Напоминание

Пути повышения компетентности преподавателя специальных дисциплин на основе современных информационных технологий


Автор: Чебанова Нелли Васильевна
Должность: преподаватель математики и информатики
Учебное заведение: ГБПОУ НЭТ
Населённый пункт: г. Невинномысск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Пути повышения компетентности преподавателя специальных дисциплин на основе современных информационных технологий
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬ-

НЫХ ДИСЦИПЛИН НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

На современном этапе реформы образования в России, сущностью ко-

торой является изменение целей и содержания обучения, технологическое

переоснащение учебного процесса, появление новых методов и организаци-

онных форм обучения, исследователи выделяют следующие процессы, отра-

жающие эти изменения (Машбиц,1998).

Прежде

всего,

это

активное

освоение

и

фрагментарное

внедрение

средств НИТ в традиционные учебные дисциплины и на этой основе - освое-

ние педагогами новых методов и организационных форм учебной работы.

Осуществляется

практическая

постановка

вопроса

о

радикальном

пересмотре содержания образования, традиционных форм и методов учебно-

воспитательной работы.

Идет разработка и начинается освоение систем учебно-методического

обеспечения ("программно-методических комплексов", "компьютерных кур-

сов"), включающих программные средства для ЭВМ, различные видео- и

аудиоматериалы, тексты для учащихся и методические материалы для педаго-

гов.

На сегодняшний день у любого преподавателя имеется в распоряже-

нии целая гамма возможностей для применения в процессе обучения разно-

образных средств ИКТ. Это банки данных, информация из Интернета, много-

численные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидакти-

зированный материал, презентации, программы, автоматизирующие контроль

знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью языков про-

граммирования,

MS

Excel,

MS

PowerPoint

др.),

форумы

для

общения

и

многое другое. Благодаря этому актуализируется содержание обучения, воз-

можен интенсивный обмен информацией с партнерами извне, в том числе,

интеркультурный процесс обучения принимает динамический характер.

Развитие технологий предъявляет современному специалисту новые

функциональные требования. От него требуются как хорошо развитые специ-

ализированные функции, так и умения проектировать, принимать самостоя-

тельные решения и выполнять творческую работу. Эти умения должны фор-

мироваться с самого начала профессиональной подготовки. Профессиональ-

ная школа, сохраняя практическую ориентацию, должна инициировать созда-

ние таких условий для подготовки специалистов, в которых они смогли бы

проявить свои способности при изменении информационной обстановки.

Принцип

непрерывности

компьютерной

подготовки

специалиста

предполагает использование информационных технологий при изучении дис-

циплин на протяжении всего периода обучения. Поэтому основные цели вне-

дрения информационных технологий в профессиональном образовании фор-

мулируются на разных этапах подготовки специалистов по-разному.

Процесс подготовки специалистов в средних специальных учебных за-

ведениях условно можно разделить на два этапа: общеобразовательная и спе-

циальная подготовка. На первом этапе в качестве основной цели ставится ре-

шение задач психолого-дидактического характера. На втором этапе при изу-

чении

специальных

дисциплин

ставится

задача

адаптации

программного

обеспечения к целям учебного процесса.

Подготовка студентов на первом этапе наряду с общедидактическими

целями преследует также привитие им знаний и навыков не только на уровне

инструментальных задач, но, прежде всего, в области овладения ими основ-

ными принципами идеологии информационных процессов. В качестве основ-

ной можно принять идеологию объектно-ориентированного подхода. Вместе

с тем, система знаний должна обеспечивать развитие мышления студентов,

особенно в области принятия самостоятельных, ответственных решений.

Особенное значение на втором этапе подготовки специалиста пред-

ставляет тот момент, что информационные технологии становятся неотъемле-

мой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов

информационных технологий в учебном процессе напрямую связано с повы-

шением профессиональной компетентности будущего специалиста. Наличие

в этой области теоретических и практических знаний повышает востребован-

ность специалиста на рынке труда.

Однако на современном этапе образовательные учреждения не готовы

обеспечить

данную

компетенцию

выпускникам.

Проблема

заключается

в

недостаточной профессиональной компетенции педагогов, а порой и ее от-

сутствии в области ИКТ.

Поэтому в современных условиях все большее значение приобретает

проблема профессионального развития современного учителя и развитие его

профессиональной компетентности.

Средний возраст современного преподавателя СПО приближается к 50

годам. Большой средний возраст преподавателей говорит о том, что в их базо-

вом образовании отсутствует информатика и вычислительная техника. Дан-

ные свидетельствуют о том, что большинство преподавателей восполняют

этот пробел в своем образовании самостоятельно. Таким образом, весьма ак-

туальной становится задача повышения эффективности самостоятельной ра-

боты преподавателей по формированию их информационно-исследователь-

ской компетентности.

За последнее время число личных компьютеров, а также компьютер-

ных классов в техникумах и других учреждениях СПО постепенно увеличи-

вается. Так, примерно каждый второй преподаватель сегодня имеет свой до-

машний компьютер. Практически все учреждения СПО сегодня оснащены

компьютерными классами (хотя техника в них и не самая современная, но все

же позволяющая пользоваться разнообразными программными средствами, а

также разрабатывать свои учебные программные продукты на достаточно вы-

соком уровне), однако они пока еще доступны не для всех преподавателей, а,

прежде всего, для преподавателей информатики и некоторых технических

дисциплин. Вместе с тем, немногие преподаватели пока имеют доступ в

мировую информационную сеть Интернет – как самостоятельно, так в стенах

образовательных учреждений. Исследование показало, что свои навыки поль-

зователя персонального компьютера большинство преподавателей оценивают,

как плохие, либо считают, что таковые у них вовсе отсутствуют.

Несмотря

на

то,

что

многие

преподаватели

имеют

свои

личные

ПЭВМ, а кроме того могут иметь доступ в компьютерные классы, для многих

преподавателей компьютер до сих пор не стал важным инструментом для

научной работы. Компьютер чаще всего используется как информационно-

предъявляющее или контролирующее средство, а его "сущностные" функции

(информационно-выбирающая,

управляющая,

тренажерская,

координирую-

щая, консультативная и др.) игнорируются. Большая часть преподавателей не

умеет работать в Интернет а, следовательно, не может использовать научно-

педагогические ресурсы мировой информационной сети в своей профессио-

нальной деятельности. Это означает, что эти преподаватели не готовы к вне-

дрению новых информационных технологий обучения в учебный процесс.

Тем

не

менее,

абсолютное

большинство

преподавателей

ощущают

необходимость и потребность в повышении своей квалификации в области

НИТ. Следует отметить, что высокие потребности преподавательского соста-

ва к освоению новых информационных технологий и готовность их использо-

вания в образовательном процессе при пока недостаточной соответствующей

квалификации

ставит

перед

методическими

службами

задачу

разработки

форм и методов эффективного повышения профессионально-педагогической

квалификации преподавателей в области НИТ, то есть, формированию про-

фессиональной информационно-педагогической компетентности преподава-

теля.

Профессионализм современного преподавателя специальных дисци-

плин заключается не только в знании своего предмета и методики его препо-

давания, но и в необходимости владения ИКТ-компетентностью и стремле-

нии владеть информационной культурой.

В научном исследовании Урсовой О.В. ИКТ-компетентность учителя-

предметника определена как его готовность и способность самостоятельно

использовать современные информационно-коммуникационные технологии в

педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных

задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере. На наш

взгляд ИКТ-компетентность преподавателя специальных дисциплин включа-

ет следующие составляющие: когнитивную, эмоционально-волевую, управ-

ленческую. Когнитивная составляющая определяет степень владения инфор-

мационно-коммуникационными технологиями (ИКТ); эмоционально-волевая

- готовность использования ИКТ в профессиональной деятельности; управ-

ленческая - эффективное управление деятельностью студентов в области ис-

пользования ИКТ в будущей профессиональной деятельности.

Информационная компетентность современного преподавателя опре-

деляет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:

владение навыками работы с информацией, представленной в электрон-

ном виде;

знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения

информации в современных информационных массивах;

умение представить информацию в Интернет;

владение навыками организации и проведения лекций и семинаров с

использованием телекоммуникационных технологий;

умение организовать самостоятельную работу студентов посредством

Интернет-технологий;

владение навыками использования телекоммуникационных технологий

по конкретному предмету, с учетом его специфики.

Методическими службами нашего техникума ведется активная работа

по формированию ИКТ-компетентности преподавателей, особое внимание

уделяется преподавателям специальных дисциплин, поскольку именно они

готовят будущих специалистов. Для решения поставленной задачи использу-

ются различные формы работы: курсовая подготовка, работа методических

объединений, мастер-классы, индивидуальное консультирование, участие в

Интернет олимпиадах, Интернет конференциях, проведение интегрирован-

ных занятий (специальных дисциплин и информатики), сотрудничество со

студентами, разработка методической документации с применением ИКТ и

др. Хотелось бы отметить, что эффективность освоения и последующего ис -

пользования ИКТ определяется, прежде всего, осознанием преподавателя

того факта, что эти технологии являются средством развития обучаемых и его

собственного профессионального развития. При этом важно, что развитие ин-

формационной культуры преподавателей может осуществляться средствами

современных технологий личностно-ориентированного образования. Исполь-

зование данных технологий позволяет преподавателям, как осваивать совре-

менные стратегии и приемы организации работы с образовательной информа-

цией, так и развивать собственную информационную культуру.

Сегодня в системе повышения квалификации предприняты серьезные

шаги, стимулирующие стремление преподавателей к овладению компьютер-

ными технологиями: организуются на базе центров информатизации курсы;

методические службы проводят различного рода конкурсы компьютерных

уроков по предметам школьного курса; в перечень вопросов для прохождения

аттестации педагогических и руководящих кадров включен вопрос об исполь-

зовании компьютерных технологий на уроках; оформление методических раз-

работок, программ элективных курсов, аттестационных и курсовых работ

предполагается осуществлять в печатном виде с приложением электронной

версии материала. Преподаватели специальных дисциплин, деятельность ко-

торых ранее не была связана с необходимостью работы на компьютере, знако-

мятся с новыми информационными технологиями. Происходит постепенное

формирование ИКТ-компетентности преподавателей, работает целая система

в этом направлении. Хотелось бы отметить, что функциями этой системы яв-

ляются не только обучающая, просветительская, методическая, разъяснитель-

ная, но и функция психологической поддержки педагога.

Подобный процесс идет и в нашем техникуме. Преподаватели специ-

альных дисциплин посещают курсы повышения квалификации, принимают

участие самостоятельно и со студентами в конференциях, педагогических

чтениях и т.д., сопровождая свои выступления мультимедийными презента-

циями, используют Интернет-ресурсы при подготовке к занятиям, использу-

ют на занятиях готовые электронные пособия, а также подготавливают их

самостоятельно, либо, сотрудничая со студентами. Развитие информационной

культуры педагогов, повышение их квалификации в области ИКТ, развитие

информационно-образовательной среды техникума являются приоритетными

в деятельности Невинномысского энергетического техникума.

Нынешнее развитие информационных технологий позволяют препода-

вателю использовать в процессе обучения не только печатные издания – кни-

ги, журналы, но и – мультимедиа ресурсы: аудио- и видеокассеты, электрон-

ные учебники и энциклопедии, записанные на CD-дисках или хранящиеся на

образовательных серверах в Интернете.

Так, в нашем техникуме создана медиатека, ведется работа по расши-

рению единой локальной сети и созданию – единой информационной службы

техникума.

В новых условиях профессиональная карьера любого педагога зависит

от того, насколько он способен своевременно находить и получать, восприни-

мать и использовать новую информацию в учебном процессе. А для этого

современный учитель должен развивать в себе умение управлять образова-

тельным процессом и самооценивать (рефлексировать) получаемую информа-

цию. Важно отметить возможность непрерывного образования человека в

течение всей жизни, в рамках которого педагог может при желании самостоя-

тельно увеличивать недостающие профессиональные, общекультурные зна-

ния и другие, востребованные жизнью.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что активное внедрение ИКТ

в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно но-

вому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее ди-

дактические, информационные, методические и технологические возможно-

сти, что в целом способствует повышению качества подготовки специали-

стов, повышению профессионального мастерства преподавателей специаль-

ных дисциплин.



В раздел образования