Напоминание

Хоровое пение


Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 Советского района
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Хоровое пение
Раздел: дополнительное образование





Назад




Пояснительная записка

Программа учебного предмета

«Хоровое пение» разработана на основе

«Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности

при реализации общеразвивающих программ в области искусств»,

направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от

21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического

опыта в области хорового исполнительства

детских школах искусств.

Актуальность программы состоит из того, что огромное внимание уделяется как

развитию музыкально-технических, так и развитию личностных качеств

хористов, расширению их кругозора и обогащению внутреннего мира. В эпоху

мировых потрясений и катаклизмов, психологической беспомощности и

внутреннего одиночества людей, особенно важны формы общения с детьми,

воспитывающие в них чувство локтя, ответственности, совместного творчества.

Актуальность программы можно выразить и в следующих позициях:

-потребностью приобщить детей к коллективной творческой деятельности, в

которой ребенок смог бы ощутить свою личную значимость.

-потребностью повысить уровень самооценки;

-желание многих родителей организовать досуг своих детей;

-желания многих родителей дать художественно-эстетические и музыкальные

навыки в среде профессионалов-педагогов для воспитания личности ребенка;

-необходимостью введения в образование детей того вида музыкальной

деятельности, в которой они могут активно развиваться и самореализовываться,

как творческая личность;

-необходимостью приобщения к духовно-нравственным ценностям

отечественной и зарубежной музыкальной культуры через общение с вокально-

хоровым искусством, представляющим значительную художественно-

эстетическую ценность;

-необходимостью воспитания профессиональных качеств у детей, умения

глубоко чувствовать и раскрывать художественный образ в музыкальном

произведении.

Новизна программы заключается в том, что в ней наряду с традиционными,

применяются и нетрадиционные формы обучения, основанные на

межпредметных связях. Новизной являются и сами занятия, проводимые в

форме соревнований, музыкально-дидактических игр, ролевых игр.

Педагогическая целесообразность программы в том, что в процессе занятий

хоровым пением, формируется эталон певческого вокально-хорового звучания,

способствующего развитию слуха, ритма, памяти, голосовых связок,

дыхательного и артикуляционного аппаратов, происходит укрепление

дыхательной и сердечно - сосудистой системы, осанки, а также развитие

творческой индивидуальности в каждом ребёнке.

Одной из основных задач программы также является обеспечение такого уровня

знаний воспитанников, который бы позволил использовать полученные навыки

при поступлении и дальнейшей учебе в высших и средних специальных

учебных заведениях. Обучение хоровому пению идет параллельно с изучением

сольфеджио и обучением игре на инструменте (межпредметная связь).

Особенностью является применение индивидуального подхода к каждому, не

смотря на коллективную форму обучения, (в зависимости от природных данных,

образовательного и интеллектуального уровня.) Программа отличается от

других программ тем, что:

-применяются занятия в нетрадиционной форме (соревнования, игры, конкурсы,

ролевые игры, викторины);

- ориентирована на развитие как музыкальных, так и личностных качеств;

-формирование правильной речи и логического мышления;

-в связи с особенностями современного восприятия звука, программа также

ориентирована на владение сценическим движением и актёрскими навыками;

-применением речевых игр и упражнений (развивают у детей чувство ритма,

формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир

динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

-использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям,

развивает их познавательную активность.

В результате освоения программы: развиваются способности учащихся,

художественный вкус, артистические способности, формируются вокально-

хоровые навыки и навыки грамотного и выразительного исполнения

современной, классической, отечественной музыки, повышается уровень

вокальной подготовки, постановки голоса.

Основу

программы

составляет

русское

и

зарубежное

классическое

музыкальное

наследие

,

пласт

народной

музыки

,

произведения

духовной

и

современной

музыки

.

При

отборе

музыкального

материала

важную

роль

играет

принцип

незаменимости той или иной музыки для каждого данного возраста

,

ее

художественная

ценность

,

воспитательная

направленность

и

педагогическая целесообразность

.

Репертуар

хора

формируется

так

,

чтобы

способствовать

развитию и укреплению детских голосов

.

Главным

«

собирательным

»

принципом можно считать подчинение отбора репертуара учебно

-

воспитательным задачам

.

Благодатный

материал

для

вокально

-

хоровой работы –

русские народные песни

,

которые чаще всего

исполняются многоголосно и без сопровождения

.

Практическая

значимость

данной программы состоит

в

ее

тщательной разработанности и структурированности

.

Настоящая

программа

отражает

разнообразие

хорового

репертуара

,

его академическую направленность

,

различные методы

и приёмы вокально

-

хорового обучения детей

.

Основные

методические

принципы -

принцип

увлечённости,

согласно

которому в основе музыкальных занятий лежит

эмоциональное восприятие

музыки; это принцип предполагает активное включение ребёнка в процесс его

творческого самовыражения;

-

принцип

культуросообразности,

который

подразумевает

приобщение

к

традициям русской хоровой музыки;

- принцип природосообразности;

- принцип единства музыкального образования и воспитания;

-

принцип

непрерывности

преемственности

различных

уровней

музыкального образования в школе.

Программа

предусматривает

преподавание

материала

по

принципу

возрастной многоступенчатости.

Многоступенчатость

обучения

обусловлена

характерными особенностями развития детского голоса.

Адресат программы.

В состав хоров входят мальчики и девочки в возрасте

7(8)-14(15) лет.

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий мелкогрупповая (4-10

уч-ся),

групповая – от 11 учащихся. Рекомендуемая продолжительность урока

для учащихся 1-3 классов – 40 минут 2 раза в неделю.

(Кроме первого класса).

Первый класс

занимается один раз

в неделю в один из

парных дней (на

усмотрение родителей).

Занимаютя вместе 1,2,3 классы;

4-7 классы 2 раза в

неделю по 40 минут. Возможно формирование группы из учащихся 1 класса.

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные

формы занятий.

Хор может быть поделен на группы по партиям,

что дает

возможность

более

продуктивно прорабатывать

хоровые

партии,

а

так же

уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

Объем

программы

,

сроки

реализации

программы

.

Общее

количество часов

,

необходимых для освоения программы составляет

36

месяцев

(252

недели

), 468

часов

.

1

год обучения

-36

часов

2

год обучения

-72

часа

3

год обучения

-72

часа

4

год обучения

-72

часа

5

год обучения

- 72

часа

6

год обучения

- 72

часа

7

год обучения

- 72

часа

Основной формой организации учебного процесса является

урок

,

проводимый

в

форме

группового

занятия

(

хор

-

класс

,

репетиция хорового коллектива

)

педагога с учениками

.

Участие хоровых

коллективов во внеклассной деятельности

,

концертная деятельность

предполагает

и др

.

формы проведения

занятий

:

-

урок

-

концерт

;

-

тематический концерт

;

-

индивидуальные занятия с солистами и ансамблями

.

Формы

и

режим

занятий

.

Занятия

проходят

по

1

академическому часу

2

раза в неделю согласно учебному плану

.

В содержание урока входит

:

-

вокально

-

певческие упражнения

-10

минут

;

-

знакомство и разучивание нового музыкального материала –

15

минут

;

-

техническое совершенствование музыкального материала

-10

минут

;

-

концертное исполнение музыкальных произведений

-5

минут

.

Преемственность и вариативность

:

форма проведения хоровых

занятий

строится

по

принципу

групповых

занятий

,

а

также

объединенных

,

коллективных

(

коллективное

музицирование

-

сводный хор

).

На

определенных

этапах

разучивания

репертуара

возможны различные формы занятий

.

Хор может быть поделен на

группы по

партиям

,

что

дает

возможность

более

продуктивно

прорабатывать

хоровые

партии

,

а

также

уделять

внимание

индивидуальному развитию каждого ребенка

.

Программа

имеет

глубокие

интеграционные

связи со

всеми

гуманитарными

дисциплинами

:

литературой

,

русским

и

иностранными

языками

,

риторикой

,

историей

,

мировой

художественной

культурой

.

Особенно

ценно

,

что

эти

связи

постоянны

,

устойчивы и регулярны

.

Цель

программы

:

развитие

средствами

хорового

искусства

общей

музыкальной

культуры

детей

в

процессе

творческого

восприятия

и исполнения

музыкальных

произведений

,

создание

условий для развития творческого потенциала ребёнка

.

Основные задачи обучения

:

-

освоение знаний о музыке

,

её интонационно

-

образной природе

,

жанровом и стилевом многообразии

,

особенностях

музыкального

языка

;

-

освоение

знаний

о

классическом

наследии

и

современном

творчестве отечественных и зарубежных композиторов

;

-

формирование у обучающихся основных вокально

-

хоровых навыков

;

-

освоение знаний о взаимосвязи с другими видами искусства и

жизнью

.

-

развитие

музыкально

-

творческих

способностей

обучающихся

,

образного

и ассоциативного

мышления

,

фантазии

,

музыкальной

памяти

,

эмоционально

-

эстетического восприятия действительности

.

Учебный план

1

год обучения

8

.

Концертная

,

конкурсная

деятельность

5

5

Участие

в

концертах

,

фестивалях

,

партия

м

7

.

Музыкально

-

дидактические

игры

6

2

4

-

ка

6

.

Хоровое

сольфед

жио

4

2

2

Пение по

5

.4.

Слушание

музыки

4

1

3

Угадай

-

опрос

4.3.

Работа

над

произведениями

10

2

8

Проверка

партий

3

.2.

Пение

учебно

-

тренировочного

материа

ла

4

2

2

Индивидуальн

ый

знаний

2

.

1.

Подготовительные

упражнения

,

распевания

3

1

2

1

.

Вводное занятие

.

Инструктаж по технике

безопасности

.

1

1

-

Стартовый срез

Всего

Теория

Наименование разделов

и

темКоличество

часовФормы

аттестации

,

Итого

:

36

12

24

конкур

сах

.9

Итоговое

занятие

3

1

2

Содержание

1.

Теория

.

Вводное

занятие

.

Инструктаж

по

технике

безопасности

.

Режим работы объединения

,

содержание предстоящей

работы

.

Вопросы организации деятельности хорового коллектива

.

2.

Подготовительные упражнения

Теория

.

Объяснение для чего нужна артикуляционная гимнастика

.

Чтобы

разогреть

мышцы лица

.

От

этого

улучшается

кровообращение

,

начинают лучше работать резонаторы

.

Практика

.

Артикуляционная гимнастика

:

Сорока

,

язычок

-

иголочка

,

уточка

-

крокодил

,

обезьянка

перед

зеркалом

».

Интонационно

-

фонетические

упражнения

.

Голосовые

сигналы

доречевой

коммуникации

.

Упражнения

для

развития

певческого дыхания

.

Дыхательная гимнастика

.

Научить

детей

овладеть

техникой

дыхания

-

бесшумный

короткий вдох

,

опора дыхания и постепенное его расходование

.

На

более поздних этапах обучения овладеть техникой цепного дыхания

(

в вокальных упражнениях

и произведениях

).

Скороговорки

.

Полезны для развития дикционных

навыков

(

тренируют губы и кончик языка

).

3.

Пение учебно

-

тренировочного материала

.

Теория

.

Рассказ объяснение

,

что такое фальцетный режим

,

что

такое штро бас

,

скрип

-

вой

-

визг

.

Показ

Практика

.

Фонопедические программы в нефальцетном режиме

.

Фонопедические

программы на

переходе

из

нефальцетного

в

фальцетный

режим

.

Фонопедические

программы в

фальцетном

режиме

.

Вокально

-

ладовые упражнения

.

Выстраивание унисона на гласном

.

Пение

закрытым

ртом

(

поднятие

мягкого

нёба

,

ощущение

высокой

позиции

звука

)

и

на

согласном

«

Р

»

(

нисходящее

постепенное движение от

V

к

I

ст

.).

Пение гаммы в нисходящем

движении

.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для

музыкально

-

певческого развития ребенка

.

Упражнения для развития

дыхания

,

гибкости

и

ровности

голоса

.

Показ

упражнений

,

их

разучивание

и

впевание

.

Контроль

над

качеством

исполнения

.

Формирование у учащихся самоконтроля

.

4.

Работа над произведениями

.

Исполнение

коротких

песен

-

прибауток

,

попевок

,

песен

с

короткими

фразами

с

последней

долгой

нотой

или

фразами

,

разделёнными паузами

.

Введение песен с более продолжительными

фразами

.

Разучивание произведения

.

Доведение исполнения песни до

уровня

,

пригодного для публичного выступления

.

Анализ музыкального и поэтического текста

,

а также стилевых

,

жанровых

,

национальных

и

других

особенностей

произведения

.

Краткий экскурс об исторической эпохе

,

в которую жил и творил

композитор

-

классик

.

5.

Слушание музыки

.

Слушание

вокально

-

хорового

материала

,

осваиваемого

учениками

на

занятиях

хора

,

а

также

других

произведений

в

исполнении лучших детских хоровых коллективов для расширения

кругозора

учащихся

,

введения

их

в

многообразный

мир

художественных

образов

.

Развитие музыкальной восприимчивости

детей

,

их

способности откликаться

на

чувства

,

выраженные

в

музыке

,

умение

различать

музыкальные

образы

,

их

развитие

.

Формирование

умения

грамотно

оценивать

музыкальные

произведения

.

6.

Хоровое сольфеджио

.

Пение сольфеджио упражнений

:

одноголосных

.

Музыкальное

«

озвучивание

»

правил

,

изучаемых

на

уроках

«

Сольфеджио

».

Использование ладовых жестов

.

Пение по руке –

«

нотному стану

».

Упражнения в мажоре и миноре

.

Элементарные упражнения для

развития навыков двухголосного пения

.

Пение сольфеджио канонов

,

отрывков песен

(

упражнения по

хоровому сольфеджио исполняются

вокально

,

напевно

,

с хорошей

дикцией и дыханием

).

Устные диктанты

.

7.

Музыкально

-

дидактические

игры

.

Практика

.

– физминутки

;

– ритмические игры

«

Разведчик

», «

Бей барабан

»;

– музыкально

-

ритмические движения

– музыкально

-

дидактические

игры

– психологические игры на сплочение коллектива

.

8.

Концертная

,

конкурсная деятельность

Практика

.

Участие в концертах

,

фестивалях

,

конкурсах

.

Примерный репертуарный список

Аренский А. «Расскажи, мотылек»

Р. н. п.» Пойду ль я выйду ль я

Е. Крылатов «Маленькие дети»

Е. Поплянова

«Кастрюля – хитрюля»

Г. Гладков

«Песня солдата»

С. Никитин «Джеймс»

С. Смирнов

«Семь веселых нот»

Музыка из кино и мультфильмов

Ю

.

Чичков

«

Что такое Новый год

?»,

из м

/

ф

«

Что такое Новый год

Б

.

Савельев

«

Если добрый ты

»,

из

м

/

ф

«

День

рождения

кота

Леопольда

»

Учебный план

2

год обучения

Итого

:

72

24

48

конкурс

ах

.9

Итоговое

занят

ие

4

2

2

8

.

Концертная

,

конкурсная

деятельность

7

2

5

Участие

в

концертах

,

фестивалях

,

партиям

7

.

Музыкально

-

дидактические игры

6

2

4

-

ка

6

.

Хоровое

сольф

еджи

о

4

2

2

Пение по

5

.8.

Слушание

музык

и

6

2

4

Угадай

-

опрос

4 .7.

Работа над

произ

веден

иями

30

6

24

Проверка

партий

3

.6.

Пение

учебно

-

тренировочного

матер

иала

8

4

4

Индивидуал

ьный

знаний

2

.

5.

Подготовительные

упражнения

,

распе

вания

6

3

3

1

.

Вводное занятие

.

Инструктаж по технике

безопасности

.

Режим

работы

,

содержание

предстоящей работы

.

Вопросы организации

деятельности хора

.

1

1

-

Стартовый

срез

Всего

Теория

Наименование разделов и

темКоличество

часовФормы

Содержание

1.

Теория

.

Вводное

занятие

.

Инструктаж

по

технике

безопасности

.

Режим работы объединения

,

содержание предстоящей

работы

.

Вопросы организации деятельности кружковцев

.

2.

Подготовительные упражнения

Теория

.

Объяснение для чего нужна артикуляционная гимнастика

.

Чтобы

разогреть

мышцы лица

.

От

этого

улучшается

кровообращение

,

начинают лучше работать резонаторы

.

Практика

.

Артикуляционная гимнастика

:

Сорока

,

язычок

-

иголочка

,

уточка

-

крокодил

,

обезьянка

перед

зеркалом

,

лошадка

,

разогрев

-

массаж

лица

».

Интонационно

-

фонетические

упражнения

.

Голосовые

сигналы

доречевой

коммуникации

.

Упражнения

для

развития

певческого

дыхания

.

Дыхательная гимнастика

.

Научить

детей

овладеть

техникой

дыхания

-

бесшумный

короткий вдох

,

опора дыхания и постепенное его расходование

.

На

более поздних этапах обучения овладеть техникой цепного дыхания

(

в вокальных упражнениях

и произведениях

).

Скороговорки

.

Полезны для развития дикционных

навыков

(

тренируют губы и кончик языка

).

3.

Пение учебно

-

тренировочного материала

.

Теория

.

Рассказ объяснение

,

что такое фальцетный режим

,

что

такое штро бас

,

скрип

-

вой

-

визг

.

Показ

.

Практика

.

Фонопедические программы в нефальцетном режиме

.

Фонопедические

программы на

переходе

из

нефальцетного

в

фальцетный

режим

.

Фонопедические

программы в

фальцетном

режиме

.

Вокально

-

ладовые упражнения

.

Выстраивание унисона на гласном

.

Пение

закрытым

ртом

(

поднятие

мягкого

нёба

,

ощущение

высокой

позиции

звука

)

и

на

согласном

«

Р

»

(

нисходящее

постепенное движение от

V

к

I

ст

.).

Пение гаммы в нисходящем

движении

.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для

музыкально

-

певческого развития ребенка

.

Упражнения для развития

дыхания

,

гибкости

и

ровности

голоса

.

Показ

упражнений

,

их

разучивание

и

впевание

.

Контроль

над

качеством

исполнения

.

Формирование у учащихся самоконтроля

.

4.

Работа над произведениями

.

Исполнение

коротких

песен

-

прибауток

,

попевок

,

песен

с

короткими

фразами

с

последней

долгой

нотой

или

фразами

,

разделёнными паузами

.

Введение песен с более продолжительными

фразами

.

Разучивание произведения

.

Доведение исполнения песни до

уровня

,

пригодного для публичного выступления

.

Анализ музыкального и поэтического текста

,

а также стилевых

,

жанровых

,

национальных

и

других

особенностей

произведения

.

Краткий экскурс об исторической эпохе

,

в которую жил и творил

композитор

-

классик

.

5.

Слушание музыки

.

Слушание

вокально

-

хорового

материала

,

осваиваемого

учениками

на

занятиях

хора

,

а

также

других

произведений

в

исполнении лучших детских хоровых коллективов

.

для расширения

кругозора

учащихся

,

введения

их

в

многообразный

мир

художественных

образов

.

Развитие музыкальной восприимчивости

детей

,

их

способности откликаться

на

чувства

,

выраженные

в

музыке

,

умение

различать

музыкальные

образы

,

их

развитие

.

Формирование

умения

грамотно

оценивать

музыкальные

произведения

.

6.

Хоровое сольфеджио

.

Пение сольфеджио упражнений

:

одноголосных

,

двухголосных

.

Музыкальное

«

озвучивание

»

правил

,

изучаемых

на

уроках

«

Сольфеджио

».

Использование ладовых

жестов

.

Пение по руке –

«

нотному стану

».

Упражнения в мажоре и миноре с использованием

«

столбицы

».

Элементарные

упражнения

для

развития

навыков

двухголосного

пения

.

Пение сольфеджио канонов

,

отрывков песен

(

упражнения по

хоровому сольфеджио исполняются

вокально

,

напевно

,

с хорошей

дикцией и дыханием

).

Устные диктанты

.

7.

Музыкально

-

дидактические

игры

.

Практика

.

– физминутки

;

– игра на инструментах

;

– музыкально

-

ритмические движения

– музыкальные игры

– психологические игры на сплочение коллектива

.

8.

Концертная

,

конкурсная деятельность

Практика

.

Участие в концертах

,

фестивалях

,

конкурсах

Примерный репертуарный список

Аренский А. «Расскажи, мотылек»

Р. н. п.» Пойду ль я выйду ль я

Е. Крылатов «Маленькие дети»

Е. Поплянова

«Кастрюля – хитрюля»

Г. Гладков

«Песня солдата»

С. Никитин «Джеймс»

С. Смирнов

«Семь веселых нот»

Музыка из кино и мультфильмов

Ю

.

Чичков

«

Что такое Новый год

?»,

из м

/

ф

«

Что такое Новый год

Б

.

Савельев

«

Если добрый ты

»,

из

м

/

ф

«

День

рождения

кота

Леопольда

»

Учебный план

3

год обучения

Итого

:

72

24

48

конкурс

ах

.9

Итоговое

занят

ие

4

2

2

8

.

Концертная

,

конкурсная

деятельность

7

2

5

Участие

в

концертах

,

фестивалях

,

партиям

7

.

Музыкально

-

дидактические игры

6

2

4

-

ка

6

.

Хоровое

соль

федж

ио

4

2

2

Пение по

5

.

Слушание

музык

и

6

2

4

Угадай

-

опрос

4

.

Работа над

произ

веден

иями

30

6

24

Проверка

партий

3

.

Пение

учебно

-

тренировочного

матер

иала

8

4

4

Индивидуал

ьный

знаний

2

.

9.

Подготовительные

упражнения

,

распе

вания

6

3

3

1

.

Вводное занятие

.

Инструктаж по технике

безопасности

.

Режим

работы

,

содержание

предстоящей работы

.

Вопросы организации

деятельности хора

.

1

1

-

Стартовый

срез

Всего

Теория

Наименование разделов и

темКоличество

часовФормы

Содержание

1.

Теория

.

Вводное

занятие

.

Инструктаж

по

технике

безопасности

.

Режим работы объединения

,

содержание предстоящей

работы

.

Вопросы организации деятельности кружковцев

.

2.

Подготовительные упражнения

Теория

.

Объяснение для чего нужна артикуляционная гимнастика

.

Чтобы

разогреть

мышцы лица

.

От

этого

улучшается

кровообращение

,

начинают лучше работать резонаторы

.

Практика

.

Артикуляционная гимнастика

:

Сорока

,

язычок

-

иголочка

,

уточка

-

крокодил

,

обезьянка

перед

зеркалом

».

Интонационно

-

фонетические

упражнения

.

Голосовые

сигналы

доречевой

коммуникации

.

Упражнения

для

развития

певческого дыхания

.

Дыхательная гимнастика

.

Научить

детей

овладеть

техникой

дыхания

-

бесшумный

короткий вдох

,

опора дыхания и постепенное его расходование

.

На

более поздних этапах обучения овладеть техникой цепного дыхания

(

в вокальных упражнениях

и произведениях

).

Скороговорки

.

Полезны для развития дикционных

навыков

(

тренируют губы и кончик языка

).

3.

Пение учебно

-

тренировочного материала

.

Теория

.

Рассказ объяснение

,

что такое фальцетный режим

,

что

такое штро бас

,

скрип

-

вой

-

визг

.

Показ

.

Практика

.

Фонопедические программы в нефальцетном режиме

.

Фонопедические

программы на

переходе

из

нефальцетного

в

фальцетный

режим

.

Фонопедические

программы в

фальцетном

режиме

.

Вокально

-

ладовые упражнения

.

Выстраивание унисона на гласном

.

Пение

закрытым

ртом

(

поднятие

мягкого

нёба

,

ощущение

высокой

позиции

звука

)

и

на

согласном

«

Р

»

(

нисходящее

постепенное движение от

V

к

I

ст

.).

Пение гаммы в нисходящем

движении

.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для

музыкально

-

певческого развития ребенка

.

Упражнения для развития

дыхания

,

гибкости

и

ровности

голоса

.

Показ

упражнений

,

их

разучивание

и

впевание

.

Контроль

над

качеством

исполнения

.

Формирование у учащихся самоконтроля

.

4.

Работа над произведениями

.

Исполнение

коротких

песен

-

прибауток

,

попевок

,

песен

с

короткими

фразами

с

последней

долгой

нотой

или

фразами

,

разделёнными паузами

.

Введение песен с более продолжительными

фразами

.

Разучивание произведения

.

Доведение исполнения песни до

уровня

,

пригодного для публичного выступления

.

Анализ музыкального и поэтического текста

,

а также стилевых

,

жанровых

,

национальных

и

других

особенностей

произведения

.

Краткий экскурс об исторической эпохе

,

в которую жил и творил

композитор

-

классик

.

5.

Слушание музыки

.

Слушание

вокально

-

хорового

материала

,

осваиваемого

учениками

на

занятиях

хора

,

а

также

других

произведений

в

исполнении лучших детских хоровых коллективов

.

для расширения

кругозора

учащихся

,

введения

их

в

многообразный

мир

художественных

образов

.

Развитие музыкальной восприимчивости

детей

,

их

способности откликаться

на

чувства

,

выраженные

в

музыке

,

умение

различать

музыкальные

образы

,

их

развитие

.

Формирование

умения

грамотно

оценивать

музыкальные

произведения

.

6.

Хоровое сольфеджио

.

Пение сольфеджио упражнений

:

одноголосных

,

двухголосных

.

Музыкальное

«

озвучивание

»

правил

,

изучаемых

на

уроках

«

Сольфеджио

».

Использование ладовых

жестов

.

Пение по руке –

«

нотному стану

».

Упражнения в мажоре и миноре с использованием

«

столбицы

».

Элементарные

упражнения

для

развития

навыков

двухголосного

пения

.

Пение сольфеджио канонов

,

отрывков песен

(

упражнения по

хоровому сольфеджио исполняются

вокально

,

напевно

,

с хорошей

дикцией и дыханием

).

Устные диктанты

.

7.

Музыкально

-

дидактические

игры

.

Практика

.

– физминутки

;

– игра на инструментах

;

– музыкально

-

ритмические движения

– музыкальные игры

– психологические игры на сплочение коллектива

.

8.

Концертная

,

конкурсная деятельность

Практика

.

Участие в концертах

,

фестивалях

,

конкурсах

Примерный репертуарный список

Аренский А. «Расскажи, мотылек»

Р. н. п.» Пойду ль я выйду ль я

Е. Крылатов «Маленькие дети»

Е. Поплянова

«Кастрюля – хитрюля»

Г. Гладков

«Песня солдата»

С. Никитин «Джеймс»

С. Смирнов

«Семь веселых нот»

Музыка из кино и мультфильмов

Ю

.

Чичков

«

Что такое Новый год

?»,

из м

/

ф

«

Что такое Новый год

Б

.

Савельев

«

Если добрый ты

»,

из

м

/

ф

«

День

рождения

кота

Леопольда

»

Учебный план

4

год обучения

Итого

:

72

24

48

курсах

.9

Итоговое

занят

ие

4

2

2

8

.

Концертная

,

конкурсная

деятельность

7

2

5

Участие

в

концертах

,

фестивалях

,

кон

партиям

7

.

Музыкально

-

дидактические игры

6

2

4

-

ка

6

.

Хоровое

соль

федж

ио

4

2

2

Пение по

5

.

Слушание

музык

и

6

2

4

Угадай

-

опрос

4

.

Работа над

произ

веден

иями

30

6

24

Проверка

партий

3

.

Пение

учебно

-

тренировочного

матер

иала

8

4

4

Индивидуал

ьный

знаний

2

.

Подготовительные

упражнения

,

распе

вани

я

6

3

3

1

.

Вводное занятие

.

Инструктаж по технике

безопасности

.

Режим

работы

,

содержание

предстоящей работы

.

Вопросы организации

деятельности хора

1

1

-

Стартовый

срез

Всего

Теория

Наименование разделов

и

темКоличество

часовФормы

Содержание

1.

Теория

.

Вводное

занятие

.

Инструктаж

по

технике

безопасности

.

Режим работы объединения

,

содержание предстоящей

работы

.

Вопросы организации деятельности кружковцев

.

2.

Подготовительные упражнения

Теория

.

Объяснение для чего нужна артикуляционная гимнастика

.

Чтобы

разогреть

мышцы лица

.

От

этого

улучшается

кровообращение

,

начинают лучше работать резонаторы

.

Практика

.

Артикуляционная гимнастика

:

Сорока

,

язычок

-

иголочка

,

уточка

-

крокодил

,

обезьянка

перед

зеркалом

».

Интонационно

-

фонетические

упражнения

.

Голосовые

сигналы

доречевой

коммуникации

.

Упражнения

для

развития

певческого дыхания

.

Дыхательная гимнастика

.

Научить

детей

овладеть

техникой

дыхания

-

бесшумный

короткий вдох

,

опора дыхания и постепенное его расходование

.

На

более поздних этапах обучения овладеть техникой цепного дыхания

(

в вокальных упражнениях

и произведениях

).

Скороговорки

.

Полезны для развития дикционных

навыков

(

тренируют губы и кончик языка

).

3.

Пение учебно

-

тренировочного материала

.

Теория

.

Рассказ объяснение

,

что такое фальцетный режим

,

что

такое штро бас

,

скрип

-

вой

-

визг

.

Показ

.

Практика

.

Фонопедические программы в нефальцетном режиме

.

Фонопедические

программы на

переходе

из

нефальцетного

в

фальцетный

режим

.

Фонопедические

программы в

фальцетном

режиме

.

Вокально

-

ладовые упражнения

.

Выстраивание унисона на гласном

.

Пение

закрытым

ртом

(

поднятие

мягкого

нёба

,

ощущение

высокой

позиции

звука

)

и

на

согласном

«

Р

»

(

нисходящее

постепенное движение от

V

к

I

ст

.).

Пение гаммы в нисходящем

движении

.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для

музыкально

-

певческого развития ребенка

.

Упражнения для развития

дыхания

,

гибкости

и

ровности

голоса

.

Показ

упражнений

,

их

разучивание

и

впевание

.

Контроль

над

качеством

исполнения

.

Формирование у учащихся самоконтроля

.

4.

Работа над произведениями

.

Исполнение

коротких

песен

-

прибауток

,

попевок

,

песен

с

короткими

фразами

с

последней

долгой

нотой

или

фразами

,

разделёнными паузами

.

Введение песен с более продолжительными

фразами

.

Разучивание произведения

.

Доведение исполнения песни до

уровня

,

пригодного для публичного выступления

.

Анализ

словесного

текста

и

его

содержания.

Грамотное

чтение

нотного текста

по

партиям

и

партитурам.

Разбор

тонального

плана,

ладовой

структуры,

гармонической

канвы

произведения.

Членение

на

мотивы,

периоды,

предложения,

фразы.

Определение формы.

Фразировка,

вытекающая

из

музыкального

и

текстового

содержания.

Различные

виды

динамики.

Многообразие

агогических

возможностей исполнения

произведений:

пение

в

строго

размеренном

темпе,

сопоставление двух

темпов,

замедление

в

конце

произведения,

замедление

и

ускорение

в

середине

произведения,

различные

виды

фермат.

Воспитание

навыков

понимания дирижерского жеста. Русские народные песни, исполнение каноном.

Пропевание с движениями 2х, 3х голосно

Анализ музыкального и поэтического текста

,

а также стилевых

,

жанровых

,

национальных

и

других

особенностей

произведения

.

Краткий экскурс об исторической эпохе

,

в которую жил и творил

композитор

-

классик

.

5.

Слушание музыки

.

Слушание

вокально

-

хорового

материала

,

осваиваемого

учениками

на

занятиях

хора

,

а

также

других

произведений

в

исполнении лучших детских хоровых коллективов для расширения

кругозора

учащихся

,

введения

их

в

многообразный

мир

художественных

образов

.

Развитие музыкальной восприимчивости

детей

,

их

способности откликаться

на

чувства

,

выраженные

в

музыке

,

умение

различать

музыкальные

образы

,

их

развитие

.

Формирование

умения

грамотно

оценивать

музыкальные

произведения

.

6.

Хоровое сольфеджио

.

Пение сольфеджио упражнений

:

одноголосных

,

двухголосных

.

Музыкальное

«

озвучивание

»

правил

,

изучаемых

на

уроках

«

Сольфеджио

».

Использование ладовых

жестов

.

Пение по руке –

«

нотному стану

».

Упражнения в мажоре и миноре с использованием

«

столбицы

».

Элементарные

упражнения

для

развития

навыков

двухголосного

пения

.

Пение сольфеджио канонов

,

отрывков песен

(

упражнения по

хоровому сольфеджио исполняются

вокально

,

напевно

,

с хорошей

дикцией и дыханием

).

Устные диктанты

.

7.

Музыкально

-

дидактические

игры

.

Практика

.

– физминутки

;

– игра на инструментах

;

– музыкально

-

ритмические движения

– музыкальные игры

– психологические игры на сплочение коллектива

.

8.

Концертная

,

конкурсная деятельность

Практика

.

Участие в концертах

,

фестивалях

,

конкурсах

Примерный репертуарный список

А. Сальери « Песню звонкую поем»

П.Чайковски «Соловушка»

А. Гречанинов «Призыв весны»

Р. н. п. «Подле реку»

Р.н.п. «Блины» обр. А. Абрамского

В.Семенов «Звездная река»

Я. Дубравин «Сыны полков»

Ю.Чичков В. Шаинский «Детство»

«Песня о веселом ветре» из к/ф «Дети капитана Гранта» И.Дунаевский,

В.Лебедев-Кумача.

5

год обучения

Итого

:

72

24

48

конкурс

ах

.9

Итоговое

занят

ие

4

2

2

8

.

Концертная

,

конкурсная

деятельность

7

2

5

Участие

в

концертах

,

фестивалях

,

партиям

7

.

Музыкально

-

дидактические игры

6

2

4

-

ка

6

.

Хоровое

соль

федж

ио

4

2

2

Пение по

5

.

Слушание

музык

и

6

2

4

Угадай

-

опрос

4

.

Работа над произведен

иями

30

6

24

Проверка

партий

3

.

Пение

учебно

-

тренировочного

матер

иала

8

4

4

Индивидуал

ьный

знаний

2

.

9.

Подготовительные

упражнения

,

распе

вания

6

3

3

1

.

Вводное занятие

.

Инструктаж по технике

безопасности

.

Режим

работы

,

содержание

предстоящей работы

.

Вопросы организации

деятельности хора

.

1

1

-

Стартовый

срез

Всего

Теория

Наименование разделов и

темКоличество

часовФормы

Содержание

1.

Теория

.

Вводное

занятие

.

Инструктаж

по

технике

безопасности

.

Режим работы объединения

,

содержание предстоящей

работы

.

Вопросы организации деятельности кружковцев

.

2.

Подготовительные упражнения

Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении.

Навыки пения сидя и стоя.

Теория

и

практика

.

Артикуляционная

гимнастика

.

Интонационно

-

фонетические

упражнения

.

Голосовые

сигналы

доречевой коммуникации

.

Упражнения

для

развития

певческого

дыхания

.

Дыхательная гимнастика

.

Дыхание перед началом пения.

Одновременный вдох и начало пения.

Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера

исполняемого произведения.

Смена

дыхания

в

процессе

пения;

различные

приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в

медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Скороговорки.

Развитие

дикционных

навыков.

Гласные

и

согласные,

их

роль

в

пении.

Взаимоотношение

гласных и согласных в

пении.

Отнесение

внутри слова

согласных к следующему слогу.

Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет

активизации работы губ и языка.

Выработка навыков активного и четкого

произношения

согласных.

Развитие

дикционных

навыков

в

быстрых

и

медленных темпах. Сохранение дикционной активности при р и рр.

3.

Пение учебно

-

тренировочного материала

.

Теория

и

практика

.

Фонопедические

программы

в

нефальцетном режиме

.

Фонопедические программы на переходе из

нефальцетного в фальцетный режим

.

Фонопедические программы в

фальцетном режиме

.

Вокально

-

ладовые упражнения

.

Выстраивание унисона на гласном

.

Пение

закрытым

ртом

(

поднятие

мягкого

нёба

,

ощущение

высокой

позиции

звука

)

и

на

согласном

«

Р

»

(

нисходящее

поступенное

движение от

V

к

I

ст

.).

Пение гаммы в нисходящем

движении

.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для

музыкально

-

певческого развития ребенка

.

Упражнения для развития

дыхания

,

гибкости

и

ровности

голоса

.

Показ

упражнений

,

их

разучивание

и

впевание

.

Контроль

над

качеством

исполнения

.

Формирование у учащихся самоконтроля

.

4.

Работа над произведениями

.

Исполнение

коротких

песен

-

прибауток

,

попевок

,

песен

с

короткими

фразами

с

последней

долгой

нотой

или

фразами

,

разделёнными паузами

.

Введение песен с более продолжительными

фразами

.

Разучивание произведения

.

Доведение исполнения песни до

уровня

,

пригодного для публичного выступления

.

Анализ

словесного

текста

и

его

содержания.

Грамотное

чтение

нотного текста

по

партиям

и

партитурам.

Разбор

тонального

плана,

ладовой

структуры,

гармонической

канвы

произведения.

Членение

на

мотивы,

периоды,

предложения,

фразы.

Определение формы.

Фразировка,

вытекающая

из

музыкального

и

текстового

содержания.

Различные

виды

динамики.

Многообразие

агогических

возможностей исполнения

произведений:

пение

в

строго

размеренном

темпе,

сопоставление двух

темпов,

замедление

в

конце

произведения,

замедление

и

ускорение

в

середине

произведения,

различные

виды

фермат.

Воспитание

навыков

понимания дирижерского жеста. Русские народные песни, исполнение каноном.

Пропевание с движениями 2х, 3х голосно

Анализ музыкального и поэтического текста

,

а также стилевых

,

жанровых

,

национальных

и

других

особенностей

произведения

.

Краткий экскурс об исторической эпохе

,

в которую жил и творил

композитор

-

классик

.

.

5.

Слушание музыки

.

Слушание

вокально

-

хорового

материала

,

осваиваемого

учениками

на

занятиях

хора

,

а

также

других

произведений

в

исполнении лучших детских хоровых коллективов

.

для расширения

кругозора

учащихся

,

введения

их

в

многообразный

мир

художественных

образов

.

Развитие музыкальной восприимчивости

детей

,

их

способности откликаться

на

чувства

,

выраженные

в

музыке

,

умение

различать

музыкальные

образы

,

их

развитие

.

Формирование

умения

грамотно

оценивать

музыкальные

произведения

.

6.

Хоровое сольфеджио

.

Пение сольфеджио упражнений

:

одноголосных

,

двухголосных

.

Музыкальное

«

озвучивание

»

правил

,

изучаемых

на

уроках

«

Сольфеджио

».

Использование ладовых

жестов

.

Пение по руке –

«

нотному стану

».

Упражнения в мажоре и миноре с использованием

«

столбицы

».

Элементарные

упражнения

для

развития

навыков

двухголосного

пения

.

Пение сольфеджио канонов

,

отрывков песен

(

упражнения по

хоровому сольфеджио исполняются

вокально

,

напевно

,

с хорошей

дикцией и дыханием

).

Устные диктанты

.

7.

Музыкально

-

дидактические

игры

.

Практика

.

– физминутки

;

– игра на инструментах

;

– музыкально

-

ритмические движения

– музыкальные игры

– психологические игры на сплочение коллектива

.

8.

Концертная

,

конкурсная деятельность

Практика

.

Участие в концертах

,

фестивалях

,

конкурсах

Примерный репертуарный список

А. Сальери « Песню звонкую поем»

П.Чайковски «Соловушка»

А. Гречанинов «Призыв весны»

Р. н. п. «Подле реку»

Р.н.п. «Блины» обр. А. Абрамского

В.Семенов «Звездная река»

Я. Дубравин «Сыны полков»

Ю.Чичков В. Шаинский «Детство»

И.Дунаевский, В.Лебедев-Кумач «Песня о веселом ветре» из к/ф «Дети

капитана Гранта»

6

год обучения

5

.

Слушание

музык

и

6

2

4

Угадай

-

опрос

4

.

Работа над

произ

веден

иями

30

6

24

Проверка

партий

3

.

Пение

учебно

-

тренировочного

матер

иала

8

4

4

Индивидуал

ьный

знаний

2

.

9.

Подготовительные

упражнения

,

распе

вания

6

3

3

1

.

Вводное занятие

.

Инструктаж по технике

безопасности

.

Режим

работы

,

содержание

предстоящей работы

.

Вопросы организации

деятельности хора

.

1

1

-

Стартовый

срез

Всего

Теория

Наименование разделов и

темКоличество

часовФормы

Итого

:

72

24

48

конкурс

ах

.9

Итоговое

занят

ие

4

2

2

8

.

Концертная

,

конкурсная

деятельность

7

2

5

Участие

в

концертах

,

фестивалях

,

партиям

7

.

Музыкально

-

дидактические игры

6

2

4

-

ка

6

.

Хоровое

соль

федж

ио

4

2

2

Пение по

Содержание

1.

Теория

.

Вводное

занятие

.

Инструктаж

по

технике

безопасности

.

Режим работы объединения

,

содержание предстоящей

работы

.

Вопросы организации деятельности кружковцев

.

2.

Подготовительные упражнения

Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении.

Навыки пения сидя и стоя.

Теория

и

практика

.

Артикуляционная

гимнастика

.

Интонационно

-

фонетические

упражнения

.

Голосовые

сигналы

доречевой коммуникации

.

Упражнения

для

развития

певческого

дыхания

.

Дыхательная гимнастика

.

Дыхание перед началом пения.

Одновременный вдох и начало пения.

Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера

исполняемого произведения.

Смена

дыхания

в

процессе

пения;

различные

приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в

медленном).

Цезуры.

Знакомство

с

навыками

«цепного»

дыхания.

Скороговорки

.

Развитие дикционных навыков.

Гласные и согласные,

их роль

в пении.

Взаимоотношение гласных и согласных в пении.

Отнесение внутри

слова согласных к следующему слогу.

Развитие

свободы и подвижности артикуляционного аппарата

засчет

активизации работы губ и языка.

Выработка навыков активного и четкого

произношения

согласных.

Развитие

дикционных

навыков

в

быстрых

и

медленных темпах. Сохранение дикционной активности при р и рр.

3.

Пение учебно

-

тренировочного материала

.

Теория

и

практика

.

Фонопедические

программы

в

нефальцетном режиме

.

Фонопедические программы на переходе из

нефальцетного в фальцетный режим

.

Фонопедические программы в

фальцетном режиме

.

Вокально

-

ладовые упражнения

.

Выстраивание унисона на гласном

.

Пение

закрытым

ртом

(

поднятие

мягкого

нёба

,

ощущение

высокой

позиции

звука

)

и

на

согласном

«

Р

»

(

нисходящее

поступенное

движение от

V

к

I

ст

.).

Пение гаммы в нисходящем

движении

.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для

музыкально

-

певческого развития ребенка

.

Упражнения для развития

дыхания

,

гибкости

и

ровности

голоса

.

Показ

упражнений

,

их

разучивание

и

впевание

.

Контроль

над

качеством

исполнения

.

Формирование у учащихся самоконтроля

.

4.

Работа над произведениями

.

Исполнение

коротких

песен

-

прибауток

,

попевок

,

песен

с

короткими

фразами

с

последней

долгой

нотой

или

фразами

,

разделёнными паузами

.

Введение песен с более продолжительными

фразами

.

Разучивание произведения

.

Доведение исполнения песни до

уровня

,

пригодного для публичного выступления

.

Анализ

словесного

текста

и

его

содержания.

Грамотное

чтение

нотного текста

по

партиям

и

партитурам.

Разбор

тонального

плана,

ладовой

структуры,

гармонической

канвы

произведения.

Членение

на

мотивы,

периоды,

предложения,

фразы.

Определение формы.

Фразировка,

вытекающая

из

музыкального

и

текстового

содержания.

Различные

виды

динамики.

Многообразие

агогических

возможностей исполнения

произведений:

пение

в

строго

размеренном

темпе,

сопоставление двух

темпов,

замедление

в

конце

произведения,

замедление

и

ускорение

в

середине

произведения,

различные

виды

фермат.

Воспитание

навыков

понимания дирижерского жеста. Русские народные песни, исполнение каноном.

Пропевание с движениями 2х, 3х голосно

Анализ музыкального и поэтического текста

,

а также стилевых

,

жанровых

,

национальных

и

других

особенностей

произведения

.

Краткий экскурс об исторической эпохе

,

в которую жил и творил

композитор

-

классик

.

5.

Слушание музыки

.

Слушание

вокально

-

хорового

материала

,

осваиваемого

учениками

на

занятиях

хора

,

а

также

других

произведений

в

исполнении лучших детских хоровых коллективов

.

для расширения

кругозора

учащихся

,

введения

их

в

многообразный

мир

художественных

образов

.

Развитие музыкальной восприимчивости

детей

,

их

способности откликаться

на

чувства

,

выраженные

в

музыке

,

умение

различать

музыкальные

образы

,

их

развитие

.

Формирование

умения

грамотно

оценивать

музыкальные

произведения

.

6.

Хоровое сольфеджио

.

Пение сольфеджио упражнений

:

одноголосных

,

двухголосных

.

Музыкальное

«

озвучивание

»

правил

,

изучаемых

на

уроках

«

Сольфеджио

».

Использование ладовых

жестов

.

Пение по руке –

«

нотному стану

».

Упражнения в мажоре и миноре с использованием

«

столбицы

».

Элементарные

упражнения

для

развития

навыков

двухголосного

пения

.

Пение сольфеджио канонов

,

отрывков песен

(

упражнения по

хоровому сольфеджио исполняются

вокально

,

напевно

,

с хорошей

дикцией и дыханием

).

Устные диктанты

.

7.

Музыкально

-

дидактические

игры

.

Практика

.

– физминутки

;

– игра на инструментах

;

– музыкально

-

ритмические движения

– музыкальные игры

– психологические игры на сплочение коллектива

.

8.

Концертная

,

конкурсная деятельность

Практика

.

Участие в концертах

,

фестивалях

,

конкурсах

Примерный репертуарный список

А. Сальери « Песню звонкую поем»

П.Чайковски «Соловушка»

А. Гречанинов «Призыв весны»

Р. н. п. «Подле реку»

Р.н.п. «Блины» обр. А. Абрамского

В.Семенов «Звездная река»

Я. Дубравин «Сыны полков»

Ю.Чичков В. Шаинский «Детство»

И.Дунаевский, В.Лебедев-Кумач «Песня о веселом ветре» из к/ф «Дети

капитана Гранта»

7

год обучения

1

.

Вводное занятие

.

Инструктаж по технике

безопасности

.

Режим

работы

,

содержание

предстоящей работы

.

Вопросы организации

деятельности хора

.

1

1

-

Стартовый

срез

Всего

Теория

Наименование разделов и

темКоличество

часовФормы

Итого

:

72

24

48

конкурс

ах

.9

Итоговое

занят

ие

4

2

2

8

.

Концертная

,

конкурсная

деятельность

7

2

5

Участие

в

концертах

,

фестивалях

,

партиям

7

.

Музыкально

-

дидактические игры

6

2

4

-

ка

6

.

Хоровое

соль

федж

ио

4

2

2

Пение по

5

.

Слушание

музык

и

6

2

4

Угадай

-

опрос

4

.

Работа над произведен

иями

30

6

24

Проверка

партий

3

.

Пение

учебно

-

тренировочного

матер

иала

8

4

4

Индивидуал

ьный

знаний

2

.

9.

Подготовительные

упражнения

,

распе

вания

6

3

3

Содержание

1.

Теория

.

Вводное

занятие

.

Инструктаж

по

технике

безопасности

.

Режим работы объединения

,

содержание предстоящей

работы

.

Вопросы организации деятельности кружковцев

.

2.

Подготовительные упражнения

Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении.

Навыки пения сидя и стоя.

Теория

и

практика

.

Артикуляционная

гимнастика

.

Интонационно

-

фонетические

упражнения

.

Голосовые

сигналы

доречевой коммуникации

.

Упражнения

для

развития

певческого

дыхания

.

Дыхательная гимнастика

.

Дыхание перед началом пения.

Одновременный вдох и начало пения.

Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера

исполняемого произведения.

Смена

дыхания

в

процессе

пения;

различные

приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в

медленном).

Цезуры.

Знакомство

с

навыками

«цепного»

дыхания.

Скороговорки

.

Развитие дикционных навыков.

Гласные и согласные,

их роль

в пении.

Взаимоотношение гласных и согласных в пении.

Отнесение внутри

слова согласных к следующему слогу.

Развитие

свободы и подвижности артикуляционного аппарата

засчет

активизации работы губ и языка.

Выработка навыков активного и четкого

произношения

согласных.

Развитие

дикционных

навыков

в

быстрых

и

медленных темпах. Сохранение дикционной активности при р и рр.

3.

Пение учебно

-

тренировочного материала

.

Теория

и

практика

.

Фонопедические

программы

в

нефальцетном режиме

.

Фонопедические программы на переходе из

нефальцетного в фальцетный режим

.

Фонопедические программы в

фальцетном режиме

.

Вокально

-

ладовые упражнения

.

Выстраивание унисона на гласном

.

Пение

закрытым

ртом

(

поднятие

мягкого

нёба

,

ощущение

высокой

позиции

звука

)

и

на

согласном

«

Р

»

(

нисходящее

поступенное

движение от

V

к

I

ст

.).

Пение гаммы в нисходящем

движении

.

Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для

музыкально

-

певческого развития ребенка

.

Упражнения для развития

дыхания

,

гибкости

и

ровности

голоса

.

Показ

упражнений

,

их

разучивание

и

впевание

.

Контроль

над

качеством

исполнения

.

Формирование у учащихся самоконтроля

.

4. 4.

Работа над произведениями

.

Исполнение

коротких

песен

-

прибауток

,

попевок

,

песен

с

короткими

фразами

с

последней

долгой

нотой

или

фразами

,

разделёнными паузами

.

Введение песен с более продолжительными

фразами

.

Разучивание произведения

.

Доведение исполнения песни до

уровня

,

пригодного для публичного выступления

.

Анализ

словесного

текста

и

его

содержания.

Грамотное

чтение

нотного текста

по

партиям

и

партитурам.

Разбор

тонального

плана,

ладовой

структуры,

гармонической

канвы

произведения.

Членение

на

мотивы,

периоды,

предложения,

фразы.

Определение формы.

Фразировка,

вытекающая

из

музыкального

и

текстового

содержания.

Различные

виды

динамики.

Многообразие

агогических

возможностей исполнения

произведений:

пение

в

строго

размеренном

темпе,

сопоставление двух

темпов,

замедление

в

конце

произведения,

замедление

и

ускорение

в

середине

произведения,

различные

виды

фермат.

Воспитание

навыков

понимания дирижерского жеста. Русские народные песни, исполнение каноном.

Пропевание с движениями 2х, 3х голосно

Анализ музыкального и поэтического текста

,

а также стилевых

,

жанровых

,

национальных

и

других

особенностей

произведения

.

Краткий экскурс об исторической эпохе

,

в которую жил и творил

композитор

-

классик

.

5.

Слушание музыки

.

Слушание

вокально

-

хорового

материала

,

осваиваемого

учениками

на

занятиях

хора

,

а

также

других

произведений

в

исполнении лучших детских хоровых коллективов

.

для расширения

кругозора

учащихся

,

введения

их

в

многообразный

мир

художественных

образов

.

Развитие музыкальной восприимчивости

детей

,

их

способности откликаться

на

чувства

,

выраженные

в

музыке

,

умение

различать

музыкальные

образы

,

их

развитие

.

Формирование

умения

грамотно

оценивать

музыкальные

произведения

.

6.

Хоровое сольфеджио

.

Пение сольфеджио упражнений

:

одноголосных

,

двухголосных

.

Музыкальное

«

озвучивание

»

правил

,

изучаемых

на

уроках

«

Сольфеджио

».

Использование ладовых

жестов

.

Пение по руке –

«

нотному стану

».

Упражнения в мажоре и миноре с использованием

«

столбицы

».

Элементарные

упражнения

для

развития

навыков

двухголосного

пения

.

Пение сольфеджио канонов

,

отрывков песен

(

упражнения по

хоровому сольфеджио исполняются

вокально

,

напевно

,

с хорошей

дикцией и дыханием

).

Устные диктанты

.

7.

Музыкально

-

дидактические

игры

.

Практика

.

– физминутки

;

– игра на инструментах

;

– музыкально

-

ритмические движения

– музыкальные игры

– психологические игры на сплочение коллектива

.

8.

Концертная

,

конкурсная деятельность

Практика

.

Участие в концертах

,

фестивалях

,

конкурсах

Примерный репертуарный список

А. Сальери « Песню звонкую поем»

П.Чайковски «Соловушка»

А. Гречанинов «Призыв весны»

Р. н. п. «Подле реку»

Р.н.п. «Блины» обр. А. Абрамского

В.Семенов «Звездная река»

Я. Дубравин «Сыны полков»

Ю.Чичков В. Шаинский «Детство»

И.Дунаевский, В.Лебедев-Кумач «Песня о веселом ветре» из к/ф «Дети

капитана Гранта»

Планируемые результаты программы:

III.Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Хоровое пение»,

являются следующие знания, умения, навыки:

в конце первого года обучения учащиеся должны:

-

соблюдать при пении правильную певческую установку

;

-

иметь навыки певческого дыхания

:

спокойный

,

без напряжения

вдох

,

задержка вдоха перед началом пения

,

выработка

равномерного пения

;

-

применять мягкую атаку звука

,

петь без крика и напряжения

;

-

чётко проговаривать слова

;

-

иметь слуховое осознание чистой интонации

;

-

стараться петь выразительно

;

в конце второго года обучения учащиеся должны

:

-

принимать правильную певческую установку при пении сидя и

стоя

;

-

уметь делать бесшумный

,

спокойный вдох

,

и более

продолжительный выдох

;

-

петь естественным светлым звуком

,

используя мягкую атаку

;

-

петь в диапазоне от

«

ре

»

первой до

«

ре

»

второй октавы

;

-

правильно формировать гласные в сочетании с согласными

звуками

,

чётко произносить согласные звуки

;

-

петь с выразительной мимикой лица

,

передавая характер

произведения

.

в конце третьего года обучения учащиеся должны

:

-

соблюдать при пении правильную певческую установку

;

-

научиться петь продолжительные фразы на одном дыхании

,

равномерно распределяя его

;

-

уметь делать вдох в характере исполняемого произведения

;

-

чётко и ясно произносить согласные

,

округлённо формировать

гласные

,

особенно в верхнем регистре

;

-

петь светлым

,

звонким

,

полётным звуком

,

применяя мягкую атаку

звука

;

-

понимать жесты дирижёра

(

внимание

,

дыхание

,

начало

,

окончание пения

);

-

петь в диапазоне от

«

до

»

первой до

«

ми

»

второй октавы

;

-

соблюдать ритмический

,

динамический

,

темповой ансамбли

.

к концу четвертого года обучения учащиеся должны

:

-

соблюдать правильную певческую установку

;

-

уметь правильно дышать

,

сохраняя ощущение внутренней

подтянутости

;

-

выявить индивидуальный тембр

;

-

применять различные виды звуковедения

;

-

стремиться к сохранению ритмического

,

динамического

,

темпового

,

тембрального

и интонационного ансамблей

;

-

расширить диапазон от

«

до

»

первой октавы до

«

ми

»-«

фа

»

второй

;

-

петь выразительно и эмоционально

.

к концу пятого года обучения учащиеся должны

:

-

соблюдать правильную певческую установку

;

-

уметь правильно дышать

,

сохраняя ощущение внутренней

подтянутости

;

-

выявить индивидуальный тембр

;

-

иметь

знания

начальных

основ

хорового

искусства,

вокально-хоровых

особенностей

хоровых

партитур,

художественно-исполнительских

возможностей хорового коллектива;

-

применять различные виды звуковедения

;

-

стремиться к сохранению ритмического

,

динамического

,

темпового

,

тембрального

и интонационного ансамблей

;

-

расширить диапазон от

«

ля

»

малой октавы до фа

»

второй

;

-

петь выразительно и эмоционально

.

к концу шестого года обучения учащиеся должны

:

-

соблюдать правильную певческую установку

;

-

уметь правильно дышать

,

сохраняя ощущение внутренней

подтянутости

;

-

выявить индивидуальный тембр

;

-

применять различные виды звуковедения

;

-

стремиться к сохранению ритмического

,

динамического

,

темпового

,

тембрального

и интонационного ансамблей

;

-

расширить диапазон от

«

соль

»

малой октавы до

«

фа диез

»

второй

;

-

петь выразительно и эмоционально

.

-иметь

знания

начальных

основ

хорового

искусства,

вокально-хоровых

особенностей

хоровых

партитур,

художественно-исполнительских

возможностей хорового коллектива;

-иметь знание профессиональной терминологии;

-уметь передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью

органического сочетания слова и музыки;

-

иметь навыки коллективного хорового исполнительского творчества,

в том

числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом.

к концу седьмого года обучения учащиеся должны

:

-

соблюдать правильную певческую установку

;

-

уметь правильно дышать

,

сохраняя ощущение внутренней

подтянутости

;

-

выявить индивидуальный тембр

;

-

применять различные виды звуковедения

;

-

стремиться к сохранению ритмического

,

динамического

,

темпового

,

тембрального

и интонационного ансамблей

;

-

расширить диапазон от

«

соль

»

малой октавы до

«

соль

»

второй

;

-

петь выразительно и эмоционально

-иметь

знания

начальных

основ

хорового

искусства,

вокально-хоровых

особенностей

хоровых

партитур,

художественно-исполнительских

возможностей хорового коллектива;

-иметь знание профессиональной терминологии;

-уметь передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью

органического сочетания слова и музыки;

-иметь навыки коллективного хорового исполнительского творчества,

в том

числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом.

Метапредметные результаты

:

-

наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во

внеурочной

деятельности

,

понимание

их

специфики

и

эстетического многообразия

;

-

ориентированность

в

культурном

многообразии

окружающей

действительности

,

участие в жизни микро и макросоциума

;

-

овладение способностью к реализации собственных творческих

замыслов через понимание целей

,

выбор способов решения проблем

поискового характера

;

-

применение

знаково

-

символических

и

речевых

средств

для

расширения коммуникативных и познавательных задач

;

-

готовность к логическим действиям

:

анализ

,

сравнение

,

синтез

,

общение

,

классификация

по

стилям

и

жанрам

музыкального

искусства

;

-

планирование

,

контроль и оценка собственных учебных действий

,

понимание

их

успешности

или

причин

неуспешности

,

умение

корректировать свои действия

;

-

участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

,

поиска компромиссов

,

распределение функций и ролей

;

-

умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном

,

культурном

,

природном и художественном разнообразии

.

Личностные результаты

:

-

укрепление

культурной

,

этнической

и

гражданской

идентичности в соответствии с

духовными традициями семьи и

народа

;

-

наличие эмоционального отношения к искусству

,

эстетического

взгляда на мир в его целостности

,

художественном и самобытном

разнообразии

;

-

формирование

личностного

смысла

постижения

хорового

искусства и расширение ценностной сферы

в процессе общения с

музыкой

;

-

приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в

современном мире

и позитивная самооценка

своих

музыкально

-

творческих возможностей

;

-

развитие

мотивов

музыкально

-

учебной

деятельности

и

реализация

творческого

потенциала

в

процессе

коллективного

(

индивидуального

)

музицирования

;

-

продуктивное

сотрудничество

со

сверстниками

при

решении

различных музыкальных творческих задач

.

-

развитие духовно-нравственных

и этических

чувств,

эмоциональной

отзывчивости,

понимание

и

сопереживание,

уважительное

отношение

к

историко-культурным традициям других народов.

Предметные результаты

:

-

развитие

художественного

вкуса

,

устойчивый

интерес

к

музыкальному

искусству

и

вокально

-

хоровому

виду

музыкально

-

творческой деятельности

;

-

развитое

художественное

восприятие

,

умение

оценивать

вокально

-

хоровые произведения

,

размышлять о музыке как способе

выражения духовных переживаний человека

;

-

общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно

-

нравственном

развитии

,

знание

основных

закономерностей

музыкального искусства

;

-

представление

о

художественной

картине

мира

на

основе

освоения

отечественных

традиций

и

постижения

историко

-

культурной

,

этнической

,

региональной самобытности музыкального

искусства разных народов

;

-

использование

элементарных

вокально

-

хоровых

умений

и

навыков

при

воплощении

художественно

-

образного

содержания

музыкальных

произведений

в

различных

видах

внеурочной

деятельности

;

-

готовность применять полученные знания и приобретённый опыт

творческой деятельности при реализации различных проектов для

организации содержательного культурного досуга во внеурочной и

внешкольной деятельности

;

-

участие

в

концертной

деятельности

,

исполнение

вокально

-

хоровых

произведений

,

импровизаций

,

театральных

спектаклей

,

музыкальных фестивалей и конкурсов и др

.

Условия реализации программы

Программа реализуется при следующих условиях

:

-

наличия

специально

оборудованного

помещения

для

занятий

,

соответствующего санитарно

-

гигиеническим нормам

;

-

наличия музыкального сопровождения

:

фортепиано

,

музыкальный

центр

-

сидячих и стоячих

(

специальных подставок

)

мест

.

Формы аттестации

/

контроля

Основными

формами

подведения

итогов

реализации

программы являются

:

-

текущий контроль успеваемости учащегося

;

-

промежуточная аттестация

;

-

итоговая аттестация

.

Показателем

эффективности

любого

процесса

служит

конечный результат

.

Система

оценки

и

контроля

над

процессом

развития

воспитанника

позволяет

анализировать

рост

навыков

,

темпы

развития ученика

,

объём проделанной работы

.

Каждый из видов

контроля имеет свои цели

,

задачи

,

формы

.

Текущий

контроль

-

наиболее

оперативная

проверка

результатов

;

направлен

на

поддержание

учебной

дисциплины

,

выявление

отношения

к

предмету

,

имеет

воспитательные

цели

,

может носить стимулирующий характер

.

В них учитываются

:

-

отношение ребенка к занятиям

,

его старание и прилежание

;

-

степень

освоения музыкального материала

,

вокально

-

хоровых

умений

;

Промежуточная

аттестация

определяет

успешность

развития

обучающегося и степень освоения им учебных

задач на данном

этапе

.

Наиболее

распространенными

формами

промежуточной

аттестации являются зачеты

(

сдача партий

):

индивидуальный опрос

,

пение в ансамбле

.

Итоговая аттестация

определяет уровень и качество владения

полным комплексом музыкальных

,

технических

и художественных

навыков

(

отчётные концерты

,

конкурсы

,

фестивали

.

1.Список рекомендуемых нотных сборников:

1. Антонов Ю, Дунаевский М., «Песни»; М., «Музыка», 1987

2.

«Антология советской детской песни»,

сост.

Николаева Е.В.,

Борисова М.В.;

М., «Музыка», 1987

3. Бандина А, Попов В., Тихеева Л. «Школа хорового пения», вып.1,2.; М., 1966

4. Гладков Г «Проснись и пой!», музыкальный сборник; «Дрофа», 2002

5. «Гори, гори, костер!» Песни и хоры для детей среднего школьного возраста;

М., «Советский композитор», 1989

6. «Каноны для детского хора», сост. Струве Г.; М., 2001

7.

Круппа-Шушарина С.

В.

«Небесная свирель» Песни для детей и юношества;

«Сибирский родник», 2006

8. Круппа-Шушарина С. В. «Музыка природы», песни для детей и юношества в

сопровождении фортепиано; Ростов-на-Дону «Феникс», 2007

9.

Кудряшов

А.

«Песни

для

детей»,

настольная

книга

музыкального

руководителя; Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

10.

Кудряшов

А.В.

«Радужные

нотки»,

песни для

детей;

Ростов-на-Дону

«Феникс», 2007

11. Крылатов Е. «Крылатые качели», детские песни; М., 1997

12. Марченко Л.

«Детские песни о разном» вып. 2; Ростов-на-Дону «Феникс»,

2009

13.

Металлиди Ж.

«Цветные

слова»,

хоры для детей младшего школьного

возраста в сопровождении фортепиано; «Советский композитор», 1988

14. Минков М. «Вечный двигатель», песни для детей; М., «Музыка», 1987

15. Музыка в школе 5-8 классы; М., «МИРОС», 1989

16.

Обухова Е.

«Песни для детей» пособие для музыкального руководителя;

Ростов-на-Дону «Феникс», 2008

17.

«Песни для

детского

хора»,

вып.5

Хоровые

произведения

русских

и

зарубежных композиторов, сост. Соколов В.М.; М., 1975

18.

«Разноцветные песенки»,

песни и хоры для детей младшего и среднего

школьного возраста в сопровождении фортепиано; М., «Советский композитор»,

1990

19. Струве Г. «Нотный бал»; М., «Дрофа», 2005

20.

Тугаринов

Ю.

«Произведения

для

детского

хора»,

2-е

издание;

«Современная музыка», 2009

21. «Хоры без сопровождения», для начинающих детских хоровых коллективов.

Сост. Соколов В., вып 1,2; М., 1965

22. Чичков Ю. «Избранные песни»; М., «Советский композитор», 1988

23.Чичков

Ю.

«Ромашковая

Русь»

песни

для

детей

и

юношества;

М.,

«Советский композитор»,1990

2. Список рекомендуемой методической литературы

1. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка,2000

2. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987

3.

Михайлова М.

Развитие музыкальных способностей детей.

– Ярославль,

«Академия развития», 1997

4.

Самарин

В.,

Осеннева

М.,

Уколова

Л.,

Методика

работы с

детским

вокально-хоровым коллективом.

– М.: «Академия», 1999

5. Струве Г. Школьный хор. М., 1981

6.

Теория и методика музыкального образования детей:

Научно-методическое

пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998

7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Спб.

2000

8.

Халабузарь

П.,

Попов

В.,

Добровольская

Н.

Методика

музыкального

воспитания. Учебное пособие. М., 1990

9. Соколов В. Работа с хором. 2 издание. – М.,1983

10.Стулова Г. Теория и практика работы с хором. – М., 2002

11. Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. – М.,

1988

12. Чесноков П. Хор и управление им. – М., 1961

Литература

1.

Алмазов Е.И. Развитие детского голоса. М., 1963 г.

2.

Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.

Глинки. М., 1968 г.

3.

Глушкова

Т.И.

Комплексы

вокально-хоровых

упражнений

в

формировании певческих навыков школьников.

В сб.

«Работа хормейстера в

детском хоре». М., 1992 г.

4.

Димтриев Л.Б. Основы вокальной методики. М., 1968 г.

5.

Кудрявцева

Т.С.

К методике

воспитания

вокально-хоровых навыков

средствами

хоровых

упражнений

в

учебном

хоре.

В

сб.

«Вопросы

профессиональной

подготовки

студентов

музыкально-педагогического

факультета». Куйбышев, 1973 г.

6.

Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л., 1976 г.

7.

Огороднов

Д.Е.

Музыкально-певческое

воспитание

детей

в

общеобразовательной школе. Киев, 1989 г.

8.

Попов В.С.

О развитии певческого голоса младших школьников.

В сб.

«Музыкальное воспитание в школе». Вып. 16. М., 1985 г.

9.

Славкин М.И. Поет детский хор «Преображение». Из серии «Библиотека

детского хормейстера». М., 2001 г.

10.

Соколов В.Г. Работа с хором. М., 1967 г.

11.

Соколов В.Г.

Вопросы вокального воспитания в детском хоре.

В сб.

«Работа хормейстера в детском хоре». М., 1992 г.

12.

Струве Г.А. Школьный хор. М., 1981 г.

13.

Стулова Г.П.

Развитие детского голоса в процессе обучения пению.

М.,

1992 г.

14.

Стулова Г.П. Хоровой класс. М., 1988 г.



В раздел образования