Автор: Слапогузова Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ ОЦ №1 п.г.т. Стройкерамика СП "Детский сад "Звездочка"
Населённый пункт: Волжского района Самарской области
Наименование материала: статья
Тема: Паспорт экологической тропы
Раздел: дошкольное образование
Паспорт экологической
тропы
Пояснительная записка
Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня
дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе,
служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети
овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
На
экологической
тропе
обучение
и
воспитание
объединяются
в
единый
взаимосвязанный
процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с
этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе
создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания
убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет
связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные
знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе
труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда,
делать
прогнозы
касательно
экологических
последствий
деятельности
человека.
Но
самым
важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по
улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.
Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания,
умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе,
направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры
человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного
процесса на тропе.
Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент,
наблюдение.
Через
данную
деятельность
дети
приобретают
навыки
ориентирования
в
пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и
наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе,
желание ее беречь и сохранять.
Цель создания экологической тропы
: развитие экологического сознания дошкольников.
Задачи создания экологической тропы
:
1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за
ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.
2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне
экологической тропы.
3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и
защите природы.
4) Оздоровить дошкольников при помощи создания зоны фитонцидных растений и тропы здоровья.
Характеристика тропы
Вид тропы: экологическая
Местонахождение:
п.г.т.
Стройкерамика,
ул.Солнечная,
4
,
территория
СП
«Детский
сад
«Звездочка»
Год закладки: 2016
Состояние тропы: хорошее
Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования
Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая
Экологическая тропа располагается на территории детского сада, открытого в 2016 году. Главная
проблема на данный момент д/c в частности – низкий процент озеленения. Решение подобной
проблемы кроется в создании зон озеленения, к которым и относится экологическая тропа
детского сада.
Правила поведения на экологической тропе
Я сорвал цветок –
И он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня
на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться
к красоте
можно только сердцем.
П.Гвездослав
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Этапы создания экологической тропы
1.
Детальное
обследование
территории
детского
сада
и
выделение
наиболее
интересных
объектов.
2.
Составление
картосхемы
тропинки
разного
назначения:
в
помощь
воспитателям (См.
Приложение
1); для
детей (См.
Приложение
2). Картосхемы
для
детей
содержат
небольшое
количество информации в виде понятных для ребенка объектов, стрелок, указывающих маршрут
движения.
Чем меньше возраст детей, тем лаконичней должна быть схема. Для младшего возраста делаются
крупные, яркие рисунки привлекательных для них объектов: нарисованная птичка, дерево, яркий
цветок. Впоследствии эти рисунки соединяются линией – дорожкой, которая прокладывает их путь
от одного объекта к другому.
3. Выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа. «Хозяин тропы» будет
давать детям задания и приглашать их к себе в гости. В Д/с «Звездочка» хозяйкой тропинки была
выбран Старичок- Лесовичок (См. Приложение 3).
4. Составление паспорта экологической тропы.
5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.
6.Составление
рекомендаций
по
использованию
объектов
тропинки
для
работы
с
детьми
и
родителями.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
Экологические беседы;
Наблюдения;
Элементарные опыты;
Экскурсии;
Целевые прогулки;
Экологические конкурсы, викторины;
Решение экологических ситуативных задач;
Чтение художественной литературы;
Обсуждение и проигрывание ситуаций;
Трудовой десант;
Труд в природе;
«Красная книга природы»;
Коллекционирование;
Экологические досуги, развлечения, праздники;
Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые
игры, игры-путешествия, подвижные);
Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
Взросло-детские проекты;
Изготовление рисунков, поделок;
Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
Участие в конкурсах
Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
Фотовыставки;
Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
7. Оформление тропы и изготовление элементарного оборудования для организации занятий,
проведений опытов и наблюдений, игр.
В
дальнейшем
экологическую
тропу
можно
будет
дополнять
новыми
объектами,
наиболее
интересными и привлекательными с познавательной точки зрения.
8. Разработка маршрута экологической тропы.
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по
часовой
стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы,
приведенной в приложениях (См. Приложение 1).
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на
территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога
Объекты экологической тропы
1. Рокарий
Информация об объекте
Рокарий
–
ландшафтная
композиция,
как
правило,
горизонтальная,
которую
устраивают
на
естественном рельефе в сочетании с камнями.
Цель: формировать представления об «рокарии», как разновидности цветника; дать детям знания
о составляющих частях «рокария»
2. Пасека
Пасека —
специально оборудованное место, где содержатся медоносные пчёлы. Пасеки
бывают стационарными и кочевыми (при постоянных переездах с одного медоноса на другой).
Оборудование пасеки помимо собственно ульев с пчёлами включает в себя: поилку для пчёл,
техническое помещение (для откачки мёда, хранения тары и т. п.), набор пчеловодных
инструментов (дымари, роевни, пчеловодные ножи, воскотопка, медогонка и т. д.)
Ульи на пасеке могут быть расположены как непосредственно на земле («россыпью»), так и в
пчелопавильоне
4. Зеленая аптека
Информация об объекте
Мир растений — величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство.
С
глубокой
древности
человек
использовал
естественные
блага
растительного
мира
и
как
источник своего пропитания, и для облегчения своих недугов. По существу любое растение
создано природой во благо, а задача человека лишь понять его предназначение, поскольку весь
зелёный мир – это своего рода аптека, о которой справедливо писал поэт С.Кирсанов:
Я не степью хожу
— Я хожу по аптеке,
Разбираясь в её травяной картотеке.
Объекты для наблюдений:
1. Крапива
2. Шалфей
3. Подорожник
4. Валерьяна
5 . Мать-и-мачеха
6. Календула
Аптекарский
огород
создан
нами для
того,
чтобы
познакомить
детей
с
разнообразием
лекарственных растений, их биологическими особенностями. Для проведения наблюдений за
этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления
знаний о ценности
их для
здоровья, учить правилам сбора и сушки трав «зеленого аптеки».
Розарий
Характеристика объекта
Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью
пользуются именно розы.
На территории детского сада нами разбита клумба с различными розами, где дети получат первые
трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.
Метеостанция
Информация об объекте
«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки,
направление ветра). При наблюдении за природными явлениями (например, движением облаков,
поведением животных, состоянием растений.)
При
пользовании
простых
приборов
для
определения
погоды
у
ребенка
развивается
наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития
ребенка. Метеостанция с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для
обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.
Барометр
—
прибор
для
измерения
атмосферного
давления,
изменение
которого
предвещает перемену погоды.
Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.
13. Огородик
Информация об объекте
На территории детского сада есть объект – «Огородик».
Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что
помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления
детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме
того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте
выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.
Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (помидоре,
фасоли,
горохе,
луке,
морковке,
редиске,
свекле,
картошке,
кабачке,
укропе,
петрушке),
выращиваемых в Сибири; обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о
значении овощей в жизни человека.
Сиреневый палисадник
Информация об объекте
Палисадник — небольшой огороженный садик, цветник перед домом.
Если под окном растёт,
Куст красивый, ароматный,
То наполнит весь твой дом,
Душистым запахом приятным!
(Сирень)
Сирень (обыкновенная) – крупный кустарник с многочисленными стволиками до 6 м. высотой.
Цветки сирени обыкновенной пурпурные с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листья
сирени
обыкновенной
сердцевидные,
к
вершине
заострённые,
плотные,
зеленые.
Сирень
обыкновенная выдерживает полутень, морозо- и ветроустойчива. Растет сирень обыкновенная на
любых почвах, но чувствительна к их уплотнению. Хорошо переносит стрижку. Живая изгородь из
сирени обыкновенной очень эффектно смотрится.
Создание данного объекта экологической тропы на территории МАДОУ носит эстетическую и
познавательную направленность.
Рябина
Информация об объекте
Рябина – одно из наиболее любимых и почитаемых деревьев в России, это удивительное,
неприхотливое
дерево,
зимостойкое
растение,
плакучая
форма,
ароматные
цветы,
как
не
заглядеться на рябину, когда она стоит в белом весеннем уборе или осенью, когда горят гроздья
ярко-красной рябины!
Рябина кудрявая, листочки узорные,
Твои ягоды красные все горят светофорами
Царица осенняя, рябина — красавица,
Песни петь о тебе всем нам нравится.
Ты скажешь – «береза», ты скажешь «рябина»,
И сразу увидишь ты край свой родимый.
Увидишь, как машут тебе в небе синем,
Берёзы России, рябины России.
Плоды рябины привлекают птиц, украшают территорию, являются объектом для наблюдения
детей. Восприятие рябины полезно для зрения ребенка — пестрота кроны создает расчлененный
фон, который дает возможность глазам расслабиться или работать в экономном режиме.
Цель создания данного объекта экологической тропы на территории МАДОУ: знакомство детей
с
рябиной,
расширение
знаний
детей
о
пользе
и
свойствах
данного
дерева,
посредством
проведения тематических занятий, бесед, наблюдений.
Березки
Информация об объекте
Зелена коса развивается,
В ярком солнышке купается.
(Береза)
Береза – лиственное дерево, она сбрасывает осенью листья. В сентябре начинает золотиться
листва березы. Дерево это часто называют красой русской природы.
Большинство видов берёз — деревья высотой 30—45 м. Вырастает береза из маленького семечка,
напоминающего своим видом крошечную рыжеватую бабочку. Береза растет быстро, если ей
достаточно света и питания. Тогда ствол у нее ровный и стройный. Ветки на березе тонкие и
толстые. Толстые отходят от ствола вверх, а тонкие – свисают вниз, их очень много. Кора белого
цвета
с
поперечными
темными
полосками.
Листья
мелкие
светло
–
зеленые
сердечком.
К
двадцати годам береза становится взрослым деревом, начинает цвести и давать семена. Цветет
береза сережками, в то же время, когда распускаются ее листья.
В народной и официальной медицине используются преимущественно берёзовые почки, молодые
листья.
Свежее
сырьё
выделяет
летучие
фитонциды
с
очень
сильными
бактерицидными
свойствами (поэтому воздух помещений, в которых высушиваются листья и берёзовые почки,
эффективно обеззараживается).
Берёзовый
дёготь
применяется
в
медицине
и
парфюмерии,
преимущественно
как
противовоспалительное и антисептическое средство.
Берёста
издавна
применялась
в
народных
промыслах
для
изготовления
корзинок,
коробок,
ковшей, лукошек, простейшей обуви, служила материалом для письма (берестяная грамота).
Цель создания данного объекта: создать условие для наблюдения за березами разного возраста
и разной толщины; формировать чувство бережного отношения к природе.
Приложения
Приложение 1
Картосхема экологической тропы для воспитателей
Приложение 2
Картосхема экологической тропы для детей
Приложение 3
Хозяин тропинки – Старичок-Лесовичок
Список источников
1. Алейникова, Е.Л. Экологическая тропа в МАДОУ №1 «Сказка» // Социальная сеть работников
образования
nsportal
–
URL:
h t t p : / / n s p o r t a l . r u / d e t s k i y - s a d / o k r u z h a y u s h c h i y -
mir/2013/09/29/ekologicheskaya-tropa-v-madou-no1-skazka.
2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском
саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
3. Леонтьева, О.М. Экологическая тропа // Дошколёнок.ру – URL: dohcolonocstati/7100-
ekologicheskaya-tropa.html.
4. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.
5.
Пенькова,
Л.А.
Безгина
Е.Н.,
Евфратова
Т.Г,
Ландшафтный
дизайн
детского
сада.
М.:
Творческий центр, 2008 – 103 с.