Напоминание

А.И. Куприн «Слон»


Автор: Елькина Светлана Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №5"
Населённый пункт: город Слободской Кировская область
Наименование материала: методическая разработка урока литературного чтения
Тема: А.И. Куприн «Слон»
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект

открытого

урока

литературного

чтения

по

теме

:

А.Куприн

«Слон».

Класс:

3

« Б » .

У ч и т е л ь :

Е л ь к и н а

С . А . УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности

Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие

задания, сочетая коллективную, парную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке;

способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции

П л а н и р уе м ы е

р е з у л ь т а т ы

Предметные:

научатся осуществлять

переход

с уровня событий

восприятия произведения к

пониманию главной мысли;

понимать, позицию какого

героя произведения

поддерживает автор,

находить этому

доказательства в тексте,

давать характеристику

героям, описывать

предметы, сравнивать

поведение героев в разных

Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют

произведение с ранее изученными, называя общее и

различное; находить в тексте доказательство к

утверждению, обобщать, анализировать прочитанное.

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения

(бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу

урока и в конце урока

удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на

уроке (с помощью листа самооценки и слоников: красный-

было всё понятно, комфортно, работой доволен, синий-

понял не всё, чувствовал себя не достаточно комфортно,

не всё успел );

коммуникативные: опираются на собственный

нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании

Личностные:

самостоятельно

выполняют задания

учителя; проявляют

интерес

к чтению различных книг

и самому процессу чтения

ситуациях, составлять

схемы.

событий, выполняют задания в группе.

О б р а зо ват е льны е

р е су р с ы : Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ

Технологии, 2008; портрет писателя; ; презентация, музыка Ф.Шопена, 3 класс; видеозаписи песен, музыкальных

произведений, карточки, схема-опора в виде «дерева предсказаний».

О р г а н и з а ц и о н н а я

с т р у к т у р а

у р о к а

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности

обучающегося

(осуществляемые

действия)

Формируемые

способы

деятельности

1

2

3

4

1.Организац

ия начала

урока

-Чтобы урок был удачным какими вы будете? (на доске первые

буквы)

У (умные)

Р(рассудительные)

О(общительные)

К(красноречивые)

Сообщают о

готовности

к уроку.

Определяют

самоготовность

(«настроен ли я

слушать учителя,

воспринимать

материал урока»)

Умеют слушать в

соответст-

вии с целевой

установкой,

принимают

и сохраняют

организационные

задачи

2.

Сообщение

темы и цели

урока.

3.Прогнозир

ование.

Загадка

Набирает воду носом

Будто шлангом и насосом

Ставьте зонтиков заслон

Всех сейчас окатит …(Слон)

-Прочитайте

1)по слогам орфографически

2)с ускорением

3)с грустной интонацией

4)с весёлой интонацией

-О ком сегодня пойдёт речь на уроке?( О слоне)

На слайде фотографии индийского и африканского слонов.

(У каждого на парте текст о слонах._(Читают цепочкой по 1

предложению).

-Какие вопросы можно задать по этому тексту своим

одноклассникам? (Посоветуйтесь в парах)

(Какой слон самый крупный?

Как может слон поднять маленькую былинку?)

-Как вы думаете на слайде слева какой слон изображён?

-Где он живёт? (Найдите у себя в атласах)

-Где можно встретить этот текст о слоне (в художественном

тексте или в энциклопедии?

-С каким произведением на прошлом уроке?

-Кто автор?

-А какой по стилю этот текст? (художественный)

-Как вы думаете, с какой целью Куприн написал этот рассказ?

Отвечают на

вопросы учителя .

Читают

цепочкой по 1

предложению).

Работают в парах

(показывают

объект в атласах)

Прогнозируют

результат работы

на уроке.

Отвечают на

вопросы учителя ,

ставят перед

Умеют слушать в

соответст-

вии с целевой

установкой.

Выражают своё

согласие или не

согласие с

утверждением

.

4Целеполага

ние.

5.Актуализа

ция опорных

знаний.

6Проверка

домашнего

задания(знан

ие текста)

Мы будем размышлять над эти м вопросом, работая с текстом,

рассуждать, думать, анализировать, сравнивать).

-Какие знания нам в этом помогут?

(Знание характеристики героев, знание текста, биография

писателя, сравнение их поступков и т.д.)

Физкультминутка .Игра «Да-нет»

Я буду говорить утверждение.Если верное- хлопок, нет- присели.

-К девочке приходил доктор Фёдор Иванович? (+)

-Девочка слабела с каждым днём?(+)

-Надя обрадовалась приходу слона?(+)

-Отец купил девочке фисташковый торт для слона?(+)

-Слона приводят ночью? (+)

-Принесли слону поднос с пирогами? (-)

-Слон был из зоопарка? (-)

-Хозяин слона француз? (-)

-Проснувшись утром, Надя попросила молочка? (+)

-Родители ради своего ребёнка готовы на любой поступок?(+)

Было мало ошибок- дома внимательно прочитали текст.

собой цель.

Выполняют

движения

Осуществляется

мотивация к успеху.

Выдвигают гипотезу

и обосновывают ее.

Самостоятельное

выделение и

формулировка

познавательной

цели.

Осуществляют

актуализацию

знаний.

Умеют слушать в

соответствии с

целевой установкой.

.

Читают хором

правила.

Обсуждают,

высказывают своё

мнение,

принимают общее

решение,

отвечают на

поставленный

вопрос.

7.Обобщение

и системати-

зация полу-

ченных зна-

ний (закреп-

ление)

-Сейчас поработаем в группах.(На слайде читают хором правила).

Команда-это значит вместе,

Команда- все за одного.

Здесь всё по совести и чести,

Здесь не обидят никого.

Здесь каждый своё дело знает

Работает на результат.

А если возникают споры,

Они решаются тотчас,

И никакие разговоры

Не отвлекут от дела нас.

Группы получают задания. Даётся время на подготовку.

1 группа Описать слона таким, каким его увидела Надя.

Опишите его, выбирая так как было у автора. Использование

презентации.

Выберите в описании слона слова автора. Слон оказывается

гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на

(картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже

(потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой.

Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги

толстые, как (брёвна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем

– то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших,

громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и

(лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие,

Принимают

и сохраняют цель и

задачу,

планируют свою

деятельность.

Дополняют по

существу.

поиск и

выделение

необходимой

информации.

крошечные), но умные и добрые.

2 группа Выделите, какие трудности встретились отцу Нади и

хозяину слона. ДОПИШИТЕ И РАССКАЖИТЕ. Использование

презентации.

Выбрали из комнат ………

В столовой……..

В дверях ………

Полы должны быть …..…….

Потолки……..

Чтобы провести по лестнице……..

Решили вести когда?......., потому что……….

В столовой……..

3 группа Соберите «рассыпавшиеся» пословицы. Объясните их

смысл. (Проверка на слайде)

4 группа Определите последовательность событий в рассказе

(перепутана логическая цепочка)

Ночное путешествие.(4)

Девочка больна.(1)

Папа в зверинце.(3)

Желание больной увидеть слона.(2)

В гостях.(5)

(Проверка на слайде)

5 группа Охарактеризовать героев рассказа (работа по таблице)

Выбрать из данных в таблице описаний главных героев верные

утверждения. Словесный конструктор.

Доказать.

Выводы:

Папа- любящий, заботливый, решительный, равнодушный

Надя - капризная, добрая, внимательная, мечтательная,

требовательная, гостеприимная

Слон – артистичный, непослушный, доброжелательный, умный

6 группа Составить синквейн про семью.

8.Итог урока

-Зачем Куприн написал этот рассказ?

(Чтобы мы задумались о том, что семья- это самые близкие для

нас люди. Родители готовы для здоровья и счастья своих детей на

любые поступки. Надо беречь друг друга и меньше огорчать

близких.)

Проверим синквейн, который составляла 6 группа.

(Семья

Заботливая дружная

Поддерживают, любят, заботятся

Семья помогла выздороветь Наде.

Крепость.)

Самооценка своей

деятельности.

Демонстрируют

понимание

поблемы, строят

речевые

высказывания.

9.Рефлексия

10.Домашнее

задание.

-Выберите любое предложение и выскажите своё мнение об уроке.

(Слайд)

-На уроке я учился…

-Мне было интересно…

-Мне было легко…

-Мне было неинтересно…

-Мне было трудно…

(На слайде)

1)прочитать отрывок по ролям (который понравился)

2)придумать способ как можно вывести слона из дома

3)придумать продолжение рассказа от лица Нади.

Определяют своё

эмоциональное

состояние на

уроке. Проводят

самооценку,

рефлексию.

Осознают,

принимают,

сохраняют

учебные задачи

Осуществляют

самоконтроль

учебной

деятельности,

дают самооценку

своей работе на

уроке, делают

выводы,

обобщают с

опорой на текст,

свой опыт.



В раздел образования