Напоминание

Урок русского языка в 3 классе, адаптированный для детей с ОВЗ обучающихся в классе


Автор: Гусева Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ БСОШ №20
Населённый пункт: село Богородицкое Песчанокопского района Ростовской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Урок русского языка в 3 классе, адаптированный для детей с ОВЗ обучающихся в классе
Раздел: начальное образование





Назад




УМК «Школа 21 века»

Учитель: Гусева Марина Александровна

3 класс. Русский язык. Урок 95

Тема: Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока: научиться правильно писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения;

развивать умение анализировать полученные знания;

применять на практике; работать с таблицей, выделяя из общего частное;

Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится правильно писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения;

Метапредметные:

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, умение читать простую таблицу, выделяя из общего частное

Коммуникативные: владеть способом работать в паре, в коллективе; умение аргументировано высказывать своё мнение;

умение контролировать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Регулятивные : умение принимать учебную цель, умение следовать инструкции учителя, умение оценивать себя

Личностные: осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешной

учебной деятельности.

Использование современных технологий: проблемная, исследовательская, ИКТ, здоровье сберегающая

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, листы формата А-4, цветные ручки, компьютер, презентация по теме,

презентация физминутки.

Технологическая карта урока

Этапы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организаци

онный

момент

Коммуникативные:

-контроль

деятельности

Прозвенел для нас звонок,

Начинаю я урок.

Гости к нам пришли сегодня!

К ним сейчас вы повернитесь,

Улыбнитесь, подружитесь.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести

(слйд 1)

- проверка рабочих мест

Начинается урок, он пойдет нам

впрок.

Будем знания добывать,

Чтоб с успехом применять!

2

Минутка

чистописан

ия

Регулятивные :

-умение

осуществлять

действия по образцу

-Открыли тетради, прописали показы,

отрабатываем нижнее соединение

сочетаний букв ал,ам; ил,им

-Запишите число, классная работа

- Работа в тетради

3

Актуализац

ия знаний

Познавательные:

-поиск, отбор

необходимой

информации

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку.

Школа, дом, трава, земля.

Любой предмет обозначаю я.

Кто? Учитель, врач, сосед.

Что? Диван, велосипед.

Бываю разного я рода:

Тротуар, окно, природа.

Изменяюсь я по числам, падежам.

Спешу я в гости к ученикам.

Вот какая я часть речи удивительная,

Называюсь я ...

- вы, догадались, с какой частью речи мы

будем работать на уроке?

- Имя существительное

- Женя, с какой частью речи мы будем

работать? (слайд 2)

Женя:- с именем

существительным

4

Работа в

группах

Коммуникативные:

-сотрудничество в

группе

- полнота и

точность выражения

своих мыслей

-Разделитесь на группы, вспомните

правила работы в группах (смотри

приложение 1)

-У каждой группы есть карточка со

словами:

найдите лишнее слово;

в остальных вставьте окончание;

докажите правильность своего выбора

( смотри приложение2)

-Вы, можете сейчас написать правильно

окончание в им.сущ. 2 скл., почему?

-Лишнее слово существительное

2 склонения

-Нет, у нас не хватает знаний.

5

Тема урока

Регулятивные:

-умение следовать

инструкции

Тему урока вы назовете сами, используя

ключ к разгадке.

а

б

в

г

1 ний

пра

окон

имен

2 ча

вопи

паде

ж

вител

ь

3

сущес

т

свни

е

2 скл ных

-Чтение темы урока

Правописание падежных

окончаний имен

существительных 2 скл

Ключ к разгадке

1.

1б 2б 3б

2.

2в 3г

3.

1в2а 1а

4.

5.

3а2г3г

6.

(слайд3, 4)

6

Цель урока

Регулятивные:

-умение принимать

учебную цель

Личностные

-определение

смысла и значения

получаемых знаний

-Определите цель нашего урока

(слайд5)

-Как мы научились писать безударные

окончания существительных 1

склонения? (слайд6, 7)

-Для чего нам это нужно?

-Научиться правильно писать

безударные окончания имён

существительных 2-го склонения

-При помощи таблицы окончаний

и слов-подсказок

-Чтобы писать грамотно, без

ошибок

7

Работа с

учебником

Познавательные:

-действие

исследования, поиск

и отбор

-На странице 57 нам дана таблица

склонения имен существительных. В

результате наблюдения и сравнения у нас

должна появиться табличка-подсказка,

И.п. –о, -е

Р.п. –а, -я

Д.п. –у,-ю

В. п. –а, -я; -о, -е

необходимой

информации

запишем её в карточки

(слайд8)

( смотри приложение3)

Т.п. –ом, - ем

П.п. –е

Слова- помощники: слон,конь,

колесо

8

Физкультм

инутка.

Коммуникативные:

-работа в

коллективе

Личностные

-знание пользы

своему здоровью

Я буду называть имена существительные.

Если имя существительное относится к

1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;

если имя существительное относится ко

2-му склонению, то топаете: Осина, мёд,

солнце, картина, курица, потолок,

река, ёж, облако, дождь, черепаха,

ветер.

9

Практическ

ое

применение

новых

знаний

Коммуникативные:

-сотрудничество в

коллективе

Познавательные:

-логические

действия и

операции

Алгоритмизация нового знания.

– В какой последовательности мы

должны действовать, чтобы правильно

написать безударное падежное

окончание? (слайд 9)

-Поработаем над

словосочетаниями(слайд №10)

1.работал в пол…

2. жить в город…

3. работать повар…

4. доволен здоровь…

Алгоритм:

1. Ставлю существительное в

начальную форму и определяю

склонение.

2. Подбираю слово-помощник и

ставлю его в ту же форму.

3. Пишу такое же окончание, как

у слова – помощника.

4. Проверяю, обозначаю

орфограмму графически.

-2скл,П.п., пишем окончание –е

Говорить о коне, о слоне;

окончание –е

-слоном, окончание –ом

-2скл, Т.п., пишем окончание -ем

10

Отработка

полученных

знаний

Регулятивные

-

последовательность

отработки

полученных знаний

-страница 58, упражнение 1;

В учебнике для Жени написать слова

-подсказки

-чтение предложения, выделение

слова, объяснение написания

окончания, письмо в тетрадь с

комментированием

11

Работа в

паре

Коммуникативные:

-сотрудничество в

паре

- полнота и

точность выражения

своих мыслей

-Страница 58, упражнение 2

-Разбор задания, работа в тетради,

защита своей работы

12

Разбор

домашнего

задания

Регулятивные:

- планирование как

способность

самостоятельно

выполнять действия

-Страница 59,упражнение 4;

(слайд 11)

-Объяснение дом. зад.

13

Итог урока

Итак, наш урок подходит к концу.

– Чему учились на уроке?

– Как надо действовать, чтобы не

ошибиться в правописании безударных

падежных окончаний?

-Учились правильно писать

безударные окончания имён

существительных 2-го склонения

-Действовать по алгоритму,

определять окончание

при помощи таблицы окончаний

и слов-подсказок

14

Рефлексия

Регулятивные:

-самооценка,

осознание уровня

-Если вы поняли новый материал и

можете помочь товарищу, поставьте на

полях !; если у вас после урока остались

усвоенного

материала

вопросы, поставьте ?; если вы ничего не

поняли и ничему не научились, то

поставьте -;

14

Оценивание

Регулятивные:

-контроль усвоения

знаний

- сообщение результата работы на уроке

(слайд 12)

Приложение 1:

В процессе ведения групповой работы выделяем следующие элементы:

1. постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

2. раздача дидактического материала;

3. планирование работы в группе (распределение ролей – обязанностей);

4. индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;

5. обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);

6. сообщение о результатах работы группы;

7. общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.

Правила для работы в группе:

1. убедись, что в разговоре участвует каждый;

1. говорить спокойно и ясно;

2. говорить только по делу;

3. не говорить всем сразу;

4. реагировать жестами и знаками;

5. возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

6. обращаться друг к другу по имени.

Приложение 2:

Карточка 1

Найдите лишнее слово;

в остальных вставьте окончание;

докажите правильность своего выбора

На лестниц…, под подушк…, о подвиг…, через недел….

________________________________________________________________________

Карточка 2

Найдите лишнее слово;

в остальных вставьте окончание;

докажите правильность своего выбора

в копилк…, за ворон….,дать дяд…, за самолёт…

Карточка 3

Найдите лишнее слово;

в остальных вставьте окончание;

докажите правильность своего выбора

О басн…, нет тёт…, за сюрприз…, перед дочк…

________________________________________________________________________

Карточка 4

Найдите лишнее слово;

в остальных вставьте окончание;

докажите правильность своего выбора

на куртк…, за ветк…, о болот…, нет ласточк…

Приложение 3

2 склонение

И.п.

- о, -е

Р.п.

-а, -я

Д.п.

-у, -ю

В.п.

-а, -я; -о, -е

Т.п.

-ом, - ем

П.п.

Слова - подсказки

Слон, конь, колесо

2 склонение

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Слова - подсказки

Приложение 4

Как

учить

ребёнка

с

задержкой

в

условиях

класса?

Ответ

и

прост,

и

сложен

одновременно:

применяя

индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит? Учителю необходимо уделять для него на уроке

отдельное время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже

приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую

тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных

материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу (например, на карточках).

Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец

ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами,

памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную,

подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их оценивания: какими критериями

пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить

положительные оценки «за работу», «за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Тут напомню, что

обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им

оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из жалости. Оценивайте их в

соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же,

что и для всех остальных учеников, но необходимо учесть несколько условий.

Первое – опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает данный ученик, и на

его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический разбор существительного, а этот ребёнок

ещё только начал изучать

тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему вы будете ставить

отметки по результатам освоения именно этой темы. Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот

успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину

урока, а тоже работал) – ставите отметку за качество выполнения, а не за количество.

Второе – не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и запомнить хотя бы

обязательный минимум или так называемый «средний уровень».

Третье

– сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в

словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах –

поэтому сегодня могу поставить уже «3»).

Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко, иначе он привыкнет к

«халяве»

и

будет

считать,

что

можно

учиться

без

старания,

не

прикладывая

особых

усилий

в

этом

случае

положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки – смысл помощи детям с ЗПР совсем не в

этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!

А сейчас ещё несколько советов.

Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что

при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение в этом

же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать упущенное, и тогда учиться дальше будет намного

легче.

Если обучение по программе для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК в начальной школе, то по окончании 4 класса

ученика необходимо снова обследовать на комиссии. Делается это для того, чтобы отследить динамику развития у

ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям, и при этом не упустить

время. Иногда это бывает общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми трудностями, которые

были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы остались в той или иной степени), а временами –

программа для детей с умственной отсталостью (если трудности не только не исчезли, но и усугубились).



В раздел образования