Автор: Чебанова Нелли Васильевна
Должность: преподаватель математики и информатики
Учебное заведение: ГБПОУ НЭТ
Населённый пункт: г. Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Пути повышения компетентности преподавателя специальных дисциплин на основе современных информационных технологий
Раздел: среднее профессиональное
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬ-
НЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
На современном этапе реформы образования в России, сущностью ко-
торой является изменение целей и содержания обучения, технологическое
переоснащение учебного процесса, появление новых методов и организаци-
онных форм обучения, исследователи выделяют следующие процессы, отра-
жающие эти изменения (Машбиц,1998).
Прежде
всего,
это
активное
освоение
и
фрагментарное
внедрение
средств НИТ в традиционные учебные дисциплины и на этой основе - освое-
ние педагогами новых методов и организационных форм учебной работы.
Осуществляется
практическая
постановка
вопроса
о
радикальном
пересмотре содержания образования, традиционных форм и методов учебно-
воспитательной работы.
Идет разработка и начинается освоение систем учебно-методического
обеспечения ("программно-методических комплексов", "компьютерных кур-
сов"), включающих программные средства для ЭВМ, различные видео- и
аудиоматериалы, тексты для учащихся и методические материалы для педаго-
гов.
На сегодняшний день у любого преподавателя имеется в распоряже-
нии целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разно-
образных средств ИКТ. Это банки данных, информация из Интернета, много-
численные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидакти-
зированный материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль
знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью языков про-
граммирования,
MS
Excel,
MS
PowerPoint
др.),
форумы
для
общения
и
многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, воз-
можен интенсивный обмен информацией с партнерами извне, в том числе,
интеркультурный процесс обучения принимает динамический характер.
Развитие технологий предъявляет современному специалисту новые
функциональные требования. От него требуются как хорошо развитые специ-
ализированные функции, так и умения проектировать, принимать самостоя-
тельные решения и выполнять творческую работу. Эти умения должны фор-
мироваться с самого начала профессиональной подготовки. Профессиональ-
ная школа, сохраняя практическую ориентацию, должна инициировать созда-
ние таких условий для подготовки специалистов, в которых они смогли бы
проявить свои способности при изменении информационной обстановки.
Принцип
непрерывности
компьютерной
подготовки
специалиста
предполагает использование информационных технологий при изучении дис-
циплин на протяжении всего периода обучения. Поэтому основные цели вне-
дрения информационных технологий в профессиональном образовании фор-
мулируются на разных этапах подготовки специалистов по-разному.
Процесс подготовки специалистов в средних специальных учебных за-
ведениях условно можно разделить на два этапа: общеобразовательная и спе-
циальная подготовка. На первом этапе в качестве основной цели ставится ре-
шение задач психолого-дидактического характера. На втором этапе при изу-
чении
специальных
дисциплин
ставится
задача
адаптации
программного
обеспечения к целям учебного процесса.
Подготовка студентов на первом этапе наряду с общедидактическими
целями преследует также привитие им знаний и навыков не только на уровне
инструментальных задач, но, прежде всего, в области овладения ими основ-
ными принципами идеологии информационных процессов. В качестве основ-
ной можно принять идеологию объектно-ориентированного подхода. Вместе
с тем, система знаний должна обеспечивать развитие мышления студентов,
особенно в области принятия самостоятельных, ответственных решений.
Особенное значение на втором этапе подготовки специалиста пред-
ставляет тот момент, что информационные технологии становятся неотъемле-
мой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов
информационных технологий в учебном процессе напрямую связано с повы-
шением профессиональной компетентности будущего специалиста. Наличие
в этой области теоретических и практических знаний повышает востребован-
ность специалиста на рынке труда.
Однако на современном этапе образовательные учреждения не готовы
обеспечить
данную
компетенцию
выпускникам.
Проблема
заключается
в
недостаточной профессиональной компетенции педагогов, а порой и ее от-
сутствии в области ИКТ.
Поэтому в современных условиях все большее значение приобретает
проблема профессионального развития современного учителя и развитие его
профессиональной компетентности.
Средний возраст современного преподавателя СПО приближается к 50
годам. Большой средний возраст преподавателей говорит о том, что в их базо-
вом образовании отсутствует информатика и вычислительная техника. Дан-
ные свидетельствуют о том, что большинство преподавателей восполняют
этот пробел в своем образовании самостоятельно. Таким образом, весьма ак-
туальной становится задача повышения эффективности самостоятельной ра-
боты преподавателей по формированию их информационно-исследователь-
ской компетентности.
За последнее время число личных компьютеров, а также компьютер-
ных классов в техникумах и других учреждениях СПО постепенно увеличи-
вается. Так, примерно каждый второй преподаватель сегодня имеет свой до-
машний компьютер. Практически все учреждения СПО сегодня оснащены
компьютерными классами (хотя техника в них и не самая современная, но все
же позволяющая пользоваться разнообразными программными средствами, а
также разрабатывать свои учебные программные продукты на достаточно вы-
соком уровне), однако они пока еще доступны не для всех преподавателей, а,
прежде всего, для преподавателей информатики и некоторых технических
дисциплин. Вместе с тем, немногие преподаватели пока имеют доступ в
мировую информационную сеть Интернет – как самостоятельно, так в стенах
образовательных учреждений. Исследование показало, что свои навыки поль-
зователя персонального компьютера большинство преподавателей оценивают,
как плохие, либо считают, что таковые у них вовсе отсутствуют.
Несмотря
на
то,
что
многие
преподаватели
имеют
свои
личные
ПЭВМ, а кроме того могут иметь доступ в компьютерные классы, для многих
преподавателей компьютер до сих пор не стал важным инструментом для
научной работы. Компьютер чаще всего используется как информационно-
предъявляющее или контролирующее средство, а его "сущностные" функции
(информационно-выбирающая,
управляющая,
тренажерская,
координирую-
щая, консультативная и др.) игнорируются. Большая часть преподавателей не
умеет работать в Интернет а, следовательно, не может использовать научно-
педагогические ресурсы мировой информационной сети в своей профессио-
нальной деятельности. Это означает, что эти преподаватели не готовы к вне-
дрению новых информационных технологий обучения в учебный процесс.
Тем
не
менее,
абсолютное
большинство
преподавателей
ощущают
необходимость и потребность в повышении своей квалификации в области
НИТ. Следует отметить, что высокие потребности преподавательского соста-
ва к освоению новых информационных технологий и готовность их использо-
вания в образовательном процессе при пока недостаточной соответствующей
квалификации
ставит
перед
методическими
службами
задачу
разработки
форм и методов эффективного повышения профессионально-педагогической
квалификации преподавателей в области НИТ, то есть, формированию про-
фессиональной информационно-педагогической компетентности преподава-
теля.
Профессионализм современного преподавателя специальных дисци-
плин заключается не только в знании своего предмета и методики его препо-
давания, но и в необходимости владения ИКТ-компетентностью и стремле-
нии владеть информационной культурой.
В научном исследовании Урсовой О.В. ИКТ-компетентность учителя-
предметника определена как его готовность и способность самостоятельно
использовать современные информационно-коммуникационные технологии в
педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных
задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере. На наш
взгляд ИКТ-компетентность преподавателя специальных дисциплин включа-
ет следующие составляющие: когнитивную, эмоционально-волевую, управ-
ленческую. Когнитивная составляющая определяет степень владения инфор-
мационно-коммуникационными технологиями (ИКТ); эмоционально-волевая
- готовность использования ИКТ в профессиональной деятельности; управ-
ленческая - эффективное управление деятельностью студентов в области ис-
пользования ИКТ в будущей профессиональной деятельности.
Информационная компетентность современного преподавателя опре-
деляет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:
владение навыками работы с информацией, представленной в электрон-
ном виде;
знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения
информации в современных информационных массивах;
умение представить информацию в Интернет;
владение навыками организации и проведения лекций и семинаров с
использованием телекоммуникационных технологий;
умение организовать самостоятельную работу студентов посредством
Интернет-технологий;
владение навыками использования телекоммуникационных технологий
по конкретному предмету, с учетом его специфики.
Методическими службами нашего техникума ведется активная работа
по формированию ИКТ-компетентности преподавателей, особое внимание
уделяется преподавателям специальных дисциплин, поскольку именно они
готовят будущих специалистов. Для решения поставленной задачи использу-
ются различные формы работы: курсовая подготовка, работа методических
объединений, мастер-классы, индивидуальное консультирование, участие в
Интернет олимпиадах, Интернет конференциях, проведение интегрирован-
ных занятий (специальных дисциплин и информатики), сотрудничество со
студентами, разработка методической документации с применением ИКТ и
др. Хотелось бы отметить, что эффективность освоения и последующего ис -
пользования ИКТ определяется, прежде всего, осознанием преподавателя
того факта, что эти технологии являются средством развития обучаемых и его
собственного профессионального развития. При этом важно, что развитие ин-
формационной культуры преподавателей может осуществляться средствами
современных технологий личностно-ориентированного образования. Исполь-
зование данных технологий позволяет преподавателям, как осваивать совре-
менные стратегии и приемы организации работы с образовательной информа-
цией, так и развивать собственную информационную культуру.
Сегодня в системе повышения квалификации предприняты серьезные
шаги, стимулирующие стремление преподавателей к овладению компьютер-
ными технологиями: организуются на базе центров информатизации курсы;
методические службы проводят различного рода конкурсы компьютерных
уроков по предметам школьного курса; в перечень вопросов для прохождения
аттестации педагогических и руководящих кадров включен вопрос об исполь-
зовании компьютерных технологий на уроках; оформление методических раз-
работок, программ элективных курсов, аттестационных и курсовых работ
предполагается осуществлять в печатном виде с приложением электронной
версии материала. Преподаватели специальных дисциплин, деятельность ко-
торых ранее не была связана с необходимостью работы на компьютере, знако-
мятся с новыми информационными технологиями. Происходит постепенное
формирование ИКТ-компетентности преподавателей, работает целая система
в этом направлении. Хотелось бы отметить, что функциями этой системы яв-
ляются не только обучающая, просветительская, методическая, разъяснитель-
ная, но и функция психологической поддержки педагога.
Подобный процесс идет и в нашем техникуме. Преподаватели специ-
альных дисциплин посещают курсы повышения квалификации, принимают
участие самостоятельно и со студентами в конференциях, педагогических
чтениях и т.д., сопровождая свои выступления мультимедийными презента-
циями, используют Интернет-ресурсы при подготовке к занятиям, использу-
ют на занятиях готовые электронные пособия, а также подготавливают их
самостоятельно, либо, сотрудничая со студентами. Развитие информационной
культуры педагогов, повышение их квалификации в области ИКТ, развитие
информационно-образовательной среды техникума являются приоритетными
в деятельности Невинномысского энергетического техникума.
Нынешнее развитие информационных технологий позволяют препода-
вателю использовать в процессе обучения не только печатные издания – кни-
ги, журналы, но и – мультимедиа ресурсы: аудио- и видеокассеты, электрон-
ные учебники и энциклопедии, записанные на CD-дисках или хранящиеся на
образовательных серверах в Интернете.
Так, в нашем техникуме создана медиатека, ведется работа по расши-
рению единой локальной сети и созданию – единой информационной службы
техникума.
В новых условиях профессиональная карьера любого педагога зависит
от того, насколько он способен своевременно находить и получать, восприни-
мать и использовать новую информацию в учебном процессе. А для этого
современный учитель должен развивать в себе умение управлять образова-
тельным процессом и самооценивать (рефлексировать) получаемую информа-
цию. Важно отметить возможность непрерывного образования человека в
течение всей жизни, в рамках которого педагог может при желании самостоя-
тельно увеличивать недостающие профессиональные, общекультурные зна-
ния и другие, востребованные жизнью.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ
в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно но-
вому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее ди-
дактические, информационные, методические и технологические возможно-
сти, что в целом способствует повышению качества подготовки специали-
стов, повышению профессионального мастерства преподавателей специаль-
ных дисциплин.