Напоминание

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА


Автор: Попко Евгения Алиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС № 29 "Вишенка"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: статья
Тема: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Раздел: дошкольное образование





Назад





Попко Евгения Алиевна
МБДОУ«Детский сад № 29 «Вишенка», воспитатель высшей квалификационной категории.
Россия, г. Норильск

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА.

ВВЕДЕНИЕ
Познавая мир и формируя мировоззрение, человечество постоянно корректирует систему ценностей, выдвигая приоритеты, которые являются основой процесса повышения уровня общественного интеллекта — формы общественного сознания. Интеллект как «способность к обучению» и качество творческой организации ума на базе интуиции является определяющим механизмом развития информационной цивилизации. Новый век выдвигает приоритет творческих способностей, реализации продукта творческой деятельности в материальном мире. Долгое время система «знания, умения, навыки» определяла целевую функцию образовательных систем. По экспертным оценкам, сумма знаний в мире с 1950 г. удваивалась каждые 10 лет, с 1970 г. — каждые 5 лет, а с 1991 г. — ежегодно. Способности подрастающих поколений осваивать и творчески перерабатывать новые знания увеличиваются несравненно медленнее. Одна из актуальных задач современной педагогики – согласовывать образовательный процесс с требованиями общественной жизни, а именно – направить учебную деятельность на формирование творчески активных людей, умеющих работать с любыми информационными полями, обладающих развитым воображением и творческим мышлением. В Национальной доктрине образования в РФ [36,С.10] сформулированы основные цели и задачи образования, одна из которых: «…обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности». Критерием личности, по определению В.В.Давыдова, является наличие у субъекта деятельности творческих возможностей, способности к творчеству [9, С. 56 – 58]. Психология, по долгу своей службы, должна оказать помощь в выработке рекомендаций по психологическому обеспечению этого процесса. Л.С.Выготский дает характеристику творческой деятельности: «Все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом творческой деятельности человека, основанном на воображении.»[6,С. 3-5]. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Тайна научного творчества с давних времен интересовала ученых, а художественного - поэтов, писателей, композиторов, актеров. Человечество, пытаясь понять творчество, по сути, пытается понять себя, пожалуй, самую главную сущностную характеристику человека. Разработку учения об эвристических методах начал еще древнегреческий философ Сократ (469-399 гг. до н.э.). Возникновение эвристики как науки об открытиях и изобретениях, связывают с именем Паппа Александрийского (300 г. н.э.), который ввел термин «эвристика» (от греч. heurisco — отыскиваю, открываю) в седьмом томе «Математического сборника». Вопрос воображения как психической познавательной функции волновал многих зарубежных ( В.Вундт, Т.Рибо, Г.Дриш, А.Бергсон, З.Фрейд, Ж.Пиаже) и отечественных психологов (С.Л.Рубинштейн, Р.С. Немов, А.А. Реан, Л.С.Выготский, О.М. Дьяченко и др.), все они внесли большой вклад в его изучение. Но до сих пор очень мало сведений об анатомо-физиологической основе воображения, где оно локализовано в мозгу человека, какова его зависимость от других психических процессов, каковы механизмы воображения на протяжении дошкольного детства. Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития воображения, именно воображение - одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте. Воображение и фантазия заменяют ребенку недостаток знаний и опыта, помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. Цель данной работы: психологическое обеспечение вопроса развития воображения дошкольника как основы творчества. Объект исследования - воображение как психический процесс. Предмет – этапы развития воображения дошкольника. Гипотеза исследования: если воображение как психический процесс имеет четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец, то должны существовать возрастные границы, характеризующие определенные закономерности и динамику его развития. Знание этих этапов
позволит выработать наиболее эффективные методы и приемы развития воображения, обучения ребенка творчеству. Для исследования данной проблемы выделились следующие задачи: 1.Изучить воображение как психический познавательный процесс. 2.Определить связь воображения с другими психическими процессами, его роль в психическом развитии, виды и «технику» воображения. 3.Выявить закономерности в определении этапов развития воображения и наиболее обоснованную периодизацию. 4. Выделить этапы развития воображения дошкольника.
1.ВООБРАЖЕНИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1.1. Сущность воображения
Воображение – (от греч. сл. фантасия, фантадзамай – воображаю) это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т. е. процесс преобразующего отражения действительности. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с другими психическими процессами – восприятием, памятью и мышлением. Специфика его заключается в способности выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности. Физиологическую основу воображения составляют остаточные процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие базу образов воображения [20, С. 106 – 107]. Однако, конкретного ответа на вопрос: где в мозгу человека локализовано воображение, сегодня получить еще не удалось. У людей, обладающих художественным типом мышления, доминирует правое полушарие мозга, у людей, склонных к абстрактным символам, понятиям, доминирует левое полушарие. Воображение – особая форма человеческой психики. Ни в чем другом так не проявляется идеальный и загадочный характер психики, как в воображении. Оно теснейшим образом связано с творчеством: как основа всякой творческой деятельности, воображение одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Оно является существенным проявлением личности. По мнению В.В. Давыдова, «… основные этапы развития личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения»[8,С.126]. Кроме действий, направленных на преобразование внешней среды, человек осуществляет действия, направленные на самого себя, на самосознание и саморазвитие. Человек, субъект своих действий, творец самого себя. Это есть подлинное творчество, начинающееся с рождения и продолжающееся всю жизнь. Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов, но волновала умы известных ученых. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), возникшая в нашей стране в конце 40-х годов усилиями выдающегося российского ученого, бакинского изобретателя, писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, является доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Навыки управляемого воображения приобретаются в курсе РТВ (Развития Творческого Воображения), в основе которого лежит Регистр современных научно - фантастических идей, ситуаций, сюжетов. Психологами и педагогами школы ТРИЗ разработаны методы и приемы развития воображения, выделены уровни творческого воображения ребенка- дошкольника [1,2,15] Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния, являясь качеством творческой личности. Творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы при формировании обычных образов воображения. Участвуя вместе с мышлением в процессе творчества, воображение преобразует наглядное содержание проблемы, содействуя этим ее разрешению. О значимости воображения в психологии и поведении человека, о его связи с другими психическими процессами давно идут споры среди зарубежных и отечественных психологов.
1.2.Вопрос воображения в трудах зарубежных и отечественных психологов
Долгое время в старой психологии по вопросу воображения существовали расхождения между представителями ассоциативной психологии (В. Вундт и Т. Рибо и др.) и интуитивистической
психологии (Г. Дриш, А. Бергсон, У. Джемс). Первые сводили воображение к памяти, вторые, наоборот, считали воображение присуще сознанию с момента возникновения, и пытались показать, что и сама память, и восприятие есть частный случай воображения. Психологами ассоциативной психологии была раскрыта реальная подпочва воображения, связь с прежним опытом, чувственная обусловленность процессов воображения, но творческое воображение объяснить представители обоих течений не могли. В детской психологии этот вопрос начал получать свое разрешение. Воображение в его первичных формах рассматривалось З.Фрейдом и Ж.Пиаже как деятельность подсознательная, обслуживающая не познание реальности, а получение удовольствия, как деятельность несоциального, несообщаемого характера. Эта точка зрения получила опровержение со стороны биологически мыслящих психологов. Эксперимент голландского исследователя К. Бойтендейка показал, что в животном мире нет элементов аутистического мышления или фантазии. Животное не могло бы просуществовать ни одного дня, если бы психическая деятельность не давала ему представления об окружающей реальности. Исследования Э.Блейлера доказали, что получение удовольствия ребенком и первичное наслаждение связаны с реальными потребностями, которые удовлетворяются в реальной действительности и являются первичной формой сознания. Э. Блейлер показал зависимость развития детского воображения от развития речи: речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, дает возможность выражать словами то, что не совпадает с точным сочетанием соответствующих представлений. Задержка в развитии речи знаменует собой и задержку развития воображения. Блейлер выдвинул и другой тезис: деятельность воображения может быть направленной деятельностью. Среди психологов существовала идея отличия реалистического мышления от фантастического ролью эмоций. Мышление становилось как бы слугой страстей, создавая сплав, который называют мечтательной формой воображения [5, C.807-819] Работа Теодюля Рибо «Опыт исследования творческого воображения» положила начало в понимании и значении роли воображения в общей психологии мышления: «Размышление (разумея под этим словом природу духа) рождается довольно поздно, растет медленно и по мере своего укрепления влияет на работу воображения, стремясь ее уменьшить» [30, C.41-44]. Л.С.Выготский, подходя к вопросу воображения с классификационной точки зрения, отмечает, что воображение надо рассматривать как сложную форму психической деятельности, которая является объединением нескольких функций в их своеобразных отношениях, где было бы правильным применять название психологической системы. Он показывает связь процессов воображения и мышления с аффективными моментами, отмечает близость процессов мышления и процессов воображения. Мышление логическое и мышление аутистическое развиваются в единстве, самостоятельной жизни в развитии того и другого нет. Грань между реалистическим мышлением и воображением, связанным с творчеством тоже стирается, воображение является неотъемлемым моментом реалистического мышления. Существенным для воображения является направление сознания. На высоком уровне развития мышления происходит построение образов, которых мы не находим в готовом виде в окружающей действительности. Внутренняя связь, существующая между воображением и реалистическим мышлением, дополняется проблемой произвольности в человеческой деятельности [5,С.807-819]. Р.С. Немов, раскрывая связь воображения с памятью, показывает на проявление прошлого в образах, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущего – в мечтах и фантазиях. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла [25,С.216]. С.Л. Рубинштейн основное отличие собственно воображения от образной памяти связывает с иным отношением к действительности. Функция памяти — сохранить результаты прошлого опыта, функция воображения – преобразовать. Эти две тенденции, данные всегда в некотором единстве, в своей противоположности расходятся друг с другом. На ранних ступенях развития воспроизведение еще четко не отделилось от воображения, и воображение не отделилось от воспроизведения, пока независимость от непосредственно данного не осознанна. Для воображения в высших его формах характерным является сознание свободы, дающей возможность преобразовывать, которое на ранних этапах развития невозможно [32, C.295-308]. М. Беркинблит и А. Петровский отводят воображению роль временно исполняющее обязанности логического мышления. Мышление направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений, оно «вычерпывает» знания из предметов, явлений. Когда этих сведений мало,
или их пока добыть невозможно, тогда помогает творческое воображение. При его помощи создаются пропущенные звенья, факты увязываются в систему [37, С.190]. Исследования современных психологов (А.В.Запорожец, В.В.Давыдов, Г.Д.Кириллова, О.М. Дьяченко, Д.Б. Эльконнина, Н.Поддьякова и др.) показали, что воображение как познавательная способность приходит на помощь тогда, когда однозначный ответ на вопрос найти трудно. У дошкольника существует большой познавательный интерес к окружающему, однако знаний, чтобы удовлетворить его, недостаточно. Воображение дошкольника и разрешает это противоречие. Отсутствие опыта снимает ограничения сознания, дает ребенку большую свободу в поиске решения, запас неосознанного опыта, который при повышенной эмоциональности актуализируется и дает материал для необычных, оригинальных находок. Воображение, стоящее отдельно от остальных психических процессов, вместе с тем занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью, оказывает влияние на органические процессы и движения. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека, способно изменять мир, преобразовывать действительность и творить что-то новое. Значение воображения для психического развития определяется функциями воображения.
1.3. Функции и «техника» воображения
Разум человека не может быть «безработным». Когда в мозг не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем, начинает работать воображение. В жизни человека оно выполняет ряд специфических функций, наиболее подробно которые представил Р.С.Немов: Первая: представлять действительность в образах, пользоваться ими, решая задачи; связана с мышлением и органически в него включена. Вторая: регулировать эмоциональные состояния, удовлетворяя потребности, снимая порождаемую ими напряженность. Третья: регулировать познавательные процессы и состояния человека: восприятие, внимание, память, речь, эмоции. Четвертая: формировать внутренний план действий, выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая: планировать и программировать деятельность. Шестая: управлять психофизиологическими состояниями и движениями[25, C.265-266]. Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, после процесса внешнего и внутреннего восприятия, проходят два основных этапа: анализ и синтез. В психологической литературе можно встретить следующие способы переработки представлений в образы: - вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства; - изменения величины, размеров объектов; - соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов; - конструирования предмета в зависимости от его назначения; - мысленного усиления какого-либо свойства или качества; - переноса этого свойства на другие объекты; - мысленного ослабления какого-либо свойства или качества предмета, приводящего к построению контрастного образа; - создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у сходных объектов. Воображение - часть сознания личности, один из познавательных процессов, выполняющий существенную роль в регуляции процессов организма человека и его мотивированного поведения. Воображение способно получать недостающую информацию, удовлетворять потребность человека в творчестве, саморазвитии и самовыражении. Процесс же создания новых образов определяет индивидуальные особенности человека. Воображение включает несколько видов, различающихся по их роли в жизни и деятельности человека.
1.4. Виды воображения
В воображении проявляются все виды и уровни направленности личности; они порождают и различные уровни воображения. Различие видов воображения определяется отношением человека к этому процессу: на низших уровнях смена образов происходит непроизвольно, на высших - решающую роль играет сознательное, активное отношение человека к формированию образов. В психологической и педагогической литературе представлены различные классификации видов воображения, наиболее полно рассмотрена она в «Общей психологии» А.Г.Маклакова [24,С. 286- 290], где воображение различают по степени волевых усилий (произвольное и непроизвольное) и по степени активности (активное и пассивное). К произвольным видам воображения относятся - воссоздающее, творческое и мечта; к непроизвольным – сон, дремотное состояние. По степени
активности воображение делят на активное (произвольное воображение) и пассивное (непроизвольное и произвольное – грезы). Непроизвольное (пассивное, непреднамеренное) воображение — это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Произвольное (активное, преднамеренное) воображение — создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. Воссоздающее (репродуктивное) воображение — это воображение на основе прочитанного или услышанного. Творческое воображение — это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. Мечта — образ желаемого будущего. Если человек строит планы и определяет пути достижения, то это активное, произвольное воображение. Но мечта может выступать и в качестве замещения деятельности, оставаясь только мечтой, выполняя роль своеобразной психологической защиты. [Приложение 1.] Л.С.Выготский выделил два типа воображения: пластическое (объективное) и эмоциональное (субъективное). В пластическом воображении образы строятся из материалов внешних впечатлений, а в эмоциональном - из элементов, взятых изнутри [6, С.29]. Г.И.Иванов в своей работе «Для чего необходимо развивать воображение» [17, С.58] приводит следующие типы воображения, ссылаясь на исследования современных психологов: 1. Построительное или воспроизводительное. 2. Комбинирующее. 3. Созидающее. Построительное воображение использует, в основном, память или прошлый опыт человека. Этот тип воображения позволяет по части объекта или по одному фрагменту события восстановить в памяти весь объект или все событие целиком, в котором человек принимал участие или по которому он имеет достаточную информацию. При этом большую роль в этом типе воображения играет ассоциация. Этот тип воображения наблюдается у людей искусства. Комбинирующее воображение связано со способностью человека объединять в одно целое ранее известные, но различные по назначению, объекты или события, получая при этом новый результат, не присущий отдельным объектам. Этот тип воображения более всего присущ ученым экспериментаторам. Созидающий тип воображения требует самого высокого уровня фантазии. Он сам создает знания. Это наиболее высокий и сложный тип воображения, с помощью которого генерируется новый, неизвестный ранее объект с неизвестными ранее свойствами и который не имеет прототипа. Этот тип воображения присущ выдающимся ученым, изобретателям и фантастам. О. М. Дьяченко выделяет и анализирует два вида воображения, играющие роль в психическом развитие ребенка - «познавательное» и «эмоциональное», которые начинают дифференцироваться к трем годам. Основная задача «познавательного» воображения - это специфическое отражение закономерностей объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. «Эмоциональное» же воображение возникает в ситуациях противоречий складывающегося у ребенка образа «я» с реальностью и направляется на регуляцию этого образа. «Эмоциональное» воображение способствует овладению определенными нормами и способами взаимодействия с реальностью, выступает в качестве защитного механизма личности. Ольга Михайловна вводит понятие «продуктивное воображение», которое позволило снять вопрос о многочисленных видах воображения: творческом и нетворческом, продуктивном; активном и пассивном и др. «Подлинно человеческое, продуктивное воображение всегда активно, направленно, произвольно» [11, C.2]. Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик: степени проявления волевых усилий и степени осознанности, или активности. Воображение как психологический процесс позволяет представить результат труда до его начала, при этом не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности. Оперирование образами позволяет «перепрыгнуть» через какие – то не до конца ясные этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Воображение характеризуется как творческий акт благодаря его связи с мышлением. Они взаимосвязаны и взаимообуславливают друг друга в познавательных актах. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны
быть изучены для решения познавательных задач. Именно эти особенности воображения дают основание связывать его развитие с общим психическим развитием ребенка. Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С.Выготским, в дошкольном возрасте воображение является центральным психологическим новообразованием. Осознание значения воображения и необходимости его развития направило усилия исследователей на изучение процесса и этапов формирования воображения в дошкольном возрасте.
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. Взгляды зарубежных и отечественных психологов на этапы развития воображения
Воображение как любой психический процесс должно иметь четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека, требует накопления запаса представлений, которые являются материалом для создания образов воображения. Оно развивается в тесной связи с развитием личности, в процессе воспитания и обучения, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения, можно выделить определенные закономерности в его формировании. В работах зарубежных психологов вопрос этапов развития воображения встречается в исследованиях Т. Рибо, где он дал кривую, состоящую из трех периодов: зарождение воображения, пик и спад. Этапы соответствуют детскому возрасту, подростковому и зрелому человеку. [Приложение 2.] Первый период - это возраст, с которого начинается проявление воображения. «У нормального человека - это начинается с трех лет, обнимает детство, отрочество, юность и продолжается то больше, то меньше. Игры, сказки, мифические и фантастические понятия о мире - вот в чем оно выражается, прежде всего». Сначала воображение поднимается довольно медленно, потом повышается быстро и держится на высоте, соответствующей апогею воображения в этой первой форме. Развитие мышления начинается позднее, эта линия поднимается гораздо медленнее, но достигает постепенно уровня воображения. Второй период – момент кризиса. «В физиологическом порядке его причины – образование взрослого организма и взрослого мозга, а в порядке психологическом – антагонизм между субъективностью воображения и объективностью рассудочных процессов, другими словами – между неустойчивостью и устойчивостью ума». Третий период характеризуется рассудочным воображением, творческое воображение приходит в упадок, но не исчезает совершенно ни у кого, делается только случайностью, приспосабливается к рациональным условиям. «Потребность творить шла сначала по линии наименьшего сопротивления, где она находила уже некоторый приготовленный материал, но чтобы достигнуть полного самосознания, для нее нужно было больше знаний, больше запаса опытности» [30, C.41-44].

В работах отечественных психологов можно выделить общую закономерность: этапы развития воображения соответствуют выделенным видам воображения, развитие идет по пути от непроизвольного, репродуктивного к произвольному, творческому воображению. От восприятия – к игре, речевой и изобразительной деятельности, выполняя при этом познавательно - интеллектуальную и аффективно-защитную функции. Воображение проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла. А.Г.Маклаков выделяет следующие закономерности в формировании воображения: Первые проявления воображения он связывает с процессом восприятия. Дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, но с удовольствием слушают рассказы о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх перерабатывает полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность. Важный этап в развитии воображения связан с овладением речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только, конкретные образы, но и отвлеченные представления и понятия, перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения.
Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм, оно становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей и инициативой со стороны взрослого: чтобы выполнить просьбу взрослого, ребенок должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Этот процесс воображения является произвольным, ребенок пытается его контролировать. Позднее он использует произвольное воображение без участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение в характере игр ребенка, они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех - пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом. Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в период необходимости понимания учебного материала, обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения. Причиной бурного развития воображения в период обучения является то, что полученные представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность [24,С.293-294]. А.А.Реан описывает две стадии развития воображения: от 2 до 4 лет. Характеризуется преобладанием репродуктивного воображения, механически воспроизводящего полученные впечатления в виде психических образов. от 4 до 6 лет. Связана с появлением активных форм, когда процесс воображения становится произвольным: вначале по инициативе взрослого, позднее – самостоятельно. Этот скачок находит отражение в характере игр, изобразительной деятельности. Воображение начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную [29,С.191-192]. Е.Е. Кравцова, кандидат психологических наук, в книге «Разбуди в ребенке волшебника» опираясь на взгляды В. В. Давыдова, выделяет воображение как самостоятельную психическую функцию после 3 лет. До этого периода оно существует внутри других психических функций. Истоки воображения Кравцова связывает с ведущими видами деятельности ребенка: эмоциональное общение взрослых с ребенком в первый год его жизни, предметно-манипулятивная деятельность, детская игра. Развитие речи, самосознание является последним условием, позволяющим воображению выделиться в самостоятельный психический процесс [19,С.4-21]. Каждый из этих авторов внес свой вклад в определении возрастных границ, характеризующих динамику развития воображения. Недостатками этих периодизаций является расплывчивость возраста. Наиболее полную, обоснованную этапами «продуктивного воображения», выделенными видами воображения, дает характеристику О.М. Дьяченко в своей исследовательской работе «Развитие воображения дошкольника» [11, C.2-3].
2.2. Вклад О.М. Дьяченко в определении этапов развития воображения
В качестве основных параметров оценки уровня развития продуктивного воображения О.М. Дьяченко были взяты направленность и сочетание оригинальности образов с их вариативностью. Полученные в исследовании данные позволили рассмотреть воображение как структурный процесс, в котором были выявлены два основных этапа-компонента, складывающие на протяжении дошкольного детства: - этап порождения общей идеи творческого задания; - этап составления плана реализации этой идеи. Для этих этапов ею выявлены специфические средства реализации воображения и рассмотрены их возрастные изменения на протяжении дошкольного возраста. Этап построения общей идеи создания продукта воображения реализуется с помощью использования образов определенной структуры: дети от 3 до 5 лет пользуются «опредмечивающим» образом, дети 6-7 лет - способом «включение». Этап составления плана реализации творческой идеи характеризуется собственными средствами: слово, когда ребенок в речи планирует следующий шаг своей деятельности или ее конечный продукт, и наглядная модель, которая представляет собой фиксированную в пространстве временную последовательность получения продукта. Выявленные О.М. Дьяченко виды воображения и связанные с ними личностные особенности, позволили охарактеризовать основные этапы развития воображения в дошкольном возрасте:
Первый этап: 2,5 - 3 года. В этом возрасте происходит разделение воображения на «познавательное» и «эмоциональное», связанное с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом, направленность на овладение новыми действиями и предметами, обращение к предметам- заместителям. С другой стороны,выделение своего личного «я», переживание своей отделенности от окружающего мира. Уже к 3 годам можно четко выделить два типа воображения. На данном этапе основным средством порождения идеи воображаемого продукта является «опредмечивающий» образ. Опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие совместной деятельности) и их образы при значительной схематичности могут быть весьма оригинальны. Планирования продуктов воображения практически отсутствует. Воображение «творит» только идею, а ее разворачивание обычно воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Второй этап: 4-5 лет.В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, правил и образцов деятельности. Взрослые, учитывая новые его возможности, ведут обучение и воспитание через образцы, которым ребенок должен следовать. Этим объясняется снижение уровня продуктивного воображения на данном этапе развития. «Эмоциональное» воображение в этом возрасте возникает обычно в связи с переживанием ребенком определенного конфликта. «Познавательное»
-
с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководства оно может носить воспроизводящий характерв силу нацеленности детей этого возраста на следование образцам. Основное средство порождения идеи воображения - «опредмечивающий» образ, который наполняется деталями, имеет тенденцию к индивидуализации. Слово начинает включаться в процесс создания образов, вызывая или фиксируя цепочку представлений или обобщений. К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления. Третий этап: возраст от 6 до 7 лет.В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и виды деятельности, получает свободу в оперировании ими. Он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. «Эмоциональное» воображение ребенка направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий и создание адекватных моделей поведения. В случае устойчивого противоречия с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. «Познавательное» воображение претерпевает в этом возрасте качественные изменения. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, с овладением им культурой игры и элементов художественного творчества. Выбор проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включение». Впервые появляется целостное планирование: ребенок может до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. Продукты воображения становятся более детализированными и индивидуализированными. [Приложение 3.] Описанные О.М. Дьяченко этапы развития воображения в естественных условиях, по ее мнению, реализуются лишь у 1/5 детей каждого возраста. Поэтому, главным вопросом должен стать вопрос о создании педагогики воображения, направленной на овладение ребенком, независимо от конкретного материала и направляющими ее на создание творческих продуктов, решением реальных творческих задач. Таким образом, воображение ребенка оказывается направленным на разрешение определенных задач, достижение определенных целей, реализацию потребностей, возникающих в деятельности ребенка и определяющих ее. Заслуга О.М.Дьяченко в решении вопроса о развитии воображения дошкольника заключается в том, что она выделила особенности структуры воображения ребенка, механизм воображения, этапы развития воображения, определила виды воображения на этих этапах, зависимость его от личности ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современному обществу необходима опережающая педагогика – система интеллектуального и психологического развития, формирующая качества творческой личности. Основой творчества является воображение - психический познавательный процесс преобразующего отражения действительности. Оно обеспечивает: построение образа продукта труда, создание программы поведения в неопределенных проблемных ситуациях, средство создания образов, заменяющих активную деятельность (моделирование процессов и объектов). Базу образов воображения составляет свойство мозга сохранять и воспроизводить прежний опыт, комбинировать, творчески перерабатывать и созидать новые положения, новое поведение и особенности личности. Споры в трудах зарубежных и отечественных психологов вокруг вопроса о воображении, его связи с другими психическими процессами, привели к выводу о том, что воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, в единстве с восприятием, мышлением, памятью, волей и чувствами. Роль воображения в жизни человека определена ее основными функциями: активизацией наглядно-образного мышления, управлением эмоционально-потребностными состояниями, произвольной регуляцией внутреннего плана действий, программированием поведения, управлением физиологическими состояниями. Воображение включается тогда, когда проблемная ситуация характеризуется отсутствием нужной полноты знаний, и когда опередить сознанием результаты деятельности с помощью организованной системы понятий (мышлением) невозможно. Преобразование действительности в воображении подчиняется законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В видах воображения проявляются уровни направленности личности, при классификации его исходят из двух основных характеристик: степени проявления волевых усилий и степени активности, или осознанности. Воображение, согласно периодизации психического развития Л.С. Выготского, является центральным психологическим новообразованием дошкольника. Психологической спецификой содержания функции воображения дошкольника являются: опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, умение гибко использовать ранее полученные знания, творчески применять их в зависимости то конкретных условий и обстоятельств. Развитие воображения дошкольника происходит по пути от непроизвольного, репродуктивного – к произвольному, творческому воображению. От восприятия – к игре, речевой и изобразительной деятельности, выполняя при этом познавательно - интеллектуальную и аффективно-защитную функции. Воображение проявляется в придумывании, а затем в реализации замысла. Большой вклад в определении этапов развития внесла О.М. Дьяченко, раскрыв механизм воображения на каждом этапе, особенности структуры, зависимость его от личности ребенка, определив возможности повышения уровня воображения. Понимая значимость воображения, зная его виды, этапы развития, механизмы переработки представлений в образы, структуру необходимо создавать все условия для успешного его развития, которое открывает возможности самовыражения, самосознания и саморазвития. Необходимо направить деятельность педагогов в образовательных учреждениях на развитие творческой личности ребенка через педагогику воображения, приобщения к творчеству.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Альтов Г. Шкала «Фантазия». Фантастика и реальность. 4 кн.- М., 1999.- 84 с. 2. Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В.- Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. 3. Валаханович С.А. Преображение творчеством.-Мн.: Беларуская навука, 2003.- 91с. 4. Венгер Л.М., Мухина В.С. Психология.- М.: Просвещение, 1988.-336 с. 5. Выготский Л.С. Психология.- М.: ЭКСМО – Пресс, 2002.- 1008 с. 6. Воображение и творчество в детском возрасте.- С.-Пб.: СОЮЗ, 1997.- 96 с. 7. Гафитулин М.С. Уровни познавательной активности.// Технологии творчества.- 1999.- № 2.- С.24-28. 8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 1999.- 344 с. 9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М., 1996.
10. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника.- М.: Знание, 1986.- 96 с. 11. Развитие воображения дошкольника //Детский сад. Управление.- 2004.- № 6 (78).- С. 2-3. 12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников.- М.: Педагогика,1984.- 128 с. 13. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста.- М.: ГНОМ и Д, 2000.- 144 с. 14. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности.- М.: ГНОМ и Д, 2002.- 144 с. 15. Журавлева В.Н. Фонд-Архив Генриха Альтшуллера (Г.Альтова). Выпуски 1-10.- Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2000.- 52 с. 16. Зусман А.В., Злотин Б.Л. Творческая педагогика//Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика.-2003.- № 1(12).- С. 21-29. 17. Иванов Г.И. Для чего необходимо развивать воображение // Развитие творческих способностей в процессе обучения и воспитания на основе ТРИЗ: Материалы 6 международной научно-практической конференции.- Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2003.- 143 с. 18. И начинайте изобретать.- Иркутск: Восточно – Сибирская правда, 1987.- 240 с. 19. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника.-М.:Просвещение, 1996.-160 с. 20. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии.- М.:ВЛАДОС – ПРЕСС, 2001.- 368 с. 21. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников.- Ульяновск: ИПКПРО, 2003.- 240 с. 22. Лихолетов В.В. Профессиональное образование: гуманизация и технологии творчества.- М.: МГИУ, 2001.- 230 с. 23. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.- 415 с. 24. Маклаков А.Г. Общая психология.- С.-Пб.: Питер, 2002.- 592 с. 25. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – 4-е изд.- М.: ВЛАДОС, 2003.- Кн. 1: Основы общей психологии.- 688 с. 26. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.-М.: Просвещение, 1990.- 160 с. 27. Падалко А.Е. Букварь изобретателя.- М.: Рольф, 2001.- 208 с. 28. Поддьяков Н. Ребенок – дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 12.- С. 68-75. 29. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – С.-Пб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2002.- 656 с. 30. Рибо Т. Творческое воображение // Технологии творчества.- 1999.- № 2.- С.41-44. 31. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: Прогресс, 1978.- 216 с. 32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - С.-Пб.: Питер, 2003.-713 с. 33. Рудик П.А. Психология.- М.: Физкультура и спорт, 1974.- 512 с. 34. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе.- М.: Академия, 2000. - 232 с. 35. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей.- Ярославль: Академия развития,1997.- 240 с. 36. Фриш Г.Л. Настольная книга руководителя дошкольного образовательного учреждения.- М.: Астрель, 2002.- 464 с. 37. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии.- М.: Просвещение, 1990.- 288 с.

Приложение 1.
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ ПО СТЕПЕНИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ ПО СТЕПЕНИ АКТИВНОСТИ преднамеренное непреднамеренное активное пассивное ВОССОЗДАЮЩЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ МЕЧТА ГРЕЗЫ СОН ДРЕМОТНОЕ СОСТОЯНИЕ



Приложение 2.

КРИВАЯ РИБО.
М N Х О N 1 1 R 2 3
1 M – ход воображения в первый период.

RХ – развитие рассудка.

МN - линия воображения.

ХО – линия рассудка.

MN 1 – упадок кривой воображения


В раздел образования