Напоминание

Правописание падежных окончаний имён существительных


Автор: Сакаева Диана Минимунировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Правописание падежных окончаний имён существительных
Раздел: среднее образование





Назад




Тема. Правописание падежных окончаний имён существительных

Цели:

предметные:

-формирование

умения

применять

правило

о

правописании

гласных

в

падежных

окончаниях существительных;

личностные:

-развитие мотивов учебной деятельности;

-признание

того,

что

правильная

устная

и

письменная

речь

является

показателем

индивидуальной культуры человека;

метапредметные:

-способствование овладению навыками принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия.

7. Тип урока: открытие новых знаний.

8. Формы работы: фронтальная, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация

Ход урока

Разминка

1. Часть речи, обозначающая предмет. (Существительное)

2.

Слово “белый” по отношению к слову “чёрный”. (Антонимы)

3.

Он бывает между корнем и окончанием в слове. (Суффикс)

4.

Часть слова без окончания. (Основа)

5.

Раздел русского языка, изучающий звуки. (Фонетика)

6.

Сколько букв в русском алфавите? (33)

7.

Раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов. (Орфография)

8.

Как называются значимые части слова? (Морфемы)

9.

Часть речи, обозначающая действие. (Глагол)

10.

Слова, близкие по значению, но разные по написанию. (Синонимы)

11.

Что есть у дерева в лесу, и у слова “дерево” на бумаге? (Корень)

12.

Она может стоять перед корнем. (Приставка).

Определите

склонение

имён

существительных:

(надпишите

над

существительными

склонение)

(яблоко, лимон, пень, помидор, слива, дядя, вишня, окно, автомобиль, товарищ, зима,

весна, суббота, морковь, печь, степь, снегирь, день).

Сколько падежей в русском языке? Назовите их вместе с вопросами.

2. Работа с текстом.

Подснежник.

1) Лес устал от зимней тягост… . 1

2) Подснежник – вестник радост… и счастья. 4

3) Вдруг среди застывшей природы донесся запах подснежника. 2

4) Он кажется капелькой неба на земл....5

5) Это запах пробуждающейся жизн… .3

Вопросы учащимся.

1. Почему данные предложения нельзя назвать текстом?

2. Что нужно сделать, чтобы получился текст? Давайте из этих предложений составим

текст. (1, 3, 5, 2, 4.)

4. Какова тема данного текста?

5. Какова идея текста?

Выпишите слова с пропущенными буквами.

? В какой морфеме пропущены буквы

? Во всех ли словах легко было расставить окончания.

? Почему возникла эта сложность. Какое слово в этом ряду будет лишним?

? Какова же тема сегодняшнего урока

3. Открытие новых знаний.

Рассмотрите таблицу на страницах 67,68 и расскажите, какие условия необходимы для

правильного написания падежных окончаний имён существительных?

3. Работа над созданием алгоритма

? Теперь составим план действий, который нам поможет правильно написать гласные в

падежных окончаниях существительных. Пункты плана перемешаны, вам нужно

восстановить правильную последовательность действий.

Записать то же окончание в безударную позицию.

Определить падеж слова с безударным окончанием.

Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием. (1скл. -

рука; 2 скл. - плечо; 3 скл. - грудь). Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое

слово, слово с ударным окончанием.

Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

Поставить

слово

с

безударным

окончанием

в

начальную

форму

для

того,

чтобы

определить склонение.

1.

Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы

определить склонение.

2. Определить падеж слова с безударным окончанием.

3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием. (1скл. -

рука; 2 скл. - плечо; 3 скл. - грудь). Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое

слово, слово с ударным окончанием

5. Записать то же окончание в безударную позицию.

4. Применение полученных знаний на практике. Упр. 535

5. Контроль знаний. Графический диктант. Взаимопроверка

Отдыхали в лагере, выступали по очереди, собрались на площадке, расположились на

склоне, к общей радости, дотянуться до радуги, увидеть на небе, на окраине леса,

встретиться около рощи.

«5» - 0

«4» - 1-2

«3» - 3

«2» - более 3

6. Рефлексия

? Продолжите фразу

сегодня я узнал…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

эта тема пригодится мне в жизни, когда…

7.Д/з.: составить словарный диктант по теме «Правописание падежных окончаний

существительных».



В раздел образования