Напоминание

«Внедрение семейной оздоровительной программы спортивной направленности в рамках реализации Регионального инновационного проекта «Активный малыш» для детей раннего и младшего возраста»


Автор: Курченкова Ольга Викторовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: городской округ Электросталь, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «Внедрение семейной оздоровительной программы спортивной направленности в рамках реализации Регионального инновационного проекта «Активный малыш» для детей раннего и младшего возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Внедрение семейной оздоровительной программы спортивной направленности в

рамках реализации Регионального инновационного проекта «Активный малыш»

для детей раннего и младшего возраста»

Каждый ребенок уникален и неповторим.

И наша задача создать условия для раскрытия

его потенциала в физическом развитии.

Забота о физическом развитии и здоровье детей занимает приоритетные позиции, так

как

это

помогает

растить

личности

творческие,

гармонично

развитые,

активные

и

здоровые.

Поэтому,

физическому

воспитанию

принадлежит

одно

из

ведущих

мест

в

системе

воспитательно-образовательной

работы,

так

как

оно

способствует

разностороннему

развитию

ребенка,

совершенствованию

его

двигательной

сферы,

повышению

выносливости

и

развитию

физических

качеств,

улучшению

состояния

здоровья.

В

Муниципальном

дошкольном

образовательном

учреждении

«Детский

сад

17

комбинированного вида» городского округа Электросталь приоритетным направлением

является «Охрана жизни и укрепление физического здоровья воспитанников, приобщение

к ценностям здорового образа жизни».

С 2017 года в дошкольных учреждениях городского округа Электросталь внедряется и

реализовывается Муниципальная физкультурно-оздоровительная программа «Маугли» для

детей 4-7 лет. В результате проведенного мониторинга физической подготовленности

детей среднего возраста за три учебных года, занимающихся по программе «Маугли»,

нами

были

выявлены

недостаточно

сформированные

физические

качества

(скорость,

гибкость, выносливость, сила, координация движений).

Таким

образом,

в

нашем

дошкольном

учреждении

появилась

необходимость

целенаправленной работы с детьми раннего и младшего возраста по развитию физических

качеств через реализацию программы «Активный малыш» спортивной направленности (с

элементами спортивной гимнастики).

Цель программы:

развитие

физических

качеств

ребенка

для

дальнейшего

успешного

обучения

по

физкультурно-оздоровительной

программе

«Маугли»,

посредством

реализации

оздоровительной программы «Активный малыш» спортивной направленности (основы

спортивной гимнастики).

Задачи программы:

1. Создать условия, способствующие развитию физических качеств (гибкость, ловкость,

быстрота, сила, выносливость) у детей раннего и младшего возраста для дальнейшего

непрерывного

обучения

по

физкультурно-оздоровительной

программе

«Маугли».

2.Создание

системы

мониторинга,

обеспечивающей

комплексный

подход

к

оценке

промежуточных и итоговых результатов освоения детьми программы «Активный малыш».

3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу физического

воспитания

ребёнка

в

единстве

с

требованиями

педагога

и

учётом

индивидуальных

способностей ребёнка.

Программа «Активный малыш» создана в концепции развивающего обучения.

Технологии программы учитывают способности, навыки и умения, которые существуют у

ребенка на сегодняшний день, включающие способности ребенка, данные с рождения

(например,

гибкость)

и

предлагает

педагогические

методы

воздействия,

которые

позволяют реализовать задачи, навыки, умения при помощи взрослого.

Гимнастика

со

спортивной

направленностью имеет

целью

повышение

общей

физической подготовленности человека. В работе с детьми дошкольного возраста можно

применять только ее отдельные элементы.

Совместные занятия с родителями по программе «Активный малыш» способствуют

гармонизации отношений взрослых и детей, сближают их, позволяют ощутить радость от

совместной двигательной деятельности и установить эмоционально-тактильный контакт.

Ценность таких занятий заключается в том, что, родитель является личным тренером,

помощником,

партнером

для

собственного

ребенка,

помогает

ему

осваивать

гимнастические упражнения.

Тесное сотрудничество инструктора по физической культуре и родителей позволяют

повысить эффективность взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в плане

педагогического просвещения родителей по совершенствованию физических качеств у

детей раннего и младшего возраста.

Принимая во внимание возрастные физиологические особенности детей данного

возраста,

программа

«Активный

малыш»

уделяет

большое

внимание

формированию

правильной постановки стопы, укреплению голеностопного сустава, стимуляции кисти

рук и области лучезапястного сустава, укреплению мышц спины и становлению осанки.

В программе особое место уделено ее доступности для различных категорий здоровья и

физической подготовленности детей.

Процесс обучения начинается с того, что может ребенок выполнить на данном этапе, с

какой амплитудой и какой нагрузкой, плавно переходя и отмечая то, что становится

доступным на следующем этапе и т.д.

При таком подходе появляются возможности ускоренного перехода от широкого общего

физического образования к специализированным занятиям гимнастикой. Осваивая вначале

элементарные упражнения гимнастики, легко переходить к более сложным упражнениям и

комбинациям.

Программой предусмотрено регулярное обновление заданий с общей тенденцией к

росту нагрузок. Программа содержит комплексы различных упражнений по гимнастики,

акробатики.

По мере обновления упражнений становится богаче запас двигательных умений и

навыков,

благодаря

чему

ребенку

легче

осваивать

новые

формы

двигательной

деятельности и совершенствовать приобретенные ранее умения и навыки.

Наряду с усложнением упражнений должны возрастать (с учетом особенностей детей)

все

компоненты

физической

нагрузки.

Это

диктуется

закономерностями

развития

гибкости,

которая,

как

одно

из

важных

физических

качеств,

начинает

развиваться

в

дошкольном возрасте.

В начале 2018-2019 учебного года в ДОУ проводилось анкетирование родителей по

теме «Физическое развитие детей в раннем возрасте и младшем возрасте» с целью:

-выявить уровень знаний родителей по вопросам физического развития детей раннего

младшего возраста,

- выявить уровень педагогических и специальных знаний родителей, необходимых для

организации физического воспитания в семье.

В анкетировании приняли участие 60 родителей детей раннего и младшего возраста.

Как показал опрос, родители недостаточно компетентны в вопросах физического развития

ребенка. Результат опроса показал, что только 25% семей имеют необходимый спортивный

инвентарь, 52% из опрошенных семей имеют только частичный инвентарь, такой как

мячи, кегли, обруч, скакалки, остальные 23% не имеют ничего. Этого недостаточно, так

как для разностороннего физического развития необходимы приспособления и предметы,

помогающие развивать у ребенка силу, быстроту, выносливость, ловкость, меткость и так

далее. При покупке игрушек родители отдают предпочтение настольным или сюжетным

играм, а не спортивному инвентарю.

Взрослые практически не участвуют в прогулках и подвижных играх детей после

детского

сада.

Многие

взрослые

убеждены,

что

дети

должны

играть

на

улице

самостоятельно, они не осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое

малое участие родителей в их подвижной деятельности.

Вывод: Условия, в которых ребенок живет в семье, имеют не менее существенное

значение для формирования его здоровья, чем условия его пребывания в детском саду.

Обобщение материалов исследования, по данным анкетного опроса родителей, позволило

оценить качество соблюдения режима дня и проведения физкультурно-оздоровительных

мероприятий в семье. Было отмечено, что вопрос физического воспитания во многих

семьях решается достаточно успешно. Однако в ряде случаев для укрепления здоровья и

развития детей не созданы все необходимые условия. Проблема укрепления здоровья

ребенка

в

семье

должна

занимать

важнейшее

место

в

числе разнообразных

воспитательных мер, которые используют родители.

Важнейшим

условием

полноценного

развития младших дошкольников является

достаточная двигательная активность в течение всего дня. Развитие навыков здорового

образа

жизни

происходит,

как

правило,

не

самопроизвольно,

а

в

процессе

систематического, целенаправленного воспитания и образования.

На

основании

анкетирования

была

разработана

последующая

работа

с

родителями и детьми:

1.Довести до сведения родителей значение совместных занятий по программе «Активный

малыш» для укрепления здоровья и развития физических качеств.

2.Провести

консультации

на

темы:

«Эффективность

взаимодействия

педагогов

и

родителей

по

вопросам

физического

воспитания

в

рамках

реализации

программы

«Активный

малыш»,

«Осуществление

индивидуального

подхода

к

детям

раннего

и

младшего

возраста

на

занятиях

по

программе

«Активный

малыш»,

«Влияние

гимнастических упражнений на физическое развитие детей раннего и младшего возраста в

рамках реализации программы «Активный малыш» с целью обратить внимание родителей

на уровень физического развития и здоровья их детей.

3.Дать рекомендации по приобретению спортивного инвентаря для занятий в домашних

условиях.

Одним

из

главных

показателей,

влияющих

на

физического

развития

детей

дошкольного возраста является организация предметно–пространственной развивающей

среды, созданной в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Современный детский сад – это место, где ребенок накапливает опыт широкого

эмоционально - практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее

значимых

для

его

развития

сферах

жизни.

Развивающая

среда

является

источником

развития двигательных навыков дошкольников.

С внедрением в ДОУ программы «Активный малыш» спортивной направленности для

детей раннего и младшего возраста в рамках региональной инновационной площадки

возникла

необходимость

проанализировать п р е д м е т н о

- пространственную

развивающую среду в группах раннего и младшего возраста.

Поэтому в календарный план реализации инновационного проекта «Активный малыш»

2018-2021

учебного

года

были

включены

задачи

по

совершенствованию предметно-

пространственной развивающей среды в группах раннего и младшего возраста:

- анализ соответствия имеющейся материально-технической базы;

-изучение рынка современного спортивного оборудования для реализации программы

«Активный малыш»;

-составление перечня необходимого оборудования для реализации инновационного

проекта «Активный малыш».

-закупка

оборудования

для

проведения

занятий

с

детьми

раннего

и

младшего

дошкольного возраста по программе «Активный малыш»: спортивно - гимнастический

комплекс для занятий на улице, оборудование для групповых помещений.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного

подхода.

После

проведенного анализа

организации

предметно-пространственной

развивающей среды в 2018 году в группах раннего и младшего возраста, можно сделать

следующие выводы, что на текущий момент:

-отсутствует спортивное оборудование на улице для занятий по программе «Активный

малыш» для детей раннего и младшего возраста.

-недостаточно

укомплектовано

оборудование

в

групповых

помещениях

с

учетом

гигиенических, педагогических и эстетических требований.

В

течение

2019-2020

учебного

года

было приобретено спортивное оборудование для

занятий на улице по программе «Активный малыш» для детей раннего и младшего

возраста, доукомплектовано оборудование в спортивный зал и физкультурные уголки

групп раннего и младшего возраста.

Планируемые результаты освоения Программы «Активный малыш» соотнесены к

целевым ориентирам ФГОС ДО образовательной области «Физическое развитие» для

раннего

и

младшего

возраста,

которые

должны

выступать

гарантом

и

основанием

преемственности

программы

«Активный

малыш»

и

физкультурно-оздоровительной

программы «Маугли».

Знания и навыки, полученные в результате освоения программы «Активный малыш»,

являются базой - фундаментом последующего обучения по физкультурно-оздоровительной

программе «Маугли».



В раздел образования