Напоминание

МИГРАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ


Автор: Эрендженов Мутул Николаевич
Должность: магистр университета
Учебное заведение: Волгоградский государственный университет
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: МИГРАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТИХ ПРОЦЕССОВ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




М.Н. Эрендженов

ТЕМА: МИГРАЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ И

ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТИХ

ПРОЦЕССОВ.

В статье рассмотрены основные проблемы миграционного движения и путей

совершенствования для устранения имеющихся проблем. Дана краткая характеристика

инструментов регулирования миграции, как «ключа спасения» от нежелательных

мигрантов. Это, конечно же, дает большую возможность регулировать миграционные

потоки, вести отчетность и статистику. Однако, нельзя сказать, что это единственный

путь для решения проблем. Поиск решения проблем по данной теме продолжается и

сегодня.

Ключевые слова: миграция, иммиграция, миграционные процессы,

инструменты регулирования, проблема, социальная сфера.

Миграция либо положительно, либо отрицательно влияет на социально-

экономическое развитие. К ее положительным сторонам можно отнести то, что

ликвидность трудовых ресурсов в процессе миграции благоприятствует

экономическому росту, свободному передвижению людей как внутри страны,

так и за ее пределами, дает старт поиску наиболее рационального применения

профессии, опыта и знаний. Если среди иммигрантов преобладают люди,

находящиеся в трудоспособном возрасте, то они устраиваются на работу, в

связи с этим, соотношение между работающим и неработающим населением

меняется. Если рассматривать отрицательные стороны миграции, то это может

привести к социальной напряженности в стране или в отдельном ее регионе.

Например, это может привести к росту безработицы, обострению жилищной

проблемы, увеличению стоимости жилья, заметному увеличению нагрузки на

объекты социальной инфраструктуры, в первую очередь на государственные

дошкольные, школьные и медицинские учреждения, росту цен на товары и

услуги, развитию теневой экономики. Миграция может послужить

«проводником» для проникновения наркотиков, торговли оружием и

наркотиками, осуществлению нелегальной деятельности, росту преступности.

Возникают преступные этнические группировки. К отрицательным

последствиям так же важно отнести незаконную миграцию, нарушающую

миграционное законодательство. В России именно эмиграция способствует

уменьшению населения. Одновременно, иммиграция частично компенсирует

его естественную убыль. Иммиграция дает возможность более плотному

заселению российской территории, что, несомненно, станет благоприятным

фактором экономического развития страны или региона. Однако, компактное

расселение иммигрантов, коренные представители которых не из России,

может привести к постепенному вытеснению коренного населения из

приграничных районов. Миграция оказывает заметное влияние на изменение

демографической структуры, на этнические процессы, на естественное и

механическое движение населения, социальное движение и другие стороны

жизнедеятельности населения. Очень важно работать с отрицательными

сторонами миграции. Потому что неизвестно, к каким отрицательным

событиям они еще могут привести. И важно уметь делать прогнозы на

ближайшее время, в целях избегания межнациональных конфликтов. Основные

инструменты, использующиеся при регулировании внешней трудовой

миграции:

1)Присоединение государства к международным конвенциям по трудовой

миграции. Закрепление прав трудящихся мигрантов на уровне национальных

законодательств.

2. Заключение соглашений двустороннего и многостороннего

межправительственного характера между заинтересованными странами. В них

должны оговариваться взаимоприемлемые параметры миграции, условия

найма работников, гарантии соблюдения их трудовых и социальных прав, меры

по пресечению нелегальной и стимулированию возвратности легальной

миграции, ряд специфических обязательств государств.

3. Прямой административный контроль за выездом всех мигрантов или

отдельных профессиональных квалификационных групп, должны

устанавливаться путем применения ограничений на выдачу и получение

заграничных паспортов, введения практики при оформлении въездных виз,

монополии государства на импорт рабочей силы и т.д.

4. Лицензирование деятельности по трудоустройству за рубежом. Данный

метод мог бы стать наиболее универсальным инструментом для решения ряда

задач, в первую очередь, для регулирования условий найма рабочей силы,

социальной защиты трудящихся-мигрантов. Проанализировав зарубежный

опыт регулирования миграционных процессов в целях социально-

экономического развития можно сказать, что страны, принимающие

иностранную рабочую силу, используют следующие инструменты

регулирования: предъявление ряда требований к качеству рабочей силы

(наличие диплома об образовании, стаж работы по специальности); введение

возрастного ценза для въезжающих, проверка состояния здоровья

потенциальных мигрантов (предварительное медицинское и психологическое

тестирования иностранных кандидатов); -национально-географические

приоритеты, которые отражают и предпочтительные страны выхода

иммигрантов, и регионы их вселения в принимающей стране; -специальные

программы, которые направлены на привлечение иммигрантов; -система

санкций, которая действует в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а

также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей,

незаконно использующих труд мигрантов. Благоприятное влияние оказал бы

зарубежный опыт в российской практике.

Специалисты практически всех дисциплин, которые изучают миграцию,

тесно сотрудничают с социологами, без участия которых практически не

обходится ни одно исследование. Статистика все еще не может дать точных

данных и представлений о миграционных исследованиях стран СНГ и России

(что не является виной исследователей), в то время как в странах Евросоюза

она все более унифицируется. Статистическая информация часто

представлена в комбинации с данными социологических обследований и

анализом законодательной базы. Данные часто носят сравнительный характер

и ведутся как в отдающих, так и в принимающих сообществах. Множество

исследований проводится на стыке демографии, этнологии и политологии. На

сегодняшний день недостаточно изучена роль индивида как главного

участника миграционного процесса. В исследованиях выявлены основные

решения о миграции в другое место жительства в рамках определенных

политических или экономических ситуаций, которые влияют на мигранта и его

решению сменить место жительства либо временного пребывания. Иногда

даже экономические или семейные миграции носят не всегда добровольный

характер и наоборот. Не всегда возможно точно сказать, насколько очевидна

причина миграции, является она политической (недобровольной) или

экономической (добровольной). В любой из них может присутствовать доля

экономической выгоды (в вынужденной миграции), или доля нужды (в

добровольной миграции).

Миграция является проблемой не только одной страны, а мира в целом.

Каждое государство испытывает недостаток или переизбыток населения. И

очень важно и нужно всем странам мира объединиться и работать вместе,

искать решения в сложившейся ситуации. Важно сотрудничать, принимать

компромиссные решения с политической, экономической и социальной точки

зрения. Только совместными усилиями и с применением различного опыта

разных стран будет виден результат, который позволит максимально

удовлетворить как экономику и ее основные аспекты, и так и социальные

сферы стран.

Подготовил: магистр группы ЮКПЗм-161

Эрендженов М.Н.

Волгоград 2017



В раздел образования