.
Тема. «Весенние деньки».
Автор: Светкина Ольга Ивановна
Место проведения: г. Ульяновск,
МБДОУ №207 пр. Ленинского
Комсомола, дом 40.
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе
на тему: «Весенние деньки»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Развивать у детей способность к словотворчеству, опираясь на
выбор стилистических средств (загадки, заклички, стихи, иллюстрации).
Речевое
развитие:
связная
речь:
продолжать
совершенствовать
диалогическую форму речи; поощрять попытки детей высказывать разные
точки
зрения
в
ответах
на
поставленный
педагогом
вопрос,
в
доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом
товарища;совершенствовать умение связно, последовательно и выразительно
рассказывать на заданную тему.
-
Грамматика:
совершенствовать
умение
согласовывать
слова
в
предложениях,
замечать
неправильную
постановку
ударения
в
словах,
самостоятельно ее исправлять.
- Продолжать формировать способность соотносить передаваемый образ
с характерными особенностями того или иного периода весны, дополняя его
соответствующими деталями, элементами, ассоциациями.
- Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица –
медвежонок – медвежья; бежал – убежал; шел – зашел – пришел), по первым
звукам слов-картинок; правильно менять местами слоги слов для получения
необходимых слов.
Художественно-эстетическое развитие: развивать художественный
вкус, мышление, творческое воображение у детей.
Познавательное развитие: воспитывать интерес к собственным
открытиям через поиск; бережное и заботливое отношение к природе.
Социально- коммуникативное развитие: воспитывать доброжелательные
отношения между детьми, поощрять попытки детей высказывать разные
точки зрения в ответах на поставленный педагогом вопрос, в
доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом
товарища.
Физическое
развитие: учить
выполнять
движения
в
соответствии
со
словами
Предварительная
работа:
рассматривание
альбомов
«Времена
года,
«Весна»,
презентация
«Первоцветы»,
«Цветы»,
«Насекомые».
Рисование
весенних деревьев, цветов, весны. Чтение и заучивание пословиц, загадок,
примет,стихов,
песенок
из
народного
фольклора
о
весне.
Чтение
произведений «Улетела злая вьюга» , С.Маршака, «Капель» Г.Горбовского,
«Разговор с весной» О.Высотской, рассказы К.Паустовского, М.Пришвина.
Р а з у ч и в а н и е
п е с н и
«
В е с е н н я я
к а п е л ь »
Оборудование:
иллюстрации
первоцветов
(мать-и-мачеха,
нарцисс,
медуница, кислица, люпин, хохлатка), народные потешки, сорока, заготовки
для рифмовки птиц, мяч, игрушка медвежонок, картинки-слова, рассказ про
весну, «признаки весны»: ручей, проталины, облака, деревья, цветы.
Ход ООД:
Воспитатель. Дети,
скажете, какое сейчас время суток? (Утро.). Какое
сегодня
утро?
(Радостное,
доброе,
светлое,
веселое,
пасмурное
и
т.д.).
Послушайте стихотворение Н.Полякова «Солнышко».
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть
И ручьем пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробах.
Догони его, попробуй!
Каждое утро восходит солнце для того, чтобы обогреть землю. Все рады
солнышку.
- Вы ничего не слышите? Кажется, кто-то стучится к нам в дверь. Кто
это? (Медвежонок).
Медвежонок. Здравствуйте! Где я оказался?
Воспитатель. Здравствуй, медвежонок! Ты оказался в гостях у детей старшей
группы детского сада «Катюша». Как ты к нам попал?
Медвежонок.
Я сладко спал в теплой берлоге вместе со своей мамой.
Заворочалась
мама,
выглянула
из
берлоги,
стала
меня
будить:
«Вставай
гостью встречать, лежебока!» А мне никуда не хотелось вставать, кого-то
встречать.
Повернулся
я
на
другой
бок,
хотел
еще
поспать,
да
вдруг
почувствовал, что весь бок у меня стал мокрым. Что такое? Откуда вода
появилась? Ребята, вы не знаете? (Ответы детей.). Выскочил я из берлоги и
зажмурился
от
неожиданности:
все
вокруг
звенит,
журчит,
искрится
и
переливается. Сел я на пригорке возле мамы, подставил свой мокрый бок
солнышку. Хорошо, тепло. Такого я еще никогда не видел. Потом я по лесу
шел, шел, и вот что нашел (подснежники). Я дальше в лес пошел, в чащу леса
зашел и к избушке подошел, потом в избушку зашел, ничего там не нашел,
дальше пошел, вот и к вам пришел. Ребята, что такое я увидел в лесу?
Воспитатель. Ребята, поможем медвежонку разобраться с тем, что он увидел
в своем лесу? Но сначала отгадайте мои загадки:
1.В голубой рубашечке бежит по дну овражка.(Ручей)
2.«Зазвенели ручьи, прилетели грачи.
На ветках плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной.).
Воспитатель. Наступила весна. А какая она? (Теплая, светлая, солнечная,
звонкая, добрая, зеленая, ласковая.).
Воспитатель. Как вы думаете, кто больше всего радуется приходу весны?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Ребята, а что принес нам медвежонок?
Угадайте загадку.
Первым вылез из земли на проталинке!
Он мороза не боится,
Хоть и маленький
Стоит в белой шапчонке
И зеленой распашонке. (подснежник, первоцветы).
Почему эти цветы так называются? (Ответы детей) Как только кое-где сходит
снег, сразу же появляются первые весенние растения. Это – первоцветы,
которые цветут тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы и каждый
теплый солнечный лучик доходит до самой земли. Кажется, что весна боится
их и постепенно уходит.
Воспитатель. А как называла мама медвежонка? (Лежебока.). Что это
значит? А как зовут маму? (Медведица.) Как мы ее можем назвать ласково?
(Медведушко
.).
Ребята,
почему
медвежонок
удивился
журчанию
ручейков,
яркому
солнцу? (Ответы детей.). Правильно, медвежонок недавно родился и многого
еще не знает. Смотрите, прилетела сорока и принесла на своем длинном
хвосте такую историю.
«Наступила
весна.
Птицы
улетели.
Грустно
стало
детям.
«Давайте
сделаем
для
птиц
скворечники!»-
предложил
Вова.
Когда
повесили
скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям.»
Воспитатель. Ребята, а что происходит с птицами весной? (они прилетают, а
не
улетают).
Каких
вы
знаете
перелетных
птиц?
Давайте
попробуем
составить про птиц рифмы:
Ва-ва-ва – на суку сидит сова.
Вей-вей-вей – поет песни соловей.
Бей-бей-бей – клюет зерна воробей.
Рец-рец-рец – очень рад весне скворец.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру со словом «весна».
Месяц какой? (Весенний.).
День какой? (Весенний.).
Солнце какое? (Весеннее.).
Лучи какие? (Весенние.).
Трава какая? (Весенняя.).
Ручьи какие? (Весенние.).
Дождь какой? (Весенний.).
Воспитатель. У меня есть слова, в которых слоги поменялись местами.
Попробуйте сказать правильно эти слова: цы-пти (птицы ),ка - ре (река), ки
- поч (почки), чей – ру (ручей), це - солн (солнце).
Воспитатель. А где живут птицы, животные, люди? (В доме.). Какие слова
«растут» от этого слова? (Дом – домик – домишко – домище – домовой –
домашний.).
Воспитатель. А сейчас расскажите медвежонку про сестер весны. Март –
«капельник», «протальник», «грачевник». Апрель – «снегогон», «водолей»,
«березень». Май – «цветень».
Прочитайте слова по первым звукам слов-картинок.
Март – с водой,
Апрель – с травой,
Май – с цветами.
Физминутка.
Под весенние мотивы повернемся вправо, влево!
Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою
Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой! Повернись направо к другу. Протяни ему ты руку!
Воспитатель.
А
теперь
я
предлагаю
вам
составить
портрет
весны
из
предложенных
картинок,
а
по
нему
–
рассказ
о
весне.
(воспитатель
спрашивает 3-4 детей )
Ярко
светит
солнце.
Бегут
ручьи.
Из
теплых
стран
прилетают
птицы.
Появилась зеленая травка. На ветвях распускаются листочки. На лугу и в
лесу появляются цветы. Наступила весна.
«Если снег повсюду тает, день становится длинней,
Если все зазеленело и в полях звенит ручей.
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла … весна»
Рефлексия.- О чем мы сегодня говорили? Что делали?
- Каким было ваше настроение? Почему? Что вам больше понравилось?
Воспитатель. Медвежонок, теперь ты понимаешь, что за гостья разбудила
тебя от сна? Мы приглашаем тебя вместе с нами на весеннюю прогулку.
Используемая литература:
1. Арушанова
А.Г.
Речь
и
речевое
общение
детей.
–
М.:
Мозаика-
Синтез, 2002.
2. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М., 1974.
3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе
детского
сада.
Развитие
речи.
Практическое
пособие
для
воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004, -
112с.
4. Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке» -
М.: Просвещение,1985.
5. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера,
1998.