Автор: Лебедева Инесса Владимировна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №7 Советского района
Населённый пункт: г. Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Система вокально-технических упражнений для развития голоса ребенка
Раздел: дополнительное образование
Система
вокально-технических
упражнений
для
развития голоса ребёнка.
I.
Приёмы формирования опоры певческого голоса:
1)Упражнение называется”Под водой”.
Берем вдох носом с круговым
движением рук,соединяя вверху.Медленно опускаем руки и делаем
такой
же
выдох
(как
поршень).
Сбрасываем остатки
дыхания
и
опускаемся “под воду”.
Идет задержка дыхания.
Затем “выныриваем”
и берем вдох. Так же с помощью рук. И повторяем.
2)Выдох,
пауза,вдох
(”цветочек”)
начинаем негромко,
но
внятно
проговаривать “птуптоптаптэпти”, делая удлинение гласной на первом
слоге. Затем на одном дыхании делать по два звукосочетания и больше.
3)Вдохнуть “цветочек”, на выдохе произнести слог “бучччччч”, пауза,
вдох,
слог
“вучччччч”.Начальгые звуки менять на “г”,”з”,
“ж”.
Не
допускать расслабления брюшного пресса.
Постепенно увеличивать
длину “Ч”.
II. Приёмы формирования правильного звукообразования
1. Упражнение на работу органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
- Сорока-белобока ( работает активно кончик языка). Лягушка (губы
сжимаем внутрь и резко отпускаем со звуком). Уточка, крокодил, ежик.
Превращение. Уточка - губы трубочкой; крокодил - открывается большая
“пасть”, ежик - поднимается верхняя губа, нижняя опускается, зубы на зубы, и
издается отрывистый шип.
Язычок-иголочка ( протыкаем щеки кончиком языка).
Обезьянка перед зеркалом ( гримасничаем).
2. Дикционные упражнения
а) согласные звуки
Используются различные скороговорки, которые произносятся один раз в
медленном темпе, три раза в быстро.
- Расскажите про покупку, про какую про покупку? Про покупку, про покупку,
про покупочку мою.
- В недрах тундры выдры в гетрах, тырят ведра ядров кедров.
- Купи кипу пик.
- Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
б) гласные звуки
- На улице в оазисе о, ужас, - ягуар!
- Язык яркой ящерицы яро язвил янтарную ягоду.
- Юморная юная юннатка Юлия подбежала к улею.
3.Упражнения на формирование единой вокальной певческой позиции.
- Что важно:
Ощущение внутреннего обема, поднятие мягкого неба.
Образуется зевок и высокая вокальная позиция.
Для этого пугаем верхнее небо
указательным пальцем ,
затем указательным пальцем показываем движение
нижней челюсти вниз и произносим БЭЭЭ, БООО, БУУУ.
- Следующее упражнение:
А- Ягодка моя аленькая (движение рук вверх) Улыбка и зевок.
О - Бочка с медом ( руки по щекам гладят вниз).
И - Принц,
миленький ( руки находятся у верхней губы и поднимаются
вверх, рисуя улыбку).
Е - Миленький, меленький ( так же, как и).
У - Юля, умница ( руки мягко ведут по щекам, как бы рисуя трубу).
-Филировка звука.
Сначала берем крупно,
затем филируем.
Слово ОНГ.
Звук в центре головы.
Берется ярко и постепенно исчезает через ноздри.
Так же можно брать слово
КИНГ.
III. Приёмы развития певческого голоса:
1)
упражнения на формирование смешанного типа звучания.
- По квинте на тпр движение вверх и вниз. Спокойно не давить, не
подталкивать. С тональности ля мажор малой октавы и до си мажор первой
октавы.
- Нэй, нэй, нэй. По мажорному трезвучию вверх. Соль мажор малой и до соль
мажор первой.
2)
упражнения на сглаживание регистров.
- Используем так называемый немой звук. Раскрываем ноздри. Нет
откровенного Н, кончик языка в спокойном положении. Кверху звук не
раздувать. Звук, как скулит щенок. Этот звук перетянуть на упражнение. С
небольшим глиссандо, как бы подвывая. Петь на интервал квинту, или октаву.
- Упражнение “Мартовский кот”. Поется октава вверх МЯЯЯ----ААА------У
А вверхняя нота октавы, У возвращаемся в исходную ноту.
3)
упражнения на развитие диапазона
-Мычим на согласную “М” на одном звуке от си малой октавы и по полутонам
вверх. Будим голос.
-А а А а А а Раскачка на большой секунде от си бемоля малой октавы.
- Немой звук по развернутому мажорному трезвучию вверх ( Ля-до#-до#-ми-
ми-ля;
вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) Чередуя легато и стаккато.
- Мажорный септаккорд в разложенном виде поется на УУУ и открывается на
верхнем вуке на А, раскачивается и спускается вниз на гласную АА, а тоника
внизу поется на У.
IV. Приёмы развития вокальных украшений:
1) Субтон- пение с придыханием. Теплый воздух в нижнюю челюсть. Сначала
воздух потом звук. ( Ля-до#-до#-ми-ми-ля;
вниз Ля-ми-ми-до#-до#-ля-ляяя) На
А. Призвук от воздуха получается ХА).
2) Фальцет. Вокальный прием головного регистра. Головной звук с воздухом.
Продуваем воздух в очень узкий звук. Слово Ветер с воздухом (фальцетом).
Протягивая звук и воздух “проводить” через рот.
С воздухом Уууу, Аааа (До#
четверть с точкой, си врсьмая, ля четверть в первой октаве).
3)
Вибрато.
Вибрато
заключается
в
колебании
тона
звука,
вызываемом
периодическим движением диафрагмы.
На
гласную И .
Темп постепенно
ускоряется. Упражнение поется почти на стаккато. До-ре, до-ре (четверти), до-
ре, до-ре, до-ре, до-ре(восьмые), доооооо (шестнадцатые).
Составитель. Лебедева И.В.